Великая египетская мечта: история строительства Суэцкого канала
ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
111
13 августа 2015 в 8:00
Автор: darriuss. Фото: panoramio.com, flickr.com, wikipedia.org

Неделю назад, 6 августа 2015 года, при большом стечении власть имущей публики в Египте был торжественно открыт новый Суэцкий канал. Всего за год наследники фараонов сумели освоить $4 млрд, вдвое увеличив пропускную способность стратегически важного для всего мира объекта. Вдохновившись египетским трудолюбием, Onliner.by решил вспомнить, как мучительно во второй половине XIX века строилась первая очередь Суэца, забравшая тысячи жизней, но сделавшая нашу планету меньше.

XIX век стал столетием, когда мир начал стремительно меняться. Наука и техника прогрессировали, фабричная промышленность заменяла собой мануфактуры, а наглая, быстро богатевшая буржуазия — старорежимную аристократию. Расстояния сокращались: путешествия, отнимавшие раньше месяцы, а то и годы, с изобретением парового двигателя и распространением железных дорог позволяли экономить время и деньги не только отдельным людям, но и — прежде всего — бизнесу. Впрочем, даже принимая это во внимание, масштаб активно осваиваемого мира все равно оставался слишком крупным.

Главной проблемой была необходимость для европейских кораблей огибать Африку. За Африкой лежали Индия, Китай, Япония — крайне привлекательные рынки сбыта и источники сырья для промышленности метрополий Старого Света. Лишние десятки дней пути и тысячи километров через мыс Доброй Надежды не могли радовать европейских политиков и спонсировавших их фабрикантов. Альтернативой было строительство железной дороги через Ближний Восток, но и в этом случае корабли приходилось бы разгружать в средиземноморских портах Леванта, затем перевозить товар к побережью Красного моря или Персидского залива, где вновь грузить на корабли, доставляющие их к конечному азиатскому потребителю (или, соответственно, в обратном направлении).

Этот вариант был относительно дешев в реализации, но сложен в организации логистики. Поэтому неудивительно, что целые поколения инженеров с завистью смотрели на Суэцкий перешеек — 116-километровую перемычку, отделяющую основную (африканскую) часть Египта от азиатского Синайского полуострова. Именно эта довольно узкая полоска безжизненной пустыни с солончаковыми низинами лежала на пути из Средиземного моря в Красное, из Европы в пока такие далекие, но одновременно и заманчиво близкие страны азиатского Востока. Целые поколения инженеров смотрели на нее, обуреваемые одной мыслью: «Как хорошо было бы прорыть в этом месте канал».

Канал получался довольно длинным, но для XIX века в его строительстве уже не было ничего необычного. Китайцы еще в VI веке до нашей эры и следующие 2000 лет умудрялись сооружать (и таки соорудили) свой грандиозный 1790-километровый Великий канал, связавший Шанхай с Тяньцзинем. Те же египтяне примерно в столь же древние, еще фараоновы времена прорыли канал от Нила до Красного моря, по которому очень удобно было торговать с восточноафриканским Пунтом.

Конечно, древние предшественники Суэца были куда более скромными и по ширине, и по длине. Размеры кораблей, объемы перевозок многократно выросли за прошедшие тысячелетия, и новый перспективный водный путь должен был соответствовать им. Первые попытки реализовать его — хотя бы в виде проекта — были предприняты во время известной египетской кампании Наполеона. Но на рубеже XVIII—XIX веков авторы идеи сделали одну драматическую ошибку. Инженер Лепер, работавший над объектом, посчитал, что уровень воды в Средиземном и Красном морях отличается более чем на 9 метров. Это означало необходимость строительства, помимо собственно трассы канала, еще и системы шлюзов.

Ошибочность расчетов Лепера была доказана только спустя 40 лет: никакие шлюзы на перешейке оказались не нужны. Необходимо было только копать. Упорно и долго копать, по возможности используя на трассе канала естественные низины, пересохшие соленые озера, что удлиняло объект, но зато удешевляло строительство. В 1840-е годы за эту идею ухватился французский дипломат Фердинанд де Лессепс, у которого, конечно, собственных денег на производство работ не имелось, зато кипучей энергии и предприимчивости было не занимать.

