Топ-5 самых необычных железных дорог Швейцарии: как столетие назад инженеры покорили Альпы

 
145
08 сентября 2014 в 9:05
Автор: darriuss. Фото: flickr.com, panoramio.com, wikipedia.org

Совсем недавно, 15 августа, в эксплуатацию был сдан новый, 253-километровый участок Цинхай-Тибетской железной дороги. Китай продолжает целенаправленно реализовывать редкий по масштабам и инфраструктурной значимости проект, об истории которого Onliner.by рассказывал в конце прошлого года. Отдавая должное амбициям нашего братского народа, надо отметить, что уникальной в полном смысле слова эта «стальная магистраль» не является. Еще в конце XIX века на «крыше Европы», в Альпах, стали как грибы после дождя появляться горные железные дороги, многие из которых были по тем временам инженерным чудом. Подземные станции в недрах неприступных вершин, спиральные тоннели и виадуки, поезда, взбирающиеся с уклоном в 40% на километровые высоты, — мы отобрали для вас пять самых необычных исторических железных дорог Швейцарии.

Уже во второй половине XIX века швейцарцы поняли, что наряду со знаменитыми банками главным конкурентным преимуществом их маленькой страны является умопомрачительная альпийская природа. Однако туристов еще необходимо было как-то привезти в труднодоступные высокогорные районы. В последней четверти столетия технический прогресс наконец-то позволил найти подходящие инженерные решения: к новым роскошным отелям на склонах Эйгера, Маттерхорна или Юнгфрау путешественников и лыжников должна была доставить сначала паровая, а потом электрическая тяга с помощью рельсового транспорта.

Самая высокогорная железная дорога Европы — Юнгфраубан

Эйгер, Менх и Юнгфрау — самая знаменитая горная триада Бернского Оберланда, мечта и проклятие многих альпинистов. Еще с 1860-х годов существовали планы строительства железной дороги, которая должна была пройти прямо сквозь толщу первых двух вершин и завершиться на Юнгфрау, высочайшей из них (4158 метров).

По разным (в основном финансовым и инженерным) причинам к реализации проекта смогли приступить только спустя три десятилетия. В 1896 году швейцарский предприниматель Адольф Гуйер-Целлер начал строительство 9-километровой линии, бравшей свое начало от уже существовавшей на перевале Кляйне-Шайдег у Эйгера железнодорожной станции.

Казалось бы, длина новой дороги не впечатляла, особенно в сравнении с 1000-километровыми высокогорными проектами китайцев. Однако в данном случае имело значение совсем иное: Юнгфраубан возводилась на 100 с лишним лет раньше, с соответствующими технологиями и по частной инициативе. Линии предстояло преодолеть перепад высот без малого в 1500 метров, причем 7 из 9 километров ее длины необходимо было пробить прямо сквозь массив гор Эйгер и Менх.

Этот тоннель строили целых 14 лет, с 1898 по 1912 год, первоначально круглосуточно, в три смены. При проведении взрывных работ погибло несколько рабочих, а в 1899-м процесс затормозился после смерти основного инвестора, Адольфа Гуйер-Целлера. Пришлось изменить и первоначальный маршрут дороги. Юнгфраубан должна была завершаться у вершины горы Юнгфрау, но из-за последовавших за кончиной вдохновителя проекта финансовых трудностей, а также сложных геологических условий в предполагаемой конечной точке дорогу довели только до перевала Юнгфрауйох между Менхом и Юнгфрау.

Естественно, обычную рельсовую линию строить в данном случае было невозможно. Всего за 9 километров поезд должен был подняться на 1393 метра, с перевала Кляйне-Шайдег (2061 метр над уровнем моря) до Юнгфрауйоха (3454 метра). Для подобных подъемов необходимо было возводить зубчатую железную дорогу. Подобные магистрали оборудуются дополнительным (третьим) зубчатым рельсом, за которые цепляется одно или два столь же зубчатых колеса, установленных уже на подвижном составе. Технология, получившая особенное распространение как раз в Швейцарии, где насчитывается несколько десятков подобных линий, позволяла относительно легко и безопасно преодолевать крутые горные склоны.

Для Юнгфраубана была выбрана метровая колея (ширина — 1000 мм), линия изначально была электрифицирована (используется трехфазный ток).

Первые два километра она преодолевала по поверхности земли. У подножия горы Эйгер, на фоне ее знаменитой Северной стены, унесшей немало жизней альпинистов, устроена первая станция «Айгерглетчер» («Ледник Эйгер»).

Оставшиеся три станции дороги подземные или, точнее, подгорные. Как гномы из эпопеи «Властелин колец», строители Юнгфраубана возвели прямо в толще горы станционные комплексы, причем не простые, а совмещенные с обзорными площадками. Станция «Айгерванд» («Стена Эйгера») расположена посреди той самой Северной стены и была открыта в 1903 году.

Поезд по дороге наверх останавливается здесь на пять минут. С пассажирских платформ устроены выходы к смотровым окнам, из которых с высоты 2865 метров открываются фантастические панорамы долины Гриндельвальда. Эти же окна в свое время использовались для спасения альпинистов, вздумавших покорить Северную стену Эйгера, но не рассчитавших свои силы.

