Ирландская «Бастилия»: репортаж из одной из самых страшных тюрем Западной Европы

 
141
21 мая 2016 в 8:00
Автор: darriuss. Фото: Влад Борисевич

На рубеже XVIII—XIX веков уже подходившая к неминуемому концу эпоха Просвещения докатилась и до британских тюрем. В островном королевстве внезапно решили, что и заключенные, несмотря на их преступления, достойны человеческого отношения. Под влиянием этой идеи на окраине Дублина в течение 10 лет была возведена новая образцово-показательная тюрьма. Однако вскоре оказалось, что благими намерениями, как обычно, была вымощена дорога в ад. Через пенитенциарное учреждение за 130 лет его существования прошло 150 000 человек, и их жизнь там никак нельзя было назвать приятной. Корреспонденты Onliner.by побывали в Килмэнхем Гаол, одной из самых страшных тюрем Западной Европы.

Дублин — не Лондон. Это относительно небольшой город с ограниченным набором достопримечательностей, и Килмэнхем Гаол в их ряду занимает видное место. Данный факт необходимо учитывать при визите сюда: скорее всего, в очереди на вход вам придется провести больше часа. Осмотр бывшей тюрьмы возможен только в составе организованных групп, сопровождаемых гидом, зато его стоимость по меркам Британских островов не может не радовать. Практическое знакомство с историей застенков, где сидело за решеткой в темнице сырой немало ирландских орлов, обойдется вам всего в 8 евро со взрослого человека.

В 1782 году комитет ирландского парламента озаботился состоянием дел в единственной дублинской тюрьме. Депутаты неожиданно для себя выяснили, что арестанты находятся в антисанитарных условиях, в микроскопических камерах, многие из которых расположены ниже уровня земли. Больше же всего их возмутило, что благодаря этому узники могут через окна свободно получать передачи с воли, в том числе и алкоголь. «Заключенные находятся в состоянии непрерывного алкогольного опьянения», — с недоумением констатировал парламентский отчет. После 4 лет обсуждения проблемы возникло решение: построить новую тюрьму, лишенную недостатков предшественницы.

Монументальное здание из гранита и известняка возводили целое десятилетие. В 1796 году оно наконец гостеприимно распахнуло свои врата на вершине холма Гэллоус. Считалось, что эта площадка позволит решить проблемы с затоплением подвальных помещений учреждения, и к тому же воздух там казался здоровее: в Великобритании (частью которой тогда была Ирландия) наступили времена, когда здоровье заключенных перестало быть переменной, которую можно было не принимать в расчет.

В центральной части комплекса жили охранники с семьями, в двух крыльях находились собственно камеры. По периметру здание было обнесено толстой стеной, исключавшей возможность общения преступников с внешним миром и их алкогольную интоксикацию.

Образцово-показательной тюрьма задумывалась лишь по тем временам: в окнах были только решетки без стекол, что в условиях местного климата само по себе превращало пребывание в камерах в пытку. К тому же никакого центрального освещения и отопления внутри них не было до середины XIX века: раз в две недели каждой комнате выдавалась обычная свеча, которой, естественно, на 14 дней не хватало ни при каких обстоятельствах. В качестве канализации выступали металлические горшки.

Лишь в начале 1860-х годов восточное крыло было полностью заменено новым корпусом, организованным в соответствии с принципами викторианской эпохи. Это был образец так называемого паноптикона, идеальной тюрьмы, проект которой был разработан английским философом Иеремией Бентамом.

Пространство внутри паноптикона было организовано таким образом, что всего лишь один охранник из центральной части первого этажа мог видеть все камеры (в случае с Килмэнхемом их 96 штук) одновременно. При этом сами арестанты видеть тюремщика не могли. Считалось, что в такой ситуации, под угрозой постоянного контроля, не зная, наблюдают ли за ними в каждый конкретный момент, заключенные будут все время вести себя примерно.

Внутренний зал перекрыт стеклянным фонарем, что, помимо утилитарной функции освещения, несло и важную идеологическую составляющую. За решетками Гаола во второй половине XIX века вступала в расцвет морализаторская викторианская эра. Вдохновившись ярким дневным светом, преступники должны были охотно вставать на путь исправления, тем более что любое общение между ними было строжайше запрещено. Проводя 23 из 24 часов в одиночестве, заключенные посвящали свободное время изучению Библии и раскаянию в собственных грехах. Такова была идея, оказавшаяся в конечном итоге утопичной, как и многие другие попытки философов реализовать свои прожекты на практике.