Некоторое время занимаясь теоретизированием и прожектерством, к активной стадии реализации проекта Лессепс смог приступить только в середине 1850-х, когда новым египетским пашой, османским наместником и фактическим руководителем страны стал Мухаммед Саид, давний знакомый французского дипломата. Воспользовавшись дружбой с ним, Лессепс фактически пролоббировал одобрение «стройки века» со стороны турецкого султана.

При этом француз еще и умудрился каким-то образом уговорить в общем-то подверженных коррупции османских чиновников организовать процесс на довольно невыгодных для Египта и Османской империи условиях. Строительством Суэцкого канала должна была заниматься специально организованная акционерная компания, 53% паев в которой отдавалось Франции, только 44% — египетскому правительству и 3% — другим государствам. При этом акционерам уходило 74% прибылей, еще 15% шло напрямую Египту. Таким образом, Египет вроде бы должен был неплохо заработать на эксплуатации канала, но в 1875 году он продал свои 44% в управляющей компании Великобритании, потеряв акционерную прибыль и оставшись лишь с 15%-ной долей в прямых отчислениях.

При этом Египет передавал «Всеобщей компании Суэцкого канала» строившийся объект в собственность на 99 лет, обеспечивая его на 80% рабочей силой, необходимым оборудованием и транспортом. Это была типичная позиция полуколониальной страны, вынужденной поступаться своими национальными интересами под нажимом крупных держав.

Взамен полуколониальная страна получила уникальный объект, организовать процесс строительства которого своими силами она в тех условиях не смогла бы. Европейские эффективные менеджеры работали жестко, за что их сейчас справедливо упрекают, но, надо отдать должное, в 1859—1869 годах в суровой Синайской пустыне появился канал, сейчас ставший вторым по значимости источником дохода для египетской экономики.

Целое десятилетие десятки тысяч несчастных египтян (точное число рабочих так и не установлено) под палящим солнцем практически вручную копали канал длиной 164 километра. Копали в болотах у Средиземного моря, копали в песках пустыни, копали в солончаках высохших Большого и Малого Горьких озер. Условия были адскими. Даже пресная вода в первые четыре года доставлялась сюда верблюжьими караванами. Только в 1864-м был прокопан специальный канал, принесший на Суэц воду Нила, а строителям — некоторое облегчение.

На завершающем этапе работ на помощь рабочим пришли первые экскаваторы, в том числе и плавучие. Впрочем, количество жертв на стройке все равно исчислялось сотнями и сотнями. Погибшие и выжившие переместили около 75 млн кубометров грунта, но планета получила уникальный на то время гидротехнический объект — канал длиной 164 километра, шириной до 110 метров по водному зеркалу и до 22 метров по дну, глубиной около 8 метров.

Торжественное открытие канала состоялось 17 ноября 1869 года и продолжалось неделю. Египет выделил на мероприятие сумасшедшие деньги, на него съехался цвет европейской публики, но главным, конечно, было то влияние, которое оказал столь нужный планете объект на мировую экономику и политику. За исторически ничтожное время люди на разных концах земли — в Японии и Франции, Индии и Великобритании, Китае и Германии — стали ближе друг к другу. Планета Земля вроде бы осталась той же, но расстояния на ней значительно уменьшились.

На первоначальном этапе Суэцкий канал обошелся своим акционерам в 575 млн франков (около $8,5 млрд в современном эквиваленте). Он прямо или косвенно принес жизнь в пески и болота Синайского полуострова. У его северного окончания вырос ныне полумиллионный город Порт-Саид, у южного — столь же крупный Суэц. Еще один новый город — Исмаилия — возник у озера Темсах, примерно на середине длины канала.

Практически немедленно по завершении строительных работ началась и модификация объекта. На протяжении почти 150 лет своей истории Суэцкий канал неоднократно расширялся и углублялся, чтобы соответствовать новым стандартам морских грузоперевозок. Сейчас его габариты выросли в сравнении с первоначальными почти втрое: ширина по воде — до 350 метров, ширина по дну — до 60 метров, глубина — до 20—22 метров.