Общий вид Айгернордванд, где красным выделены выходы со станции «Стена Эйгера».

В 1905 году на высоте 3158 метров вновь-таки в глубинах Эйгера, но уже у его юго-восточного склона открылась станция «Айсмеер» («Ледяное море»). Здесь поезда также делают пятиминутную остановку, чтобы пассажиры могли полюбоваться уже не долиной, а ледником Нижний Гриндельвальд. Желающие могут отправить прямо из толщи одной из самых известных альпийских вершин открытку домой.

Наконец, третья (и ставшая конечной) станция Юнгфрауйох заработала только в 1912 году. Расположившаяся на одноименном перевале между горами Менх и Юнгфрау, она заняла высоту 3454 метра, став, таким образом, самой высокогорной железнодорожной станцией всей части света. Именно поэтому она прозвана «вершиной Европы».

Здесь туристы могут выйти на поверхность, где расположено сразу несколько туристических объектов: смотровые площадки с панорамными видами на окрестности, включая самый длинный альпийский ледник Алеч, рестораны, музей, почтовое отделение, ледовый дворец. Здесь же на высоте 3571 метр находится и астрономическая обсерватория «Сфинкс», доступная для посещения публикой.

Юнгфраубан, конечно, прежде всего — это популярнейший туристический объект. Двухвагонные составы ежегодно перевозят более полумиллиона человека. Подъем занимает около часа, билет на «вершину Европы» стоит 60 швейцарских франков (€50).

Самая высокогорная открытая железная дорога Европы — Горнергратбан

Юнгфраубан является самой высокогорной железной дорогой Европы, однако семь из девяти ее километров проложены в тоннелях. В Швейцарии в кантоне Вале на сопоставимых высотах существует еще одна, естественно, также зубчатая дорога, но уже практически полностью проложенная на поверхности. Горнергратбан связывает курортный городок Церматт с горой Горнеграт.

Ее протяженность также составляет чуть больше девяти километров, но из-за малой длины тоннелей строилась она куда быстрее. Работы начались в 1896 году и продолжались всего около двух лет. Частично двухпутная линия с шириной колеи в 1000 мм соединила существовавшую на высоте 1604 метра железнодорожную станцию в Церматте с горной грядой Горнеграт (3089 метров), где находилась гостиница Kulm. Уже в 1990-е годы на гостиничных башнях была устроена обсерватория с двумя телескопами.

На линии, максимальный уклон которой составляет 20%, существует четыре тоннеля (самый длинный — всего 179 метров), два виадука и крытая галерея длиной 770 метров, появившаяся в 1940-е годы на наиболее лавиноопасном участке.

На значительном участке Горнегратбана живописный фон для нее составляет гора Маттерхорн, одна из самых знаменитых альпийских вершин.

Общий перепад высот на линии составляет 1485 метров, то есть даже больше, чем на Юнгфраубане. Линия Горнегратбан электрифицирована (она вообще стала первой в Швейцарии зубчатой дорогой с электрической тягой), на ней шесть станций (многие из них рядом с гостиницами). Двухвагонные составы способны перевезти около 2,5 тыс. пассажиров в час.

Еще одним интересным объектом на этой дороге является Риффельальптрам. По сути, это коротенькая (всего 675 метров) трамвайная линия, которая в летнее время перевозит постояльцев гостиницы Riffelalp Grand Hotel от станции Риффельальп прямо к отелю. На следующем снимке справа Горнегратбан, слева заметны пути Риффельальптрама.

Обслуживают одноколейную ветку (ширина колеи — 800 мм) всего два открытых вагончика, работающих от аккумуляторов и построенных еще в 1899 году. Несмотря на общий несколько игрушечный вид Риффельальптрама, он считается самой высокогорной трамвайной линией в Европе: средняя высота над уровнем моря составляет 2210 метров.

Самая крутая железная дорога в мире — Пилатусбан

У железных дорог Юнгфрау и Горнерграт максимальный уклон составляет 25% и 20% соответственно. Это, конечно, далеко не рекордные цифры, которых позволяет добиться зубчатая передача. В 1889 году в кантоне Обвальден, в центральной Швейцарии открылась линия, связавшая городок Альпнахштад с одной из вершин горного массива Пилатус над озером Люцерн.

Средний уклон Пилатусбана составляет 35%, а максимальный — 48% (!). Для обеспечения подобного крутого подъема не годилась даже обычная зубчатая передача, когда рельс с колесом имели вертикальное соединение. Инженер Эдуард Лохер предложил элегантное решение: удвоить систему (два рельса и два колеса) и развернуть ее горизонтально.

Такое решение не только позволило ликвидировать угрозу соскакивания колеса с рельса, но и обеспечило устойчивость вагонов во время сильных ветров, частых в этом районе.

Протяженность линии с шириной колеи 800 мм — всего 4,6 километра. За полчаса один из десяти вагонов вместимостью 40 человек каждый преодолевает высоту в 1629 метров. В конце устроены несколько тоннелей. Первоначально для движения использовалась паровая тяга, с 1937 года линия была электрифицирована.