Килмэнхем большую часть своей истории был перенаселен, что отправило задумку одиночного содержания на свалку. В камерах, рассчитанных на относительно комфортное пребывание одного арестанта, содержалось до пяти человек одновременно. Результатом стала все та же скученность, антисанитария, эпидемии болезней, с которыми строительство нового здания и призвано было бороться. На данное обстоятельство оказали свое влияние два фактора.

Первым из них стало превращение этой тюрьмы в перевалочную базу на пути заключенных на Край Света. В 1788 году британской колонией стала Австралия. Огромный, практически незаселенный континент отчаянно нуждался в дешевой рабочей силе. Таковой стали каторжники из метрополии, ссылавшиеся туда обычно на 7, 14 лет или пожизненно. Англия, лишившись своих американских колоний, убивала сразу двух зайцев: фактически бесплатно осваивала новые территории и надежно избавлялась от антисоциальных элементов.

Перед тем как погрузиться на тюремные суда в портах Дублина или Корка, многие ирландские ссыльные проходили через Килмэнхем. Если они выживали там, то отправлялись возделывать поля Австралии, где в большинстве случаев и оставались.

Второй причиной превращения Гаола в ад стал Великий голод в Ирландии 1845—49 годов. После открытия тюрьмы основным ее контингентом были обычные должники. Компанию им составляли грабители, насильники, убийцы, «самогонщики», фальшивомонетчики и душевнобольные (в те годы многие психические расстройства «лечились» заключением в обычные тюрьмы). После катастрофических событий второй половины 1840-х годов Килмэнхем переполнили голодающие.

Кто-то из них попадал туда воруя еду, но значительный процент составляли и люди, идущие на преступления исключительно с целью получения гарантированного питания. Ситуация была настолько трагической, что перспектива есть хлеб, кукурузу и молоко за решеткой казалась им привлекательнее личной свободы, которая была чревата возможной голодной смертью на улице.

В Килмэнхеме содержались мужчины, женщины и дети. Взрослых, кроме тягот, связанных с содержанием в нечеловеческих условиях, ждал и принудительный труд. Женщины занимались стиркой в подвальных помещениях комплекса, мужчины обрабатывали камни во внутреннем дворе. Лучшим временем суток считалась часовая прогулка. Детей, приговоренных к срокам свыше двух недель, ждали школьные занятия, которые проводил священник из тюремной часовни.

При этом мужчин содержали в паноптиконе, новом, более-менее комфортабельном корпусе 1862 года. Женщинам же, в том числе с грудными детьми, приходилось прозябать в темных холодных камерах старого здания конца XVIII века.

Абсолютное большинство из 150 000 заключенных, прошедших через стены Килмэнхема, составляли обычные люди, по тем или иным причинам нарушившие закон. Однако за 130 лет существования тюрьмы здесь побывало и немало известных ирландцев из числа борцов за независимость страны. Для кого-то из них Гаол стал лишь кратким эпизодом, для кого-то — последним пристанищем. Особенную известность приобрела группа политических деятелей, поднявшая в 1916 году Пасхальное восстание против британцев. В разгаре была Первая мировая война, которой и хотели воспользоваться инициаторы революции. Поступили с ними по законам военного времени.

Военный трибунал после подавления восстания приговорил 15 его организаторов к расстрелу. Смертников, попавших в Килмэнхем, некогда вешали прямо перед входом в тюрьму. Ирландских же республиканцев расстреляли во внутреннем дворе, и это место, ставшее знаковым в истории страны, ныне отмечено черным крестом. Именно так выглядит точка бифуркации, определившая вектор развития будущего государства. Столь жестокая по меркам Великобритании XX века расправа уверенно склонила симпатии населения Ирландии в сторону независимости. Она была получена спустя всего 6 лет, в 1922 году.

