Загадка длиной в пять веков: гибель экспедиции Уиллоби
 
114
20 мая 2016 в 7:50
Автор: darriuss. Фото: flickr.com, panoramio.com, wikipedia.org, livejournal.com, kolamap.ru

«Некоторые из умерших были найдены сидящими с пером и бумагой перед ними, другие — сидящими за столом с тарелками в руках и ложками во рту, третьи — открывающими шкаф, иные — в других позах, как будто статуи, которые поставили таким образом», — так описывал трагедию, разыгравшуюся во льдах Лапландии, современник. С тех пор прошло 462 года, но загадка гибели арктической экспедиции, возглавляемой сэром Хью Уиллоби, до сих пор будоражит умы исследователей. Отправившись на поиски Северо-Восточного прохода в Тихий океан, 63 английских путешественника погибли внезапно, в одночасье, а причина их таинственной смерти так до конца и не выяснена. Что же все-таки произошло зимой 1554 года в устье реки Варзины на Кольском полуострове? Onliner.by вспоминает ту давнюю историю.

К середине XVI века Великие географические открытия стали оказывать прямое влияние на экономику и политику Старого Света. В Европу потянулись испанские галеоны, груженные американским золотом и серебром, и португальские каравеллы, в трюмах которых были драгоценные пряности из стран Индийского океана. Все это существенным образом изменило расклад сил на континенте. В стороне от этих процессов не могла остаться и Англия. Местные купцы и промышленники, разбогатевшие на торговле сукном, все чаще засматривались на Индию и Китай, которые могли сыграть роль как объектов вложения накопленных капиталов, так и источников новой баснословной прибыли.

Проблема была в том, что существовавшие торговые пути с этими сказочно далекими странами контролировались конкурентами Англии. В этой связи сверхактуальность приобрели поиски новых маршрутов, получивших названия Северо-Западного (вокруг современной Канады) и Северо-Восточного проходов. Окончательно идея организации похода в Индию и Китай вдоль арктического побережья Скандинавии, Московского царства и по-прежнему загадочной «Тартарии» сформировалась к 1551 году.

Именно в этом году в Лондоне было учреждено «Общество купцов-предпринимателей для открытия стран, земель, островов, государств и владений неведомых и даже доселе морским путем не посещаемых». Духовным вдохновителем организации стал переселившийся в Англию итальянский мореплаватель и путешественник Себастьян Кабот, а практическое руководство осуществлялось сэром Хью Уиллоби и Ричардом Ченслором, которым было суждено уже в недалеком будущем войти в историю.

Себастьян Кабот

«Дольщиками» нового общества стали около 240 человек (среди них были и богатейшие лондонские купцы, и даже лорд-мэр английской столицы), каждый из которых внес в его капитал свой вклад — 25 фунтов стерлингов (внушительная на то время сумма). На собранные средства организация приобрела три судна: «Бона Эсперанса» (водоизмещением в 120 тонн), «Эдвард Бонавентура» (160 тонн) и «Бона Конфиденца» (90 тонн). Кроме того, каждый из кораблей был оборудован пинассой и ботом — небольшими парусно-гребными судами, с помощью которых команды имели возможность высаживаться на сушу.

Устав общества прямо декларировал его основную цель: «…Вы имеете надежду успешно осуществить это замечательное предприятие, которое, как все надеются, будет иметь не меньший успех и принесет не меньшую прибыль, чем та, какую Восточная и Западная Индии принесли императору [Священной Римской империи, который по совместительству был и королем Испании — прим. Onliner.by] и королям Португалии».

Любопытна личность, которую отцы-основатели организации выбрали на роль руководителя амбициозной экспедиции. Хью Уиллоби не имел никакого опыта морских исследований, однако был удачливым солдатом, успешно воевавшим с шотландцами на севере Англии. За свою доблесть он был пожалован в рыцари (получил титул сэра), и его работодатели надеялись, что он окажется столь же талантливым организатором и этого морского предприятия.

Однако с самого его начала что-то пошло не так. Официальной датой старта экспедиции считается 10 мая 1553 года, но небольшая флотилия долго не могла просто покинуть берега Англии — сначала из-за того, что внезапно испортилась часть провизии, затем из-за неблагоприятных ветров. Только 23 июня «Бона Эсперанса» (флагман под командованием Уиллоби), «Эдвард Бонавентура» (капитан — Ричард Ченслор) и «Бона Конфиденца» смогли наконец выйти в море.