Через канал перебрасывались грандиозные мосты высотой в 70 метров, магистральные линии электропередач, под ним строились тоннели. Вдоль его территории возникали и города, и промышленные зоны, и логистические центры. Суэц наряду с туризмом стал локомотивом экономики Египта.

Правда, произошло это только после того, как президент Египта и большой друг советского народа Гамаль Абдель Насер национализировал его в 1956 году, вызвав тем самым серьезный международный кризис. С тех пор канал еще не раз становился жертвой «мировой напряженности», холодной войны и сложных отношений Израиля со своими соседями. Он даже закрывался на длительное время для прохода судов, внося хаос в мировые транспортные потоки. Но главная его проблема заключалась не в этом.

Главная проблема была в том, что, несмотря на неоднократные расширения и углубления, Суэцкий канал до самого последнего времени был фактически однопутным. Ежедневно конвои судов, двигавшиеся с юга на север и в обратном направлении были вынуждены расходиться всего в двух возможных специально устроенных для этого точках. В общей сложности ежедневная пропускная способность канала составляла всего 47—49 кораблей, преодолевавших 160 километров за 11—16 часов при скорости в 15 км/ч. Спрогнозировать время нахождения в очереди на проход было сложно.

Каждый из этих кораблей в среднем платил около $250 тыс. за право не видеть мыс Доброй Надежды. При этом общие доходы Египта от эксплуатации канала в прежнем формате в последние годы составляли около $5,5—6 млрд — неплохая, в общем-то, сумма, но лимитированная из-за ограниченной пропускной способности объекта.

В июле прошлого года, после того как политическая ситуация в стране наконец-то более-менее стабилизировалась, новый президент Египта фельдмаршал Ас-Сиси объявил о начале проекта, который он же назвал Великой египетской мечтой. Под ней подразумевалось строительство второго Суэцкого канала, параллельного первому. Или, если быть полностью точным, нового 35-километрового участка, который дублировал бы 150-летний оригинал на его самом напряженном участке.

Самым поразительным в этой идее была оперативность ее реализации. При нормативном сроке строительства в три года бравая египетская армия, ставшая главным подрядчиком проекта, справилась всего за год! С июля 2014-го по август 2015-го рядом с основным руслом Суэца появилась новая нитка канала. Протяженность ее составила всего 35 километров, но она увеличила пропускную способность всей системы вдвое — до 97 кораблей в сутки.

Правительство страны планирует, что запуск «второго Суэца» увеличит ежегодные доходы Египта от канала до $12 млрд. Более того, президент Ас-Сиси намерен сделать этот запуск лишь первым этапом масштабного освоения прилегающей к каналу пустыни. Больше новых городов, больше логистических центров, больше промышленных зон для высокотехнологичных производств, миллион новых рабочих мест — вот она, Великая египетская мечта. И судя по тому, как она начала реализовываться, у нее есть все шансы стать реальностью. Причем без жертв и в максимально короткие сроки.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: darriuss. Фото: panoramio.com, flickr.com, wikipedia.org
ЛУЧШИЙ КОММЕНТАРИЙ
Чтобы оставить свое мнение, необходимо войти или зарегистрироваться
ОБСУЖДЕНИЕ
13.08.2015 в 8:03

Спасибо Дарриус! Как всегда, приятное чтиво с самого утра!

278
Лучший комментарий
13.08.2015 в 8:02

Суэцкий канал - величайшая стройка 20-Го века, соединившая 2 континента!

13.08.2015 в 8:02

Верим в будущее Египта :)
Спасибо,Дариус!

13.08.2015 в 8:03

Спасибо Дарриус! Как всегда, приятное чтиво с самого утра!

13.08.2015 в 8:04
Суэцкий канал - величайшая стройка 20-Го века, соединившая 2 континента!
vikylia-00

Разъединившая континенты! А соединила Красное и Средиземное моря.
Но великая.

13.08.2015 в 8:06

Впечатляет..!

13.08.2015 в 8:06

Дарриус как всегда на высоте! Спасибо!

