Аэрокосмическая столица Европы: гид Onliner.by по Тулузе

 
26 987
25 августа 2015 в 8:00
Автор: darriuss. Фото: Максим Малиновский

Этот южнофранцузский город не пользовался раньше и сейчас не пользуется сколь-либо пристальным вниманием туристов. Здесь нет моря и безумной архитектуры Барселоны, вечных андоррских распродаж, экстремальных фестивалей Памплоны или аристократического спокойствия Биаррица. Тулуза славна другим. В XX веке она волею случая и по стечению обстоятельств стала аэрокосмической столицей всей Европы. Здесь появился на свет сверхзвуковой Concorde, рождается целое семейство ракет-носителей Ariane, отсюда в первый полет отправился Airbus A380, крупнейший пассажирский самолет современности. Прибыв в Тулузу за романтикой авиации и покорения космоса, журналисты Onliner.by неожиданно нашли удивительно атмосферный город, высокотехнологичное настоящее которого скрывается за фантастическим историческим фасадом цвета розовой терракоты.

С самого начала развития авиации у Тулузы с ней завязался роман. Здесь родился и умер изобретатель первых французских механических летательных аппаратов Клеман Адер. Здесь же в 1918 году начала работу компания Aéropostale, пионер местной коммерческой авиации. Пусть на заре своего существования она перевозила лишь почту, но делала это на внушительные расстояния.

Начав с рейсов в не столь далекую Барселону, уже в 1919 году Aéropostale продлила их до другого континента — в марокканскую Касабланку, а в 1925-м французские аэропланы стали летать из Тулузы в Дакар. Спустя еще восемь лет Aéropostale, где в свое время успел поработать пилотом и Антуан де Сент-Экзюпери, в числе других молодых да ранних французских авиаперевозчиков стала составной частью будущего гиганта Air France.

Кроме авиакомпаний, в Тулузе и окрестностях в те же самые годы работало множество небольших производителей самолетов и их комплектующих. Авиация в первой трети XX века была, пожалуй, самой высокотехнологичной отраслью мировой промышленности. В ней, равно как и сейчас в хай-тек-индустрии, ежегодно рождались и умирали десятки и сотни стартапов, лишь немногие из которых выживали, зачастую путем добровольной или принудительной консолидации.

Именно путем объединения множества авиапроизводителей в 1950-е годы в Тулузе была основана компания Sud Aviation, спустя десятилетия вошедшая, в свою очередь, в состав концерна Airbus. Поколения средних, мелких и вовсе микроскопических компаний сменяли друг друга, чтобы в 1970 году произвести на свет очередной символ единой Европы, на этот раз авиационный.

Другого выхода у европейских компаний не было. Только слияние усилий — интеллектуальных, технологических, финансовых — могло стать залогом успешной конкуренции с американской компанией Boeing и другими аэрокосмическими корпорациями. В этом смысле Airbus стал прекрасным олицетворением судьбы всей части света, где экономическое объединение и политическая интеграция стали единственным способом существования на равных с США и Китаем.

Штаб-квартира нового панъевропейского концерна разместилась именно в Тулузе — решение сколь естественное, столь и странное. Естественное — из-за многолетней традиции авиастроения в городе, накопленного здесь промышленного и человеческого потенциала. Странное — из-за тех сложностей, в основном логистических, с которыми вынужденно сталкивается сборочное производство.

В Airbus объединились сразу несколько предприятий Франции, Германии, Великобритании и Испании. Каждое из них специализируется на выпуске определенных составных частей самолета, а финальная сборка пассажирских лайнеров происходит в Тулузе (или в Гамбурге). Такая схема вынуждает концерн тратить внушительные суммы на транспортировку, которая в случае негабаритных объектов может представлять собой непростую задачу.

В первую очередь это касается самого крупного пассажирского самолета в мире — А380. Его фюзеляж и крылья сначала доставляются морем на специальных судах в Бордо, затем на баржах плывут по каналу вглубь страны, но на последнем отрезке все же перевозятся по автодорогам. Разумеется, в условиях провинциальной Франции с ее сказочными городками и узкими улочками проблема приобретает нетривиальный характер.

Тем не менее трудности созданы для того, чтобы их героически преодолевать, и в Airbus справедливо гордятся своими достижениями. Рядом с гигантской производственной площадкой концерна в Бланьяке всем желающим доступно пространство, где эта гордость и эти достижения представлены в материальной форме.

Совсем недавно, в январе 2015 года, рядом с ангаром, где собираются те самые А380, открылся новый музей, получивший название Aeroscopia. В обмен на €11,5 к вашим услугам обширная коллекция самолетов и вертолетов, включая первенец Airbus лайнер А300 и знаменитый сверхзвуковой Concorde.

Дополнительные €15,5 откроют вам двери производственного цеха, где происходит финальная сборка «триста восьмидесятых», самых больших пассажирских самолетов современности. Процесс при этом обставлен со всей положенной таинственностью: фотографировать внутри категорически запрещено, даже несмотря на то, что на самолеты-гиганты вам будет позволено посмотреть из-за стекла и с высоты шестого этажа. Впрочем, зрелище все равно впечатляет.

Тулуза — не только авиационная, но и космическая столица Европы. Именно здесь собирают семейство ракет-носителей Ariane. В отличие от Airbus, даже деньги не помогут вам попасть на местное предприятие Европейского космического агентства. Но без своих развлечений любители романтики покорения Вселенной не останутся.

С 1997 года по соседству со старым городским аэродромом работает Cité de l’espace («Город космоса») — тематический парк, посвященный походу человечества через тернии к звездам. Несколько планетариев, музей, кинотеатр, полноразмерные макеты ракеты-носителя Ariane и одного из модулей орбитальной станции «Мир» — космическая тема подается в меру познавательно, в меру развлекательно. Удовольствие, правда, не из дешевых. Стандартный билет обойдется вам €25,5.

Если авиационная или космическая эстетика вас не привлекает, Тулуза наверняка доставит вам удовольствие сама по себе, и причем совершенно бесплатно. Ее называют «розовым городом», и это тот самый случай, когда определение отражает объективную реальность.

Роскошная буржуазная эклектика периода belle epoque или лаконичная средневековая церковная готика, из кирпича характерного розоватого оттенка построено большинство зданий старой Тулузы. И это то самое лицо города, которое запоминается сразу и навсегда.

При этом бесконечные толпы туристов, скорее всего, не помешают вам наслаждаться летней прохладой в церкви якобинцев (XIII век, внутри могила святого Фомы Аквинского) или сидеть на набережной Южного канала (XVII век, объект включен в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО), торговаться на рынке, разбитом прямо на центральной площади Капитолия, или кататься на колесе обозрения с видом на Гаронну. Не помешают просто потому, что этих туристических толп в Тулузе нет.

Зато здесь в достатке молодежи. Город заслуженно славится своими вузами, кующими кадры в том числе и для высокотехнологичной промышленности города. В общей сложности здесь учится более ста тысяч человек — практически каждый десятый местный житель.

Город молодости живет не без проблем, свойственных, впрочем, всей Франции. Периодически межнациональное напряжение выплескивается на его улицы, но обычный турист бесконечно далек от всего этого. Он хочет гулять по узким кривым улочкам, наслаждаться прекрасной кухней, ходить в музеи, делать снимки для социальных сетей. В Тулузе для этого есть все возможности. В каком-то смысле этот город — квинтэссенция всего юга Франции. Увы, недооцененная.

Вам будет интересно:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: darriuss. Фото: Максим Малиновский
Без комментариев