В плавании Хью Уиллоби вел судовой журнал, благодаря чему перипетии экспедиции, несмотря на шумевший за иллюминатором далекий XVI век, дошли до наших дней. Через месяц после отплытия корабли смогли пересечь Северное и Норвежское моря и добраться до Лофотенских островов у северо-западного побережья Норвегии. Здесь моряков ждало новое испытание. 3 августа в результате жестокого шторма «Бона Эсперанса» и «Бона Конфиденца» потеряли из виду «Эдварда Бонавентуру» Ченслора. Ситуация, в общем-то, была обычной для того времени, и на такой случай всегда определялся порт, где корабли должны были вновь встретиться. В случае с флотом Уиллоби таковым был Вардехус (современный Варде) — достаточно мощная крепость, расположенная на крайнем северо-востоке Норвегии.

Ченслор на своем корабле успешно добрался до нее и целую неделю безуспешно прождал коллег. Затем он двинулся дальше на восток и уже 24 августа вошел в Двинскую губу Белого моря. Там он пристал к берегу в районе Николо-Корельского монастыря, расположенного на месте нынешнего города Северодвинска неподалеку от Архангельска. В монастыре Ченслор встретил первых русских, после чего началось его долгое путешествие по суше на юг, в конце концов завершившееся в Москве аудиенцией у Ивана Грозного и созданием в Лондоне «Московской компании», получившей монопольные права на торговлю с Россией. Все это время о судьбе двух оставшихся кораблей экспедиции во главе с ее руководителем Хью Уиллоби ничего не было известно. Что же произошло осенью — зимой 1553 года с несчастными судами «Бона Эсперанса» и «Бона Конфиденца»?

Ричард Ченслор на приеме у Ивана Грозного

Возможно, сэр Хью Уиллоби был отличным солдатом, но моряком он оказался посредственным. Несмотря на наличие в команде профессионального штурмана, «Бона Эсперанса» умудрилась промахнуться мимо Вардехуса и заплыть далеко на восток. 14 августа 1553 года капитан записал в судовой журнал, что с корабля была замечена земля. Куда именно судьба забросила осколок экспедиции, долго оставалось тайной, и загадочная «Земля Уиллоби» до 1640-х годов украшала первые карты Арктики. Судя по всему, на самом деле незадачливый мореплаватель добрался до Новой Земли, однако высадиться на остров из-за мелководья и сложной ледовой обстановки он так и не смог и был вынужден повернуть обратно на запад.

23 августа «Бона Эсперанса» и «Бона Конфиденца» вновь увидели побережье Кольского полуострова, однако по несчастливому стечению обстоятельств с «Эдвардом Бонавентурой» они разминулись: корабль Ричарда Ченслора к этому времени уже вошел в Белое море. Проплыв некоторое время вдоль территории современной Мурманской области России, Уиллоби в конце концов приказал бросить якорь в показавшейся ему удобной гавани. Это оказалась Нокуевская губа у устья реки Варзины. Было 18 сентября 1553 года, Ричард Ченслор уже отправился в путешествие в Москву.

Уиллоби оставил достаточно подробное описание бухты, которой суждено было стать местом его гибели: «В ней было много тюленей и больших рыб, а на материке мы видели медведей, больших оленей и иных странных животных и птиц, как, например, дикие лебеди, чайки, а также другие, неизвестные нам и вызывавшие наше удивление. Пробыв в этой гавани с неделю и видя, что время года позднее и что погода установилась плохая — с морозами, снегом и градом, как будто бы дело было в середине зимы, — мы решили тут зимовать».

В принципе, к зимовке моряки были готовы, ведь в момент подготовки похода ее вероятность рассматривалась. У них было достаточно теплой одежды, а провизии хватало на 18 месяцев дороги. Тем не менее они предприняли попытки вступить в контакт с аборигенами. «Мы послали трех человек на юго-юго-запад посмотреть, не найдут ли они людей; они проходили три дня, но людей не нашли; после этого мы послали еще четырех человек на запад, но и они вернулись, не найдя никаких людей. Тогда мы послали трех человек в юго-восточном направлении, которые таким же порядком вернулись, не найдя ни людей, ни какого бы то ни было жилища», — записал Уиллоби в судовой журнал, и это была последняя запись, сделанная его рукой.

Бухта Святого Николая в Двинской губе Белого моря, где бросил якорь «Эдвард Бонавентура» Ченслора, была всего в одном дневном переходе к востоку, крепость Вардехус — в трех днях к западу, но англичане понятия не имели, где именно они находились. Они приняли, казалось бы, верное решение: ввиду стремительно наступавшей зимы остаться в защищенной гавани, где можно было спокойно переждать грядущие месяцы плохой погоды.