13.08.2015 в 8:07

Классный репортаж, но всё равно древние строили круче.

13.08.2015 в 8:07

Американский авианосец очень красив и силен!

13.08.2015 в 8:07

*с соответствующим акцентом* :

Срочна у Беларусь таки пракапаць!

СРОЧНА!

13.08.2015 в 8:09

Спасибо автору, познавательной!!!

13.08.2015 в 8:10

Молодцы Египтяне национализировали канал теперь бабло стригут...

13.08.2015 в 8:10
Суэцкий канал - величайшая стройка 20-Го века, соединившая 2 континента!
vikylia-00

И да- был построен до Н. Э.

13.08.2015 в 8:11
Дарриус как всегда на высоте! Спасибо!
Schwere502

Может если один раз такой коммент стал топовым, то не нада его дублировать 100 раз?

13.08.2015 в 8:14

Красoтищааа

13.08.2015 в 8:14

Умели раньше строить)

13.08.2015 в 8:15

Когда уже и мы построим нормальный канал от черного до балтики?

13.08.2015 в 8:16

Сколько там костей полегло

13.08.2015 в 8:18
Суэцкий канал - величайшая стройка 20-Го века, соединившая 2 континента!
vikylia-00

Разъединившая континенты! А соединила Красное и Средиземное моря.
Но великая.

denis_harper

Я имею ввиду транспорт.

Суэцкий канал - величайшая стройка 20-Го века, соединившая 2 континента!
vikylia-00

И да- был построен до Н. Э.

denis_harper

А вообще, мы тут вместе какую-то фигню написали)))))))))

13.08.2015 в 8:19

Молодцы египтяне.. Канал у них в государстве на первом месте по доходности...

13.08.2015 в 8:25

Проройте у нас уже какой-нибудь канал, может и к нам деньги потекут)))))

13.08.2015 в 8:27
Проройте у нас уже какой-нибудь канал, может и к нам деньги потекут)))))
vikylia-00

У нас течение всегда в другую сторону направлено они могут только утекать от нас...

13.08.2015 в 8:28

Что самое интересное, Египтяне за 1 год построили второй Суэцкий канал - вот открыли недели две назад. Хотя, что там канал - это ж не панельку построить

13.08.2015 в 8:29
https://content.onliner.by/news/2015/08/default/13c3b6000cf20a22604260960b00078e.jpg

Вот это себяшечка...

13.08.2015 в 8:38

Дариусс, как всегда, вне конкуренции, остальным журналистам можно резать зарплаты.

13.08.2015 в 8:42

Нам бы такой канал и нефти не надо

13.08.2015 в 8:42
Суэцкий канал - величайшая стройка 20-Го века, соединившая 2 континента!
vikylia-00

Ты просто капитанская дочь...

13.08.2015 в 8:54

Иитересная статья

13.08.2015 в 8:56

нам не нужен канал - у нас есть таможня))

13.08.2015 в 8:58
Суэцкий канал - величайшая стройка 20-Го века, соединившая 2 континента!
vikylia-00

Ага, Африку и Антарктиду:)))

13.08.2015 в 8:59

Приятно видеть нашу технику на этой стройке

13.08.2015 в 9:11

Позновательно

13.08.2015 в 9:13
Нам бы такой канал и нефти не надо
RAD1986

разве М1 уже не справляется? и нефть по прежнему надо

13.08.2015 в 9:29

vikylia-00, Вообще-то 19 века: год постройки 1869.

13.08.2015 в 9:32

Харош завидовать - белорусы, нам только бульбу садить остается.))))

13.08.2015 в 9:37

када мы ужэ выкопаем море...
небальшое... што б в турцыю не ездить

13.08.2015 в 9:40

Как это ещё наши не додумались соединить Балтийское и Черное море??

13.08.2015 в 9:43
Молодцы Египтяне национализировали канал теперь бабло стригут...
vasuhih

А мы наоборот "трубу" продали.

13.08.2015 в 9:44

молодец президент египта

13.08.2015 в 9:46

познавательно...