Паровозная линия Фурка-Бергштреке

В отличие от Пилатусбана, уже давным-давно электрифицированного, зубчатая железная дорога, соединившая городки Реалп и Обервальд на юге Швейцарии, до сих пор использует паровозную тягу. Линия в своей высшей точке пересекает перевал Фурка на высоте 2160 метров и имеет максимальный уклон 12%.

Еще в 1981 году этот 18-километровый участок дороги Фурка — Оберальпбан после открытия тоннеля под перевалом Фурка был закрыт и заброшен, но уже спустя 11 лет исключительно благодаря инициативе энтузиастов и их пожертвованиям заработал вновь.

Линия и сейчас функционирует исключительно благодаря частным инвестициями. Фактически это туристический аттракцион, участники которого имеют возможность проехать по второму по высоте железнодорожному перевалу Европы, насладиться по дороге альпийскими пейзажами и сделать это с помощью горячего лампового яростно дымящего паровоза.

Ретийская железная дорога — самая высокогорная традиционная железнодорожная линия в Европе

Есть в Швейцарии и выдающиеся во всех отношениях обычные железные дороги, которым для функционирования уже не требуется дополнительная зубчатая передача. Уклоны здесь не так велики, зато протяженность их гораздо выше, и, кроме туристической, они выполняют и обычную транспортную функцию.

В 2008 году Альбула и Бернина, две линии Ретийской железной дороги, крупной узкоколейной сети в юго-восточном кантоне Граубюнден, попали в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Авторитетная международная организация отметила их выдающееся инженерное решение, позволившее включить в европейскую транспортную сеть ранее труднодоступные районы центральных Альп.

До 1890-х годов железные дороги на юго-востоке Швейцарии практически отсутствовали. Только в 1898—1904 годах была открыта линия Альбула (67 км), а в 1910 году — ее продолжение Бернина (61 км), связавшие «большую Швейцарию» с итальянским городком Тирано через горный курорт Санкт-Моритц. Этот проект вдохнул принципиально новую жизнь в кантон Граубюнден, позволив ему стать одним из главных туристических центров страны.

Начинаясь в деревне Тузис на высоте 697 метров над уровнем моря, дорога забирается на перевал Бернина (2253 метра), после чего вновь спускается к итальянской границе и в городке Тирано заканчивается на отметке в 429 метров. Уклон при этом не превышает 7%, что позволило отказаться от использования зубчатой передачи. В плане устройства движения линии Альбула и Бернина вполне традиционные, разве что узкоколейные (ширина — 1000 мм). Лишь в некоторых населенных пунктах они проходят просто по городским улицам, напоминая, скорее, трамвай.

В общей сложности на рубеже XIX и XX веков здесь построили 55 тоннелей (включая спиральные) и крытых галерей, 196 виадуков и мостов. Среди выдающихся инженерных сооружений выделяется виадук Ландвассер, шестиарочный изогнутый мост, одним своим концом упирающийся в тоннель. Это настоящий символ линии Альбула.

У линии Бернина свой символ — спиральный виадук Брузио. Его построили для компенсации перепада высот и с учетом того, что максимальный уклон дороги не должен был превышать 7%. Вынужденное инженерное решение стало одним из самых необычных железнодорожных сооружений мира.

С середины 1980-х годов и в особенности после включения линий в список ВКН ЮНЕСКО линии Альбула и Бернина стали особенно популярны среди туристов. По дорогам ездит сразу несколько поездов с вагонами, имеющими панорамное остекление. Например, Bernina Express всего за 4 часа преодолевает 127 километров между Куром и Тирано, сначала поднимаясь на 1700 метров, а потом спускаясь на 1800. Стоимость проезда в обе стороны — от 130 швейцарских франков (около €110).

Альпийские перевалы, горные озера, пасторальные городки с кирхами и неприступные вершины, ледники и подгорные станции, изогнутые виадуки и километровые тоннели — все это можно увидеть с помощью швейцарских железных дорог. Построенные более века назад, они до сих пор представляют собой выдающееся торжество человеческого гения, единство захватывающей дух природы и инженерного чуда.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by

Автор: darriuss. Фото: flickr.com, panoramio.com, wikipedia.org
Чтобы оставить свое мнение, необходимо войти или зарегистрироваться
ОБСУЖДЕНИЕ
08.09.2014 в 9:06
Какая красотища!
— А как будет правильно: поехать отдыхать «на Украину или в Украину?»…
— Правильно будет — в Швейцарию…
08.09.2014 в 9:06
вот это красота....
08.09.2014 в 9:07
Спасибо, darrius!
Нереально красиво! Проехаться бы как-нибудь, конечно...
08.09.2014 в 9:08
Завораживающее зрелище
08.09.2014 в 9:08
очень красиво)... но не так как в АГРОУСАДЬБАХ РБ)))))....
08.09.2014 в 9:10
Им действительно есть, чем гордится. Швейцарские поезда практически бесшумны, удобны и чисты, в них кормят, и, разумеется, они ходят строго по расписанию с удобными стыковками. Единственное, чего нельзя делать в швейцарских поездах – так это курить. Поезд можно взять в аренду и выбрать любой маршрут поездки, на несколько часов или на целый день. Спасибо за статью,познавательно
08.09.2014 в 9:12
Прикольно!
Вот бы прокатиться.
08.09.2014 в 9:12
А ведь нефти и газа у них тоже нет, но по каждому мало мальски важному вопросу собирают референдум. Зато уровень жизни - космос.
08.09.2014 в 9:13
Туда б зимой да с лыжами!
"Лайкиненужны":