Их обнаружили поморские рыбаки лишь следующей весной, в мае 1554 года — два заморских корабля, внутри одного из которых было 63 трупа моряков, офицеров, купцов, врачей и самого Хью Уиллоби — всех находившихся на борту «Бона Эсперансы» и «Бона Конфиденцы». «Два корабля на Мурманском море стоят на якорях в становищах, а люди на них все мертвы, и товаров на них много», — писалось в Двинской летописи. Ченслор к тому времени успешно завершил переговоры при царском дворе в Москве и держал обратный путь в Англию.

Русские сохранили корабли, товар и останки погибших моряков. Летом следующего, 1555 года из Англии в Московское царство прибыла новая представительная торговая делегация, которой их и передали. В ноябре они вернулись на родину, по случаю чего Джованни Микель, венецианский посол при дворе короля Англии, и оставил в своем письме дожу ставшее знаменитым описание страшной находки, которую сделали полугодом ранее рыбаки-поморы: «Некоторые из умерших были найдены сидящими с пером в руках и бумагой перед ними, другие — сидящими за столом с тарелками в руках и ложками во рту, третьи — открывающими шкаф, иные — в других позах, как будто статуи, которые поставили таким образом. Так же выглядели собаки».

При этом посол утверждал, что команды двух кораблей просто замерзли. Существует и другое свидетельство — рассказ купца Генри Лейна, который находился в составе английской торговой делегации 1555 года, забравшей трупы погибших на родину. Спустя 30 с небольшим лет после этих событий в разговоре с Ричардом Хаклитом, писателем, составившим объемный труд «Основные плавания, путешествия, торговые экспедиции и открытия английской нации» (1589), Лейн утверждал, что Уиллоби и его товарищи погибли из-за неумения делать «пещеры и печи».

Так что же погубило их на самом деле, причем, судя по имеющимся рассказам современников, погубило стремительно и всех 63 человек сразу? В первую очередь, очевидно, это был не холод. Замерзая, человек пытается согреться и обычно принимает позу эмбриона, а не сидит с пером в руке или ложкой во рту. К тому же теплых вещей на борту корабля было в достатке, а поверить в некий фантастический супермороз, который может мгновенно убить несколько десятков человек, все-таки крайне сложно.

Не могли они умереть и от голода. Провизии на борту должно было хватить на 18 месяцев дороги, а вокруг зимней стоянки, судя по описанию, оставленному Уиллоби, было в изобилии диких зверей. Распространенной причиной смерти моряков в подобных путешествиях была цинга, но и это заболевание, бич всех путешественников эпохи Великих географических открытий, не убивает всех и сразу.

На борту «Бона Эсперансы», кроме 63 тел, было обнаружено и завещание, составленное родственником капитана Гэбриелом Уиллоби, присутствовавшим в экспедиции в качестве купца. Завещание ныне утеряно, но свидетельства о нем сохранились в рассказе Генри Лейна, зафиксированном Ричардом Хаклитом в 1589 году. Согласно этим данным, документ был датирован январем 1554 года, то есть как минимум в течение первых четырех месяцев зимовки экспедиционеры были живы. Трагедия, по всей видимости, случилась вскоре после его написания.

Место гибели экспедиции Уиллоби

Самой достоверной версией гибели Уиллоби и компании является отравление угарным газом. Скорее всего, в один из особенно морозных январских (или февральских) дней команды обоих кораблей собрались в одном помещении. В попытке согреться они тщательно заделали все люки и пушечные порты, после чего, вероятно, начали готовить еду. Дрова у них к тому времени закончились, и в качестве топлива они использовали так называемый морской уголь — битуминозный уголь, вымываемый морем из осадочных пород. Из дымовой трубы образовавшийся при горении угля угарный газ каким-то образом проник в помещение. По всей видимости, его концентрация выросла стремительно, вызвав столь же быстрое отравление и последующую смерть моряков. Это объясняет те естественные позы, в которых, по описанию венецианского посла (с поправкой на возможное художественное преувеличение автора), они находились.

Нечто подобное чуть было не случилось зимой 1596—1597 годов с другой арктической экспедицией — Виллема Баренца. Построив для зимовки на берегу целый дом с каменным очагом внутри команда Баренца чуть было не угорела из-за неисправности вытяжной трубы. Лишь в последний момент кто-то из моряков сумел открыть входную дверь и тем самым спасти товарищей. Нередки случаи массового отравления угарным газом и сегодня, даже в нашей стране.