13.08.2015 в 9:46

Дарриусс, давай про Беломорканал статейку еще

13.08.2015 в 9:50

Пускай лучше каналы строят, чем революции устраивают.

13.08.2015 в 9:52

Давайте копать море у нас!!!

13.08.2015 в 9:53
*с соответствующим акцентом* :

Срочна у Беларусь таки пракапаць!

СРОЧНА!

1045

Соединить Балтику с Чёрным морем

13.08.2015 в 9:58
Давайте копать море у нас!!!
S_B

давайте, на месте Минска.

13.08.2015 в 10:03

На Дарриусе пол Онлайнера держится, спасибо тебе, мил человек за работу твою интересную, правильную и хорошую, успехов тебе да нам радости)))
P\S Удивительно правильная гос система в Египте - чуть кто там из светских управителей страны вздумает баловаться, так его армия быстро и замещает, до тех пор пока нового не выберут. Был в Египте, этим фактом весьма поражен. Армия это супер элита общества, а не тупо мясо в руках полудурков, пороха не нюхавших и цену человеческой жизни не знающих. Египтяне молодцы - 12 млрд из воды доставать в год, это шикарно!

13.08.2015 в 10:12
Суэцкий канал - величайшая стройка 20-Го века, соединившая 2 континента!
vikylia-00

......соединивший (канал) два моря(океана!)
и как бы- "разьеденивший" два континента...имхо

13.08.2015 в 10:13
Суэцкий канал - величайшая стройка 20-Го века, соединившая 2 континента!
vikylia-00

И да- был построен до Н. Э.

denis_harper

да ладно? :-)

13.08.2015 в 10:25

спасибо Дариусу..

13.08.2015 в 10:30

дайте Дарриусу премию, он один из очень немногих, кто действительно умеет писать в редакции

13.08.2015 в 10:37

наверно и белазы поучаствовали

13.08.2015 в 10:39

Египет не представляется без величественного Суэцкого канала!

13.08.2015 в 10:40

Это когда арабы стали наследниками Фараонов?

13.08.2015 в 10:43

Мы тоже можем использовать свое географическое положение, почему только этого не делаем, в той мере в которой можно это делать, остается загадкой.

13.08.2015 в 10:43
https://content.onliner.by/news/2015/08/default/f1e81c6a462103bf28d0f9a7f93342b9.jpg
самая классная фотка
rockdapump

если верить гуглу то это 1944 год
"HMS HOWE, Flagship of the Commander in Chief, Pacific Fleet, Admiral Sir Bruce Fraser, passing through the Suez Canal on her way to join the British Pacific Fleet. In the foreground is an Egyptian felucca."

13.08.2015 в 10:44

А вот чисто технически... Как средствами 19-го века можно узнать уровень воды в 120 километрах от тебя ?

13.08.2015 в 10:51

грандиозно!

13.08.2015 в 10:53

Как мне сказал один египтянин, что Египет очень богатая страна, но мы не знаем где наши деньги.

Давайте и мы прокопаем из клайпеды в одессу.

13.08.2015 в 10:58

Вот это пример для модернизации страны...берите пример с египтян

13.08.2015 в 11:02
Суэцкий канал - величайшая стройка 20-Го века, соединившая 2 континента!
vikylia-00

какие континенты соединил суэцкий канал?

13.08.2015 в 11:10

Суэцкий канал - одно из средств контроля бриттов за мировой торговлей. Его значение трудно переоценить.

13.08.2015 в 11:15

Беларусь лихо может от Немана до Днепра канал бахнуть и связать Чёрное море и Балтику - деньги из воды

13.08.2015 в 11:49

Пора Беларуси рыть канал)))))

13.08.2015 в 11:55

Нормальная статья.

13.08.2015 в 11:58

Вот пример модернизации страны...надо с египтян брать пример...молодцы

13.08.2015 в 12:28

Дариусс, как всегда. На пять баллов. Хотя конечно историю этого канала можно расписать на 10001 страницу и все они будут интересными...

