«Втыкая лопату в землю, подумайте о природе». Минчанин открыл бизнес по кремации умерших домашних питомцев

 
32 885
11 марта 2016 в 15:04
Автор: Лора Нагапетян. Фото: Максим Тарналицкий, Алексей Матюшков
Автор: Лора Нагапетян. Фото: Максим Тарналицкий, Алексей Матюшков

У многих белорусов есть домашние животные, за содержание которых в большинстве ситуаций государство взимает налог, но в случае потери питомца нужно сильно постараться, чтобы цивилизованно и корректно с ним попрощаться. Проблема решается несколькими способами: можно провести процедуру погребения на стихийных кладбищах для животных, отдать тело любимого питомца в скотомогильник недалеко от Минска либо воспользоваться услугой кремации. Последняя в Беларуси не сильно распространена. Недавно открылось предприятие, предлагающее индивидуальную кремацию питомцев. Учредитель рассказал Onliner.by о том, почему такой способ самый удобный для хозяев и безопасный для природы.

О кладбищах домашних животных широкому кругу людей неизвестно: если питомца нет, то и и интересоваться такими вещами нет смысла, если есть, то кажется, он будет жить так долго, что ни с какими кладбищами иметь дело не придется. Учредитель компании «Свеча Памяти» Сергей Анисовец думал примерно так же.

— Началось все с того, что в ноябре 2014 года мой кот сильно заболел, три недели лежал неподвижно, под капельницей, — говорит Сергей. — Врачи ветклиники нас морально готовили, что вряд ли он выживет. И я задумался: что делать, если кот действительно умрет? Начал интересоваться на форумах и нашел информацию о том, что сегодня есть единственный способ — обратиться в «Фауну города», которая вывозит умерших животных в скотомогильник. Многие писали о том, что ни в коем случае не хотят такой вариант, ведь их питомцы росли, всегда были рядом, стали друзьями.

Скотомогильник — это территория со своего рода зарытыми термосами, куда помещают без разбора абсолютно всех умерших животных, будь то домашний скот либо чей-то прелестный котенок. Скотомогильник находится в Дегтяревке, и для того, чтобы воспользоваться его услугами, нужно обратиться к посреднику — «Фауне города» либо ветстанции, заплатив энную сумму.

— Мне стало понятно, почему люди организовывают стихийные кладбища. Во-первых, потому что человек хочет сохранить память о своем питомце. Во-вторых, либо он не может заплатить за кремацию и утилизацию, либо не хочет.

Несанкционированных кладбищ в Минске несколько. Одно находится в районе Ангарской, два — в Уручье. Десятки крошечных могилок, которые облагородили кто как мог: самыми настоящими надгробными памятниками, крестами, игрушками, цветами, фотографиями, пестрящими кличками собак, котов, кроликов, попугаев.

Исходя из определения таких кладбищ — несанкционированные, стихийные — понятно, что оставлять там память о питомцах незаконно. Люди, которые решаются на это, нарушают пункт 24 постановления Совета министров №834 от 4 июня 2001 года «Об утверждении Правил содержания домашних собак, кошек, а также отлова безнадзорных животных в населенных пунктах Республики Беларусь», в котором говорится следующее: «Захоронение трупов животных производится в порядке, определенном техническими нормативными правовыми актами, в местах, предназначенных для этих целей». Если поймают на «месте преступления» — штраф от 1 до 15 базовых величин. Но это, по мнению Сергея, не самая большая беда.

— Те, кто хоронит умерших питомцев на кладбище, вносит свой вклад в нарушение экологического баланса окружающей среды. Втыкая лопату в землю, подумайте о природе. Ведь человек не задумывается о том, где находится граница водоохранной зоны. Стихийные кладбища создаются непонятно где. Любая капля может стать последней, а инфекции могут попасть в воду. Страшно представить, чем это обернется.