Килмэнхем был закрыт вскоре после этого, хотя переругавшиеся республиканцы еще успели пострелять здесь и друг друга. В 1929 году тюрьму окончательно вывели из эксплуатации, после чего для нее настали долгие десятилетия запустения. Лишь в 1971-м, после нескольких лет реставрации силами группы энтузиастов, она вновь приняла гостей, на этот раз уже только добровольцев. В первую очередь для современных ирландцев это национальный монумент, место, где в жутких условиях потом и кровью ковался суверенитет их страны. Однако приезжают сюда и иностранные туристы: австралийцы изучают, откуда их предки уезжали на далекий континент, ставший им второй родиной, американцы — где от голода умирали их родственники, которым не повезло оказаться за океаном. Остальным Килмэнхем Гаол будет интересен как памятник человеческим страданиям и воплощенное в камне преступление и наказание.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: darriuss. Фото: Влад Борисевич
Чтобы оставить свое мнение, необходимо войти или зарегистрироваться
ОБСУЖДЕНИЕ
21.05.2016 в 8:02
По сравнению с нашей Володаркой - это пионерский лагерь...
21.05.2016 в 8:02
Страшно,аж жуть!
21.05.2016 в 8:03
Жалко что сегодня нет самого главного читателя darriussа, придётся мне отдуваться.
Спасибо Дарриусу за интересный репортаж.
21.05.2016 в 8:05
Все как всегда на высоте
21.05.2016 в 8:06
Интересный репортаж, спасибо
21.05.2016 в 8:07
В любой тюрьме, предполагаю, что страшно...
21.05.2016 в 8:08
По сравнению с нашей Володаркой - это пионерский лагерь...
"Вован28061983":

ни дай бог там никому оказаться..
21.05.2016 в 8:08
У нас до сих пор так!
21.05.2016 в 8:09
А у нас вместо тюрьмы - чинушей в колхозы на перевоспитание отправляют...
21.05.2016 в 8:11
Попасть в тюрьму, чтобы поесть? трындец
21.05.2016 в 8:11
Страшно,аж жуть!
"fogast":

Бастилия по сравнению с Гулагом это детский сад или курорт....
21.05.2016 в 8:12
А у нас вместо тюрьмы - чинушей в колхозы на перевоспитание отправляют...
"Вован28061983":

вы думаете это мне дали 15 суток....нет это нам с вами дали 15 суток...
21.05.2016 в 8:14
Попасть в тюрьму, чтобы поесть? трындец
"Remmoto":

не зарекайся
21.05.2016 в 8:15
По сравнению с нашей Володаркой - это пионерский лагерь...
"Вован28061983":

Знаете не понаслышке?
21.05.2016 в 8:17
Попасть в тюрьму, чтобы поесть? трындец
"Remmoto":

не зарекайся
"1926967":

так потому и трындец
21.05.2016 в 8:17
Не дай бог попасть в такие места .
21.05.2016 в 8:19
Володарку тоже пора в музей превратить и водить туда чиновников на экскурсии!!!!
21.05.2016 в 8:21
В любой тюрьме, предполагаю, что страшно...
"SOLDYK":

ошибаетесь
21.05.2016 в 8:23
В любой тюрьме, предполагаю, что страшно...
"SOLDYK":


Скажите это Брейвику, у которого тюрьма как квартира и даже компьютер свой есть
21.05.2016 в 8:23
Ребята,приедьте к нам на экскурсию и будете приятно удивлены!!!)))
"FuckeR81":

К вам, это куда? Точный адрес, вплоть до камеры.
21.05.2016 в 8:25
По сравнению с нашей Володаркой - это пионерский лагерь...
"Вован28061983":

Бастилия долгое время существовала как VIP привилегированная тюрьма, рассчитанная на 42 персоны.
21.05.2016 в 8:41
Несвобода - это конечно, жуть.
21.05.2016 в 8:45
Самые страшные были в ссср
21.05.2016 в 8:50
Зашел только ради статуи...
21.05.2016 в 8:52
Всегда самые интересные статьи у Дариуса!!!
21.05.2016 в 8:57
О! Этож карта из Left for Dead!
21.05.2016 в 8:58
https://content.onliner.by/news/2016/05/original_size/25e0e914b2cf3a9e91f8cdafc634f460.jpg
это же мой подъезд
21.05.2016 в 9:12
Страшное место.
21.05.2016 в 9:13
По сравнению с нашей Володаркой - это пионерский лагерь...
"Вован28061983":