....всей страной.
08.09.2014 в 9:15
Туда б зимой да с лыжами!
08.09.2014 в 9:15
хочу туда
08.09.2014 в 9:16
Красотища неописуемая!
Из заграничья хочу побывать в Италии и Швейцарии
08.09.2014 в 9:16
Вот бы проехать там!
08.09.2014 в 9:16
Дарриусу в National Geographic работать пора)
08.09.2014 в 9:16
Мечта Шелдона Купера))
08.09.2014 в 9:23
Были летом в Австрии - ОЧЕНЬ красиво! А в Швейцарии - еще лучше, хотя я пока и не доехал. Так что у кого есть возможность - надо съездить. Жизнь одна :)
08.09.2014 в 9:25
Шелден оценит)
08.09.2014 в 9:29
от некоторых фото даже "клешенки" вспотели, надо бы собраться и посетить сей край
08.09.2014 в 9:30
Белград-Бар - вот самая необычная и экстремальная ветка железной дороги...
08.09.2014 в 9:32
ЛЯПОТА

Вот это уровень! Хочу туда, хоть туристом...
08.09.2014 в 9:33
Молодцы!
08.09.2014 в 9:34
лучше чем турции и египты
08.09.2014 в 9:35
Наша лучшая Швейцария-взять билет на Штадлер! Туда-обратно!
А за статью, спасибо!
08.09.2014 в 9:36
Паровозики - супер. Названия - жесть.
 
ЗЫ. Очередной респект Дарриуссу!
08.09.2014 в 9:36
Познавательно!
08.09.2014 в 9:36
красиво
что тут еще сказать !
08.09.2014 в 9:37
Не только туристические поезда в Швейцарии, но и обычные, хоть и дороги.
Вообще по ощущениям ж/д там главный вид транспорта. И это в стране с таким рельефом!
08.09.2014 в 9:39
А ведь нефти и газа у них тоже нет, но по каждому мало мальски важному вопросу собирают референдум. Зато уровень жизни - космос.
"SurferBob":

там живут не беларусы, поэтому у них все норм
08.09.2014 в 9:39
Красота! Но каким энтузиазмом нужно обладать, чтобы строить дороги в горах. Ну и как всегда, Дарриусу - мои почет и уважение.
08.09.2014 в 9:44
Классные фотки.
08.09.2014 в 9:48
Инженеры очень грамотно все распланировали,не то что у нас потом по 300 переделывать приходиться
08.09.2014 в 9:51
Нормальные люди и 200 лет назад умели строить, а наши алкаши пятый год до Логойска трамвай пустить не могут!
08.09.2014 в 9:56
очень занимательная статья, спасибо!
08.09.2014 в 9:59
красотища неземная, но вот тут - ужасно страшно))
08.09.2014 в 10:00
в Швейцарии красиво, но очень дорого, т.к. уровень ЗП у них 4000-6000 франков (1 франк почти 1 долл ) а следовательно уровень цен очень высокий. Зашли покушать типа нашего ЛИДО , отдали на 2 взрослых +один ребенок -70 франков, самый дешевый отель 2 ** отдали 95 франков, все остальные гостиницы уровень 200-400франков. + платные дороги , надо сразу заплатить за виньетку на год других не бывает. Но зато красиво, чисто аккуратно, все бетоне. Один туннель был- 20км ))) А еще полицейские когда увидят бел номера останавливают с мигалками)))) и оружием (как потом понял у них свободное ношение оружие) при проверке документов один стоял со стороны пассажира держал руку на пистолете, второй со мной говорил светил фонариком и держал тоже руку на пистолете , было ощущение что в америке, видел по ТВ в америке проверяют также документы)))))
08.09.2014 в 10:00
как же там красиво, замечательный репортаж и фото!!
08.09.2014 в 10:01
круто!жаль денег нет на поездку в Швейцарию
08.09.2014 в 10:01
А ведь нефти и газа у них тоже нет, но по каждому мало мальски важному вопросу собирают референдум. Зато уровень жизни - космос.
"SurferBob":

там живут не беларусы, поэтому у них все норм
"catolic":

Бред.
08.09.2014 в 10:07
А еще полицейские когда увидят бел номера останавливают с мигалками)))) и оружием (как потом понял у них свободное ношение оружие) при проверке документов один стоял со стороны пассажира держал руку на пистолете, второй со мной говорил светил фонариком и держал тоже руку на пистолете

это азюлянтам-соотечественникам спасибо надо сказать
08.09.2014 в 10:15
приезжайте отдохнуть
08.09.2014 в 10:15
там ооочень красиво, но очень дорого(
08.09.2014 в 10:16
Пусть билеты на трамвай обойдутся в 1000$, но оно того стоит! Теперь я знаю, где ещё хочу побывать!!!
08.09.2014 в 10:17
Наш бы там навел порядок))))) Распустились понимаешь. Стока льда и в какей не гуляюць)))))))
08.09.2014 в 10:20
Даа, а у нас, извините, в туалете поезда все еще на шпалы ходишь....
08.09.2014 в 10:22
Красотища! Спасибо за статью! Ездили поездом в Иркутск, проезжали Уральские горы, подобные пейзажи наблюдал,но конечно, там не Швейцария.
08.09.2014 в 10:24
супер виды! швейцария рулит
08.09.2014 в 10:26
Огромное удовольствие доставило чтение и просмотр фотографий статьи! Спасибо!
08.09.2014 в 10:30
Им действительно есть, чем гордится. Швейцарские поезда практически бесшумны, удобны и чисты, в них кормят, и, разумеется, они ходят строго по расписанию с удобными стыковками. Единственное, чего нельзя делать в швейцарских поездах – так это курить. Поезд можно взять в аренду и выбрать любой маршрут поездки, на несколько часов или на целый день. Спасибо за статью,познавательно
"fogast":

Не верно! Курить можно во всех поездах доя этого есть зоны в поезде от делящие курящие и не курящие! Между прочим почти во всех кантонах кроме Цюриха можно курить и травку и даже в поезде! Жили знаем, курили))!
08.09.2014 в 10:30
швейцария-опасная вещь,один раз побывать там, и вы никогда уже не станете таким как прежде,подумайте как вам будет здесь житься...
08.09.2014 в 10:32
-и сделать это с помощью горячего лампового яростно дымящего паровоза-
что такое "ламповый паровоз"? Есть ещё на биполярных транзисторах, на полевиках, интегральный?
08.09.2014 в 10:34
А как по мне - уныло...
08.09.2014 в 10:35
одно слово.
ОБАЛДЕТЬ!
08.09.2014 в 10:36
Нормальные люди и 200 лет назад умели строить, а наши алкаши пятый год до Логойска трамвай пустить не могут!
"Pleschengrad":

Нация начинается с тебя
08.09.2014 в 10:40
Какая красотища!
— А как будет правильно: поехать отдыхать «на Украину или в Украину?»…
— Правильно будет — в Швейцарию…
"TAVLAY":

печалька совсем...
08.09.2014 в 10:52
Какая красотища!
— А как будет правильно: поехать отдыхать «на Украину или в Украину?»…
— Правильно будет — в Швейцарию…
"TAVLAY":

Однозначно)))
08.09.2014 в 10:55
Поезда красного цвета, на которых по специально проложенной железной дороге можно забраться на вершину горы Пилатус, считаются одной из главных достопримечательностей как региона города Люцерн, так и всей Швейцарии. В течение многих столетий гора Пилатус считалась местом, где обитают духи, гномы и драконы. Подробнее: http://bit.ly/Y5fw1j
08.09.2014 в 11:02
Ребята там РАЙ!!! ТАМ СТОИТ ПОБЫВАТЬ!!
08.09.2014 в 11:05
Захотелось поехать.
08.09.2014 в 11:11
а в этом вагоне приезжают седые пассажиры))))
08.09.2014 в 11:22
А мы зато дварцоу у каждай дзярэуне панастроили, каб у какей гуляць, шо нам тая швяйцарыя... И яшчо! У нас ужо арбузы растуць! Вось так!
08.09.2014 в 11:27
Швейцария это 300 евро за проездные на 3х на 1у неделю. Так что они это себе могут позволить.
08.09.2014 в 11:41
Обожаю горы
Спасибо за статью
08.09.2014 в 11:55
ретро супер восемь :) Класс
08.09.2014 в 11:59
Аттракционы для взрослых. Теперь я понимаю как Шелдон Купер мог влюбиться с детства в поезда.
08.09.2014 в 12:00
Бел ЖД курит в сторонке)
08.09.2014 в 12:01
а КБЖД успешно сдали в утиль...
08.09.2014 в 12:03
Сам там бывал, это действительно сказка. Другое измерение. Как игрушечное что то. Здорово одним словом...
08.09.2014 в 12:06
а у нас только в 2011 году появилась швейцарская электричка
08.09.2014 в 12:13
Малахит, ездил по волонтерской программе, на все про все ушло 400$ за две недели пребывания там. По ценам соглашусь, дорого на первый взгляд, но если посчитать относительно зарплат, то не дороже чем у нас.
08.09.2014 в 12:14
список мест куда хочется поехать растет намного быстрее возможностей его реализовывать
08.09.2014 в 12:16
Швейцария шакарна... И там реально в горах трава зеленее, чем у нас. И коровы все чистые и с колокольчиками.... Горные речки кристально чистые. Чего стоит речка, которая через Цюрих протекает - она идеально прозрачная, плавают рыбки и купаются люди в специально отведенных местах...
08.09.2014 в 12:18
Поезда красного цвета, на которых по специально проложенной железной дороге можно забраться на вершину горы Пилатус, считаются одной из главных достопримечательностей как региона города Люцерн, так и всей Швейцарии. В течение многих столетий гора Пилатус считалась местом, где обитают духи, гномы и драконы. Подробнее: http://bit.ly/Y5fw1j
"ЧудоSwiss":

Люцерн великолепен.
08.09.2014 в 12:22
Пройдет еще 100 лет и БелЖД купит такие поезда :)
08.09.2014 в 12:22
Круто, хотел бы там жить!
08.09.2014 в 12:26
Вот это инженерные решения, не то что наши мазы да белорусы.
08.09.2014 в 12:32
Был этим летом в Швейцарии. Не страна, а сказка. Цюрих великолепен! Но уж очень дорогой ;) Особенно витрины магазинов с часами ;)
08.09.2014 в 12:38
очень красиво ! Спасибо за познавательные материалы !!!
08.09.2014 в 13:00
Посмотрите еще сюжет от Галилео.
08.09.2014 в 13:05
Бел ЖД курит в сторонке)
"mandrage":

От каким боком БЖД к этой статье? Абы ляпнуть....
08.09.2014 в 13:12
Хочу туда
08.09.2014 в 13:23
еще раз убеждаешься..хорошо там,где нас нет
08.09.2014 в 13:42
Швейцария-страна высоких технологий,Беларусь-страна убыточного сельского хозяйства.
08.09.2014 в 13:44
Нам бы десятка два банков, как у них, да с финансами мировых воротил в сейфах, - можно было бы и не то построить.

Ну и чтоб последняя война была бы лет 200 назад.
08.09.2014 в 13:50
Если б мы ТАК работали - у нас было бы не хуже.
08.09.2014 в 13:58
Вот это инженерные решения, не то что наши мазы да белорусы.
"Laguart":

Если б мы ТАК работали - у нас было бы не хуже.
"1051":

Не занимайтесь самоунижением! В те же самые времена, в России (а Беларусь входила в ее состав) была построена Транссибирская магистраль протяженностью более 9 тыс. км, инженерные решения которой ни чем не уступают швейцарским!
08.09.2014 в 14:34
Был на Пилатусе, в живую все еще круче!))
08.09.2014 в 14:40
я бы там наверное в штаны наложил )
http://content.onliner.by/news/2014/09/default/db54f6850c8a6631daf7ab49f150eb92.jpg
08.09.2014 в 14:40
Вот это инженерные решения, не то что наши мазы да белорусы.
"Laguart":

Если б мы ТАК работали - у нас было бы не хуже.
"1051":

Не занимайтесь самоунижением! В те же самые времена, в России (а Беларусь входила в ее состав) была построена Транссибирская магистраль протяженностью более 9 тыс. км, инженерные решения которой ни чем не уступают швейцарским!
"StVano":

Харошы, харошы :)
08.09.2014 в 14:51
в Швейцарии красиво, но очень дорого, т.к. уровень ЗП у них 4000-6000 франков (1 франк почти 1 долл ) а следовательно уровень цен очень высокий. Зашли покушать типа нашего ЛИДО , отдали на 2 взрослых +один ребенок -70 франков, самый дешевый отель 2 ** отдали 95 франков, все остальные гостиницы уровень 200-400франков. + платные дороги , надо сразу заплатить за виньетку на год других не бывает. Но зато красиво, чисто аккуратно, все бетоне. Один туннель был- 20км ))) А еще полицейские когда увидят бел номера останавливают с мигалками)))) и оружием (как потом понял у них свободное ношение оружие) при проверке документов один стоял со стороны пассажира держал руку на пистолете, второй со мной говорил светил фонариком и держал тоже руку на пистолете , было ощущение что в америке, видел по ТВ в америке проверяют также документы)))))
"Малахит":


один франк больше одного доллара. 1 доллар примерно 0.9 франка.
а с полицейскими - вот вы прям видели, как они местных спокойно останавливают, а белорусские номера - только с мигалками и пистолетами. не надо нести чушь.
08.09.2014 в 14:56
[censored]
08.09.2014 в 15:07
Это вам не убогий русский мир!
08.09.2014 в 15:23
Ждем псевдоинтеллектуальные выбросы в сторону БелЖД
08.09.2014 в 15:24

Не занимайтесь самоунижением! В те же самые времена, в России (а Беларусь входила в ее состав) была построена Транссибирская магистраль протяженностью более 9 тыс. км, инженерные решения которой ни чем не уступают швейцарским!
"StVano":


Главная разница состоит в том, что Швейцария осталась Швейцарией.
08.09.2014 в 15:26
а в нашей электричке едешь, бывает, и думаешь, от куда дует ... смотришь ... а всего-то нет одной двери в вагоне :(
08.09.2014 в 15:35
Вот это инженерные решения, не то что наши мазы да белорусы.
"Laguart":

Если б мы ТАК работали - у нас было бы не хуже.
"1051":

