По Готическому кварталу лениво течет река людей. У кафедрального собора, встав в круг и взявшись за руки, танцуют какой-то странный танец небольшие группы европейских пенсионеров. Толпа туристов шумно заполняет бульвар Рамбла, а на ближайшем песчаном средиземноморском пляже ловят последние лучи жаркого солнца будоражащие воображение красотки. В Барселоне, столице Каталонии, знаменитой здравнице мирового масштаба, городе великой архитектуры и большого спорта, заканчивается сиеста, а это значит, что впереди время ужина, прогулок на закате и тусовок до утра. Ежегодно сюда приезжают тысячи белорусских туристов, не могли обойти вниманием Барселону и мы. Что необходимо смотреть здесь в первую очередь, если в вашем распоряжении только уик-энд? Журналисты Onliner.by составили для вас традиционный гид выходного дня по лучшему городу мира.
Жить в само́й Барселоне и ее обширных пригородах считают за счастье почти пять миллионов человек. Это один из крупнейших мегаполисов Европы и второй по количеству жителей город Испании, достойно конкурирующий с Мадридом за звание по крайней мере экономического и культурного центра страны.
При этом — и это звучит вовсе не парадоксально — абсолютное большинство барселонцев решительно отказываются считать и себя испанцами, и свой город испанским. «Catalunya, nou estat d’Europa» («Каталония — новое государство Европы») — под подобными лозунгами миллионы местных жителей с удовольствием выходят на демонстрации, требуя у центрального правительства независимости. Идею поддерживают 80—90% населения региона, но пока их усилия остаются безрезультатными. Горожанам остается только вывешивать на балконах полосатые желто-красные каталонские флаги. Государственные символы Испании здесь можно встретить разве что на зданиях официальных учреждений.
Всячески подчеркивая свое национальное своеобразие, Каталония и Барселона вместе с тем все же плоть от плоти Испании, иберийской культурной традиции. Здесь также любят паэлью, гаспачо и хамон, утоляют жажду сангрией и орчадой (или, в каталонском варианте, оршадой). Местные городки не слишком сильно отличаются от подобных в соседних регионах, а образ жизни и привычки населения похожи на кастильские или галисийские.
Сложно было ожидать иного. Слишком долго Арагонское королевство (куда входила и Каталония) существовало с Кастильской короной в едином политическом и экономическом контексте, получившем название «Испания». Взаимное влияние культур, их проникновение в ранее чуждые регионы, бесконечные заимствования друг у друга привели к тесному переплетению обычаев и традиций, возможно, и поддерживающих сейчас страну вместе, несмотря на распространенные в испанском государстве центробежные тенденции. И те же паэлья или миндальная орчада, в общественном сознании считающиеся национальными испанскими удовольствиями, происходят из Валенсианы, региона — сестры Каталонии.
В чем Барселона действительно своеобразна и не похожа на остальные испанские города, так это в архитектуре. Как и любой уважающий себя мегаполис, каталонская столица крайне эклектична. Любители средневековой готики и стеклянно-металлического блеска хай-тека, пышного модерна и строгой классики, модернистского минимализма и даже античности найдут здесь себе занятие по душе, причем к их услугам практически всегда будут шедевры мирового значения и масштаба.
Сердце Барселоны — Готический квартал, самая любопытная часть куда более обширного Старого города. Здесь есть все, к чему лежит сердце примерно 83% приезжающих сюда туристов: узкие кривые улочки, нависающие над ними средневековые в массе дома, готические церкви, включая кафедральный собор Святой Евлалии, руины античных стен и акведука, неоклассический ансамбль на Королевской площади и королевский дворец на площади Короля.
А еще здесь есть десятки тысяч приезжих, чуть поменьше карманников и мошенников разного рода и стиля работы, бесчисленные сувенирные лавки и рестораны, где вам с удовольствием помогут избавиться от ваших трудовых евро, а у собора Святой Евлалии вы, взяв за руку бабулю из Германии, сможете станцевать сардану — национальный каталонский танец под аккомпанемент оркестра Ла Кобла.
По соседству с Готическим кварталом расположен квартал не столь готический, но со своей спецификой. Барселонета строилась в XVIII—XIX веках на намывных землях для моряков и рыбаков. Здесь улицы выпрямляются и расширяются, рестораны специализируются на рыбе и морепродуктах в разнообразных вариациях и сочетаниях, застройка приобретает регулярный характер и процветает какой-то свой локальный, особенный даже для Барселоны патриотизм.
Фасады всех домов буквально усыпаны желто-голубыми флагами, и это вовсе не потому, что жители Барселонеты питают страсть к Украине. Это собственный флаг квартала, и для местных ответ на сакраментальный вопрос «Ты с какого района?», по всей видимости, имеет определяющее значение.