А вы там были смотрю, бывалый.
21.05.2016 в 9:17
В этой статье неуважение к ирландцам, боровшимся за независимость от Британской империи и погибшим в этой тюрьме.
21.05.2016 в 9:18
Даешь статью по форт Баярд
21.05.2016 в 9:22
Опять Ирландия?! Больше стран нет рассказать о которых? Кто там от Онлайнера побывал - отпишись сразу.
21.05.2016 в 9:26
По сравнению с нашей Володаркой - это пионерский лагерь...
"Вован28061983":

Чел не знает предмета. Сравнивать надо с Американкой.
Очень похоже и не страшнее.
21.05.2016 в 9:31
Вован28061983, согласен)))
21.05.2016 в 9:34
По сравнению с нашей Володаркой - это пионерский лагерь...
"Вован28061983":

Знающий человек видно говорит!!!
21.05.2016 в 9:34
Володарку тоже пора в музей превратить и водить туда чиновников на экскурсии!!!!
"Slawa_K":

Так они по очереди и ходят.
21.05.2016 в 9:46
как они из нее еще отель не сделали?
21.05.2016 в 9:59
Жалко что сегодня нет самого главного читателя darriussа, придётся мне отдуваться.
Спасибо Дарриусу за интересный репортаж.
"Алекснеалекс":

Еще придётся мне отдуваться перед самым главным читателем Дарриуса за его "личный комент":)))
21.05.2016 в 10:18
Спасибо,интересная статья-ждём продолжения публикаций на эту же тему
21.05.2016 в 10:18
По сравнению с нашей Володаркой - это пионерский лагерь...
"Вован28061983":


Володарки нет уже давным давно. И там поспокойнее было. Абы ляпнуть
21.05.2016 в 10:19
По сравнению с нашей Володаркой - это пионерский лагерь...
"Вован28061983":

не правда, лишь бы ляпнуть что нибудь
21.05.2016 в 10:22
Тоже мне ужас, у нас некоторые больницы так выглядят.
"vasa1111":
сделай репортаж о таких больницах, чтобы не быть голословным
21.05.2016 в 10:28
По сравнению с нашей Володаркой - это пионерский лагерь...
"Вован28061983":


Вы на Володарке частый гость???
21.05.2016 в 10:39
В плане примера преступления и наказания лучше бы подошел Освенцим, где людей убивали даже не за преступления, а за принадлежность к расе/национальности/религии
21.05.2016 в 11:20
культурненько))
21.05.2016 в 11:33
По сравнению с нашей Володаркой - это пионерский лагерь...
"Вован28061983":

Чел не знает предмета. Сравнивать надо с Американкой.
Очень похоже и не страшнее.
"Physic":

Намного страшней. В первую очередь из-за климата и материала стен.
21.05.2016 в 11:37
сделайте репортаж из белорусской тюрьмы
21.05.2016 в 12:08
В любой тюрьме, предполагаю, что страшно...
"SOLDYK":

Брейвик сейчас наверняка улыбается с ваших слов, поигрывая на Плейстейшн. А когда ему надоест - попросит себе X-Box
21.05.2016 в 12:24
Хорошее место посидеть подумать.
21.05.2016 в 12:40
По сравнению с нашей Володаркой - это пионерский лагерь...
"Вован28061983":


Бывалый?
21.05.2016 в 12:48
По сравнению с нашей Володаркой - это пионерский лагерь...
"Вован28061983":


Глупость за глупостью ступает.
21.05.2016 в 13:03
По сравнению с нашей Володаркой - это пионерский лагерь...
"Вован28061983":

Знаете не понаслышке?
"demona":

сомневаюсь что он что то знает .... не писал бы ерунду
21.05.2016 в 13:06
ту мач фотос
21.05.2016 в 13:13
странно, что надписей на русском нету
21.05.2016 в 13:14
Хороший пример для Минского замка. Вот вам ответ, как привлечь туристов.
21.05.2016 в 13:16
Для того времени вполне современная и гуманная тюрьма, результатом чего было перенаселение. Не раскрыта тема порядков в то время - взаимоотношения между заключёнными, отношение надзирателей, распространённые сроки заключения.
21.05.2016 в 13:30
Про володарку сделайте репортаж. И интервью с Чижом... Вот это будет сенсация.
21.05.2016 в 14:00
Вован28061983, ты там был?
21.05.2016 в 14:01
Orloffe, а причём Чиж до Володарки?
21.05.2016 в 14:05
По сравнению с нашей Володаркой - это пионерский лагерь...
"Вован28061983":

