Серьезный курс на многодетность государство взяло лет пять назад. Большие семьи, где воспитывают трех и более ребятишек, обещали всячески поддерживать и, самое главное, обеспечить жильем. В решение демографической проблемы включились многие пары. В большой компании, как водится, не обошлось без людей безответственных, которые периодически мелькают в новостях. И все же, как утверждают сами многодетные родители, состоящие в «профильной» ассоциации и общающиеся с единомышленниками, порядочных, интеллигентных и воспитанных семей в разы больше. Просто о них никто не пишет, так как хлопот и забот такие ячейки общества не доставляют, а значит, и не «светятся» в хронике. Onliner.by встретился со столичной семьей Григулевич, сплоченности которой можно только позавидовать, и расспросил о жизни в Каменной Горке и воспитании детей.
Район, отношение к которому у минчан сложилось неоднозначное, «провинился» перед горожанами тем, что в нем с невиданной ранее скоростью возводились дома для очередников и льготников. Компания, заселившая 9—18-этажные «панельки», и вправду выдалась разношерстной: от бедолаг, по двадцать лет проживших в общежитиях и бараках, до многодетных семей, которым в связи с новым статусом понадобились дополнительные «квадраты».
Большей концентрации многодетных семей во всем Минске не найдешь: именно в западной части столицы исполкомами выделялись долгожданные просторные квартиры. Попасть в число счастливчиков, которые смогли с господдержкой построить жилье, удалось и семье Григулевич. Сегодня в их распоряжении четырехкомнатная квартира площадью около 90 «квадратов»: просторный зал, «мальчишеская», где хозяйничают 15-летний Никита и 7-летний Клим, «будуар» 11-летней Полины и родительская спальня.
— Мы уже привыкли к этому району: живем здесь пять лет, — рассказывает моложавая и улыбчивая мама троих детей Лилия. — Все здесь нормально, «страшилки» про Каменную Горку — это скорее стереотип. Да, дома́ густо расположены и зелени мало, но ведь деревья еще вырастут. Происшествия здесь ровно такие же, как и в других районах города. От того, что стекло в машине могут ночью разбить или еще что-то случится, ты не застрахован нигде. А так — метро рядом, до центра можно быстро добраться даже на общественном транспорте.
Лилия и Владимир вместе уже 16 лет. Раньше супруги жили в Чижовке, в небольшой комнате оставшейся от родителей мужа квартиры с общей кухней. Как и многие минчане, стояли на очереди на улучшение жилищных условий — лет десять числились в списках. За это время в семье появилось трое детей. В 2009 году предложили строиться — тогда супругам даже не верилось, что квартирный вопрос может решиться. Но большой 10-подъездный дом построили быстро (управились буквально за год), и родители вместе с детьми переехали в Каменную Горку.
— Это была огромная радость — своя квартира, да еще такая просторная. Переезжали бегом, — смеется, вспоминая прошлое, Лилия. — Отремонтировали кухню и сразу заселились. Четыре комнаты — полный восторг. Вокруг нашего дома тогда, в 2010 году, было чистое поле: ни магазинов, ни детских садов. Квартира — это колоссальная помощь от государства, лучше и придумать нельзя. Ведь главный вопрос для любой семьи — где жить, а уже потом все остальное. Нам, конечно, повезло: цены на жилье пять лет назад были совсем другие…
Впрочем, отставание инфраструктуры дало о себе знать. В детском саду места для подросшего Клима так и не нашлось — в исполкоме предложили ездить в район станции метро «Пушкинская». Рассудив, что для маленького ребенка это не самый лучший вариант, супруги решили, что мальчик будет воспитываться дома. Лилия ушла с работы и до недавнего времени полностью занималась детьми и созданием уюта. Зато со школой дела обстоят куда лучше: она расположена в пяти минутах ходьбы от дома.
Хотя и тут свои курьезы. Самый «детский» район города не мог не отличиться: когда малышей столько, что приходится набирать по 10—15 первых классов, привычные буквы алфавита, сопутствующие номеру, быстро заканчиваются. Клим, к примеру, учится во втором «И». Старшим Никите и Полине повезло больше, у них более традиционные «Е» и «В». В классах — по 26—32 человека.