«Жовто-блакитная» Барселонета — это главный и самый популярный городской пляж, это «молл Испании», название которого звучит в Каталонии шокирующе, с его аквариумом и огромным торговым центром Maremagnum, это марина с роскошными яхтами и канатная дорога на гору Монжуик. Здесь всегда шумно, здесь всегда интересно, здесь всегда можно оставить целый день жизни.
И еще рядом, под сенью длани Христофора Колумба, начинается (или, если угодно, заканчивается) Ла Рамбла, главная пешеходная улица города, бульвар (точнее, пять бульваров) длиной более километра. Летним вечером по этому променаду передвигаться сложно, получать удовольствие от происходящего еще сложнее. Все для туристов, все благодаря туристам, все за счет туристов — девиз Рамблы, торговцев сувенирами, воришек, официантов уличных кафе и девиц, чья древняя профессия вызывающим отпечатком лежит на их лицах, одежде и судьбах.
Вальяжно фланировать в сумерках под ручку с барышнею тут не выйдет. Скорее здесь, в суете и всеобщем ажиотаже, огибая живые скульптуры и афроиспанских торговцев самыми ненужными вещами во Вселенной, сто́ит покрепче обнять свой рюкзак или сумку и бежать в сторону пляжа или, наоборот, к Плаза-де-Каталунья, центральной городской площади, где в эклектической атмосфере встречаются Старая и Новая Барселона.
Новый город — Эшампле — продукт промышленной революции, захватившей Барселону в XIX веке, и последовавшего за ней ошеломительного процветания. Тесные, малоэтажные средневековые кварталы уже не могли вместить всех желающих жить и работать здесь. В середине столетия местные власти снесли городские стены, ограничивавшие развитие города, и начали массовое строительство новых районов по регулярному плану, разработанному инженером Ильдефонсо Сердой. Это был беспрецедентный урбанистический проект, намного опередивший свое время.
На месте обширных свободных территорий, окружавших Старый город, появились сотни единообразно решенных квадратных в плане кварталов, которые объединялись улицами, пересекавшимися (за редким исключением) под прямым углом. Все это образовало приятную своей ритмичностью сетку, впечатляющий своими масштабами паттерн которой особенно замечательно смотрится с высоты птичьего полета.
Каждый из нарезанных квадратных участков по периметру застраивался преимущественно жилыми доходными домами, угол которых был скошен на уличных перекрестках, образуя небольшую площадь в форме ромба. Внутренний двор квартала, по задумке автора проекта, озеленялся, что вместе с деревьями вдоль улиц должно было превратить Эшампле в город-сад. К сожалению, последняя идея пала жертвой экономических обстоятельств и жажды наживы, и свои скверы, недоступные посторонним и автомобильному транспорту, где так удобно было бы отдыхать местным жителям, теперь имеются далеко не во всех кварталах.
Впрочем, урбанистические эксперименты, пусть для своего времени и крайне удачные, смогут по достоинству оценить немногие. Массовому туристу в Эшампле понравится другое: доходная застройка огромного района представляет собой великолепный в своем разнообразии ансамбль эклектичной архитектуры XIX—XX веков.
Центральный проспект Эшампле, квинтэссенция буржуазной роскоши разбогатевшего в XIX—XX веков города — бульвар Грасиа. Фешенебельные дворцы фабрикантов с лучшими ресторанами и магазинами на первых этажах калейдоскопом сменяют друг друга, соревнуясь пышностью декора и необычностью пластического решения фасадов. Именно здесь, в «квартале раздора», находятся лучшие образцы каталонского модернизма, той безумной архитектуры, ставшей визитной карточкой Барселоны, включая два шедевра Антонио Гауди.
Мы говорим — Барселона, подразумеваем — Гауди, и наоборот. Барселону и Гауди невозможно представить друг без друга. Многие туристы специально приезжают сюда, чтобы насладиться ни на что не похожим творчеством эксцентричного каталонского гения. На бульваре Грасиа находятся две его последние завершенные крупные работы: дом Бальо и дом Мила, фантасмагоричные дома для богатейших семей барселонских текстильных фабрикантов, выполненные в прославившем архитектора «органическом» стиле.
Здесь всегда много народа, на тротуарах оживленно и в промышленных масштабах изготавливаются селфи, а для получения доступа к осмотру внутренних помещений требуется вновь лезть за надежно спрятанным в глубинах организма кошельком. Впрочем, это тот самый случай, когда любые траты оправданны.
Но ажиотаж вокруг доходных домов Гауди на бульваре Грасиа даже близко не сравним с ситуацией вокруг главной работы архитектора — так пока и не законченного храма Святого Семейства, также расположенного в Эшампле. Гул толпы, оживленно обменивающейся искусствоведческими мнениями по поводу Саграда Фамилия, щелканье затворов тысяч фотоаппаратов смешиваются с шумом продолжающейся уже 133 года стройки.
