Еще в октябре 2014 года председатель КНР Си Цзиньпин в своей речи перед представителями китайской интеллигенции призвал прекратить строительство в стране «непонятных» зданий. По словам главы государства, искусство должно вдохновлять народ и служить ему, а вместо этого некоторые новые сооружения лишь вызывают у китайцев искреннее недоумение и насмешки. Спустя полтора года на это заявление последовала и официальная реакция. Выпущенный в феврале 2016-го новый свод строительных правил фактически запретил под страхом строгого наказания возведение в Китае зданий «странной формы». Уместно ли появление на улицах городов башен в виде бутылки водки, зданий-пончиков, офисных звездолетов и штаб-квартир государственных организаций, напоминающих штаны? Onliner.by подготовил подборку того, что в Китае построить все-таки успели, вызвав тем самым гнев и недоумение председателя Си.
1. Штаб-квартира Центрального телевидения Китая, Пекин.
Чашу терпения главного китайского коммуниста переполнило конкретное здание, и, учитывая его стратегическую важность, понятно, почему оно не осталось незамеченным высшим руководством страны. В 2012 году в главном деловом районе Пекина была сдана в эксплуатацию новая штаб-квартира Центрального телевидения КНР. 44-этажный комплекс высотой 234 метра из двух башен, объединенных в верхней части криволинейной перемычкой, строился целых 8 лет и был спроектирован выдающимся голландским архитектором Ремом Колхасом. Сооружение немедленно получило признание у архитектурной общественности и целый ряд соответствующих международных наград, однако реакция китайского истеблишмента была несколько иной.
Для народа авангардная форма здания оказалась чересчур сложна для восприятия и немедленно получила куда более понятное прозвище «Большие штаны». Скорее всего, «замороченная» идея Колхаса вызвала неприятие и в правительстве страны. К тому же наверняка руководство Китая раздражало и затянувшееся строительство комплекса, который должен был быть сдан еще к пекинской Олимпиаде-2008. В этой связи у стороннего наблюдателя вызывает лишь недоумение, как неоднозначный проект вообще мог пройти согласование. Видимо, председатель Си, в отличие от некоторых его коллег из других стран, не имеет привычки периодически знакомиться с планами по развитию собственной столицы.
2. Здание компании Wuliangye Yibin, Ибинь, Сычуань.
А вот над этим зданием мировые архитектурные звезды очевидно не работали. Это типичный образец т. н. «объектектуры», когда создаваемый художественный образ здания нарочито символичен, находится в прямой зависимости от его назначения и профиля работы заказчика. В данном случае в роли последнего выступала алкогольная компания Wuliangye Yibin, производящая байцзю, традиционный китайский напиток, похожий на водку.
Раз компания производит водку, то и главное здание производственного комплекса должно напоминать бутылку водки, решили менеджеры Wuliangye Yibin, а неизвестные архитекторы с удовольствием претворили в жизнь эту идею. Тем более что сычуаньская фабрика компании представляет собой скорее туристический тематический парк, в котором и некоторые другие сооружения своим внешним видом копируют продукцию производителя.
3. Здание Фань Юань, Шэньян.
В конце 1990-х тайваньский архитектор С. И. Ли, в это же время начавший работу над небоскребом Taipei 101 в Тайбэе, получил чуть более скромный заказ на проектирование 25-этажного бизнес-центра Фань Юань в городе Шэньян на северо-востоке Китая. Автор загорелся благой идеей совместить в одном здании древний Восток и современный Запад, тем самым показав их взаимопроникновение.
За «Восток» отвечала форма административной высотки: она должна была напоминать традиционную китайскую монету с квадратным отверстием в центре. За «Запад» — современные строительные материалы, из которых она была бы выполнена. Результат скрещивания получился неудачным, лишний раз доказав, что Запад есть Запад, а Восток есть Восток, и сойтись им вместе чрезвычайно тяжело.
4. Grand Lisboa, Макао.
В 2008 году в Макао открылся очередной многофункциональный комплекс, представляющий собой сочетание развлекательной составляющей (казино, рестораны, магазины) с высотным гостиничным корпусом. Ансамбль был спроектирован группой архитекторов из Гонконга.
Вскружить голову туристам и растревожить их желание побыстрее расстаться с собственными денежками должна сколь эксцентричная, столь и непрактичная форма башни отеля. Она похожа на цветок лотоса и призвана добавлять экзотики в городской силуэт Макао.