— Школа школой, но детей надо развивать всесторонне, — продолжает разговор Лилия. — Поэтому мы ходим в разные студии, секции, кружки. Все это платное (и недешевое), но тут первую роль играют интересы ребенка. Понятно, что в жизни всегда приходится между чем-то выбирать, на все денег не хватает. Но если речь идет о выборе между новыми обоями в комнату и оплатой интересного кружка, конечно, мы остановимся на последнем варианте.
Каждый ребенок в семье Григулевич посещает столько дополнительных занятий, что хватило бы на нескольких детей. Успехи в кружках тянут за собой выступления на городских и даже международных мероприятиях и соревнованиях.
— Я хожу петь в студию и занимаюсь в музыкальной школе, — бодро отрапортовала артистичная и улыбчивая (очевидно, в маму) Полина, которая также пробовала себя в дзюдо.
— Играю на фортепиано, но соседи не ругаются, — поясняет юная пианистка.
— Я хожу в музыкальную школу, простую и на дзюдо. И все, — перечисляет свои хобби Клим, осваивающий кларнет.
— Клим только первый год ходит на дзюдо. Все никак не мог дождаться, когда уже сможет посещать тренировки, — поясняет Лилия. — В прошлом году был на пробном занятии, но оказался еще мал. А сейчас с таким рвением занимается! Он у нас подтягивается хорошо. Сколько, Климушка, раз?
— Я могу показать, — с радостью отозвался малыш, которому явно наскучило сидеть на месте, и побежал в коридор к турнику, сделанному отцом специально для домашних занятий. Довольно бодро мальчуган с белоснежными волосами начал подтягиваться — 10, 11, 12… Пришлось уговаривать Клима остановиться — спортивный азарт и желание сделать как лучше удалось унять с трудом.
Как раз в этот момент с тренировки вернулся старший сын Никита, ставший родоначальником любви к дзюдо в этой семье. Через несколько часов, поздним вечером парню предстояло уехать в Латвию на соревнования. Помимо спорта, девятиклассник уделяет время и музыке (играет на скрипке), а в младших классах занимался танцами.
— Все дети играют на разных инструментах. Каждый выбрал направление сам. Главное ведь, чтобы им было интересно. А вообще, когда отдавали Никиту в музыкальную школу, хотели, чтобы, помимо творческих способностей, развивалась еще и мелкая моторика: пальчики хорошо работали, а это уже сказывалось на развитии мозга. Рассуждали так: даже если не пойдет по музыкальной стезе, интеллектуальные способности пригодятся в любом случае, — делится мнением Лилия.
— У них у всех идеальный слух. Так говорят педагоги, — не без гордости добавляет Владимир.
Все победы и достижения своих детей на разных конкурсах и соревнованиях родители вряд ли смогут перечислить с ходу. В комнате мальчишек хранится увесистая папка с грамотами, дипломами и благодарностями.
— Никита регулярно ездит на соревнования по дзюдо, чаще завоевывает вторые и третьи места, но не сдается. Уверены, самые важные победы еще впереди, — рассказывают Лилия и Владимир.
— Однажды занял первое место на соревнованиях — в свой день рождения, — добавляет Никита.
Ближе к вечеру, когда вся семья в сборе, в квартире обсуждают события прошедшего дня, сопровождая их безобидными шутками и словами поддержки.
— Вы не представляете, как здесь весело и оживленно, когда выдаются свободные минуты, особенно если учесть, что в квартире можно передвигаться по кругу — через дверь из зала в кухню.
Несмотря на то, что во дворе полно детей, Никита, Полина и Клим выходят в общую компанию редко, разве что на роликах погонять. Все остальное время Григулевичи-младшие при деле: студии, кружки, поездки в деревню.
— Совмещать все занятия с учебой в школе не так легко, особенно после лета, когда привыкаешь отдыхать, — признается Полина. — Но потом входишь в ритм, учишься делать все быстро и хорошо.
— Стараемся путешествовать — и по Беларуси, и за границу ездить. На машине объездили многие города, посмотрели почти все наши замки, изучили Лиду, Брест. Были в Одессе, Риге, Стокгольме. Когда получается кого-то из детей отправить отдохнуть, то обязательно это делаем.