Тем не менее это пусть и правдоподобная, но лишь версия случившегося. Причина гибели экспедиции Уиллоби, как и смерти на Северном Урале туристической группы Игоря Дятлова в феврале 1959 года, похоже, так навсегда и останется загадкой. При этом символично, что свои последние месяцы англичане провели всего в нескольких километрах от небольшого острова в Баренцевом море со странным для этих мест названием Китай. Сами того не подозревая, они все-таки нашли новый путь в Китай, только вот путешествие их оказалось куда короче ожидаемого.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: darriuss. Фото: flickr.com, panoramio.com, wikipedia.org, livejournal.com, kolamap.ru
Чтобы оставить свое мнение, необходимо войти или зарегистрироваться
ОБСУЖДЕНИЕ
20.05.2016 в 7:59
Всегда останется загадкой
20.05.2016 в 7:59
Никакой мистики, угарный газ все делает тихо.
20.05.2016 в 8:00
Спасибо, Дариус, за статью :)
20.05.2016 в 8:01
Причина гибели экспедиции Уиллоби, как и смерти на Северном Урале туристической группы Игоря Дятлова в феврале 1959 года, похоже, так навсегда и останется загадкой.
Согласен, эти две трагедии так и останутся тайной. А нам лишь остается предполагать и строить версии о произошедшем
20.05.2016 в 8:04
Шутки шутками, но много слухов ходит именно о Кольском полуострове, про Нойдов в частности
Спасибо Дариус!
20.05.2016 в 8:04
сейчас все намного проще...
20.05.2016 в 8:05
Уроки истории по пятницам, будет весьма полезно для многих. Продолжайте в том же духе.
20.05.2016 в 8:06
darriuss опубликовал статью на 10 минут раньше что бы сложилось впечатление, что комментаторы, оставившие по привычке комментарии в 8:00, всё же прочитали статью
20.05.2016 в 8:11
Спасибо. Познавательная статья. Следующее задание на дом для автора: - события 12 ноября 1966 года в Поинт Плезант (Point Pleasant, штат Западная Вирджиния).
20.05.2016 в 8:11
Статья конечно интересная. Но каким боком она к разделу "Недвижимость"?
20.05.2016 в 8:12
Надо отдать должное, храброму исследователю, смелому человеку , имя которого для многих символизирует мужественность и самопожертвование.
20.05.2016 в 8:14
Прикольно наблюдать, как каждое утро, люди пытаются что то раньше всех ляпнуть не прочитав статью или новость, что бы лайков собрать, наверное им после этого работается лучше))
20.05.2016 в 8:15
А че это крым под московским царством обозначен? =D
20.05.2016 в 8:18
Надо отдать должное, храброму исследователю, смелому человеку , имя которого для многих символизирует мужественность и самопожертвование.
"fogast":

Тостующий пьет до дна!
20.05.2016 в 8:24
как сказку с утра читаешь!)
20.05.2016 в 8:24
А че это крым под московским царством обозначен? =D
"самизнаетекто":

некоторые и картинак не замечают.где?...
20.05.2016 в 8:25
Да уж. Кажется всё предусмотрели. И тупо вентиляция оказалась плохая, всех убила.
20.05.2016 в 8:26
"Причина гибели экспедиции Уиллоби, как и смерти на Северном Урале туристической группы Игоря Дятлова в феврале 1959 года, похоже, так навсегда и останется загадкой."
Если только не всплывут данные, скрывающиеся в архивах бывшего СССР (а возможно и не только СССР, но и США).
20.05.2016 в 8:27
darriuss опубликовал статью на 10 минут раньше что бы сложилось впечатление, что комментаторы, оставившие по привычке комментарии в 8:00, всё же прочитали статью
"Scrooge":

Я прочитал, а вы?
20.05.2016 в 8:31
Спасибо, Дариус, за статью :)
"Bеня":

Спасибо на хлеб не намажешь((((
20.05.2016 в 8:34
уверен -ничего загадочного там не произошло..
20.05.2016 в 8:35
уверен -ничего загадочного там не произошло..
"1780607":

понятно.хорошо что не читал.
20.05.2016 в 8:41
Со временем анализ ткани и ДНК погибших раскроет тайну
20.05.2016 в 8:44
Статья конечно интересная. Но каким боком она к разделу "Недвижимость"?
"bonphil":

Так они же прищурились.Значит,не дви жи мые
20.05.2016 в 8:45
НЛО тут 100 пудов замешано
20.05.2016 в 8:46
Отличная пятничная стать на "подумать" за выхи.
20.05.2016 в 8:47
один вопрос по сопровождаемому рассказ рисунку
"IVAN VASILOWICH, IMPEROR OF RUSSIA"

Иван Васильевич не был императором и не было такой страны Russia в момент его правления.
" великий князь московский и всея Руси с 1533 года, первый царь всея Руси (с 1547 года)"
20.05.2016 в 8:49
уверен -ничего загадочного там не произошло..
"1780607":

понятно.хорошо что не читал.
"parking":

предложенные тут версии и ты и я могу с десяток накинуть еще-так что [censored] не удался
20.05.2016 в 8:52
Спасибо, Дариус, за статью :)
"Bеня":

