Районы-кварталы: как 30 лет назад в Минске появилось метро
ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
236
30 июня 2014 в 8:45
Автор: darriuss. Фото: minsk-metro.net, открытые источники

29 июня 1984 года состоялось знаменательное в истории нашего города событие — в эксплуатацию был торжественно сдан Минский метрополитен. После положенного по этому случаю митинга в свой дебютный рейс отправился первый состав с пассажирами, а на следующий день в подземке открылось регулярное движение поездов. Великая городская стройка продолжалась ровно семь лет. К 30-летию пуска в белорусской столице метро Onliner.by вспоминает, как в городе появился новый — подземный — вид общественного транспорта.

В конце 1960-х годов Минск столкнулся с типичной проблемой многих крупных городов. Существовавшая дорожная транспортная сеть перестала справляться с многократно возросшими нагрузками на нее. За 1960-е годы население города стремительно увеличилось почти вдвое: с полумиллиона до девятисот с лишним тысяч жителей. Крупные промышленные производства, как на дрожжах росшие в столице БССР, требовали соответственного притока рабочей силы. Как это водилось в Советском Союзе, ее брали в, казалось бы, бездонном источнике — деревне. В Минск из провинции массово стекались новые горожане.

Начинающаяся автомобилизация населения, когда личная легковушка действительно из роскоши постепенно превращалась в средство передвижения, многократно увеличившийся парк автобусов и троллейбусов, возивших рабочих и служащих из спальных районов к местам приложения труда, перегрузили городские улицы. Особенно пострадала при этом главная минская магистраль — Ленинский проспект.

Одной из попыток властей города решить транспортную проблему стало строительство «дублера» проспекта, на роль которого выбрали улицы Немигу и Горького (сейчас Богдановича). Жертвой этого в общем-то благого намерения стала историческая застройка Немиги, но вот вопрос с разгрузкой наземного общественного транспорта так до конца закрыт и не был. Требовались иные, более кардинальные меры, и одна из самых эффективных носила звучное название — метрополитен.

Судя по воспоминаниям участников событий (а их истории кочуют из рассказа в рассказ о прошлом минского метро), в Советском Союзе существовало негласное правило — свое метро мог получить только город, население которого достигло миллиона жителей. Во многом это действительно так, хотя из любого правила были исключения. Метро строилось далеко не во всех «миллионниках», и начинало проектироваться оно в городах, еще не достигших заветных цифр (например, в Риге).

Так произошло и в Минске. Впервые возможность строительства в Минске метрополитена была заложена в проекте комплексного развития городского транспорта, разработанного в институте «Минскпроект» еще в конце 1960-х. Первое же упоминание в средствах массовой информации о будущем строительстве в городе подземки состоялось в 1968 году, когда соответствующая заметка появилась в газете «Вечерний Минск».

Интересно, что первые планы значительно отличались от того, что было впоследствии реализовано спустя долгих 16 лет. Ветка из западных спальных районов должна была через станцию «Октябрьская» уходить в Серебрянку. Автозаводская линия с перспективой продления до Чижовки пересекалась с Московской на станции метро «Площадь Якуба Коласа». В центральной части города метрополитен предполагался глубокого заложения, а на окраинах планировались даже открытые участки и участки на эстакадах (!).

Миллионный житель Минска родился в шестой городской больнице 25 января 1972 года. Опять же, существуют многочисленные рассказы о том, что численность города была завышена искусственно, якобы специально, чтобы побыстрее начать стройку: мол, за минчан посчитали в том числе так называемую «лимиту», провинциалов, имевших в столице только временную прописку. Можно, конечно, поверить этим свидетельствам, однако динамика роста населения города в конце 1960-х — начале 1970-х вполне укладывалась в соответствующие цифры предыдущих пятилеток, никакого одномоментного «взрывного» увеличения количества минчан не было. Противоречит этой легенде и сама история разработки проекта метро: о нем начали думать задолго до появления на свет юбилейного минчанина, а реальные работы начались через несколько лет после этого знаменательного события.

Скорее всего, Минский метрополитен — это продукт естественного роста города, начавшего задыхаться от транспортной проблемы. Не самый, конечно, дешевый, но вполне «имиджевый» проект для столицы БССР. Большинство остальных крупных столиц союзных республик метро уже имели или строили. Оставлять же главный город героической Беларуси без действительно необходимого для нее вида транспорта было как-то некрасиво.

В начале 1970-х московский институт «Метрогипротранс» разработал технико-экономическое обоснование генеральной схемы линий Минского метрополитена — документ, ставший долгосрочной программой его строительства, во многом выполняющийся и по сей день. Согласно ему, к 2000 году в городе должно было появиться три линии метро общей протяженностью 50 км. Первая (будущая Московская) — из района проектируемого Университетского городка в Щемыслице к северо-восточным окраинам большей частью вдоль Ленинского проспекта. Вторая — из западных спальных массивов к промзонам юго-востока. Третья должна была связать жилые районы юга и севера города. Четвертой линии первоначально запроектировано не было. Вместо нее предполагались два вилочных ответвления от второй ветки: к Чижовке и к современным районам Масюковщина и Веснянка.

Проект первого пускового участка был утвержден в 1976 году. Согласно ему, в центральной части города планировалось построить линию протяженностью 8,6 км с восемью станциями на ней. Интересно, что рабочие наименования некоторых из будущих метровокзалов были иными. В районе улицы Московской логичным образом разместилась станция «Московская», а в районе Волгоградской — «Волгоградская». «Октябрьская» же еще была «Центральной площадью». Привычные нам и сейчас названия были утверждены только в самом конце 1970-х. Так, «Московская» оказалась в противоположном от соответствующей улицы конце города. Дело в том, что в будущем планировалось переименовать северо-восточный участок Ленинского проспекта в проспект Московский.

Любопытнее всего, впрочем, другое. В некоторых первых статьях о будущей подземке в Минске утверждается, что станций первой очереди должно было быть девять при той же ее протяженности. Эта исчезнувшая девятая станция фигурирует и на отдельных ранних схемах метрополитена. «Комсомольская» была запроектирована на самом длинном перегоне первого пускового участка в районе здания КГБ и перекрестка проспекта с улицей Комсомольской.

При утверждении технического проекта ее из него исключили, поставив при этом вопрос «о возможности в дальнейшем соорудить станцию „Комсомольская“ на действующей линии без перерыва движения поездов». Впоследствии вопрос со «станцией-призраком» был окончательно снят с повестки дня. Перегоны до «Площади Ленина» и «Октябрьской» получались слишком короткими, а какой-либо транспортной необходимости и соответствующих пассажиропотоков под ее сооружение не было. Судя по всему, под «Комсомольскую» метростроителями даже не было оставлено никакого задела, поэтому даже теоретически ее строительство сейчас невероятно.

Отказались и от глубокого заложения станций в центре города. Инженерно-геологические условия и градостроительная обстановка обусловили выбор в пользу заложения мелкого. Сложившаяся на участке первой очереди городская застройка и желание оставить на долгие годы хотя бы отдельные участки Ленинского проспекта действующими заставили вести строительство с минимальным вскрытием поверхности земли. В открытых котлованах сооружались лишь сами станционные комплексы, тупики за ними и участок пересечения Свислочи. Перегонные же тоннели, как правило, проходились закрытым, щитовым способом.

Уже в 1976 году, даже до выхода официального постановления партии и правительства о начале очередной великой стройки социализма, в поселке Шабаны под Минском началось возведение производственной базы метрополитена. Она должна была снабжать метростроителей бетоном и железобетоном, раствором, арматурой, выполнять ремонт машин, оборудования и горной техники, изготавливать металлоконструкции.

11 марта 1977 года стройке наконец было положено документальное начало. Совместное постановление ЦК КПБ и Совмина республики определило сооружение метро в Минске как важнейшую стройку страны. Уже в мае началась передислокация в БССР из Ташкента тоннельного отряда №1 Министерства транспортного строительства СССР — самого опытного подразделения метростроителей в Союзе. Процесс стремительно пошел под личным контролем первого секретаря ЦК КПБ Петра Машерова.

На Ленинском проспекте появились первые строительные площадки. 16 июня 1977 года была забита первая свая под котлован будущей станции «Парк Челюскинцев», ставшей, таким образом, первенцем белорусского метростроения.

А уже 4 ноября того же года началось сооружение перегонного тоннеля между «Парком Челюскинцев» и «Московской». Эта дата отчего-то и считается датой официального начала строительства метрополитена в Минске.

Освоение стройплощадок шло постепенно. Первыми сооружались «Парк Челюскинцев», «Московская» и «Институт культуры». В 1979 году начались работы еще над тремя станциями («Площадь Ленина», «Площадь Якуба Коласа», «Академия наук»). Последними, уже в 1980 году, стали возводить «Площадь Победы» и «Октябрьскую».

В процессе строительства создатели метро столкнулись с трудными инженерно-геологическими и гидрогеологическими условиями. Около половины всей трассы приходилось прокладывать с искусственным водопонижением из-за высокого уровня грунтовых вод. На северо-восточном участке строители встретились с иными сложностями. В частности, на перегоне «Академия наук» — «Парк Челюскинцев» на пути проходческих щитов встало огромное количество крупных валунов, включая гигантские — диаметром в два метра. Разработка методов их удаления или дробления — немалая заслуга наших метростроевцев.

На станции «Институт культуры» часть свай попала в подземную выработку военных лет, где был обнаружен большой склад боеприпасов. Так в создание минского метро включились саперы.

Непростую инженерную задачу представляло собой и сооружение перегонных тоннелей под 17 действующими железнодорожными путями в районе вокзала.

Наконец, сложнейшим оказалось и форсирование Свислочи. В условиях сложившейся плотной городской застройки в этом районе проектировщики были вынуждены отказаться от возведения метромоста — самого простого способа пересечения водной преграды, пусть и относительно неширокой. Ничего не оставалось, кроме как строить под Свислочью тоннели, но при этом необходимо было решить вопрос, куда перенаправить воды реки на период строительства.

Заморозка грунта под Свислочью, которая исключила бы риск проникновения воды в забой, оказалась слишком дорогой. Не получилось и отвести реку в коллектор «Центр», как планировалось первоначально. Его просто не успели к этому времени построить. В итоге инженеры нашли относительно простой и дешевый способ.

Свислочь в месте прохождения ее перегонными тоннелями была перегорожена земляной дамбой. В искусственную плотину шириной 38 метров были уложены десять пропускных труб длиной 43 м и диаметром 1 м, по которым, собственно, речная вода и проходила над стройплощадкой. Свислочь была преодолена всего за 12 рабочих дней.

Все перегонные тоннели первого пускового участка выполнены в трех видах отделки: чугунной, сборной железобетонной и монолитной бетонной.

Ответственную задачу представлял собой поиск достойного архитектурно-художественного решения метровокзалов. Эпоха сталинской подземки с ее роскошными станциями-дворцами была уже давно в прошлом, но закончилось время и второй крайности — хрущевского функционального минимализма. Архитекторам и проектировщикам трех разных институтов предстояло найти некий баланс между двумя эпохами советского метростроения и в то же время сделать внешний вид станций современным, отвечающим духу времени. Была принята генеральная линия, в соответствии с которой станции решили сделать максимально светлыми со сдержанным включением цветовых гамм, что было «характерно для белорусского народного колорита».

Станция метро «Институт культуры» (арх. В. Ивличев, «Белгоспроект»). Одна из трех односводчатых станций первого пускового участка сооружена из монолитного и сборного железобетона.

Основную художественную нагрузку здесь несет как раз свод, прорезанный в определенном ритме падугами. Они заполнены декоративными вставками из желтого, оранжевого и красного стекла и смальты с изображениями барельефных фигур, образно отражающих достижения культуры БССР.

На «Институте культуры» как нельзя лучше отражена общая архитектурная концепция первого пускового участка: контраст общих светлых, белых тонов с сочными яркими вставками, дающими народный колорит.

Станция «Площадь Ленина» (арх. Л. Левин, Ю. Градов, «Минскпроект»). Эта станция сооружалась в сложной градостроительной ситуации и первоначально должна была находиться под Привокзальной площадью. Однако в дальнейшем проектировщики сместили ее в район внутреннего двора БГУ, что позволило ей обслуживать сразу два напряженных в смысле пассажиропотоков участка: железнодорожного и автовокзала и площади Ленина.

Метровокзал здесь также односводчатый, причем архитекторы применили тут новый тип свода, так называемый «вспарушенный», парящий на платформе и контрастирующий с активно выявленными карнизными элементами, отделяющими его от путевых стен.

Интересно, что вместо реализованной в итоге декоративной композиции с шаром и серпом и молотом в центре платформы первоначально на станции должна была быть установлена другая инсталляция. «Лейтмотив торжества ленинских идей звучит в пламенном сиянии алого знамени из оргстекла с подсветкой», — гордо рассказывал журнал «Метрострой», представляя читателям новую станцию минского метро. На платформе также виден переход на перспективную станцию третьей линии. Впрочем, судя по обнародованным ныне проектам «Вокзальной», переход на нее со станции «Площадь Ленина» будет в итоге организован не из центра платформы последней.

На выходах установлены монументальные скульптурные композиции «Ленин» и «1905 год». Судя по рассказам свидетелей, кроме самой станции метростроители возвели и специальный тоннель из здания Дома правительства, где в то время и сейчас размещались Верховный совет и правительство республики.

Главная станция всей первой линии — «Октябрьская» (арх. Ю. Вдовин, М. Тренин, «Метрогипротранс»). Колонный, нетиповой комплекс создавался в качестве пересадочного на вторую линию.

Метровокзал запланирован двухэтажным, с использованием подземного пространства над станцией. Там сначала хотели разместить выставочный зал, в итоге оборудовали кассы предварительной продажи авиа- и железнодорожных билетов, а сейчас его занимает торговый центр. Вестибюли станции встроили в существовавшую послевоенную застройку Ленинского проспекта.

Увеличенная высота зала позволила архитекторам найти необычную форму колонны — звездообразную в плане с включением в капители светильников янтарного цвета.

Тематическое содержание станции — торжество идей Октября БССР — отражено в двух рельефных белых панно на торцевых стенах. Здесь все желающие могут насладиться художественным отражением темы Октябрьской революции и победы идей коммунизма в советской Беларуси.

Станция метро «Площадь Победы» (арх. Б. Ларченко, «Минскпроект»). Одна из самых сложных в строительстве во всем минском метро. Станционный комплекс сооружался в непосредственной близости от обелиска Победы с изменением конфигурации площади Победы, превратившейся из круглой в овальную.

Первоначальный проект предусматривал перемещение обелиска Победы на период сооружения станции, однако в конце концов удалось найти инженерные решения, которые бы позволили этого избежать.

В состав комплекса входит и уникальный пешеходный переход в форме кольца, в который включен и отдельный мемориальный зал, располагающийся под обелиском.

Архитектурное решение станции должно символизировать (но ненавязчиво) тематику победы в Великой Отечественной войне. Колонны со светильниками из штампованного стекла напоминают и салют, и цветы победы.

Белорусское народное творчество отражено в тематике станции «Площадь Якуба Коласа» (арх. А. Зензин, М. Пирогов, «Белгоспроект»).

Традиционное зодчество подчеркивают оригинальные станционные перекрытия в виде наклонных ребер, ассоциирующихся с деревянными стропилами белорусских деревенских домов.

Колонны зала облицованы керамическими изразцами золотистого цвета со сценами из народной жизни, вдохновленными творчеством поэта Якуба Коласа.

На контрасте с «Площадью Якуба Коласа» современно (по крайней мере, для конца 1970-х годов) выглядит станция «Академия наук» (арх. А. Зензин, М. Пирогов, «Белгоспроект»), художественный образ которой отражает достижения белорусской науки.

Станция выполнена в светлых тонах с беломраморными колоннами, частично отделанными нержавеющей сталью. В конструкции продольных балок перекрытия вмонтированы светильники. Лаконизм, минимализм, функциональность — такое впечатление, по всей видимости, производила белорусская наука того времени.

Станция «Парк Челюскинцев» (арх. Б. Юртин, «Минскпроект»). Первая из сооруженных станций Минского метрополитена. Ее основной темой должен был стать «гимн природе», что связано с соседством комплекса с крупным парком Челюскинцев. На торцевых стенах перронного зала планировали разместить декоративные керамические панно с изображениями животных и растений.

От панно в итоге решили отказаться, «гимн природе» не получился. Главным художественным элементом при этом стали живописные люстры из цветного стекла, служащие яркими пятнами на белоснежном своде.

Конечной станцией первого пускового участка стала «Московская» (арх. Л. Погорелов, «Минскпроект»), задуманная как «памятник вечной дружбе русского и белорусского народов».

«Памятник», как и некоторые другие станции минского метро, например «Площадь Ленина», сооружали методом «стена в грунте». В Минске впервые в практике метростроения он нашел широкое применение. Способ позволял отказаться от строительства больших котлованов, что было особенно важно в условиях работ в стесненных городских условиях. Достаточно было узких траншей, куда потом опускался арматурный каркас стены и заливался бетон.

Оформление станции соответствует традиционному образу Москвы как белокаменного города. Метровокзал облицован белым мрамором «Коелга». Путевые стены декорированы панно в технике флорентийской мозаики, представляющими в условной трактовке силуэты основных исторических зданий и сооружений Москвы. Торцевую стену над входом в зал украшают золотистые часы, напоминающие куранты Московского Кремля.

Первый пусковой участок планировалось сдать в эксплуатацию к 40-летию победы в Великой Отечественной войне — 9 мая 1985 года. В итоге участникам главной комсомольской стройки республики удалось справиться почти на год раньше, к другой круглой дате — 40-летию освобождения Минска от оккупации.

29 июня 1984 года первый секретарь ЦК КПБ Н. Слюньков перерезал красную ленточку — и восемь станций приняли первых пассажиров. Семилетняя эпопея была закончена, чтобы без перерыва продолжиться.

Уже в конце декабря 1986 года первая линия была продлена на 1,7 км, в строй вступила девятая станция — «Восток» (арх. Е. Леонович, «Минскметропроект»).

Станция была посвящена белорусской молодежи, внесшей немалый вклад в строительство метрополитена в городе. Одновременно четвертый «односвод» нашего метро с его частым ритмом светильников на путевых стенах напоминает и огромный космический корабль с окнами-иллюминаторами.

Строительство метро, несмотря на очевидные преимущества этого вида транспорта, и сейчас, и тогда сопровождалось протестами отдельных минчан. «Во-первых, долго, очень долго строят. А во-вторых, на несколько лет испортили самый прекрасный проспект города Минска. И гости города не могут увидеть того, что могли увидеть раньше», — возмущенно рассказывал один из них журналистам в 1983 году. Процесс строительства действительно был непростым, отнимавшим много сил у людей и денег у государства.

Тем не менее, важность этого инфраструктурного проекта сложно переоценить. Без метро представить Минск уже невозможно. Сложно в принципе предположить, как существовал бы город в его нынешнем виде без того в прямом смысле трудового подвига, совершенного три десятилетия назад.

В 1987 группа архитекторов и строителей первого пускового участка была удостоена премии Совета министров СССР. 24 человека разделили между собой 16 тыс. советских рублей, почет и уважение.

Одновременно с финальными работами на первом пусковом участке и параллельно с возведением «Востока» в 1983 году развернулось строительство второй линии — Автозаводской. О том, с какими сложностями столкнулись ее строители и как непривычно могли выглядеть ее станции, читайте в следующем материале Onliner.by через месяц.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by

Автор: darriuss. Фото: minsk-metro.net, открытые источники
Чтобы оставить свое мнение, необходимо войти или зарегистрироваться
ОБСУЖДЕНИЕ
30.06.2014 в 8:47
Скажем дружное спасибо нашим метростроителям !!!
Все-таки метро вещь нужная.
30.06.2014 в 8:47
Шикарная статья...
Спасибо онлайнер!!!
11 марта 1977 года стройке наконец было положено документальное начало.

До сих пор строят))
30.06.2014 в 8:49
Очень понравились старые фотографии города, в них есть душа, не то что сейчас, сплошь и рядом псевдопонты, разврат и куча милиции...
30.06.2014 в 8:50
Кстати, хотелось бы узнать как и когда в Минске появилась Каменная Горка. Ведь по сути в недалёком будущем ещё Кунцовщина считалось далёкой окраиной.
p.s. без метро Минск бы уже давно задохнулся
30.06.2014 в 8:50
Теперь Минск без метро и не представить. Спасибо метростроевцам за их самоотверженный труд.
В центральной части города метрополитен предполагался глубокого заложения, а на окраинах планировались даже открытые участки и участки на эстакадах (!).
А если бы реализовали?
Дело в том, что в будущем планировалось переименовать северо-восточный участок Ленинского проспекта в проспект Московский.
Кажется, переименования — это минский рок.
Не получилось и отвести реку в коллектор «Центр», как планировалось первоначально. Его просто не успели к этому времени построить.
Его и ныне, похоже, всё ещё не достроили, судя по наводнениям в том районе.
30.06.2014 в 8:51
Даешь 3 линию! От Гомеля до Вильни!
30.06.2014 в 8:52
Как приятно смотреть на свою молодость!
Даешь 3 линию! От Гомеля до Вильни!
"jbf2222":

Построят пару льготных кварталов - и сделают спецлинию-экспресс для ильготников.
30.06.2014 в 8:54
Мир тесен, особенно это чувствуешь по утрам в минском метро и частенько даже на красивую женщину мужчина закрывает глаза, если он сидит в метро, а она стоит рядом с ним.
30.06.2014 в 8:55
Фотки супер! Метро это часть нашего города. Это самый удобный вид общественного транспорта.
30.06.2014 в 8:58
Побольше таких статей! Онлайнер,молодцы,что не даете забыть свою Новейшую историю!
30.06.2014 в 8:58
Какая сложная и долгая работа.. а дорогая-то какая! но все-таки окупаемая
30.06.2014 в 8:59
Очень люблю старые фото. Спасибо автору.
30.06.2014 в 8:59
Класс! Очень интересно было читать и фото смотреть. Спасибо, Онлайнер!
30.06.2014 в 9:04
Спасибо за статью! Минск на старых фото умиляет отсутствием машин
30.06.2014 в 9:05
помню в детстве поездка в метро была обязательным пунктом посещения минска))
30.06.2014 в 9:06
метро посторили из-за ПАНАЕХАВШИХ..... и до сих про его расширяют по той же причине.
30.06.2014 в 9:06
ЭТО ПРОРЫВ БЫЛ САМЫЙ НАСТОЯЩИЙ!)
30.06.2014 в 9:08
Онлайнер! расскажите что нибудь об областных центрах! А то все Минск да Минск, как будто вся Беларусь это один Минск :( а еще куда 7 миллионов Беларусов делись?
30.06.2014 в 9:08
Сложно представить, что когда-то проспект был в хлам перекопан. Весь!
30.06.2014 в 9:11
Спасибо. Интересно!
30.06.2014 в 9:11
Очень интересная статья.
30.06.2014 в 9:13
Норм статья и фото клевые...
30.06.2014 в 9:14
а вот интересно глянуть на планируемые названия заводской ветки метро: http://content.onliner.by/news/2014/06/default/bf66fd25da1745457bb72a67cbce72fe.jpg
ст.м. могилевская планировалась быть "социалистической" -- хотя формально тогда, ул. социалистическая находилась на месте ст.м. автозаводская.
30.06.2014 в 9:14
Очень понравилось . Спасибо
30.06.2014 в 9:15
метро посторили из-за ПАНАЕХАВШИХ..... и до сих про его расширяют по той же причине.
"gornik1313":

Слово понравилось?
30.06.2014 в 9:20
Главное что все на фотках счастливые. Любили свой труд и понимали его ценно, не то что сейчас.
30.06.2014 в 9:21
Да, сколько усилий!
30.06.2014 в 9:25
Вот только мозгов у проектировщиков не хватило!
1) Загнали "узел" под ГУМ, и толпы людей "С вокзала" и "На вокзал" бегают по переходам между линиями. Наземный "узел" остался на Вокзале, подземный - в стороне. Результат: наверху - тихий центр, под ним - муравейник.
2) Станция "Першамайская" явно строилась в расчёте "на хороших людей" с Пулихова и окрестностей. Поток людей там бывает только после окончания концерта в КЗ МИНСК.
3) Ну и названия. Вначале массово, но и теперь периодически приезжие мечутся между двумя "Московскими", улица Московская на ст. Инст. Культуры, а ст. Московская на ул. Волгоградской.
Всё-таки есть в белорусских мозгах что-то трохи дефектное.
30.06.2014 в 9:27
Имхо кровавый совок строил город для людей, сейчас для инвесторов, ура !!!
30.06.2014 в 9:27
Минск без метро уже слабо представляется...хотя транспортная проблема возникает именно из-за того, что куча народу из спальных районов утром едет на работу, а вечером обратно...т.е. по уму надо бы жить поближе к работе...
30.06.2014 в 9:29
В день запуска катались на метро пол-дня, гуляли, станции рассматривали ! Одни автоматы по размену монет на 5-ти копеечные чего стоили, малышня была в восторге !
Статья отличная ! А метростроевцам отдельное и пребольшущее спасибо !
30.06.2014 в 9:29
Мощно!!!
30.06.2014 в 9:29
Идея и рвение строили то метро, а сейчас лень и деньги....
30.06.2014 в 9:32
Быстро лайк те, кто школотой катался на открытии )))

За 5 копеек гоняли полдня, доводя тетак у эскалаторов до посинения )))
30.06.2014 в 9:33
раньше строили быстрее чем сейчас
30.06.2014 в 9:33
Вот он пятничный дарриус! УРА!
30.06.2014 в 9:34
метро посторили из-за ПАНАЕХАВШИХ..... и до сих про его расширяют по той же причине.
"gornik1313":

иди в школу
когда строили метро, тебя еще и в планах не было ! ))

минск в доусатую эру был очень спокойным свободным городом
30.06.2014 в 9:34
В Минск из провинции массово стекались новые горожане.


За пол века ничего не изменилось.

Спасибо Машерову за метро.
Да чего там, всей стране!
30.06.2014 в 9:36
очень большое спасибо нужно сказать тем, кто "пробил" идею строительства метро в то время. Если бы строили сейчас - транспортный коллапс был бы обеспечен из-за огромного количества личного транспорта.
30.06.2014 в 9:37
метро посторили из-за ПАНАЕХАВШИХ..... и до сих про его расширяют по той же причине.
"gornik1313":

Да ну? Да здравствуют "понаехавшие"! ))))
Вот он пятничный дарриус! УРА!
"ipik":

Я вас удивлю и огорчу, но сегодня понедельник.
30.06.2014 в 9:40
darriuss, как всегда, очень интересно
30.06.2014 в 9:42
Козлы, уберите уродскую рекламу с стен станций!
30.06.2014 в 9:45
Теперь Минск без метро и не представить. Спасибо метростроевцам за их самоотверженный труд.
В центральной части города метрополитен предполагался глубокого заложения, а на окраинах планировались даже открытые участки и участки на эстакадах (!).
А если бы реализовали?
Дело в том, что в будущем планировалось переименовать северо-восточный участок Ленинского проспекта в проспект Московский.
Кажется, переименования — это минский рок.
Не получилось и отвести реку в коллектор «Центр», как планировалось первоначально. Его просто не успели к этому времени построить.
Его и ныне, похоже, всё ещё не достроили, судя по наводнениям в том районе.
"OOK":

все в метро)
30.06.2014 в 9:46
Мда. Всего две ветки, а пафоса, фоток и текста - как минимум на три московских и 2 лениградских (питерских) метрополитена.
30.06.2014 в 9:47
24 человека разделили между собой 16 тыс. советских рублей

16000/24=666,666
30.06.2014 в 9:49
Статья интересная!
И спасибо, что в 70-х/80-х московскую ветку построили: сегодня закрытие проспекта город бы не пережил...
30.06.2014 в 9:51
Замечательная статья.Много нового узнал.Браво советским строителям!
30.06.2014 в 9:52
Не пойму, кто у кого тырит новости, но про метрополитен сегодня уже на трех ресурсах статьи появились.
30.06.2014 в 10:00
darriuss всегда на высоте! Спасибо, прекрасный материал!
30.06.2014 в 10:00
" В итоге инженеры нашли относительно простой и дешевый способ. Свислочь была преодолена всего за 12 рабочих дней."- если это как все наше строительство (па-беларуски), то м.б. бяда.
30.06.2014 в 10:01
В день запуска катались на метро пол-дня, гуляли, станции рассматривали ! Одни автоматы по размену монет на 5-ти копеечные чего стоили, малышня была в восторге !
Статья отличная ! А метростроевцам отдельное и пребольшущее спасибо !
"R.B.Barabek":

Помню эти автоматы, на тот момент они казались чудом. Интересно где-нибудь они сохранились
30.06.2014 в 10:03
Метро как метро, на мой взгляд если не загоняться на красоту станции можно было бы его стоить дешевле и быстрее . Не пойму зачем весь этот фетишь на санциях развешивать..
30.06.2014 в 10:03
Всё та же отделка и "ремонт" станций, всё те же поезда, а проект застройки на 2000 год не выполнен даже к 2014. Всё же, в советском союзе было что-то хорошее. По крайней мере выполняли поставленные задачи качественно и в срок. Да и тематика у станций была своя.
30.06.2014 в 10:06
Как обычно, если материал от Darriuss'a, то это лучше отложить на обед или вечер, чтобы прочитать не отвлекаясь на посторонние дела :)
30.06.2014 в 10:08
http://content.onliner.by/news/2014/06/default/9a7ff92ea4f4e3b5f555826715166991.jpg Нашим бы теперешним руководителям такой девиз
30.06.2014 в 10:12
Метро, чуть ли не самое полезное что построили при ссср.
30.06.2014 в 10:13
респект журналистам и порталу, отличная статья.
30.06.2014 в 10:17
Просто, замечательная статья!!!Спасибо)))
30.06.2014 в 10:18
Шикарная статья! Отличные архивные фото! Спасибо!
30.06.2014 в 10:33
Без метро в Минске, да и в других крупных городах была бы полная *опа. Задумка удачная, строителям респект. Быстро, недорого, надёжно, и без пробок! +5 к развитию инфраструктуры
30.06.2014 в 10:33
Отонокак:
иди в школу
когда строили метро, тебя еще и в планах не было ! ))
минск в доусатую эру был очень спокойным свободным городом
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
слыш ПТУ-шник незапланированный, ты хоть текст читал??? так прочитай кусок его хоть тут: В конце 1960-х годов Минск столкнулся с типичной проблемой многих крупных городов. Существовавшая дорожная транспортная сеть перестала справляться с многократно возросшими нагрузками на нее. За 1960-е годы население города стремительно увеличилось почти вдвое: с полумиллиона до девятисот с лишним тысяч жителей. Крупные промышленные производства, как на дрожжах росшие в столице БССР, требовали соответственного притока рабочей силы. Как это водилось в Советском Союзе, ее брали в, казалось бы, бездонном источнике — деревне. В Минск из провинции массово стекались новые горожане. поэтому мной и было написано, что метро строилось из-за понаехавших.
30.06.2014 в 10:40
на дворе 2014 г а строят все также как и в прошлом совок и корыто
30.06.2014 в 10:42
Вспомнил как смотрели из окна на проходческий щит который достали из котлована и на его фоне вручали красное знамя метромстроителям на станции Академия наук. Просто радовались новостройке и гордились Столицей. Победили грунтовые воды, плохую гелологию, провели и обновили коммуникации, создали новый вид транспорта. Никто тогда, а сейчас тем более, не задумывался какой подарок приготовили для организации высокоплотного безобразия ориентированного в городе на готовую инфраструктуру. Иначе бы так не лезли с "точечной высокоплотной застройкой" в хорошо освоенные районы города. С экономией Вас дорогие застройщики.
30.06.2014 в 10:42
Думаю, совсем немногие здесь знакомились с фотографиями из книги П.В.Костромы "Минский метрополитен", поэтому материал, несомненно, познавательный и интересный. Дарриусс, порадовали! Причем, намного больше, чем прерыдущими двумя материалами! ;)
30.06.2014 в 10:42
В который раз смотрю на старые фото проспекта - так раньше на нем зелени намного больше было. Жаль срубили много деревьев и проспект стал каменным
30.06.2014 в 10:43
Спасибо за статью.
30.06.2014 в 10:45
Скажем дружное спасибо нашим метростроителям !!!
Все-таки метро вещь нужная.
"vasil123":

Метро - вещь нужная, но спасибо в первую очередь нужно сказать Машерову.
30.06.2014 в 10:50
В итоге участникам главной комсомольской стройки республики удалось справиться почти на год раньше
И так было???? Кое-кому стоит вспомнить подвиг предшественников))
30.06.2014 в 10:51
Каждый раз когда читаю статьи про Минское метро - вспоминаю год 1863 - год открытия Лондонского метро. Ну и 1861 год - год отмены крепостного права. Так что ура товарищи!
30.06.2014 в 10:56
Кстати, хотелось бы узнать как и когда в Минске появилась Каменная Горка. Ведь по сути в недалёком будущем ещё Кунцовщина считалось далёкой окраиной.
p.s. без метро Минск бы уже давно задохнулся
"Наргх":


Каменная появилась после строительства одноименной станции метро. Район вырос очень быстро :) Строительство станции закончилось то ли в 2004 то ли в 2005. А еще был такой интересный автобусный маршрут №114, который ходил от Сухарево, через Пушкинскую на Запад, соединяя тем самым половину Фрунзенского района с метро.
30.06.2014 в 10:56
Дарриуш как всегда на высоте! Спасибо.
Вот раньше, за 7 лет метро построили, а тут одну станцию за 3 года с трудом :(
30.06.2014 в 10:58
Даже от фотографий веет каким то теплом. Совсем были другие времена и люди.
Сейчас все поменялось и не в лучшую сторону--это факт
30.06.2014 в 11:06
О том, с какими сложностями столкнулись ее строители и как непривычно могли выглядеть ее станции, читайте в следующем материале Onliner.by через месяц.

Долговато ждать. Хочется побыстрее!
30.06.2014 в 11:06
Раньше 3 000 машин - это большая проблема, теперь 300 000, да нормально еще
30.06.2014 в 11:13
Дарриуш как всегда на высоте! Спасибо
"Kirill_O":

+1
30.06.2014 в 11:16
без метро и жизнь не та)
30.06.2014 в 11:16
Скажем дружное спасибо нашим метростроителям !!!
Все-таки метро вещь нужная.
"vasil123":

Какая глубокая мысль...
30.06.2014 в 11:17
старый город красавец) а вот украшения у нас на праздники те же что и 30 лет назад)))
отдельное спасибо метростроителям и онлайнеру за статью)
30.06.2014 в 11:20
Кстати, хотелось бы узнать как и когда в Минске появилась Каменная Горка. Ведь по сути в недалёком будущем ещё Кунцовщина считалось далёкой окраиной.
p.s. без метро Минск бы уже давно задохнулся
"Наргх":

а вы откуда приехали, что не помните, как это было? 10 лет не прошло. Каменная горка, Кунцевщина и Спортивная открывались в одно время.
30.06.2014 в 11:21
Вот раньше строили и откатов никто не брал!и сроки были нормальные!
30.06.2014 в 11:30
такие статьи о любимом Минске всегда читаю на одном дыхании! спасибо автору! шикарно!
30.06.2014 в 11:30
метро посторили из-за ПАНАЕХАВШИХ..... и до сих про его расширяют по той же причине.
"gornik1313":

в общем-то, "понаехавших" в минск завозил Машеров как раз ДЛЯ того, чтобы построить метро.
30.06.2014 в 11:32
Скажем дружное спасибо нашим метростроителям !!!
Все-таки метро вещь нужная.
"vasil123":

А еще,скажем большое спасибо тем,кто вел глупую политику.И развивал общественный транспорт,а не личный.Как это делалось в Америке, Германии, да и почти везде.
Вот в Америке почти нету метро и автобусов/троллейбусов, а оно им надо?Когда каждый может позволить себе машину.
30.06.2014 в 11:44
Скажем дружное спасибо нашим метростроителям !!!
Все-таки метро вещь нужная.
"vasil123":

А еще,скажем большое спасибо тем,кто вел глупую политику.И развивал общественный транспорт,а не личный.Как это делалось в Америке, Германии, да и почти везде.
Вот в Америке почти нету метро и автобусов/троллейбусов, а оно им надо?Когда каждый может позволить себе машину.
"_p_o_k_y_patel_":

как бы в Европе общественный транспорт очень развит.
30.06.2014 в 11:45
Когда каждый может позволить себе машину.
"_p_o_k_y_patel_":


Бессовестно врут, все в Америке летают на личных вертолетах.
30.06.2014 в 11:49
Раньше инженеры и строители были инженернее и трудолюбивее.
И чиновников было меньше.
30.06.2014 в 11:49
Из статьи:
В частности, на перегоне «Академия наук» — «Парк Челюскинцев» на пути проходческих щитов встало огромное количество крупных валунов, включая гигантские — диаметром в два метра. Разработка методов их удаления или дробления — немалая заслуга наших метростроевцев.
Не тот ли это метод дробления, что с использованием презервативов?
По рассказам метростроевцев их покупали за свои кровные.
Так как только одно обсуждение возможности централизованной закупки предприятием этого изделия, передаче по накладной на линию, внесения в отчёт, списания с указанием причины вызывало улыбки и смех.
30.06.2014 в 11:54
почему следующая статья про автозаводскую линию аж через месяц?
30.06.2014 в 11:54
метро посторили из-за ПАНАЕХАВШИХ..... и до сих про его расширяют по той же причине.
"gornik1313":


Коренной ты наш! Если твой папа на твоей маме совершил пару возвратно-поступательных движений, находясь при этом на территории города-героя Минска -- это еще не делает тебя высшей расой. Кэп.
30.06.2014 в 11:57
http://content.onliner.by/news/2014/06/default/7334483cee95f8e1a7428991e6d15502.jpg Где это, кто знает?))
30.06.2014 в 12:01
А мне штробу в стене непросто проделать =)
30.06.2014 в 12:02
Кстати, хотелось бы узнать как и когда в Минске появилась Каменная Горка
"Наргх":

Микрорайон Каменная Горка начал строиться летом 2008 года, ему всего-то 6 лет.

Вот в Америке почти нету метро и автобусов/троллейбусов, а оно им надо?Когда каждый может позволить себе машину.
"_p_o_k_y_patel_":


В больших городах есть метро. а вообще американский общественный транспорт развит плохо, что признают сами американцы -- и не сказать, чтобы гордятся этим. А вот в Европе ОТ развивали и развивают, и в крупных мегаполисах (Лондон, Париж и т.д) очень многие люди вообще не пользуются автомобилями.
30.06.2014 в 12:05
Столько работы проделано ,все в ручную(практически ) Уважение!
30.06.2014 в 12:06
уже было
30.06.2014 в 12:08
24 человека разделили между собой 16 тыс. советских рублей


Еще не факт что им что-то с этой премии вообще перепало. Вон моему покойному деду, который тоже строителем был, премию нее то от СовМина не то от МинСтроя выписали. Очень солидную по тем временам сумму. до сих пор где-то газетная вырезка должна лежать. И что бы вы думали? Увидел он их? Хренушки. Социалистический долг и солидарность трудящихся прозрачно намекнули на то что практически всю премию он должен перечислить в Фонд Мира, помощи голодающим детям Зимбабве и прочую подобную хероту. Тем паче забавно что в зимбабве из СССР скорее пошли Калаши и ПЗРК чем масло и колбаса...
30.06.2014 в 12:13
некоторые краны которые есть на фотох трудятся по сей день, во
30.06.2014 в 12:15
Так а чего сейчас подсветка не работает? Экономят?
30.06.2014 в 12:15
Спасибо за статью!!!!!
30.06.2014 в 12:17
А это я щас не понял... Что, без ладутьки метро открывали? Как они посмели?
30.06.2014 в 12:18
Титанический труд метростроевцев.
Отличная статья, отличные фото.
30.06.2014 в 12:21
за минчан посчитали в том числе так называемую «лимиту», провинциалов, имевших в столице только временную прописку... Вон оно когда началось) и эти каранныя теперь дуют сопли пузырями?
30.06.2014 в 12:22
vasil123, согласен
30.06.2014 в 12:31
А как вам ветка с Пу..., Пе..., Пр..., Па....
30.06.2014 в 12:32
Спасибо. Буду ждать следующую статью! Даже сложно представить масштабы строительства. Кто бы не возмущался, а лучше немного помучатся, поездить окружными путями, а потом ездить на метро. Это всегда быстрей.
30.06.2014 в 12:43
Да уж, действительно стройка века. Очень интересная статья. Спасибо.
*****************************
Строительство метро, несмотря на очевидные преимущества этого вида транспорта, и сейчас, и тогда сопровождалось протестами отдельных минчан. «Во-первых, долго, очень долго строят. А во-вторых, на несколько лет испортили самый прекрасный проспект города Минска. И гости города не могут увидеть того, что могли увидеть раньше», — возмущенно рассказывал один из них журналистам в 1983 году.
**********************
А это, видимо, зачатки змагарья и свидомости, им вечно все не так и не этак. Но хартии тогда не было, и свой высер против крывавага рэжиму негде было оставить)))))
30.06.2014 в 12:49
о, еще привычная схема метро. московская - красная, автозаводская - синяя.
30.06.2014 в 12:50
ВЕЩЬ!
30.06.2014 в 12:54
http://content.onliner.by/news/2014/06/default/7334483cee95f8e1a7428991e6d15502.jpg
это на какой станции такое соседство с избами было?) Институт культуры?
30.06.2014 в 13:00
А я думал, что метро строится под землей, а не под тонким слоем асфальта...
30.06.2014 в 13:08
Dima07, Институт Культуры, выход на улицу Могилевскую, фото 1991 года.
30.06.2014 в 13:09
В конце 1960-х годов Минск столкнулся с типичной проблемой многих крупных городов. Существовавшая дорожная транспортная сеть перестала справляться с многократно возросшими нагрузками на нее. За 1960-е годы население города стремительно увеличилось почти вдвое: с полумиллиона до девятисот с лишним тысяч жителей. Крупные промышленные производства, как на дрожжах росшие в столице БССР, требовали соответственного притока рабочей силы. Как это водилось в Советском Союзе, ее брали в, казалось бы, бездонном источнике — деревне. В Минск из провинции массово стекались новые горожане.
и теперь вы мне будете говорить вы минские? 40,30,20 летний народ, беглые крестьяне!
30.06.2014 в 13:10
http://content.onliner.by/news/2014/06/default/7334483cee95f8e1a7428991e6d15502.jpg
это на какой станции такое соседство с избами было?) Институт культуры?
"Dima07":

Институт Культуры, выход на улицу Могилевскую, фото 1991 года.
30.06.2014 в 13:11
А ведь столько проблем сложных решили,а тут мухлю несчастную не могли пройти столько времени.
Мне иногда кажется что те люди были "слеплены" совсем из другого теста..
30.06.2014 в 13:12
достаточно было проложить трамвайные пути по Проспекту.
30.06.2014 в 13:12
Обратите внимание на Освещение (именно с большой буквы) станций. Нет ощущения гнетущего подземелья. Очень светло и нарядно. Все элементы из разноцветного стекла лучатся от света, и это не чудеса фотографии, так было. Сравните с текущим положением вещей. Теперь почти все станции первого участка как подвалы из произведений Короткевича. Полутемная, изуродованная "школьными" люминесцентными светильниками Площадь победы, "угасшие" роскошные стеклянные панно и люстры на станциях Купаловской, Парк Челюскинцев, Институт культуры. Мрачные потолки Площади «Ленина». Навечно погасшие потолочные панели Московской. Что случилось? Экономия? В СССРах лампочки были ярче? Или уважения было больше. К труду проектировщиков, художников и строителей, к людям для который построены эти в общем то прекрасные станции.
30.06.2014 в 13:25
darriuss, большое спасибо!
Очень хотелось бы увидеть статью про метро в Пхеньяне. Судя по некоторым фото, оно невероятно красиво
30.06.2014 в 13:25
минское метро самое лучшее во всей белоруссии!
30.06.2014 в 13:29
darriuss, большое спасибо!
Очень хотелось бы увидеть статью про метро в Пхеньяне. Судя по некоторым фото, оно невероятно красиво
"Palach":

пара станций где разрешено снимать туристам )
30.06.2014 в 13:34
Минское метро замечательное! Каждая станция уникальна и по-своему красива! А стены на станции Московской меня еще в детстве поразили: сделать из кусков мрамора такую красоту!
Спасибо, что оно у нас есть =)

PS Обидно за Парк Челюскинцев, на некоторых светильниках не хватает стеклянных вставок, да и в целом она какая-то темная стала
30.06.2014 в 13:37
тогда уже не районы - кварталы а рельсы - шпалы
30.06.2014 в 13:40
darriuss, как всегда отличная статья, браво! Наконец, стало понятно, почему ст.м. Московская так называется.

А что это за место? http://content.onliner.by/news/2014/06/default/7334483cee95f8e1a7428991e6d15502.jpg Что за выход из метро на лесную опушку?
30.06.2014 в 13:46
Богатыри не Вы!...
30.06.2014 в 13:50
Eu2012, это станция Институт Культуры выход в сторону ул.Красивая
30.06.2014 в 14:07
Сам начинал свою трудовую деятельность в метрополитене в самом начале: с 1984-ого по 1986-ой год.Прямо аж прослезился:воспоминания нахлынули.
30.06.2014 в 14:08
darriuss, большое спасибо!
Очень хотелось бы увидеть статью про метро в Пхеньяне. Судя по некоторым фото, оно невероятно красиво
"Palach":

так было уже когда-то!
30.06.2014 в 14:09
минское метро самое лучшее во всей белоруссии!
"АВАЛОКИТЕШВАРА":

Ага!Учитывая ,что оно единственное!:):)
30.06.2014 в 14:09
yri1993,
Стоимость отделки станций - тысячная часть от общей сметы.
30.06.2014 в 14:20
почитал статью, посмотрел фотки и даже захотелось погулять в метро, посмотреть )
30.06.2014 в 14:25
Тогда Свислочь преодолели за 12 дней, а теперь под маленькой речушкой метро несколько лет прокладывают.
30.06.2014 в 14:27
спасибо нашим метростроителям !!
30.06.2014 в 14:34
А чего не написали про мистику?
Ниужели московское метро может этим похвпстаться, а Минское нет?
30.06.2014 в 14:46
Метро рулит.
Вот только я, как налогоплательщик, конечно, понимаю - красивые станции, ляля-тополя. Но я предпочту ПРИМИТИВНЫЕ, тупо отделанные кафелем дешевые станции, и которых больше.
30.06.2014 в 14:47
эх Настольгия, я помню эту разруху)
30.06.2014 в 14:54
Кому этот трудовой подвиг нужен?!

1. Машеров согнал пол-республики крестьян в Минск на заводы ради метро. (в Голландии нет городов 1-миллиоников, плотность населения в 10 раз выше, чем в РБ - там 400 чел на 1 км2)
2. Машеров лишил страну АЭС (построили в Литве). Сейчас строят рядом на той же площадке.
30.06.2014 в 14:56
Кому этот трудовой подвиг нужен?!

1. Машеров согнал пол-республики крестьян в Минск на заводы ради метро. (в Голландии нет городов 1-миллиоников, плотность населения в 10 раз выше, чем в РБ - там 400 чел на 1 км2)
2. Машеров лишил страну АЭС (построили в Литве). Сейчас строят рядом на той же площадке.
"salebed":

1.да
2.нет.Белорусская АЭС планировалась на базе ТЭЦ-5,но этот проект закрыли,т.к произошла авария на Чернобыльской АЭС.
30.06.2014 в 15:08
Скажем дружное спасибо нашим метростроителям !!!
Все-таки метро вещь нужная.
"vasil123":

в точку.
30.06.2014 в 15:17
Огромное спасибо за статью - отличная работа! Ждем продолжения!
30.06.2014 в 15:34
Вот только мозгов у проектировщиков не хватило!
1) Загнали "узел" под ГУМ, и толпы людей "С вокзала" и "На вокзал" бегают по переходам между линиями. Наземный "узел" остался на Вокзале, подземный - в стороне. Результат: наверху - тихий центр, под ним - муравейник.
2) Станция "Першамайская" явно строилась в расчёте "на хороших людей" с Пулихова и окрестностей. Поток людей там бывает только после окончания концерта в КЗ МИНСК.
3) Ну и названия. Вначале массово, но и теперь периодически приезжие мечутся между двумя "Московскими", улица Московская на ст. Инст. Культуры, а ст. Московская на ул. Волгоградской.
Всё-таки есть в белорусских мозгах что-то трохи дефектное.
"Physic":


Чот я не понял первые 2 пункта. О каком узле речь? В чем вообще проблема?
Какие еще "хорошие люди" с Пулихова и окрестностей?
30.06.2014 в 15:36
не БелАэс... до нё
погугли про браславскую деревушку Визды...
30.06.2014 в 15:42
За границей строят под землей и не мешают проезду машин а у нам все через ж.. вверх. Дешевле.
30.06.2014 в 15:42
Как же все таки там было прекрасно без этой назойливой рекламы, и стилистику бы тех лет не меняли...
30.06.2014 в 16:23
русские оккупанты прошли плотной стеной, оставляя за собой заводы, университеты и метро
30.06.2014 в 16:24
метро посторили из-за ПАНАЕХАВШИХ..... и до сих про его расширяют по той же причине.
"gornik1313":

иди в школу
когда строили метро, тебя еще и в планах не было ! ))

минск в доусатую эру был очень спокойным свободным городом
"Отонокак.":

Так!
А сейчас в городе полно педловатых свидомых креаклов-комментаторов онлайнера.
Слава Айфону!
30.06.2014 в 16:27
русские оккупанты прошли плотной стеной, оставляя за собой заводы, университеты и метро
"paulart":

А ещё избавили от лаптей и колхозной мовы!
Сволочи!
Геть!
30.06.2014 в 16:53
Кстати, хотелось бы узнать как и когда в Минске появилась Каменная Горка. Ведь по сути в недалёком будущем ещё Кунцовщина считалось далёкой окраиной.
p.s. без метро Минск бы уже давно задохнулся
"Наргх":


Каменная появилась после строительства одноименной станции метро. Район вырос очень быстро :) Строительство станции закончилось то ли в 2004 то ли в 2005. А еще был такой интересный автобусный маршрут №114, который ходил от Сухарево, через Пушкинскую на Запад, соединяя тем самым половину Фрунзенского района с метро.
"rooldaa":



а где конечная была? одна на панченко, а вторая?
30.06.2014 в 16:55
gornik1313, коренной заговорил) со времен "радзiмiчау" живешь в минске?
30.06.2014 в 16:55
Отонокак:
иди в школу
когда строили метро, тебя еще и в планах не было ! ))
минск в доусатую эру был очень спокойным свободным городом
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
слыш ПТУ-шник незапланированный, ты хоть текст читал??? так прочитай кусок его хоть тут: В конце 1960-х годов Минск столкнулся с типичной проблемой многих крупных городов. Существовавшая дорожная транспортная сеть перестала справляться с многократно возросшими нагрузками на нее. За 1960-е годы население города стремительно увеличилось почти вдвое: с полумиллиона до девятисот с лишним тысяч жителей. Крупные промышленные производства, как на дрожжах росшие в столице БССР, требовали соответственного притока рабочей силы. Как это водилось в Советском Союзе, ее брали в, казалось бы, бездонном источнике — деревне. В Минск из провинции массово стекались новые горожане. поэтому мной и было написано, что метро строилось из-за понаехавших.
"gornik1313":

Еслиб не понаехавшие, Минск так и остался бы большой деревней.............
30.06.2014 в 16:57
Убеогеш, к сожалению преодолевать коммуникации подземные с буковкой "К" трудно) люди жить без WC не смогли бы))
30.06.2014 в 16:58
Спасибо Дарриус, очень интересно.
С печалью смотрю на старые фото Минска, где много зелени и мало машин. Я еще помню, зеленые проспекты и улицы в центре.
Кстати, почему вдоль проспекта так и не высадили нормальные деревья? Сравните фото площади Победы в статье и нынешнюю. Контраст на лицо.
30.06.2014 в 17:08
интересная статья ) вот еще бы вид вагонов изменился за 30 лет как нибудь, внутри и снаружи)) а то как в каменном веке живем до сих пор
30.06.2014 в 17:32
Всё время путаю Первомайскую, Пролетарскую и Партизанскую))
30.06.2014 в 17:48
Аплодисменты darriuss, который написал эту статью. ОЧЕНЬ ДАВНО не читал таких хороших статей. Жму руку)
30.06.2014 в 17:50
офигенный материал, спасибо
30.06.2014 в 17:58
разве это фото - не фейк?
30.06.2014 в 18:09
Даже мой батя на фото есть)))
30.06.2014 в 18:12
было время, не от каких китайцев и америкосов не зависели, гнали свою волну и были первые в мире!
всё таки один в поле действительно не воин, а только когда все вместе командой
статья хорошая, познавательная, свою историю надо знать, а не смотреть где лучше и слаще
30.06.2014 в 18:12
Машеров подмахнул в своё время с метро. Передача даже была по ТВ как удалось решить вопрос с досрочным началом стоительства, до того как население достигло одного миллиона жителей.
Хотя если б всяких там колхозанов и товарищей из Москвы не пускали в город то и метро бы не понадобилось :-) Всем сидели по своим ГП и было бы тихо. Обласные центры и Минск не более 900 тыс и не одной опустевшей деревни.
Это ж была главной доктриной большивиков по уничтожению беларусов. Загнать всех в город на заводы и фабрики. Уничтожить глубинку и прощай беларусы.
30.06.2014 в 18:32
114 ходил с Дс Одоевского до Сухарево , через Пущкинскую , далее по Притыцкого ,далее Жудро , Пономаренко , Медвежино , Сухарево , очень объемный был маршрут )) , в основном Икарусы - гармошки и те постоянно переполнены
30.06.2014 в 18:33
Классная статья!
30.06.2014 в 18:46
В Минск из провинции массово стекались новые горожане.

онлайнер ты красавчик. просветил "местных" откуда они.
30.06.2014 в 18:46
на Якуба Коласа, в столбах есть такие "плитки-гравюры" разных там Беларусов в нац. одеждах.так вот, под каждой этой плиткой есть монетка (1-5 копеек) на удачу))))) Мой Отец, ПИОНЕР Минского метростроя, он начинал С САМОЙ ПЕРВОЙ СТАНЦИИ, и закончил МАЛИНОВКОЙ!!И до сих пор он "в обойме".Он говорит (ему нет и 60-ти), что сейчас он самый старый в этом всём...но нет!Он не старый, он во истину ОТЕЦ МИНСКОГО МЕТРО!
30.06.2014 в 18:51
24 человека разделили между собой 16 тыс. советских рублей, почет и уважение.
респект и уважуха
30.06.2014 в 18:51
Машеров и строители молодцы! Благодарю!
30.06.2014 в 18:58
24 человека разделили между собой 16 тыс. советских рублей, почет и уважение.
респект и уважуха!
30.06.2014 в 19:16
Спасибо Дарриус, очень интересно.
С печалью смотрю на старые фото Минска, где много зелени и мало машин. Я еще помню, зеленые проспекты и улицы в центре.
Кстати, почему вдоль проспекта так и не высадили нормальные деревья? Сравните фото площади Победы в статье и нынешнюю. Контраст на лицо.
"Mhael":

как зеленстроевец отвечу: потому что экология в городе на нуле. старые деревья были больны и их убрали, а те что мы садим (молодые саженцы) не успевают опять же из-за экологии прижиться и вырасти тоже погибают. вот такой вот замкнутый круг. пожалуй оптимальный вариант - убрать с проспектов и магистральных улиц все деревья (от них мало толку), а в каждом районе разбить по нормальному парку
30.06.2014 в 19:19
Darrius, ты молодец!
30.06.2014 в 19:28
Мой город, моё метро, мой дом.!!
30.06.2014 в 19:49
на Якуба Коласа, в столбах есть такие "плитки-гравюры" разных там Беларусов в нац. одеждах.так вот, под каждой этой плиткой есть монетка (1-5 копеек) на удачу))))) Мой Отец, ПИОНЕР Минского метростроя, он начинал С САМОЙ ПЕРВОЙ СТАНЦИИ, и закончил МАЛИНОВКОЙ!!И до сих пор он "в обойме".Он говорит (ему нет и 60-ти), что сейчас он самый старый в этом всём...но нет!Он не старый, он во истину ОТЕЦ МИНСКОГО МЕТРО!
"yaragan":

Передавай привет ему и благодарность ;)
30.06.2014 в 20:00
почти нечеГо не изменилось!только все светлее и свежее!
30.06.2014 в 20:06
Самое обидное что раньше имея при себе примитивныя средсва, стройка шла быстрее чем сейчас. Возникает вопрос к динозаврам, может хватить бабло по карманам растусовывать а начнем все таки технику закупать и сроки уменьшать.
30.06.2014 в 20:26
Как приятно смотреть на фото и видеть совсем других руководителей!
30.06.2014 в 20:31
Скажем дружное спасибо нашим метростроителям !!!
Все-таки метро вещь нужная.
"vasil123":

и удобное !!!!!!!!!!!
30.06.2014 в 20:58
Мда. Всего две ветки, а пафоса, фоток и текста - как минимум на три московских и 2 лениградских (питерских) метрополитена.
"s4eed":
Ну так и сбрызни в свои мск и спб, не порти тут воздух.
30.06.2014 в 21:10
Когда будут новые поезда? Можно оглохнуть от грохота в вагоне - невозможно даже послушать музыку в наушниках на максимальной громкости. Кошмар. Когда включится мозг у тех, кто планирует трафик - до 21.00 поезда идут через 2 минуты, потом сразу через 10. Поток пассажиров как реллейная функция падает в 5 раз сразу?
30.06.2014 в 21:13
Спасибо Дарриус, очень интересно.
С печалью смотрю на старые фото Минска, где много зелени и мало машин. Я еще помню, зеленые проспекты и улицы в центре.
Кстати, почему вдоль проспекта так и не высадили нормальные деревья? Сравните фото площади Победы в статье и нынешнюю. Контраст на лицо.
"Mhael":

как зеленстроевец отвечу: потому что экология в городе на нуле. старые деревья были больны и их убрали, а те что мы садим (молодые саженцы) не успевают опять же из-за экологии прижиться и вырасти тоже погибают. вот такой вот замкнутый круг. пожалуй оптимальный вариант - убрать с проспектов и магистральных улиц все деревья (от них мало толку), а в каждом районе разбить по нормальному парку
"mozzg_1989":

А может прекратить поливать дороги соляной дрянью?
30.06.2014 в 21:14
Главное что все на фотках счастливые. Любили свой труд и понимали его ценно, не то что сейчас.
"ValeraFromFlorida":

так и были счастливые.
30.06.2014 в 21:15
Машеров подмахнул в своё время с метро. Передача даже была по ТВ как удалось решить вопрос с досрочным началом стоительства, до того как население достигло одного миллиона жителей.
Хотя если б всяких там колхозанов и товарищей из Москвы не пускали в город то и метро бы не понадобилось :-) Всем сидели по своим ГП и было бы тихо. Обласные центры и Минск не более 900 тыс и не одной опустевшей деревни.
Это ж была главной доктриной большивиков по уничтожению беларусов. Загнать всех в город на заводы и фабрики. Уничтожить глубинку и прощай беларусы.
"LEXX":

Что вы пишите? У психиатра давно были? Из-за таких как вы Украина скоро утонет в крови. Большевики уничтожали белорусов а остальным в городах на заводах было хорошо?
30.06.2014 в 21:18
Машеров подмахнул в своё время с метро. Передача даже была по ТВ как удалось решить вопрос с досрочным началом стоительства, до того как население достигло одного миллиона жителей.
Хотя если б всяких там колхозанов и товарищей из Москвы не пускали в город то и метро бы не понадобилось :-) Всем сидели по своим ГП и было бы тихо. Обласные центры и Минск не более 900 тыс и не одной опустевшей деревни.
Это ж была главной доктриной большивиков по уничтожению беларусов. Загнать всех в город на заводы и фабрики. Уничтожить глубинку и прощай беларусы.
"LEXX":

А сейчас почему всё так же? нет ни большевиков, ни СССР, а глубинки , как пустовали, так и пустуют.
30.06.2014 в 21:23
не думал что все это началось так давно...
30.06.2014 в 21:25
http://content.onliner.by/news/2014/06/default/03c128b85d5550b2bbbb229a977fa02b.jpg
потом в Волгу, в кабинет оббитый деревом, на обед в спецстоловую, на выходные на спецдачу, на отдых в спецсанаторий.
30.06.2014 в 21:41
Hameleon_X, Книга есть о истории минского метро. И фото многие из той книги.
30.06.2014 в 21:43
на Якуба Коласа, в столбах есть такие "плитки-гравюры" разных там Беларусов в нац. одеждах.так вот, под каждой этой плиткой есть монетка (1-5 копеек) на удачу))))) Мой Отец, ПИОНЕР Минского метростроя, он начинал С САМОЙ ПЕРВОЙ СТАНЦИИ, и закончил МАЛИНОВКОЙ!!И до сих пор он "в обойме".Он говорит (ему нет и 60-ти), что сейчас он самый старый в этом всём...но нет!Он не старый, он во истину ОТЕЦ МИНСКОГО МЕТРО!
"yaragan":

Передавай привет ему и благодарность ;)
"feocore":

И от меня!
30.06.2014 в 21:47
Можно оглохнуть от грохота в вагоне - невозможно даже послушать музыку в наушниках на максимальной громкости.
"stepan220":

Бедааа . Ни поспать ни книжку почитать :)
30.06.2014 в 21:51
Спасибо Дарриус, очень интересно.
С печалью смотрю на старые фото Минска, где много зелени и мало машин. Я еще помню, зеленые проспекты и улицы в центре.
Кстати, почему вдоль проспекта так и не высадили нормальные деревья? Сравните фото площади Победы в статье и нынешнюю. Контраст на лицо.
"Mhael":

как зеленстроевец отвечу: потому что экология в городе на нуле. старые деревья были больны и их убрали, а те что мы садим (молодые саженцы) не успевают опять же из-за экологии прижиться и вырасти тоже погибают. вот такой вот замкнутый круг. пожалуй оптимальный вариант - убрать с проспектов и магистральных улиц все деревья (от них мало толку), а в каждом районе разбить по нормальному парку
"mozzg_1989":

А может прекратить поливать дороги соляной дрянью?
"stepan220":

А может, перестать ездить по проспекту, чтобы не было вредных для деревьев выхлопов?
30.06.2014 в 21:58
Минский метрополитен имени Машерова! вот как надо
30.06.2014 в 22:14
Мне иногда кажется что те люди были "слеплены" совсем из другого теста..
"Карабин":

Раньше валить было некуда, поэтому просто по статистике везде были рукастые/головастые. Теперь многие рукастые/головастые валят с гос-ов. Что лучше - ?, всегда есть плюсы и минусы.
30.06.2014 в 22:23
Спасибо России за метро!
30.06.2014 в 22:59
Снимаю шляпу перед метростроевцами! Невероятный объём работ. И после такого изящного прохода под Свислочью совсем непонятны их нынешние страдания у "канавы" в Малиновке.
30.06.2014 в 23:02
Наргх, пушкинская недавно была крайней!!! открыли еще 3!
30.06.2014 в 23:08
Какие фотографии редкие, спасибо за возможность увидеть старый Минск и такую содержательную статью :)
30.06.2014 в 23:54
24 человека разделили между собой 16 тыс. советских рублей
по 666 рублей каждому!
30.06.2014 в 23:59
разве это фото - не фейк?
"-=SkiP=-":

нет. один из входов в переход на станцию ИК лет 25 назад. возле улицы Красивая, если не ошибаюсь.
01.07.2014 в 0:18
В тот день (29.06.84г.) мы сдали последний экзамен летней сессии в БИМСХ, 4й курс, и всей группой, сразу из института, поехали катаься на метро!Действительно, все станции были светлее, пол был как стекло-гладкий и скользкий...и не потому, что мы были тогда молодыми...Кажется это было вчера...Это был ПРАЗДНИК для минчан!!!
01.07.2014 в 0:20
русские [censored] прошли плотной стеной, оставляя за собой заводы, университеты и метро
"paulart":

А еще они оставили за собой своих понаехавших русских. Во всех республиках союза ССР.
01.07.2014 в 0:28
русские [censored] прошли плотной стеной, оставляя за собой заводы, университеты и метро
"paulart":

а сколько белорусов и украинцев разрабатывали и строили для русских их современную нефтяную и газовую иглу за полярным кругом и в сибири, подсчитаешь может, или это не в счет?
01.07.2014 в 0:30
что построили 30 лет назад еще функционирует! все бы так делали - был бы другой результат
01.07.2014 в 0:47
Слава героям! (меча и магии)
del
01.07.2014 в 6:23
Вспомнил детство. В первый же день с отцом из Уручья поехали на "Московскую" и прокатились до "Института культуры" и обратно всего за пятачок. Хорошо помню.
01.07.2014 в 6:40
Гомель - второй город после Минска. Нужно двигаться в этом направлении...наземное или подземное сверхскоростное движение делать. Пора бы.
01.07.2014 в 6:42
Уважаемые метростроители, научите, пожалуйста, наших прорабов и их шестерок строить нормальные дома, ибо то, чем застраивают столицу в преобладающем большинстве - это тихий ужас.
01.07.2014 в 8:09
жаль, у нас в марьиной горке метро нету (
01.07.2014 в 8:42
я на первом рейсе был
01.07.2014 в 9:48
Труд достойный уважения !
Особенно станции первой линии.
Спасибо всем архитекторам, инженерам, строителям, всем кто участвовал в проектировании и реализации.
01.07.2014 в 11:17
Строили бы без отделки (как на Западе) - уже и в Смолевичи метро было бы.
01.07.2014 в 12:54
Слава подвигу метростроевцев, построивших лопатами две линии метро за 40 лет!. Я вот только одного не понимаю - ну почему в Лондоне столько -же строят за 5 лет.
01.07.2014 в 15:59
Онлайнер, спасибо!
Очень позновательно.
01.07.2014 в 16:56
Строили бы без отделки (как на Западе) - уже и в Смолевичи метро было бы.
"Брайан_Мэй":

отделка стоит копейки, по сравнению со стоимостью основных работ
01.07.2014 в 19:42
Onliner, проинициируйте создание книги на основе постов Darrius-а. Огромный труд человек УЖЕ сделал. Очень интересные факты и отличная подача материала
02.07.2014 в 1:51
darriuss как всегда - лучший!
03.07.2014 в 13:44
Огромное спасибо автору за статью, а так же поклон тем людям, которые построили первую линию. Не будь метро - современный Минск был бы в неминуемом транспортном коллапсе. Старые фотографии - отдельная тема - ведь всё так и было, кажется совсем недавно, а с другой стороны - почти половина жизни человеческой.
03.07.2014 в 13:58
прочитай внимательно про срооки и качество
03.07.2014 в 15:44
метро посторили из-за ПАНАЕХАВШИХ..... и до сих про его расширяют по той же причине.
"gornik1313":


ну они понаехали,а вы бы уехали на хутор близ диканки.я хоть и городской человек,но и мои предки когда то приехали.так что молчали быили вас не устраиваети быстрый вид транспорта
03.07.2014 в 15:49
dnShark, да я маляр.и мне тоже не нравиться.то в кокие дома я прихожу,косые.кривые,иеще и быстро надо делать.и более менее сносно.проблема лежит.в наших заводах и в монтаже.человеческий фоктор.теоритечески панель которая не по размерам должна отбраковываться.но кто этим будет заниматься.проще поставить криво.а на маляров не серчайте.мы иногда в такой опе...бываем.а особенно зимой.мало кому приходиться работать в мороз.и иметь дело с ледяными стенами,с водой в которой плавает лед,.а еще и клеить в них обои.
03.07.2014 в 15:51
Уважаемые метростроители, научите, пожалуйста, наших прорабов и их шестерок строить нормальные дома, ибо то, чем застраивают столицу в преобладающем большинстве - это тихий ужас.
"dnShark":


dnShark, да я маляр.и мне тоже не нравиться.то в кокие дома я прихожу,косые.кривые,иеще и быстро надо делать.и более менее сносно.проблема лежит.в наших заводах и в монтаже.человеческий фоктор.теоритечески панель которая не по размерам должна отбраковываться.но кто этим будет заниматься.проще поставить криво.а на маляров не серчайте.мы иногда в такой опе...бываем.а особенно зимой.мало кому приходиться работать в мороз.и иметь дело с ледяными стенами,с водой в которой плавает лед,.а еще и
03.07.2014 в 15:54
Снимаю шляпу перед метростроевцами! Невероятный объём работ. И после такого изящного прохода под Свислочью совсем непонятны их нынешние страдания у "канавы" в Малиновке.
"papai95":

насколько знаю проход там глубже на 6 метров в землю.вот и страдают
03.07.2014 в 15:57
на Якуба Коласа, в столбах есть такие "плитки-гравюры" разных там Беларусов в нац. одеждах.так вот, под каждой этой плиткой есть монетка (1-5 копеек) на удачу))))) Мой Отец, ПИОНЕР Минского метростроя, он начинал С САМОЙ ПЕРВОЙ СТАНЦИИ, и закончил МАЛИНОВКОЙ!!И до сих пор он "в обойме".Он говорит (ему нет и 60-ти), что сейчас он самый старый в этом всём...но нет!Он не старый, он во истину ОТЕЦ МИНСКОГО МЕТРО!
"yaragan":

Передавай привет ему и благодарность ;)
"feocore":

И от меня!
"max_ritter":

а я бы поставила бы щиты ,мини заборчики без просветов как на дорогах в польше.только ниже чтобы защищало и людей и деревья от этой дряни.все надо и транспорт и деревья
03.07.2014 в 16:00
stepan220, а не надо засорять свой слуховой аппарат музыкой в метро.мне наоборот нравиться стук колес,посмотри вокруг.все в наушниках.идут по сторонам не смотрят.что ему говорят не слышат.беременным детяс.старикам не уступают мест.типа я сплю меня не трогать.тут не только уши.тут и зрение отключаеться.
03.07.2014 в 16:02
max_ritter, зачем сказал,начнут ковырять столбы )))))
04.07.2014 в 15:36
Я помню тот день, когда открыли метро! это было здорово!
04.07.2014 в 15:36
Жаль, что темпы метростроения не только не выросли, но и сократились даже...
06.07.2014 в 1:34
нужна третья линия
07.07.2014 в 13:50
vasil123, Безусловно! Не представляю без него уже нормальной жизни, ибо зимой - согревает, летом - охлаждает.
08.07.2014 в 10:38
Машеров подмахнул в своё время с метро. Передача даже была по ТВ как удалось решить вопрос с досрочным началом стоительства, до того как население достигло одного миллиона жителей.
Хотя если б всяких там колхозанов и товарищей из Москвы не пускали в город то и метро бы не понадобилось :-) Всем сидели по своим ГП и было бы тихо. Обласные центры и Минск не более 900 тыс и не одной опустевшей деревни.
Это ж была главной доктриной большивиков по уничтожению беларусов. Загнать всех в город на заводы и фабрики. Уничтожить глубинку и прощай беларусы.
"LEXX":

Мне нравится , как в одном комментарии мирно уживаются "колхозаны" , плач по глубинке и доктрина большевиков по уничтожению беларусов.
Большевики вообще по-ходу во всём виноваты. Принудительно держали людей в деревнях -плохо. Начали развивать города и заселять людей в лучшие условия - всё равно плохо. Куда не пёрдни - плохо.
08.07.2014 в 17:28
Хорошая статья, спасибо!
08.07.2014 в 18:39
смотришь фотографии.... Люди улыбаются, строят... а многих уже нету в живых, а дело нужное делали!
10.07.2014 в 17:03
спасибо онлайнеру за содержательные статьи!
02.07.2016 в 12:41
Фото в статье-http://content.onliner.by/news/2014/06/default/7334483cee95f8e1a7428991e6d15502.jpg
Это что шутка?
02.08.2016 в 20:05
Фото в статье-http://content.onliner.by/news/2014/06/default/7334483cee95f8e1a7428991e6d15502.jpg
Это что шутка?
"MSozhsky":

Да вот тоже интересует!
Неужели это правда выход с метро на ИК в 1991?
Какая-то деревня вокруг)
03.08.2016 в 15:05
Фото в статье-http://content.onliner.by/news/2014/06/default/7334483cee95f8e1a7428991e6d15502.jpg
Это что шутка?
"MSozhsky":

Да вот тоже интересует!
Неужели это правда выход с метро на ИК в 1991?
Какая-то деревня вокруг)
"mr.grebec":

а минск и есть какая то деревня - все названия районов думаете откуда взяты? из снесенных деревень.
05.02.2017 в 0:06
http://content.onliner.by/news/2014/06/default/73e5ee69749ea4a888ea20b4f3af212f.jpg - пионеры там и тут песни Ленину поют :)
27.07.2018 в 11:52
спасибо Darriuss за как всегда отличный материал!
13.12.2018 в 23:14
"24 человека разделили между собой 16 тыс. советских рублей, почет и уважение" - никого не смущает, что это по 666 рублей на человека?!