Вот пример модернизации страны...надо с египтян брать пример...молодцы
modyman

Модернизация очень сомнительная... Очень популистская.
Новый президент Египта гнался за сроками и тратил кучу денег на расширение канала, когда в этом нет особой необходимости. Господа из Lloyds выразили легкое недоумение по поводу сроком и необходимости, а ситуация на рынке весьма грустная. В общем, сомнительные перспективы у второй очереди канала, а если еще русские родят наконец северный морской путь...

13.08.2015 в 12:31

Берите пример, правители.
Если казне нужны деньги - их нужно заработать, а не отобрать у народа.

13.08.2015 в 12:40
Суэцкий канал - величайшая стройка 20-Го века, соединившая 2 континента!
vikylia-00

только не 20-го, а 19-го и не соединившая, а разъединившая.

13.08.2015 в 12:42
Берите пример, правители.
Если казне нужны деньги - их нужно заработать, а не отобрать у народа.
Belceller

Ха-ха. Угадай откуда были получены деньги на расширение канала????
А я скажу - облигации гос. займа среди населения распродали!!
Вот ты бы согласился к примеру у наешего правительства купить облигаций в поддержку модернизации?????

13.08.2015 в 12:44
А вот чисто технически... Как средствами 19-го века можно узнать уровень воды в 120 километрах от тебя ?
D__B

давление барометром померять. Думаю так и сделали - но конечно погрешность и получилась.

13.08.2015 в 13:09

Спасибо, Дариус всегда очень интересно читать.

13.08.2015 в 13:14

классно написано:)

13.08.2015 в 13:17
При нормативном сроке строительства в три года бравая египетская армия, ставшая главным подрядчиком проекта, справилась всего за год!

Египетская армия как и армия одного центрально-европейского государства тоже только копать да веником махать умеет?

13.08.2015 в 13:24

А не наши ли там белазы на фотках?

13.08.2015 в 13:27

че бы нам такого построить, чтобы 12млрд капало?)

13.08.2015 в 13:36
Берите пример, правители.
Если казне нужны деньги - их нужно заработать, а не отобрать у народа.
Belceller

Ха-ха. Угадай откуда были получены деньги на расширение канала????
А я скажу - облигации гос. займа среди населения распродали!!
Вот ты бы согласился к примеру у наешего правительства купить облигаций в поддержку модернизации?????

Ivan Igorevich

У нашего нынешнего? Нет, конечно. Хоть один пример успешной модернизации, которая инициировалась нашим правительством, можете привести?
И да, условия займа:

Для финансирования проекта были привлечены средства граждан Египта - были выпущены облигации, благодаря чему в кратчайшие сроки собрано $8,5 млрд. В течение пяти лет всем инвесторам будет выплачиваться ежеквартальный 12-процентный дивиденд.
13.08.2015 в 13:37
че бы нам такого построить, чтобы 12млрд капало?)
тотсамый

Еще один Дворец независимости. Или с десяток Ледовых. Денег у нас как раз на эту сумму и укапает.

13.08.2015 в 14:00

Так и знал, darriuss. Спасибо! )

13.08.2015 в 14:07

Так вродеж они так засуетились из-за того что Китайцы конкурирующий канал рядом хотели копать

13.08.2015 в 14:38

"Пролетаем Суэцкий канал"

13.08.2015 в 14:38

У нас даже на ТВ канала нормального нет

13.08.2015 в 15:00

Эх,не дразните,хочу в египет)))

13.08.2015 в 15:24

Как всегда интресно, спасибо

13.08.2015 в 15:27

http://www.bloomberg.com/quote/BDIY:IND
Только не знаю, как и насколько там учитывается Суэц.
В общем, даже по евроньюсу сказали, что, возможно, не сделают они свои 12 арбузов.

13.08.2015 в 15:31
Американский авианосец очень красив и силен!
Schwere502

Это насколько нужно быть "умным", чтобы восхвалять машину убийства..

13.08.2015 в 15:40

darriuss

все отлично как всегда. Единственная правка - термин "корабль" исключительно военный. И никак иначе. Нельзя прогулочный катер "Ракета" назвать кораблем. Равно как и авианосец "Эйзенхауэр" нельзя назвать теплоходом.

13.08.2015 в 15:45

Через год поплывут танкеры с иранской нефтюшкой через этот канал.