не знаю и надеюсь не узнать никогда в жизни, ни в этой ни в следующих
21.05.2016 в 14:10
[
Страшно,аж жуть!
"fogast":

Бастилия по сравнению с Гулагом это детский сад или курорт....
"vasuhih":

Не путайте лагерь с тюрьмой
21.05.2016 в 14:19
По сравнению с нашей Володаркой - это пионерский лагерь...
"Вован28061983":

Был там? Или абы ляпнуть?
21.05.2016 в 14:43
А в Восточной Европе- это Мы, вся Беларусь (((
21.05.2016 в 14:53
В любой тюрьме, предполагаю, что страшно...
"SOLDYK":


Скажите это Брейвику, у которого тюрьма как квартира и даже компьютер свой есть
"C@RTM@N":

В любой тюрьме, предполагаю, что страшно...
"SOLDYK":

Брейвик сейчас наверняка улыбается с ваших слов, поигрывая на Плейстейшн. А когда ему надоест - попросит себе X-Box
"Штырёк":

2 марта 2016 года Генеральная прокуратура Норвегии обнародовала заявление Андреса Брейвика о том, что он подал иск на правительство Норвегии в ЕСПЧ по причине "бесчеловечных условий" тюрьмы в Норвегии. Брейвик утверждает, что условия содержания в тюрьме являются "бесчеловечными" и "унизительными", а также противоречат Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод
21.05.2016 в 15:12
Ну для европы может это и страшное место, как для нас,,, у половины населения в подъезде страшнее.
21.05.2016 в 15:12
По сравнению с нашей Володаркой - это пионерский лагерь...
"Вован28061983":

А ты там был?
21.05.2016 в 15:15
По сравнению с нашей Володаркой - это пионерский лагерь...
"Вован28061983":

Был там? Или абы ляпнуть?
"S.R.V.":

Я был. Подтверждаю, что изображенное в статье - пионерлагерь в сравнении с Володаркой.
21.05.2016 в 15:16
Самые страшные были в ссср
"vladgavrilenko":

Самые бомжовные
21.05.2016 в 15:18
По сравнению с нашей Володаркой - это пионерский лагерь...
"Вован28061983":

проверял!!!
21.05.2016 в 15:21
Никогда не пойму романтики и идеализации тюрем
21.05.2016 в 15:23
По сравнению с нашей Володаркой - это пионерский лагерь...
"Вован28061983":

пионерского ничего не увидел
21.05.2016 в 15:58
Кто не был - тот будет, кто был - тот не забудет...
21.05.2016 в 16:23
Съездите в тюрьму КГБ в Вильнюсе. Вот там страшно!
21.05.2016 в 16:38
По сравнению с нашей Володаркой - это пионерский лагерь...
"Вован28061983":

А вы там были смотрю, бывалый.
"Taxman":

Снял с языка...
Бывалый.?
21.05.2016 в 16:41
По сравнению с нашей Володаркой - это пионерский лагерь...
"Вован28061983":

Ты что и там и там был?:)
21.05.2016 в 16:49
sp00ner, попади да посмотри
21.05.2016 в 17:07
По сравнению с нашей Володаркой - это пионерский лагерь...
"Вован28061983":

Что за Володарка?
Один я не знаю что это?
21.05.2016 в 17:07
По сравнению с нашей Володаркой - это пионерский лагерь...
"Вован28061983":

Что за Володарка?
Один я не знаю что это?
"mr.grebec":

В нете нету инфы, гуглил.
21.05.2016 в 17:09
Кто не был - тот будет, кто был - тот не забудет...
"sergey19822006":

Неее, меня на зоне не будет.
Голова есть.
21.05.2016 в 17:54
По сравнению с нашей Володаркой - это пионерский лагерь...
"Вован28061983":


Володарки нет уже давным давно. И там поспокойнее было. Абы ляпнуть[/quo
21.05.2016 в 18:04
Володарка это пионерский лагерь по сравнению с СИЗО-2 Жодино, там тебе и камеры (больничка) в подвальном помещении с плесенью и сыростью и туберкулезники соседи всегда рады на тебя кашлянуть. Сизый дым от сигарет что соседа не видно. Вытяжка никогда не включается. Окна через которые и солнца не видно, а про толчок совмещенный с умывальником отдельная история. Вода ледяная которая тебя согреет в любой мороз так как из за сквозняков там всегда тепло и т.д. Так что условия содержания в постсоветских странах желает лучшего.!!!
21.05.2016 в 18:05
А тюрьме КГБ до сих пор на ведро ходят- это в 21 веке.
21.05.2016 в 18:14
оказывается прочтя комментарии, половина комментаторов-троллей уже побывало на "володарке"
хорош, контингент
21.05.2016 в 18:29
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BF%D1%8F%D1%82%D0%B0%D0%BA
21.05.2016 в 18:47
Больше похож на замок!!! С совецкими тюрьмами несравнить.
21.05.2016 в 18:47
Володарка это пионерский лагерь по сравнению с СИЗО-2 Жодино, там тебе и камеры (больничка) в подвальном помещении с плесенью и сыростью и туберкулезники соседи всегда рады на тебя кашлянуть. Сизый дым от сигарет что соседа не видно. Вытяжка никогда не включается. Окна через которые и солнца не видно, а про толчок совмещенный с умывальником отдельная история. Вода ледяная которая тебя согреет в любой мороз так как из за сквозняков там всегда тепло и т.д. Так что условия содержания в постсоветских странах желает лучшего.!!!
"zagorec":

А тюрьме КГБ до сих пор на ведро ходят- это в 21 веке.
"zagorec":

Я в шоке...
Вот бы на экскурсию сходить в эти тюрьмы.
21.05.2016 в 19:00
ХехехеxD
Прямо как на володарке. Почти такие же камеры xD да и сами стены...
Так что и ходить далеко ненужно
21.05.2016 в 19:23
В любой тюрьме, предполагаю, что страшно...
"SOLDYK":


Скажите это Брейвику, у которого тюрьма как квартира и даже компьютер свой есть
"C@RTM@N":

В любой тюрьме, предполагаю, что страшно...
"SOLDYK":

Брейвик сейчас наверняка улыбается с ваших слов, поигрывая на Плейстейшн. А когда ему надоест - попросит себе X-Box
"Штырёк":

2 марта 2016 года Генеральная прокуратура Норвегии обнародовала заявление Андреса Брейвика о том, что он подал иск на правительство Норвегии в ЕСПЧ по причине "бесчеловечных условий" тюрьмы в Норвегии. Брейвик утверждает, что условия содержания в тюрьме являются "бесчеловечными" и "унизительными", а также противоречат Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод
"SOLDYK":


Ага. А суть этого иска какая? Он их там нагибает, как хочет. Иск подавал, что ему общаться с людьми запрещают. Говорил, что это бесчеловечно и унизительно, а убить 77 человек - вполне себе нормально. И получить за это всего 21 год проживания в трехкомнатной квартире с собственным тренажерным залом.
21.05.2016 в 19:24
Кто не был - тот будет, кто был - тот не забудет...
"sergey19822006":

Неее, меня на зоне не будет.
Голова есть.
"mr.grebec":


Есть человек, статья найдется. Голова тут не имеет никакого отношения
21.05.2016 в 19:32
А какой лофт! Все дизайнеры, кусают локти! Особенно одиночка хороша, как кухня у другана.
21.05.2016 в 19:59
Володарка это пионерский лагерь по сравнению с СИЗО-2 Жодино, там тебе и камеры (больничка) в подвальном помещении с плесенью и сыростью и туберкулезники соседи всегда рады на тебя кашлянуть. Сизый дым от сигарет что соседа не видно. Вытяжка никогда не включается. Окна через которые и солнца не видно, а про толчок совмещенный с умывальником отдельная история. Вода ледяная которая тебя согреет в любой мороз так как из за сквозняков там всегда тепло и т.д. Так что условия содержания в постсоветских странах желает лучшего.!!!
"zagorec":