Не занимайтесь самоунижением! В те же самые времена, в России (а Беларусь входила в ее состав) была построена Транссибирская магистраль протяженностью более 9 тыс. км, инженерные решения которой ни чем не уступают швейцарским!
"StVano":


Чего то Некрасова вспомнил стихотворение, о том как измождённые беларусы с колтунами на головах строили жд СПб-Москва.
08.09.2014 в 15:44
красота!!!!даже и не верится что там был!
08.09.2014 в 15:57
А ведь нефти и газа у них тоже нет, но по каждому мало мальски важному вопросу собирают референдум. Зато уровень жизни - космос.
"SurferBob":

Вот как может маленькая страна, когда у власти адекватные люди, а не колхозавры...
08.09.2014 в 15:57
Ахренеть. Как всегда, darriuss на высоте.
Поезда эти напомнили мне давно забытые игрушки - Transport Tycoon Deluxe и его наследника Locomotion.
08.09.2014 в 16:01
загнивают проклятые капиталисты....
08.09.2014 в 16:05

Не занимайтесь самоунижением! В те же самые времена, в России (а Беларусь входила в ее состав) была построена Транссибирская магистраль протяженностью более 9 тыс. км, инженерные решения которой ни чем не уступают швейцарским!
"StVano":


Главная разница состоит в том, что Швейцария осталась Швейцарией.
"Шварц-папа":


Уютная страна без показных мегапрожектов и без показной "геополитики".
Неплохой пример развития.
Никогда не понимал комментаторов с онлайнера, которые восхищаются Китаем.
08.09.2014 в 16:06
Пейзажи супер, страна класс, только НЕТ там Нас!!! )))
08.09.2014 в 16:13
TAVLAY, ахахах...это точно,правильно будет в Швейцарию.
08.09.2014 в 16:20
вот это крутяк...хоть у нас и ходят Швейцарские электрички,но видон из окна совсем не тот...
08.09.2014 в 16:26
классная статья, спасибо, автор
08.09.2014 в 16:28
Потрясающий репортаж!
Спасибо
08.09.2014 в 16:34
в Швейцарии красиво, но очень дорого, т.к. уровень ЗП у них 4000-6000 франков (1 франк почти 1 долл ) а следовательно уровень цен очень высокий. Зашли покушать типа нашего ЛИДО , отдали на 2 взрослых +один ребенок -70 франков, самый дешевый отель 2 ** отдали 95 франков, все остальные гостиницы уровень 200-400франков. + платные дороги , надо сразу заплатить за виньетку на год других не бывает. Но зато красиво, чисто аккуратно, все бетоне. Один туннель был- 20км ))) А еще полицейские когда увидят бел номера останавливают с мигалками)))) и оружием (как потом понял у них свободное ношение оружие) при проверке документов один стоял со стороны пассажира держал руку на пистолете, второй со мной говорил светил фонариком и держал тоже руку на пистолете , было ощущение что в америке, видел по ТВ в америке проверяют также документы)))))
"Малахит":

ХЗ, катался там на машине пару лет назад, никому не было дела до меня. Только на границе документы проверили и все (остальные даже не останавливались).
08.09.2014 в 16:39
Пройдет еще 100 лет и БелЖД купит такие поезда :)
"g00001":

Конечно купят! 100 лет б.у. сильно снизит цену, а может их итак подарят в знак помощи
08.09.2014 в 16:50
Круто! Срочно создать в Беларуси горы :)))))
08.09.2014 в 17:01
слава Дариуссу!
08.09.2014 в 17:08
Какая красотища!
— А как будет правильно: поехать отдыхать «на Украину или в Украину?»…
— Правильно будет — в Швейцарию…
"TAVLAY":


ждут тебя и твои евро с распостертыми объяииями

Пейзажи супер, страна класс, только НЕТ там Нас!!! )))
"Nikest":


к счастью тамошних швейцаров
08.09.2014 в 17:15
А что за единицы измерения уклона? что за склоны в 30% и 20%? процент от чего? от высоты среднего швейцарца?
08.09.2014 в 17:38
Ох уж эти загнивающие швейцарцы, никак не загниют.
Самое интересное, что и в России пейзажи не хуже, просто не надо никому ничего.
08.09.2014 в 18:01
Почему в разделе недвижимость?
08.09.2014 в 18:06
Спасибо за фото! Хорошая новость, приятно смотреть.
[censored]
08.09.2014 в 18:09
Почему в разделе недвижимость?
"Naaru":

железная дорога движется?
08.09.2014 в 18:58
Шелдон, ты здесь?
08.09.2014 в 19:15
А что за единицы измерения уклона? что за склоны в 30% и 20%? процент от чего? от высоты среднего швейцарца?
"igrTigr":