— Я в Болгарии была, — молниеносно вспоминает последнюю поездку Полина.
— Никита в Юрмале в спортивном лагере отдыхал. Ну как отдыхал — все время тренировался, — смеется мама, вспоминая упорство старшего сына, который даже экскурсии игнорировал ради спортивных успехов. — Ну и без деревни нам никак: зимой на лыжах катаемся.
— Если снег есть, — добавляет Владимир, которого явно огорчают последние зимы.
— Летом помогаем родственникам по хозяйству, муж пчел держит. У мальчишек там свой домик на дереве, а у Полины — личный цветник. По вечерам устраиваем детские концерты для всех жителей, веселимся.
— Мы за здоровое питание, так что благодаря огороду у нас много натуральных продуктов. И алкоголь не употребляем («Даже шампанское», — подсказывает Полина. — Прим. Onliner.by): посчитали, что это лишнее, особенно когда в семье есть дети.
Впрочем, в большой и дружной семье не обошлось без огорчений: в прошлом году у Лилии, возвращавшейся из банка домой, пропали из сумки 19 млн.
— Мы долго собирали эти деньги, откладывали при малейшей возможности, рассчитывая вложиться в ремонт машины и в квартире что-нибудь сделать, но не вышло. Милиция никого не нашла, так что мы остались без большой заработанной трудом суммы денег.
Рассуждая о деньгах, Лилия замечает:
— Финансовый вопрос всегда стоит, но это же не отменяет детей. Конечно, деньги нужны, их всегда не хватает. Даже когда ребенок один, их тоже не будет на что-то хватать. Надо просто все правильно рассчитать: получил зарплату — оплатил «коммуналку», кредит, отложил сумму на кружки и секции, на питание. Потом уже докупаешь то, что в первую очередь нужно. Уверена, самое необходимое детям всегда можно дать, и ты найдешь для этого возможности: выкрутишься, заработаешь — постараешься.
С детства отложилось в голове, что в семье должно быть трое детей, не меньше. Казалось, что, когда ребенок один, это странно: ему должно быть скучно и плохо. Нас самих у родителей было трое.
— У меня только одна сестра, но все равно почему-то всегда считал, что детей надо трое, — включается в разговор Владимир.
— Третий, — говорит Полина, поддерживая тему, и гладит Клима по голове.
— Осуждают ли нас за то, что стали многодетными родителями? Разные люди встречаются, — делится наблюдениями Лилия. — Когда ждали Клима, даже в детском саду воспитатели спрашивали: «Из-за квартиры»? Вот прямо в лоб мне задавали такой вопрос. Я даже не знала, как реагировать. Теперь считаю, что нужно просто не обращать внимание на это. Наверное, есть такие семьи, кто ради квартиры постарался. Но среди наших знакомых таких нет, да и глупо это: квартира — хорошо, но ведь детей надо вырастить, воспитать, дать образование. А так получается, что сам ребенок особо и не нужен был — только «квадраты». Это как-то глупо и странно. Я даже не знаю. Перед детьми своими должно быть стыдно за такое.
— Что касается Каменной Горки, то здесь собраны очень разные семьи. Есть и неблагополучные (а что поделаешь, если жилья здесь возвели много и все, кто стоял на очереди, враз переселились), но большинство — очень хорошие, воспитывают по 4—5 малышей. Со многими мы общаемся, а еще состоим в Ассоциации многодетных родителей. В этом году участвовали в конкурсе на лучшую семью и познакомились с замечательными людьми. Видно, что все родители — образованные, стремящиеся к лучшему, которые любят своих детей. Не надо думать, что если детей в семье много, то все — гиблое дело, — высказывается многодетная мама.
— Для нас самое главное — дать детям образование и как можно больше помочь, чтобы потом в жизни им было проще и легче. А еще — максимально окружить любовью и сделать детство ярким, чтобы, когда они выросли, с радостью и теплотой могли вспоминать этот период. Хочется, чтобы их детство было замечательным, — в один голос говорят супруги.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by