СИЗО-2 это Витебск, на минуточку.
21.05.2016 в 19:59
Кто не был - тот будет, кто был - тот не забудет...
"sergey19822006":

Неее, меня на зоне не будет.
Голова есть.
"mr.grebec":


Есть человек, статья найдется. Голова тут не имеет никакого отношения
"C@RTM@N":

пускай мальчик себя утешает, что живет в правовом государстве, не рушите иллюзии)
21.05.2016 в 20:00
оказывается прочтя комментарии, половина комментаторов-троллей уже побывало на "володарке"
хорош, контингент
"wolfmaxblr111":

я бывал и в володарке, и в американке. чем контингент не устраивает вообще?
21.05.2016 в 20:04
Вован28061983, Откуда такое познание и сравнение? Бывали там?
21.05.2016 в 20:45
Изучение Библии иногда действительно приводит к раскаянию в собственных грехах.
21.05.2016 в 20:57
Лучший репортаж
21.05.2016 в 21:54
санаторий
21.05.2016 в 23:08
Норвежцам не долго осталось радоваться своим и благополучными тюрьмами,скоро примут пару тысяч чебуреков из Африки и Ближнего востока и будет как в в Дании и Бельгии,не дай бог европейцу попасть в местные тюрьмы где заправляют мусульмане.
22.05.2016 в 0:54
ужас!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
22.05.2016 в 0:56
По сравнению с нашей Володаркой - это пионерский лагерь...
"Вован28061983":

А Вы,похоже,завсегдатый?
22.05.2016 в 7:16
По сравнению с нашей Володаркой - это пионерский лагерь...
"Вован28061983":

бывалый????
22.05.2016 в 8:00
как они из нее еще отель не сделали?
"1554252":

и не сделают
22.05.2016 в 8:14
Везде из тюрем делают памятники......у нас-наоборот.
22.05.2016 в 8:35
пионерлагерь!!! вы в кресты или бутырку сводите их)
22.05.2016 в 9:45
По сравнению с нашей Володаркой - это пионерский лагерь...
"Вован28061983":

Был там, знаешь с чем сравнить?))
22.05.2016 в 9:46
По сравнению с нашей Володаркой - это пионерский лагерь...
"Вован28061983":

Был там? Или абы ляпнуть?
"S.R.V.":

Я был. Подтверждаю, что изображенное в статье - пионерлагерь в сравнении с Володаркой.
"s_33":
Эта валадарка детский лагерь по сравению с Гродненской тюрьмой.
22.05.2016 в 9:47
Кто не был - тот будет, кто был - тот не забудет...
"sergey19822006":

Неее, меня на зоне не будет.
Голова есть.
"mr.grebec":


Не зарекайся.
22.05.2016 в 10:06
Жутко. Особенно этот крест.
22.05.2016 в 10:18
Не то место для экскурсий. Платят чтоб тюрьму посмотреть, скучно жить.
22.05.2016 в 10:56
В любой тюрьме, предполагаю, что страшно...
"SOLDYK":


Скажите это Брейвику, у которого тюрьма как квартира и даже компьютер свой есть
"C@RTM@N":

Компьютер, playstation и прочие прелести. И при этом он умудряется выигрывать суды из-за того, что у него устаревшая playstation, и что еду ему разогревают в микроволновке.....
22.05.2016 в 10:59
Страшная? Как по мне так очень красивая.
22.05.2016 в 12:10
гЫ) вот так цырк ! Володарки пачти нет, стары корпус закрыт , для фармазонов т.е спикулей комерческие хаты есть, в растрельном подвале с с 4 по 18 хату..уже тольк растрельные сидят начиная с 10, раньшь почти как кича была с 4 по 9, прожарки бывали есле в двойник т.е хата на 2 щконки мусора закатывали по 8 челов, пример 75 хата под 5 кичей...) сча там угол башни отвалился, прогулочные дворы часть как колодцы, так шо один пшик остался..от Горки ! Жодино там ..прожарка везде ! так шо крадите с умом !..))
22.05.2016 в 12:13
Не страшнее чёрного дельфина
22.05.2016 в 12:19
Они наши тюрьмы не видели, они страшнее, отношение скотское и мы их не закрываем
22.05.2016 в 12:31
Камеры в стиле "лофт" ))
22.05.2016 в 12:42
то чувство, когда тюрьма внешне красивее, чем половина архитектуры всей Беларуси
22.05.2016 в 12:50
Карандиру еще страшнее тюрьма
22.05.2016 в 12:50
После Володарки Килмэнхем покажется курортом
22.05.2016 в 12:57
Cherifff,
По сравнению с нашей Володаркой - это пионерский лагерь...
"Вован28061983":

А вы там были смотрю, бывалый.
"Taxman":

Снял с языка...
Бывалый.?
"Cherifff":

К сожалению в Беларуси много бывалых, как и среди коментаторов onliner_a
22.05.2016 в 13:54
Пфффф.Дык это жи музей ! Вы покажите на всю Европу ДЕЙСТВУЮЩИЕ тюрьмы Беларуси ,чтобы у всегда "проявляющих озабоченность" европейцев не было никаких иллюзий по поводу режима в РБ !
22.05.2016 в 15:57
Наши и российские до сих пор хуже!
22.05.2016 в 18:10
В любой тюрьме, предполагаю, что страшно...
"SOLDYK":

ошибаетесь
"Lappo76":

Ох уж эти норвежские тюрьмы =))
22.05.2016 в 20:07
По сравнению с нашей Володаркой - это пионерский лагерь...
"Вован28061983":

ты там был ?
22.05.2016 в 20:24
Историческая ценость скоро будет
22.05.2016 в 23:14
Покажите наши действующие тюрьмы, пожалуйста!
23.05.2016 в 0:43
мало чем отличается от Гродненской СТ-1, говорю не понаслышке, отбывал наказание в нашей прекрасной и радужной стране)
23.05.2016 в 4:06
Cherifff,
По сравнению с нашей Володаркой - это пионерский лагерь...
"Вован28061983":

А вы там были смотрю, бывалый.
"Taxman":

Снял с языка...
Бывалый.?
"Cherifff":

К сожалению в Беларуси много бывалых, как и среди коментаторов onliner_a
"Vin-Tik":

Аш .... как много. Молодой человек, не слушайте баек, про диктатуру и репресии. Сам в оппозиции был долгое время еще лет 10 назад и даже кандидатом в депутаты баллатировался, ну задерживали, ну искали различные запрещенные вещи, нечего не находили и отпускали, максимум наклейки изымали.
Затем пожил в Питере, поезди по миру, многое понял и точку зрения поменял кардинально , хотя по прежнему считаю, что у власти много ошибок и исполняют многое через ... Проблема же не в том, что законы и правила плохие, а в том, что их ни кто не собирается исполнять.
23.05.2016 в 7:59
По сравнению с нашей Володаркой - это пионерский лагерь...
"Вован28061983":


Знаток?
23.05.2016 в 8:54
да воруя еду, н
"Вован28061983":

Вы еще в Гродненской тюрьме небывали-)
23.05.2016 в 9:57
По сравнению с нашей Володаркой - это пионерский лагерь...
"Вован28061983":

Сколько контингента, которые могут сравнить Володарку с чем либо.. имхо.
23.05.2016 в 10:28
По сравнению с нашей Володаркой - это пионерский лагерь...
"Вован28061983":

Столько "бывалых" комментаторов, как я погляжу...
23.05.2016 в 12:11
узники ранее жили лучше чем наш народ сейчас, позор!!!
23.05.2016 в 14:22
, где в жутких условиях потом и кровью ковался суверенитет их страны. Однако приезжают сюда и иностранны
"Al_khattab":

Хаттаб, тоже сейчас в горшочек ходишь и решетки на окошках?
Не пишите ерунды!
23.05.2016 в 16:20
"Килмэнхем Гаол"

По-английски gaol и jail читаются одинаково.
23.05.2016 в 22:20
Там из них музеи делают, а тут в них ещё сидят
25.05.2016 в 10:53
Крытый Владимирский,Черный Дельфин,Кресты,Белый Лебедь,да на край Не Володарка,А Гродненская Крытка....вот это было бы да,а это на фото отличные условия
26.05.2016 в 2:21
У меня подъезд страшнее.
27.05.2016 в 15:28
Онлайнер, когда в следующий раз соберёшься в такую поездку сообщи.
Спасибо за статью :)