5. Туристический центр, Уси.
Несмотря на население в 6 с лишним миллионов человек, город Уси является крупным туристическим центром дельты реки Янцзы. Одна из главных приманок мегаполиса — чай, неотъемлемая часть китайской традиционной культуры. Какую форму должен иметь туристический центр в городе, славном не только напитком, но и посудой для него? С точки зрения китайцев, он, безусловно, должен представлять собой гигантский чайник, ведь это просто, понятно и доступно даже крестьянину из глубинки, приехавшему в Уси за впечатлениями.
Естественно, красный чайник высотой в 10 этажей не преминул появиться в городе усилиями компании Wanda, одного из крупнейших промышленных конгломератов страны. Ко всему прочему, это сооружение еще и вращается, что увеличивает количество снимаемых на его фоне «селфи» в разы.
6. Обзорная башня Олимпийского парка, Пекин.
Пекин — один из самых густонаселенных городов мира. Здесь живет более 20 миллионов человек, и ежегодно в китайскую столицу приезжают миллионы туристов. Поэтому именно в Пекине, как нигде, размер имеет значение. Зачем строить одну обзорную башню, если охотников посмотреть на мегаполис с высоты хватит на целых пять? Именно этой логикой, по всей видимости, руководствовались инициаторы строительства нового туристического комплекса в Олимпийском парке города.
Строительство сооружения высотой 258 метров началось в 2011-м и продолжалось три года. В 2014-м его наконец открыли для публики. Авторы проекта, по их словам, вдохновлялись листьями травы, а круглые обзорные площадки должны были символизировать олимпийские кольца. Впрочем, оценить последнюю идею можно лишь пролетая сверху, а вот с уровня земли комплекс напоминает вовсе не траву, а пять вбитых в пекинскую землю гвоздей, что и не преминула подметить наблюдательная общественность.
7. Штаб-квартира NetDragon Websoft, Чанлэ.
Владелец китайской компании NetDragon Websoft, занимающейся разработкой игр и мобильным интернетом, оказался большим поклонником американской фантастической саги «Звездный путь». Любит он ее до такой степени, что даже свой головной офис задумал сделать копией звездолета «Энтерпрайз», центрального элемента сериала. Купив права на использование образа у американской телекомпании CBS, он успешно осуществил собственную мечту.
Путь к ней был тем не менее длинным и дорогим. Строительство продолжалось 6 лет и обошлось заказчику в $160 миллионов. Хотя что такое эти миллионы перед перспективой жить долго и процветать.
8. Guangzhou Circle, Гуанчжоу.
Непосвященному это 138-метровое здание может напомнить огромный золотой пончик, но задумка у итальянского архитектора Джозефа ди Паскуале была совсем иной. Создавая такую форму для новой штаб-квартиры Гуандунской пластиковой биржи, он вдохновлялся сразу несколькими древними китайскими образами.
Это и все те же старые монеты с отверстием в центре, и нефритовые диски, но главное «пасхальное яйцо» было все же в другом. Это кольцо, отражаясь в реке, образует цифру восемь, которая считается в Китае счастливой. Смысла в Guangzhou Circle хватает, но новым строительным правилам страны он все же никак не соответствует.
9. Головной магазин Louis Vuitton, Шанхай.
Компания Louis Vuitton с размахом подошла к ответственной задаче создания собственного флагманского магазина в Шанхае. Над четырехэтажной торговой частью, расположенной в стилобате, выросла 24-этажная офисная высотка, после чего всем стало ясно, что творение японского архитектора Джун Аоки и гонконгской компании Leigh & Orange напоминает элитный сапог.
Конечно, это не Christian Louboutin, но насколько уместно этот сапог смотрелся бы рядом с комплексом «Врата Востока», если бы тот также находился в Шанхае, а не в соседнем Сучжоу.
10. «Врата Востока», Сучжоу.
Это должен был быть китайский ответ парижской Триумфальной арке, но у британского архитектурного бюро RMJM получились восхитительные штаны, в 2012 году на 74 этажа взметнувшиеся в городское небо.
Десять лет строительства, сотни миллионов истраченных долларов, но вместо задуманного здания-символа, здания-иконы город получил пару небоскребов, над которыми потешался весь мир к вящему раздражению местных жителей. Хороший пример того, как проект, симпатичный на бумаге, в жизни производит совершенно иное впечатление.
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by