Конца ей пока так и не видно. Сложность замысла архитектора, отсутствие некоторых его чертежей, финансирование проекта только за счет добровольных пожертвований — все это вынуждает оставлять дату завершения строительства одного из самых узнаваемых зданий на планете открытой.
Другая незавершенная барселонская работа Гауди, к которой не зарастает народная тропа, находится уже не в центре города, а в верхней его части. Еще один «город-сад», задуманный архитектором вместе с его главным спонсором, каталонским промышленником Эусеби Гуэлем, строился всего пять лет в начале ХХ века, после чего меценат отказался от строительства «города», оставив лишь концепцию «сада».
С недавних пор вход в парк Гуэля стал платным. Группы на его территорию запускаются по расписанию, поэтому всем приехавшим туда необходимо быть готовым потратить несколько часов на ожидание своей очереди.
Подробнее об этих и других работах Антонио Гауди можно прочитать в отдельной статье на нашем портале.
Любой город гораздо выгоднее выглядит в окружении гор. Барселоне не слишком повезло с ними, хотя и повезло с морем. На окраине города находится 512-метровая гора Тибидабо, привлекающая туристов панорамными видами на каталонскую столицу, находящимся на верхушке храмом Святого Сердца и тем, что забраться туда можно с помощью фуникулера.
А в непосредственной близости от центра города, прямо над ним доминирует знаменитый Монжуик — строго говоря, даже не гора, а крутой холм высотой 173 метра, оборудованный одноименной бастионной крепостью (за умеренную плату к услугам всех желающих фортификация XVII века и все те же виды на город) и целым набором других интересных сооружений, делающих путешествие наверх обязательным.
На вершину можно подняться пешком (бесплатно, но жарким летом с этой задачей справятся лишь самые выносливые) или с помощью фуникулера и канатной дороги (разумеется, за деньги). Вверху, кроме упомянутой выше крепости, вас ожидают ботанические сады, музей выдающегося каталонского художника-абстракциониста Жоана Миро, комплекс олимпийских сооружений и ансамбль Всемирной выставки, прошедшей в городе в 1929 году.
На этой площади, окруженной павильонами «Экспо-1929», 8 октября 1988 года в рамках фестиваля La Nit великий певец Фредди Меркьюри в дуэте с великой (во всех смыслах) певицей Монсеррат Кабалье спел свою великую песню Barcelona. Это было последнее выступление перед публикой уже тяжело больного певца. Через четыре года его песня стала гимном Олимпиады-1992, а к настоящему времени уже превратилась и в один из символов самого́ города, которому была посвящена.
Над площадью Всемирной выставки доминирует расположенный на склоне Монжуика бывший Национальный дворец (сейчас — Национальный музей искусства Каталонии) — огромный, выполненный в формах итальянского классицизма главный павильон «Экспо-1929». Перед ним вниз спускается каскад фонтанов, завершает который «Магический фонтан» с цветной подсветкой.
Одно из сохранившихся от Всемирной выставки зданий шокирует. Сложно представить, что это современное сооружение, крайне актуально выглядящее и поныне, было спроектировано как национальный павильон Германии выдающимся немецким архитектором Людвигом Мисом ван дер Роэ еще в конце 1920-х, за четыре года до прихода к власти в его стране нацистов.
Наконец, еще выше — Олимпийский спортивный комплекс. Главный стадион Игр, строившийся все к той же выставке «Экспо-1929», размерами не впечатляет. С гигантской «Камп Ноу», домашней ареной футбольного клуба «Барселона», его нельзя сравнить и близко, но созданный вместе с ним ансамбль различных сооружений города, безусловно, заслуживает внимания.
Тем более что центральное место в нем занимает футуристическая Torre Telefonica — телекоммуникационная башня, спроектированная к Олимпиаде архитектурным гением Сантьяго Калатравой.
Вряд ли за пару-тройку дней вам удастся осмотреть что-то еще, хотя в Барселоне легко и не скучая можно потратить и неделю. Барселона — город бесконечно разнообразный, город не только (а может, и не столько) архитектурных шедевров разных эпох. Это город и модного шопинга, и оживленных рынков, гастрономический рай и бизнес-столица со стеклянными небоскребами и безумными образцами современного зодчества от крупнейших мировых звезд архитектуры. Это город, который не простит тебе твоих ошибок, очень жестокий и бессердечный во всей своей красоте. Наверное, все это вместе взятое и делает его лучшим городом мира.
Наконец, это город запоминающейся на всю жизнь пляжной культуры. О барселонских пляжах и нежащихся на них барселонских девушках читайте наш горячий репортаж уже в эту субботу.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by
Вам будет интересно: