В начале 1960-х годов на минских окраинах как грибы после дождя начали расти десятки кирпичных, крупноблочных, панельных пятиэтажек. 1980 год, по замыслу Никиты Хрущева, каждая советская семья должна была встретить в отдельной квартире. Одним из первых градостроительных образований нового, доминирующего и по сей день, формата — жилых районов — в белорусской столице стал появившийся в ее северо-восточных предместьях Зеленый Луг. Onliner.by продолжает начатый еще в марте 2012 года рассказ о его создании историей его первых трех микрорайонов, когда-то и превративших живописные зеленые луга под Минском в площадку для строительства коммунизма.
До революции Зеленым Лугом называли урочище всего с одним крестьянским двором, корчмой, фольварком и двумя хуторами, но уже в 1930-е годы на его базе образовали кооперативное хозяйство, как утверждает эта карта 1933 года издания. Остальную территорию будущего жилого района пока занимают холмистые поля и деревушки, одна из которых носит говорящее название — Подболотье. Болот здесь, вдоль поймы небольшой речушки Слепни, действительно было много, а вместе с ними и торфяных разработок. Обратите внимание на многочисленные в то время, а сейчас уже бесследно исчезнувшие железнодорожные ветки — это узкоколейки, по которым торф и доставлялся на минские электростанции.
Именно эту площадку городские власти выбрали в качестве одного из пилотных проектов по строительству в Минске крупных жилых районов. После первого, признанного удачным, опыта в районе улицы Волгоградской государство в самом начале 1960-х годов развернуло масштабное возведение жилья нового типа — индустриальным способом и сразу для десятков тысяч людей. Минск активно рос, открывались новые предприятия, и в столицу БССР массово переселялась из провинции рабочая сила.
Впрочем, первые капитальные здания здесь появились еще в 1950-е. В районе улицы Широкой и чуть позже вдоль будущей улицы Калиновского в первое послевоенное десятилетие были возведены несколько десятков типовых двухэтажек стиля, который по всему Советскому Союзу получил обиходное название «строили пленные немцы». На Калиновского они до сих пор благополучно стоят.
А вот на Широкой постепенно уступают место современной многоэтажной застройке.
Проектирование Зеленого Луга началось в самом начале 1960-х годов, а уже в 1962-м развернулось строительство его первых домов. Для начала освоению подверглась территория вдоль ул. Якуба Коласа, сейчас Логойского тракта. В 1964 году эта стройплощадка угодила в объектив американского спутника-шпиона. Вверху в центре этого снимка заметна частная застройка (цифра 1) — это как раз пока еще не входящая в черту города (хотя уже попавшая в границы МКАД) деревня Зеленый Луг с принадлежащей одноименному колхозу птицефабрикой. С равным успехом архитекторы могли назвать новый жилой район в честь другой местной крупной деревни Подболотье (цифра 2), но в конце концов они все же остановились на более благозвучном варианте.
Для первых двух микрорайонов будущего Зеленого Луга была выделена территория в 72,5 га — широкая полоса, протянувшаяся между улицей Калиновского и заболоченной поймой Слепни, которую в будущем планировалось облагородить и создать там обширную рекреационную зону, часть второго водно-зеленого диаметра Минска. Жилой сектор обоих микрорайонов представляет собой единый массив, образованный группами зданий. Строились при этом здесь преимущественно одинаковые 80-квартирные пятиэтажки серии 1-464.
Как и многие районы 1960-х, Зеленый Луг-1, -2 и в меньшей степени третий стали жертвой однообразной, т. н. «строчной» застройки, когда жилые дома ставились «колоннами» друг за другом, образуя своеобразные «строчки» со сквозными дворами. Впрочем, здесь такое расположение пятиэтажек в определенной степени диктовалось рельефом участка. Его постепенное понижение к Слепне препятствовало свободной группировке зданий.
Дворы при этом, вероятно к вящему раздражению нынешних минских городских властей, выходили просторными и хорошо озеленялись. Сейчас подобная опрометчивая градостроительная политика вынуждает при любой удобной возможности доводить плотность застройки до нормативной — старые кварталы 1960-х здесь систематически разбавлены современными включениями.
Зеленую зону в этих старых дворах при этом очень приятно отдавать под дополнительные парковки — архитекторы 1960-х, конечно, и представить себе не могли, какое количество автотранспорта в конечном итоге появится в пользовании новых поколений жителей Зеленого Луга.
Однообразие пятиэтажной застройки авторы жилого района попытались компенсировать регулярными высотными акцентами. Они появились и внутри кварталов на кромке пойменного склона.
Но чаще всего «домами-башнями» выделялись ответственные точки по периметру района. Его парадный фасад вдоль улицы Калиновского был отмечен двумя девятиэтажками МК-9 с традиционными для этой серии пристройками, где разместились учреждения обслуживания населения: например, продуктовый магазин или пункт приема белья в стирку.
Эти здания регулярно попадали в объектив белорусских фотографов 1960-х.
Строились они причем позже основного жилого массива. Зеленый Луг стал, наверное, самым ярким примером из 1960-х, когда инфраструктура отставала от жилой застройки.
Тройка «высоток» МК-9 с изящными козырьками на крышах появилась и на «тройном» перекрестке улиц Калиновского — Седых — Кедышко.
Снимок конца 1960-х, строительство жилого дома по Калиновского, 105 еще заканчивается.
Спустя год вся «тройка» уже сдана в эксплуатацию.
Здания заняли настолько ответственное и видное место на стыке Зеленого Луга и Востока с панорамными видами на Слепянскую водную систему, что их в конце концов начали регулярно украшать духоподъемными лозунгами. Пропагандистскую роль стала играть и диспетчерская станция, расположившаяся у подножия троицы близнецов.
На цветном снимке 1970-х лозунга «Мир народам» еще нет. Вдалеке справа идет благоустройство зеленой зоны вдоль Слепянской водной системы, а слева на Карбышева строится общественный центр четвертого и пятого Зеленых Лугов.
Вид из Зеленого Луга на монолитные башни микрорайона Восток-1.
Еще одна высотная «тройка» домов серии МК-9 появилась и вдоль улицы Якуба Коласа. Здесь первые этажи девятиэтажек также заняли необходимые в любом жилом массиве учреждения обслуживания: парикмахерская, комиссионный и хозяйственный магазины.
Они же на архивных снимках.
Эти здания даже сумели вдохновить молодого фотографа и по совместительству студента-искусствоведа Зенона Позняка, включившего их в свой фотоальбом «Минск» 1968 года.
Куда реже в объектив советских фотографов попадали обычные пятиэтажки Зеленого Луга. Вот семья Александровых вселяется в новую квартиру где-то в жилом районе.
Сценки из зеленолужских дворов.
Еще одно фото пятиэтажек Калиновского от Зенона Позняка.
Именно в первых Зеленых Лугах должен был появиться и общественный центр нового формата. Еще в конце 1960-х местных жителей обрадовали перспективой строительства на улице Калиновского крупного торгово-культурно-бытового комплекса. В его состав должны были войти продовольственный, хлебный, промтоварный и книжный магазины, кинотеатр, столовая-ресторан, бар, кулинария, аптека, ателье по пошиву одежды, фотоателье, мастерские по ремонту обуви и мебели, парикмахерская, почта, телеграф, сберкасса, библиотека, спортивный и танцевальный залы — беспрецедентный инфраструктурный набор, сконцентрированный к тому же в одной точке, максимально приближенной к большинству жилых домов.
Возможно, масштаб задуманного и сыграл с архитекторами и строителями злую шутку. Строительство центра, получившего в конечном итоге название «Вильнюс», затянулось на многие годы и было завершено только в 1976 году. Так он выглядел спустя семь лет.
А так сейчас. Доски почета, кинотеатра, да и большей части из имевшихся в комплексе учреждений уже нет. Их сменила другая, более актуальная номенклатура торговых и бытовых учреждений, а сам комплекс оброс уродливыми пристройками.
Кинотеатр «Вильнюс» на 776 мест, последний объект, открытый в центре в 1976-м, был построен по индивидуальному проекту архитекторов Э. Левиной и И. Ситниковой. Его наружные стены были облицованы керамической плиткой в сочетании с декоративной штукатуркой под гранит, внутренние — розовым ракушечником. Фойе второго этажа украшало панно «Искусство и культура Литвы».
В 1990-е «Вильнюс» перестал пользоваться популярностью у местных жителей и в конечном итоге был закрыт.
Уже в тучные нулевые его начали реконструировать под размещение Центра борьбы имени Александра Медведя. Процесс также затянулся на долгие годы, но недавно объект был все-таки сдан в эксплуатацию. Керамическую плитку, штукатурку и ракушечник сменили модные в XXI веке материалы — бежевый керамогранит и зеркальное стекло.
За кинотеатром была запроектирована и успешно реализована зона школьных учреждений.
А вокруг к улице Седых спускались десятки и десятки пятиэтажек.
Редкая любительская фотография улицы Седых, когда ее и улицей-то назвать можно было с натяжкой. Справа видно трамвайное кольцо «Зеленый Луг», а вдалеке холмы и деревянные домики, на месте которых через десяток лет появится седьмой микрорайон.
Зеленый Луг-3 застраивался второй очередью. В целом, судя по этой карте, он был сформирован к началу 1970-х. Отсутствует лишь его парадный фасад вдоль ул. Якуба Коласа, и квартал между Широкой — Кольцова — Восточной пока еще с частной застройкой.
В общем и целом третий микрорайон стал повторением первых двух: все те же пятиэтажки (правда, тут появляется серия МК-5) «строчками» на склоне холма. Разве что проекты школьно-дошкольных учреждений использованы более современные.
Строительство микрорайона.
Группа из четырех высотных башен акцентирует его центр со стороны Слепянской водной системы.
В годы независимости их загородили жилым домом, типичным образцом архитектуры 1990-х.
Тем не менее парадный фасад Зеленого Луга-3 получился отличным от его более ранних предшественников. Если первые микрорайоны со стороны нынешнего Логойского тракта закрыты лишь довольно банальными девятиэтажными домами, чередующимися с пятиэтажками, то Зеленый Луг-3 выглядит индивидуально спроектированным масштабным ответом 1970-х. Так это выглядело в проекте, обратите внимание на футуристические автомобили на улице.
Ансамбль был возведен в полном соответствии с проектом. На углу Якуба Коласа с Гамарника появилось три 13-этажные высотки с фактурными фасадами, образованными сеткой балконов. Так они выглядели с пахотных земель, где позже выросли панельные дома пятого Зеленого Луга.
Так из окна чьего-то персонального автомобиля.
А так сейчас.
Вдоль самой Логойки построили несколько протяженных жилых домов, первые этажи которых отдали под учреждения обслуживания населения, включая важные в масштабе всего города магазины «Детский мир» и «Электроника».
Вереница старых рижских трамваев на Логойском тракте 1980-х. Вокруг Зеленый Луг.
В 1970-е строительство активно продолжилось на свободных территориях севернее Слепянской водной системы. Здесь появился тот жилой район, про который писали в том числе общесоюзные архитектурные издания. И хотя на этом образцово-показательном фоне первые микрорайоны выглядят порой бедными родственниками, все же разделить их сложно. На обоих берегах Слепни вся история белорусской послевоенной жилой архитектуры: годы поисков, экспериментов, масштабных удач и несомненных провалов.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by