13.08.2015 в 17:20

Да,для нашей великой державы тоже очень , очень нужен такой канал, ну хоть какой слуцкий что ли...

13.08.2015 в 18:14

Кто знает- это БЕЛАЗы?

13.08.2015 в 19:10

А можно статью про Панамский канал...

13.08.2015 в 19:35

Лётчег Красава! Няшное селфи забабахал!!!

13.08.2015 в 20:32
Суэцкий канал - величайшая стройка 20-Го века, соединившая 2 континента!
vikylia-00

шта?вы хоть поняли что написали)???

13.08.2015 в 21:45

а почему не рассказали про геноцид британцев в Египте? Про то, что с возникновения Суэцкого канала началась эра маленьких автомобилей и, в частности, MINI. О том, что на открытие канала у самого Верди была заказана ода (он, конечно, не успел ее сочинить, но все же)))). Там много чего интересного было...Ждем продолжения!

13.08.2015 в 21:46

Мне мерещится или это БелАЗы там на фотке стоят...?

13.08.2015 в 22:30

Интересный обзор. Неплохо было бы почитать подобный релиз про беломоробалтийский канал.

13.08.2015 в 22:58
А вот чисто технически... Как средствами 19-го века можно узнать уровень воды в 120 километрах от тебя ?
D__B

давление барометром померять. Думаю так и сделали - но конечно погрешность и получилась.

Ivan Igorevich

 
Я всегда думал, что уровень воды в мировом океане одинаков - ноль метров над уровнем моря.
Иначе если разница 9 метров, почему вода не может обогнуть Африку и сравнять уровень?

13.08.2015 в 23:38

Интересная, информативная статья. Авторы онлайнера приятно удивили.

13.08.2015 в 23:43

Власти Египта за восемь дней собрали 6 млрд евро на строительство параллельной ветки Суэцкого канала – в полтора раза больше, чем собирались. Сбор средств на так называемый “второй Суэц” был сделан по принципу “народной подписки”: Центробанк Египта выпустил облигации с доходность в 12% годовых, причем 85% бондов скупили не банки, а обычные египтяне.

14.08.2015 в 3:07

Да интересное чтиво, странно только что такой человек как Дарриус не знает что современные граждане Египта на 90% никакого отношения к предкам фараонов не имеют, ибо это арабы, а никак не египтяне.

14.08.2015 в 3:41

чтиво Впечатлило!! ( славяне точно, 100 км не прокопают от Варшавы до Бреста...,эт да...

14.08.2015 в 11:20
А вот чисто технически... Как средствами 19-го века можно узнать уровень воды в 120 километрах от тебя ?
D__B

давление барометром померять. Думаю так и сделали - но конечно погрешность и получилась.

Ivan Igorevich

 
Я всегда думал, что уровень воды в мировом океане одинаков - ноль метров над уровнем моря.

дерепанмодаз

Ошибаешся - уровень разный! Земля - хитрая штука.
Иначе если разница 9 метров, почему вода не может обогнуть Африку и сравнять уровень?

14.08.2015 в 14:28
Через год поплывут танкеры с иранской нефтюшкой через этот канал.
losbel

у, если захотеть придраться, то Иран рассчитывает через Турцию газ "гонять" в Европу(у Ирана самые большие разведанные запасы природного газа на сегодня.). Хотя и нефтюшку конечно тоже буду реализовывать.

14.08.2015 в 21:16

жаль что у нас такого нет, можно было бы танкеры с нефтью отжимать...вот тогда бы точно рвануло

14.08.2015 в 21:25

вода, солнце, море)

14.08.2015 в 22:50

ИНТЕРЕСНО

15.08.2015 в 8:18

Я там был, красиво только на картинке,хотя в принципе - большие молодцы!

17.08.2015 в 16:13

мне вот интересно 97 кораблей в сутки по 250 000 баксау за проход
97*365*250000 = 8 851 250 000$ в год. откуда 12млрд??? рекламу што ли на берегах будут размещать?

17.08.2015 в 17:53

А основные пассажиры - Армия !!!!