А где же твой баян " Как всегда, интересно "?
20.05.2016 в 8:55
Спасибо, Дариус, за статью :)
"Bеня":

А где же твой баян " Как всегда, интересно "?
"Katolik7":

на следующей недели
20.05.2016 в 8:58
Датчик надо было повесить) На алиэкспрессе стоит пару баксов))))))))))))
20.05.2016 в 9:07
Ничего нового, приплыли в Россию, у "ключницы" сэма купили и "угарели"
Что ж тут загадочного? Жили-жили, да и померли. Обычное дело.
20.05.2016 в 9:10
Интересно было почитать! Малолетние комментаторы пропустили данную статью?
20.05.2016 в 9:12
Интересно почитать)
20.05.2016 в 9:14
Датчик надо было повесить) На алиэкспрессе стоит пару баксов))))))))))))
"torn_eb":

Тем более Китай совсем рядом был.
20.05.2016 в 9:16
Спасибо, Дариус, за статью :)
"Bеня":

"Как всегда не читал..."
20.05.2016 в 9:17
Датчик надо было повесить) На алиэкспрессе стоит пару баксов))))))))))))
"torn_eb":

Тем более Китай совсем рядом был.
20.05.2016 в 9:23
Датчик надо было повесить) На алиэкспрессе стоит пару баксов))))))))))))
"torn_eb":

Тем более Китай совсем рядом был.
"1763864":

я увидел-зачем 2 раза дублируешь
20.05.2016 в 9:36
Мда. А когда-то это был сайте посвященный высоким технологиям...
20.05.2016 в 9:42
А они все умерли находясь в каютах? Если хоть один умер снаружи, то вся версия с угарным газом коту под хвост. Ну и как всегда опять Россия. Всегда там происходят какие-то ужасы, как будто проклятая земля)
Вот это подарок с утра, неожиданно потрясающая статья, спасибо!
20.05.2016 в 9:46
инопланетяне ептц
20.05.2016 в 9:56
Ужасно раньше жили......без каких либо удобств,на деревянных короблях.....представить трудно...
20.05.2016 в 10:06
А вспомните газовые события недавние в Борисове...
20.05.2016 в 10:17
один вопрос по сопровождаемому рассказ рисунку
"IVAN VASILOWICH, IMPEROR OF RUSSIA"

Иван Васильевич не был императором и не было такой страны Russia в момент его правления.
" великий князь московский и всея Руси с 1533 года, первый царь всея Руси (с 1547 года)"
"chip":

Это Вы древним англичанам скажите. В то время они считали Русь империей, а ее правителя - императором. И, кстати, слов "князь" и "царь" в английской табели о рангах нет до сей поры. Есть "Кing" - и все тут.
20.05.2016 в 10:23
[censored]
Неплохо было бы сделать историческую подборку по Великому Княжеству Литовскому, да и вообще по Западно-славянским территориям.
98% населения не знает, откуда взялась эта самая Беларусь и кто мы такие.
Терра инкогнита - она здесь, darriuss!
Прямо под нашими ногами.
Пора начать открывать эту землю.
20.05.2016 в 10:24
А че это крым под московским царством обозначен? =D
"самизнаетекто":

они уже тогда грезили Крымом.
20.05.2016 в 10:35
Что же все-таки произошло зимой 1554 года в устье реки Варзины на Кольском полуострове? Onliner.by вспоминает ту давнюю историю.

Где та история и где Онлайнер? ))))
20.05.2016 в 11:12
[censored]
Неплохо было бы сделать историческую подборку по Великому Княжеству Литовскому, да и вообще по Западно-славянским территориям.
98% населения не знает, откуда взялась эта самая Беларусь и кто мы такие.
Терра инкогнита - она здесь, darriuss!
Прямо под нашими ногами.
Пора начать открывать эту землю.
"well_well":

В школе не было Гiсторыi Беларусi? Мало?
20.05.2016 в 11:17
о! я там был. знакомые места.
20.05.2016 в 11:20
по больше таких исторических рассказов.........
20.05.2016 в 11:30
Dmitrymmo,
А че это крым под московским царством обозначен? =D
"самизнаетекто":

они уже тогда грезили Крымом.
"Dmitrymmo":

Эта карта отлично гуглится - создавалась примерно в 1570-1574 гг (позже экспедиции, описанной в статье). Крым и земли до Дона там подписаны EVROPA, а рядышком земли Moskovia. Кому уж совсем лень вспоминать историю в 1569 г. была подписана Люблинская уния, в результате которой Великое княжество Литовское объединилось с Королевством Польским и образовали Речь Посполитую.
Территория Крыма принадлежала Крымскому ханству, вассалу Османской империи. В мае 1571 г. крымский хан Давлат Герай с 40-тысячным отрядом захватил, разграбил и сжёг Москву.
20.05.2016 в 11:36
Никакой мистики, угарный газ все делает тихо.
"pashatonik":


Читал, читал, нудумал ща мистика начнется, не меньше губительного излучения или чего подобного...оказалось просто они печь правильно топить не умели....
20.05.2016 в 11:44
Статья конечно интересная. Но каким боком она к разделу "Недвижимость"?
"bonphil":

земли - это как бы недвижимость)) вообще-то.
20.05.2016 в 11:45
А что такого непонятного с группой Дятлова то? Вроде же есть результаты расследования, вполне официальные и понятные
20.05.2016 в 11:59
Почему они все внезапно погибли? Просто это Россия, детка.
20.05.2016 в 12:22
Интересная статья)
20.05.2016 в 12:34
спасибо darriuss!!!!!!1111111
* жаль я не первый
20.05.2016 в 12:35
Узнали про деноминацию и застыли.
20.05.2016 в 12:43
На всех старинных картах есть Тартария.

На уроках истории о ней ни слова.

Почему?
20.05.2016 в 13:19
А они все умерли находясь в каютах? Если хоть один умер снаружи, то вся версия с угарным газом коту под хвост. Ну и как всегда опять Россия. Всегда там происходят какие-то ужасы, как будто проклятая земля)
"Schwere502":

Поддерживаю. Неужели и все собаки были в помещениях? А если и были, то неужели не почувствовали опасности раньше людей? Да и мгновенно нагнать смертельную концентрацию угарного газа, я думаю, невозможно, всегда присутствуют какие то первоначальные признаки. Если человек умирает, он всегда теряет равновесие, так как отключается вестибулярный аппарат, не вяжется с сидящими и стоящими мертвецами. Охотнее верится в версию о суперморозе, чем об угарном газе.
20.05.2016 в 13:46
Спасибо за статью!
20.05.2016 в 13:49
Их просто заказали.
20.05.2016 в 13:51
Статья супер, благодарю
20.05.2016 в 14:06
Интересно, ждем статью об экспедиции Джона Франклина 1845 г
20.05.2016 в 14:15
Никакой мистики, угарный газ все делает тихо.
"pashatonik":

И даже собаки? Которые чуют за версту засаду и выть начинают!?
20.05.2016 в 14:21
А что такого непонятного с группой Дятлова то? Вроде же есть результаты расследования, вполне официальные и понятные
"andy_lem":

Оппа! Да ладно? И что за результаты? Лавина? Вы фото найденной палатки найдите в интернете! Стоит целёхонькая с разрезанным боком из которого они сигали в ночь. И подумайте с чего бы это они драпанули из неё и некоторые умудрились получить травмы не совместимые с жизнью!
Там чем больше читаешь материалы дела, тем глубже заходишь в тупик
20.05.2016 в 14:25
А они все умерли находясь в каютах? Если хоть один умер снаружи, то вся версия с угарным газом коту под хвост. Ну и как всегда опять Россия. Всегда там происходят какие-то ужасы, как будто проклятая земля)
"Schwere502":

Поддерживаю. Неужели и все собаки были в помещениях? А если и были, то неужели не почувствовали опасности раньше людей? Да и мгновенно нагнать смертельную концентрацию угарного газа, я думаю, невозможно, всегда присутствуют какие то первоначальные признаки. Если человек умирает, он всегда теряет равновесие, так как отключается вестибулярный аппарат, не вяжется с сидящими и стоящими мертвецами. Охотнее верится в версию о суперморозе, чем об угарном газе.
"Prof16by":

Про стоящих думаю очевидцы приврали, а про сидящих вспомните недавний случай - там сидели.
20.05.2016 в 14:43
Территория Крыма принадлежала Крымскому ханству, вассалу Османской империи. В мае 1571 г. крымский хан Давлат Герай с 40-тысячным отрядом захватил, разграбил и сжёг Москву.
"Joganson":

И уже через год отгрёб за сие по полной программе.
20.05.2016 в 15:20
один вопрос по сопровождаемому рассказ рисунку
"IVAN VASILOWICH, IMPEROR OF RUSSIA"

Иван Васильевич не был императором и не было такой страны Russia в момент его правления.
" великий князь московский и всея Руси с 1533 года, первый царь всея Руси (с 1547 года)"
"chip":

Это Вы древним англичанам скажите. В то время они считали Русь империей, а ее правителя - императором. И, кстати, слов "князь" и "царь" в английской табели о рангах нет до сей поры. Есть "Кing" - и все тут.
"well_well":


