Минские офисы за год рекордно подешевели на треть

 
13 403
91
28 декабря 2015 в 13:01
Автор: Николай Градюшко

Столичные бизнес-центры в 2015 году установили антирекорд — стоимость аренды офисных площадей в среднем снизилась примерно на треть. Спрос на рынке смещается в сторону новых объектов с качественными характеристиками и гибкой рентной политикой. Об этом сообщил руководитель проектов по коммерческой недвижимости «Твоя столица. Недвижимость для бизнеса» Артем Жданьков.

Объем пустующих площадей в современных зданиях за год вырос в два раза — до 60 тыс. кв. м. Однако спрос на рынке не поспевает за предложением, что оказывает давление на ставки. В результате стоимость аренды опустилась до самого низкого уровня последних 10 лет. Сейчас офисный «квадрат» в бизнес-центрах класса «A» в среднем предлагают за 22 евро с НДС, класса «B» — за 14 евро, а C-класса — за 9 евро.

Наибольший интерес в Минске представляют офисы по 10—15 евро с НДС за «квадрат» — их доля в структуре спроса достигла 66%. Более дорогие офисы (15—20 евро за 1 кв. м) начинают терять свою аудиторию — сейчас в них готовы переехать лишь 17% потенциальных арендаторов, тогда как годом ранее их было вдвое больше.

Рынок равняется на новые бизнес-центры B-класса, способные предложить больший уровень комфорта и лучшие ставки. Среди самых ожидаемых — бизнес-центры Fortune (при МФК «Тивали»), «Красавiк» и Dana Center. Среди введенных объектов высокий интерес арендаторов остается к Amtel, «Башне Европы» и Gradient. «Сейчас снизилась разница между ставками аренды на объекты классов „B“ и „C“. Компаниям стало выгоднее переехать в новый бизнес-центр с более качественными характеристиками», — отметил эксперт.

Все больше бизнес-центров в Минске возводится единым собственником для последующей сдачи в аренду. Рынок долевого строительства офисных объектов уходит в прошлое — число новостроек с двумя и более владельцами за год сократилось на 40%. «Важным показателем для бизнес-центра стало наличие управляющей компании, которая призвана упростить решение вопросов по эксплуатации офиса, трансформации и расширению пространства. Бизнес-центры начинают напоминать отели, работающие по принципу „все включено“ и избавляющие арендатора от рутинных задач», — пояснил Артем Жданьков.

На рынке началась миграция арендаторов — компании покидают устаревшие офисные объекты с несговорчивыми собственниками. Наиболее активно подыскивают новые офисы IT-компании, финансовые организации и «дочки» международных корпораций. Некоторые из них предъявляют к объектам специфические требования: например, одной крупной компании понадобился офис в индустриальном стиле.

Чтобы привлечь арендаторов, девелоперы снижают ставки и предоставляют бонусы. «Для рынка стали нормой арендные каникулы сроком от трех месяцев до полугода, хотя еще пару лет тому назад такой практики не было. Владельцам бизнес-центров приходится идти на уступки, чтобы заполнить объект и компенсировать эксплуатационные расходы», — подчеркнул руководитель проектов.

Ключевые критерии при выборе бизнес-центров остались прежними — местоположение, объемно-планировочные решения и величина арендных ставок. Среди других факторов — просторный паркинг, круглосуточный доступ в здание, климат-контроль, панорамные виды и т. д. В бизнес-центрах появляются велопарковки, открываются фитнес-центры и рестораны. «На первое место выходит забота о персонале и репутации компании. Застройщики стараются „усложнять“ объекты — кстати, точно так же поступают европейские и американские девелоперы», — обратил внимание эксперт.

Читайте также:

ОБСУЖДЕНИЕ