нормальные единицы, мы уклоны кровель тоже часто в процентах считаем. если надо посчитать угол 30% берите арктангенс 0,3
08.09.2014 в 19:17
клёва!!
08.09.2014 в 19:43
Нет у людей газа и нефти, не входят в ЕС и таежный союз, а живут сыто и счастливо. Вот к чему нужно стремиться.
08.09.2014 в 19:50
был там этой зимой, да у людей как у людей, всё продумано до мелочей!
08.09.2014 в 20:19
Обожаю горы. И поезда люблю. А тут все вместе.
08.09.2014 в 20:46
Спасибо, Darrius!На Бернине есть небольшая мечта в ближайшие два года прокатиться.Недешево,но оно того явно стоит.
08.09.2014 в 21:18
Красотища неописуемая!
Из заграничья хочу побывать в Италии и Швейцарии
"777Алекс":

а я Норвегия и швейцария
08.09.2014 в 21:49
Были летом в Австрии - ОЧЕНЬ красиво! А в Швейцарии - еще лучше, хотя я пока и не доехал. Так что у кого есть возможность - надо съездить. Жизнь одна :)
"F4i":

А як жаш, гурки да бульба на градцы???
08.09.2014 в 21:52
Круто! Срочно создать в Беларуси горы :)))))
"LoadingBY":

А дзе тады будем бульбу садзиць?
08.09.2014 в 23:34
Насколько же мы убого выглядим на фоне всего этого.
09.09.2014 в 0:01
супер, спасибо
красиво, но ездить все время по горам трудновато... лучше моря нам выделите... и климата немножко хорошего
09.09.2014 в 0:06
для меня крутость статьи просто зашкаливает
09.09.2014 в 3:14
Швейцарская чыгунка.
09.09.2014 в 8:20
СУПЕР!!
09.09.2014 в 9:46
«Я услышу, если что-то не сработает»
Рассказ железнодорожника о своей работе на горе Риги - швейцарской «Королеве гор»: http://bit.ly/1qBxW4k
09.09.2014 в 10:24
А что за единицы измерения уклона? что за склоны в 30% и 20%? процент от чего? от высоты среднего швейцарца?
"igrTigr":


тангенс в школе завтра проходить будете,
потом на 100 домножь получишь наверно эти самые процэнты дарриуса
09.09.2014 в 10:25
Бываю, по воле провидения, каждые полгода в Швейцарии, в одной из горных деревушек в кантоне Граубюнден. На 1000 жителей - 5 отелей, столько же ресторанов, кафешки, хлебопекарня, школа, супермаркет, сыроварня, хозяин которой занимал со своими сырами призовые места на мировых чемпионатах сыров (оказывается такие тоже есть). И даже у меня чайника -фотографа много фотографий не хуже, чем у автора статьи, там просто не может быть неудачных фото!!! Утром просыпаешься под звук колокольчиков и понимаешь, что жизнь удалась, хотя бы потому , что есть возможность видеть такую красоту.
09.09.2014 в 13:29
Хорошая страна. Яркий пример того, как в общем-то сохраняя независимость, добиться высокого уровня жизни во всех смыслах. Кстати, мало кто знает, то помимо банков , у них вполне себе прилично развита промышленность ака пищевая, энергетика , машиностроение и т.д.
Единственное что конечно страна для небогатых белорусских туристов дороговата, но если очень хочется увидеть горные красоты, можно и во французские Альпы махнуть - дешевле будет раза в 2
09.09.2014 в 14:33
Респект! Тов. Дариус ещё и фанат-железнодорожник! Ждёмс обзоры про Кругобайкальскую ЖД и прочие интересные инженерные решения.
Спасибо!
09.09.2014 в 15:10
У нас даже на равнине в 21 веке электрифицировать не могут...
09.09.2014 в 20:01
умеют строить
09.09.2014 в 23:05
Просто дух захватывает!!!
10.09.2014 в 10:03
красивые фотки))
лепота!!
10.09.2014 в 13:38
Какая красотища!
— А как будет правильно: поехать отдыхать «на Украину или в Украину?»…
"TAVLAY":
Если в Крым то правильно будет — …в Россию?
11.09.2014 в 0:59
А что за единицы измерения уклона? что за склоны в 30% и 20%? процент от чего? от высоты среднего швейцарца?
"igrTigr":

Величина уклона равна тангенсу угла между поверхностью склона и горизонталью.
Например, подъёму 12 м на 100 м перемещения по горизонтали соответствует уклон, равный 0,12 (12 % или 120 ‰).
При чтении нотации знак «%» произносится «сотых», а «‰» — «тысячных».
(из Википедии)
12.09.2014 в 22:29
pawa4011,
Но ведь появилась, нытик вы! И швейцарская, алюминиевая, а не сименс на колёсиках, как в России.
14.09.2014 в 10:22
vasil123,
Туда б зимой да с лыжами!
"Лайкиненужны":

....всей страной.
"vasil123":

...навсегда! и устроить там квитнеючую швейцарыю жэстчайша!
14.09.2014 в 14:36
Что же вы такое пишите? Нужно писать, восхищаться и любить Родину! Посмотрите на наши поля и природу! Где вы еще такое видели? В Беларуси в миллион раз лучше!

P.S. Шутка, конечно.
01.04.2016 в 0:23
Туда б зимой да с лыжами!
"Лайкиненужны":

....всей страной.
"vasil123":

не дай Бог