и цитату приведете?
20.05.2016 в 15:29
Да Дариус как всегда на высоте, родился в Северодвинске, прожил почти 20 лет, а про это прочитал впервые
20.05.2016 в 15:34
Территория Крыма принадлежала Крымскому ханству, вассалу Османской империи. В мае 1571 г. крымский хан Давлат Герай с 40-тысячным отрядом захватил, разграбил и сжёг Москву.
"Joganson":

И уже через год отгрёб за сие по полной программе.
"IaHulg":

Да, попытка орды отомстить и вернуть отобранные русскими земли не удалась
20.05.2016 в 16:00
Причина гибели экспедиции Уиллоби, как и смерти на Северном Урале туристической группы Игоря Дятлова в феврале 1959 года, похоже, так навсегда и останется загадкой.
Согласен, эти две трагедии так и останутся тайной. А нам лишь остается предполагать и строить версии о произошедшем
"Bеня":

И я согласен, что эти две трагедии так и останутся тайной. А нам лишь остается предполагать и строить версии о произошедшем
20.05.2016 в 16:03
Замечательная статья, было приятной неожиданностью найти такое на онлайнере.
20.05.2016 в 16:03
Интересная история. Даже не слышал о ней раньше. Побольше бы статей такого жанра на Онлайнере. Можно даже для них открыть новый раздел. А то в "Недвижимости" как-то не очень смотрится.

Вообще есть предложение Онлайнеру. Параллельно с очерками о странах, которые посещают корреспонденты портала (к прим. Ирландия, Новая Зеландия и т.д.) можно было бы писать по одной-две статьи такого плана, как "Загадка длиной в пять веков: гибель экспедиции Уиллоби", именно в тех странах. Т.е. выезд на место событий, подробный фотоотчёт, интервью как с компетентными лицами (историки, представители власти, работники музеев, архивов и т.п.), так и с местным населением (легенды, поверья, пересказы от пра-пра-бабушек/дедушек, семейные фото, генеалогические древа и т.п.). Т.е. эта статья и так увлекательная, а если провести работу, предложенную мной выше, то можно было бы получить от прочтения такое же удовольствие, как от просмотра сюжета на National Geographic или Viasat History.
20.05.2016 в 16:04
Там чем больше читаешь материалы дела, тем глубже заходишь в тупик
"EMULGATOR-LECITIN":

Нет в той истории никакого тупика. Давным давно расписано как и почему произошла трагедия.
Не надо на пустом месте сочинять мистику всякую.
20.05.2016 в 16:08
НЛО тут 100 пудов замешано
"Петр:

инфа сотка?
20.05.2016 в 16:14
Узнали про деноминацию и застыли.
"Когняк":

На Камеди Баттле с такой шуткой сразу бы три красных огонька.
20.05.2016 в 16:16
А они все умерли находясь в каютах? Если хоть один умер снаружи, то вся версия с угарным газом коту под хвост. Ну и как всегда опять Россия. Всегда там происходят какие-то ужасы, как будто проклятая земля)
"Schwere502":

Поддерживаю. Неужели и все собаки были в помещениях? А если и были, то неужели не почувствовали опасности раньше людей? Да и мгновенно нагнать смертельную концентрацию угарного газа, я думаю, невозможно, всегда присутствуют какие то первоначальные признаки. Если человек умирает, он всегда теряет равновесие, так как отключается вестибулярный аппарат, не вяжется с сидящими и стоящими мертвецами. Охотнее верится в версию о суперморозе, чем об угарном газе.
"Prof16by":

Там же написано, что история с поправкой на приукрашивание тогдашних авторов. Не значит, что буквально сидел с ложкой во рту или стоял в позе открывания шкафа.
20.05.2016 в 16:32
Иван Васильевич с таким типичным для славян арабским носом.
20.05.2016 в 17:58
Надо отдать должное, храброму исследователю, смелому человеку , имя которого для многих символизирует мужественность и самопожертвование.
"fogast":

Это называется авантюризм, в большинстве случаев они не представляют, что их ждет. В большинстве случаев, команда боялась что бац и земля закончится :)
20.05.2016 в 18:55
Спасибо, Дариус. Отличная, интересная историческая статья, с прекрасными иллюстрациями.
20.05.2016 в 21:22
Паленая водка никогда к добру не приводила
20.05.2016 в 21:23
Иван Васильевич с таким типичным для славян арабским носом.
"Litbel":

семитским скорее)
20.05.2016 в 21:56
А вспомните газовые события недавние в Борисове...
"yunew":

Да уже все забыли...
20.05.2016 в 21:57
Да, а самое интересное, на чём даже автор акцент сделал - "загадочная Тартария" ни кто и не заметил))
20.05.2016 в 22:17
Класс, всегда интересно читать
20.05.2016 в 23:20
Спасибо, darriuss. Одно из немногих, что можно тут читать.
20.05.2016 в 23:54
Крутая статья! Было много экспедиций в истории с загадочными исчезновениями. Советую почитать книгу Симмонса "Террор" о экспедиции вмс Ее Величества под руководством Франклина. Очень здорово все описано, о жизни во льдах, борьбе и выживании, с долей фантастики, но она там только к месту. Автор умело оперирует историческими фактами и выдумкой.
21.05.2016 в 0:20
А что такого непонятного с группой Дятлова то? Вроде же есть результаты расследования, вполне официальные и понятные
"andy_lem":

Там очень много нестыковок. Почитайте Ракитина хотябы
http://murders.ru/Dyatloff_group_1.html
21.05.2016 в 1:43
Достаточно странная для ОНЛАЙНЕРА статья
21.05.2016 в 2:08
На всех старых картах есть Тартария, а в учебниках о ней ни слова!
Что-то от нас скрывают!
21.05.2016 в 6:33
Иван Васильевич-император России?Это название появилось при Петре1.
21.05.2016 в 9:51
Иван Васильевич-император России?Это название появилось при Петре1.
"123456s":

А какая разница? Царь, король или император.
21.05.2016 в 11:50
[censored]
Неплохо было бы сделать историческую подборку по Великому Княжеству Литовскому, да и вообще по Западно-славянским территориям.
98% населения не знает, откуда взялась эта самая Беларусь и кто мы такие.
Терра инкогнита - она здесь, darriuss!
Прямо под нашими ногами.
Пора начать открывать эту землю.
"well_well":

В школе не было Гiсторыi Беларусi? Мало?
"1763864":

мало... белорусы не все знает что такое ВКЛ....
21.05.2016 в 20:55
На всех старинных картах есть Тартария.

На уроках истории о ней ни слова.

Почему?
"B_W":

Потомучто это для западных стран она была неизведанной территорией. Они знали, что там есть свободные территории, но добраться до них тяжело, а большого интереса они не представляли. О ней не знали почти ничего, кроме факта существования. Но в разговорах как-то ее называть надо.
Совпадение это или нет, но как раз после этой английской экспедиции московское княжество начало активное продвижение на восток. Благодаря тем походам мы теперь знаем мордовию, якутию, удмуртию, чукотку.
21.05.2016 в 21:00
Иван Васильевич с таким типичным для славян арабским носом.
"Litbel":

семитским скорее)
"igaroha":

По отцовской линии он был шведом. А точнее - варягом, или восточным викингом. Последним русским царем из рода варяга Рюрика.
21.05.2016 в 23:43
Mush, Да нет, территория Тартарии была известна всему миру. Об этом свидетельствуют и подробные карты, и информация в книгах тех времён, взять, к примеру, энциклопедию Британика, так же о ней повествуют заметки учёных и путешественников того времени.
Тартария для всего мира была чем-то большим, чем мы можем сейчас это представить, мир её уважал, боялся и ненавидел.
Поэтому были приложены все усилия для того, что бы стереть из истории любое упоминание об этой Великой Империи.
22.05.2016 в 15:41
Иван Васильевич с таким типичным для славян арабским носом.
"Litbel":

семитским скорее)
"igaroha":

арабы - это семиты, вообще-то
но их не было в роду Грозного, зато были тюрки (через мать Елену Глинскую), средиземноморская кровь (через бабку Софью Палеолог).
22.05.2016 в 18:40
Просто кто-то неудачно кастанул фростболт.
23.05.2016 в 2:35
Спасибо за статью, как всегда интересно было прочитать.
23.05.2016 в 7:48
Да уж. Кажется всё предусмотрели. И тупо вентиляция оказалась плохая, всех убила.
"Воу-воу":

Да где ж все? По тем то временам? Ну не слушать же аборигенов. Их и сейчас с натяжкой слушают. Например каяк из моржовой шкуры вполне, без последствий, позволяет выдрать из обшивки неудачно заброшенный рыболовный крючок. А синтетический? И сразу "знаток" в ледяной воде. Правда отчет писать уже некому. Нанотехнологии - вперед. "Дикари",особенно русские - молчать и слушать. Умные вперед. Подумайте. Для полярных народов наиболее благоприятные месяцы - зимние. Если харчей хватает. А как у Вас с планированием? Мошку проходили? А нарты? Это всего только один маленький момент. А их не перечесть в Заполярье. Проходил, но далеко не все прошел. Зато живой. А местные так там и живут припеваючи. Вот в Греции думаю им туго будет. Потому и не ездят.
23.05.2016 в 15:58
вот как кончается знакомство с русскими