Стремление попрощаться с любимцем традиционным способом вполне понятно: дело привычки и устоев, принятых в белорусском обществе. К кремации есть некоторое недоверие и даже страх. О таком способе известно крайне мало.

Сергей изучил международный опыт и решил развить услугу кремации в Минске как альтернативу незаконным захоронениям и негуманной передаче питомцев в скотомогильник.

— В белорусском законодательстве нет понятия «кремация домашних животных». Есть понятие «утилизация биологических останков и отходов». Но так как это звучит достаточно грубо по отношению к людям, которые потеряли своего домашнего питомца, мы называем нашу услугу индивидуальной кремацией.

Я изучил опыт тех, кто уже занимается кремацией животных, учел их недостатки в работе, выделил положительные моменты и реализовал свой проект.

Самое сложное, по словам бизнесмена, — найти место для размещения объекта. Под данный вид деятельности необходима базовая санитарно-защитная зона в 1000 метров. Нужно было найти постройку, вокруг которой на расстоянии 1000 метров нет жилой застройки. В итоге объект разместили в промзоне недалеко от Михановичского кладбища, в 12 км от Минска: это небольшая постройка под крематорий и офис в десятках метрах от него.

— Перед тем как размещать крематорий, я показал специалистам санэпидемстанции место, сделал оценку рисков здоровья людей, проживающих в 987 метрах отсюда. Согласно оценке, ничьему здоровью вред не наносится. Более того, крематор имеет систему дожига, чтобы уменьшить количество выбросов в окружающую среду. Далее я буду обращаться в соответствующие службы, чтобы те осуществили замеры в воздухе возле крематора и на границе санитарно-защитной зоны.

Процесс кремации объяснять смысла нет. Длится он от двух до восьми часов в зависимости от размера животного. Затем владельцы получают емкость с прахом.

— На форуме есть много сообщений о том, что среди людей есть некоторое недоверие к услуге. Животное забирают, а через несколько дней привозят прах. Кто-то спрашивал: где гарантия, что в емкости находится не зола из костра? Я реализовал процесс таким образом, что человек может наблюдать за происходящим: мы при нем положим животное в крематор. Далее можно будет подождать в офисе, ведь по технике безопасности во время работы крематория рядом нельзя находиться. Работаем мы с 9:00 до 22:00, но по возможности можем приехать к клиенту в нерабочее время.

Стоимость услуги зависит от веса животного и от вида емкости, в которой возвращают прах: от 500 тысяч до 2,9 миллиона. Обычная пластмассовая емкость — для тех, кто хочет развеять прах над полянкой, на которой любил гулять питомец. Керамические урны можно поставить дома, знаю, что люди в возрасте планируют забрать урну с собой.

Как показывает практика, люди не хотят хранить прах дома. Я позаимствовал идею специального набора для того, чтобы вырастить из праха питомца дерево.

В набор «Дерево памяти» входит пакет со специальным грунтом для хвойных и лиственных деревьев, экологически чистые и разлагаемые в земле емкости для праха и грунта, коробочка с семенами и крышка для создания парникового эффекта. Предлагается четыре вида деревьев: дуб, клен, сосна, ель. После того как «конструкция» закапывается, ее надо обильно полить и накрыть крышкой. Крышку можно убрать, как только появятся первые ростки.

— Через три года во дворе появится елочка высотой около метра, которую можно нарядить на Новый год и знать, что это Тузик.

— В Беларуси не привита культура кремировать домашних животных, — рассуждает Сергей. — Животных много, и это самый цивилизованный и гуманный способ поступить с ними так после смерти. В Европе много различных вариантов, но они фокусируются на возврат праха в специальной урне из керамики, камня, железа. Они настолько красивы, что могут даже служить элементом интерьера. Также есть опыт выращивания деревьев из праха людей. Но для нас это пока неприемлемо. Так почему не научить белорусов выращивать деревья из праха питомцев — озеленять природу вместо того, чтобы наносить ей вред?

Читайте также: