Современные немцы не любят вспоминать те 12 лет, с 1933 по 1945 годы, когда фюрером германской нации являлся Адольф Гитлер. После окончания Второй мировой войны они с помощью стран-победителей успешно провели денацификацию, старательно избавившись в том числе и от многих зданий, которые успели построить в период создания Третьего рейха. Тем не менее некоторые из грандиозных сооружений, задуманных Гитлером и реализованных по его прямому указанию, дошли до наших дней, оставшись сейчас ярким памятником человеконенавистнической идеологии нацизма и напоминанием о ней. Журналисты Onliner.by посетили Берлин, нашли там уцелевшие реликты нацистской архитектуры и изучили фантастические планы фюрера по превращению этого города в столицу целого мира.
«Ни один из наших крупнейших городов не обладает такими памятниками, которые господствовали бы над всем городом и которые можно было бы рассматривать как символ всей эпохи. Совсем другое — города древности. Там каждый город обладал каким-нибудь особенным памятником, являвшимся монументом его гордости».
Этой цитатой можно вкратце сформулировать воззрения Адольфа Гитлера на архитектуру. С приходом национал-социалистов к власти они обнаружили, что в немецких городах категорически не хватает «монументов их гордости». Вместо этого архитекторы, распоясавшись в либеральные времена Веймарской республики, вовсю строят модернистские здания в стиле «баухауз». Последние были немедленно объявлены «культурным большевизмом», чуждым национальному духу германского народа. На снимке школа середины 1920-х годов в городе Дессау.
Вместо этой «бездушной» интернациональной (и, стоит заметить, ультрасовременной на то время) архитектуры 1920-х годов эстетическим идеалом, выражавшим в первую очередь вкусы самого Гитлера, было объявлено возвращение к античной классике, которая при этом творчески перерабатывалась в минималистичном духе суровых тевтонских традиций. Грандиозные размеры, рубленые прямоугольные формы, бесконечные колоннады и арки — даже римские императоры, по задумке фюрера, должны были преклониться перед мощью Третьего рейха, выраженной в архитектуре. На фото главная трибуна на территории съездов НСДАП в Нюрнберге.
В Берлине строительство первых крупных зданий новой эпохи тысячелетнего, как нацисты надеялись, Третьего рейха развернулось уже в 1934 году. В Шарлоттенбурге, западном предместье немецкой столицы, началось формирование т. н. Reichssportfeld, «Спортивного поля Рейха», комплекса сооружений, предназначенных для проведения Олимпийских игр 1936 года и заодно пропаганды нового режима. На месте старого Deutsche Stadion 1913 года постройки появилась новая арена на 110 000 зрителей и еще целый ряд площадок для спортивных соревнований.
Весь этот комплекс неплохо пережил войну и дошел до нас в виде, близком к оригинальному. Олимпиаштадион, этот берлинский нацистский Колизей, с Олимпийской же площади. Главный вход на арену оформлен парой обелисков-пилонов, добавляющих античности сооружению.
Строительство стадиона закончилось в 1936 году.
Несмотря на активную послевоенную денацификацию, скульптурные группы середины 1930-х годов, украшающие территорию Олимпиаштадиона, были, видимо, признаны идеологически нейтральными и сохранены. «Бегуны эстафеты» выглядят тем не менее арийскими богами.
Оставлены, впрочем, и мемориальные таблички с именами не только олимпийских чемпионов, но и авторов комплекса Reichssportfeld, включая главного архитектора Вернера Марха. Этому не помешал даже тот факт, что звание профессора архитектуры, указанное на табличке, Марху присвоил лично Гитлер, а во время войны создатель арены для главного предвоенного международного пропагандистского мероприятия нацистов служил в абвере.
За стадионом расположено т. н. Maifeld («Майское поле»), огромный луг на 250 000 человек, где проводились разнообразные гимнастические демонстрации, включая празднование Первого мая, праздника, отмечавшегося и в рейхе. Слева и справа стоят скульптурные группы всадников со своими питомцами, а в центре вдалеке хорошо видна 77-метровая башня-колокольня, с обзорной площадки которой открывался прекрасный вид на Берлин.
Эта башня — единственное сооружение Reichssportfeld, разрушенное во время Второй мировой. Олимпийский колокол, располагавшийся на верхушке, падения с 77-метровой высоты не перенес, треснул и звонить в дальнейшем отказался. Сейчас этот реликт с имперским орлом, держащим в когтях олимпийские кольца, установлен рядом с ареной стадиона.
Более того, на боковой стороне сохранилась даже свастика, правда деформированная в процессе денацификации. Впрочем, поразительно, что колокол, пусть и в таком виде, сохранили.
Олимпийским стадионом сооружения Reichssportfeld, разумеется, не ограничиваются. По соседству расположен и бассейн, также 1936 года постройки.
В северной части комплекса по проекту того же Вернера Марха был построен «Дом немецкого спорта», здание, одновременно являющееся и набором площадок для спортсменов, и резиденцией рейхсспортфюрера, главы всего спорта нацистской Германии. Обратите внимание на золотых орлов, украшающих главный подъезд здания.
Быки, оформляющие внутренний двор «Дома немецкого спорта». Кстати, в послевоенное время здесь размещалась резиденция британской оккупационной администрации.
И здесь территория щедро украшена скульптурами, пропагандирующими преемственность германской и античной культур.
Лавровый венок в когтях орла пуст, но сомнений, что там находилось 70 лет назад, не возникает.
Параллельно с олимпийским спорткомплексом нацисты развернули реализацию и другого грандиозного проекта. К югу от исторического центра города в 1934 году началось строительство нового терминала аэропорта Темпельхоф.
Облицованное известняком огромное здание образует трапецию и во всем своем масштабе может быть оценено разве что на фотографиях, сделанных с высоты птичьего полета. По задумке архитектора Эрнста Загебиля комплекс должен был напоминать летящего орла.
Дугообразное здание («крылья орла»), выходящее на летное поле, было спроектировано для размещения ангаров, где обслуживались самолеты.
Впрочем, и с земли грандиозность комплекса, названного выдающимся современным британским архитектором Норманом Фостером «матерью всех аэропортов мира», впечатляет безмерно.
До сих пор этот комплекс является одним из крупнейших зданий мира.
Интерьер центрального зала.
В окружающих главный аэровокзал корпусах размещалась администрация аэропорта и штаб-квартира авиакомпании Lufthansa.
«Орлиная» символика была сохранена и тут.
Светильники.
По своему прямому назначению Темпельхоф функционировал до 2008 года, после чего был закрыт для полетов. Однако берлинские городские власти не спешат застраивать огромную и такую лакомую территорию бывшего летного поля. Ей был присвоен статус парка, где ныне проводят спортивные, рекреационные и выставочные мероприятия. Здания же бывшего авиакомплекса ныне заняты разнообразными организациями.
Чем объясняются столь грандиозные размеры Рейхсспорткомплекса и городского аэропорта? Для обслуживания Берлина, пусть и столицы Тысячелетнего, как надеялся фюрер, рейха, они все же чрезмерны, даже учитывая болезненную гигантоманию, свойственную всем диктаторам. У Гитлера были большие планы насчет Берлина, который он считал провинциальным городом, в современном ему виде навсегда оставшимся бы в тени Парижа или Вены. Фюрер хотел превращения Берлина в главный город ни больше ни меньше всей планеты.
«Берлин станет столицей мира, сравнимой лишь с древними Египтом, Вавилоном или Римом. Что там Лондон, что Париж!» — заявлял Гитлер. Более того, в процессе этого город должен был получить и новое имя. Автором проекта «Столица мира Германия» (Welthauptstadt Germania) стал любимый архитектор фюрера Альберт Шпеер.
В соответствии с этим замыслом предусматривалась масштабная реконструкция центральной части города с массовым сносом существующей застройки, невзирая на ее историческую ценность. На ее месте планировалось создание двух центральных магистралей («осей»), которые бы в дальнейшем застраивались общественно-административными зданиями, своим размером соответствовавшими бы новому статусу бывшего Берлина. Столица мира Германия получила бы те самые памятники, которые «господствовали бы над всем городом и которые можно было бы рассматривать как символ всей эпохи», как и мечтал фюрер.
Главная ось проходила бы в направлении север-юг и ограничивалась двумя гигантскими вокзалами. При этом железнодорожное сообщение из центральной части города полностью изымалось. На макете справа на переднем плане Südbahnhof, Южный вокзал. От него широкий и полностью пешеходный проспект, который планировалось использовать для парадов и демонстраций, уходит на север, через Триумфальную арку к массивному зданию с огромным куполом в левом верхнем углу — Залу народа, главному репрезентативному сооружению всей Германии.
Южный вокзал Берлина.
Интерьер главного зала.
На этой компьютерной модели красный — локомотив т. н. Breitspurbahn, еще одного любимого проекта Гитлера, железнодорожной сети со сверхширокой трехметровой (!) колеей.
Триумфальная арка также планировалась самая большая в мире, высотой 120 метров. Первые ее эскизы нарисовал лично Гитлер еще в 1920-е годы, впечатленный аналогичным сооружением в Париже. Предполагалось, что на арке будут выбиты имена всех немцев, погибших в Мировой войне. Согласно нацистским представлениям об устройстве вселенной, Первая мировая никогда не заканчивалась, а с перерывом возобновилась в 1939-м.
С Триумфальной аркой у нацистских архитекторов возникли необычные проблемы. Сооружение планировалось таким массивным, что у архитекторов появились сомнения, выдержит ли его берлинская почва в этом районе, где она отличалась особенной нестабильностью и высоким уровнем грунтовых вод. Для решения вопроса на месте будущей арки было возведено одно из самых интересных архитектурных сооружений времен Третьего рейха.
Это т. н. Швербеластунгскёрпер, что в переводе с немецкого означает «Объект для создания тяжелой нагрузки». Железобетонный цилиндр высотой 14 метров, диаметром 21 метр и весом 12,5 тыс. тонн был построен в 1942 году на 18-метровом фундаменте. Постройка, обошедшаяся в 400 000 рейхсмарок, должна была дать ответ на вопрос, насколько осядет в грунт будущая Триумфальная арка и, соответственно, возможно ли ее строительство в этом месте в принципе.
После войны взрывать его не решились, опасаясь за сохранность близлежащих жилых домов, а в 1995 году и вовсе объявили историческим памятником. Около Швербеластунгскёрпера даже построили специальную обзорную площадку, с которой посетители могут не только осмотреть уникальнейшее инженерное сооружение, но и насладиться панорамами Берлина.
Где-то здесь, на месте этих домиков, должен был располагаться Зюдбанхоф, Южный железнодорожный вокзал Берлина.
А туда, к центральной части города, должен был уходить широкий проспект «оси» север-юг с представительной застройкой Столицы мира.
От Триумфальной арки «ось» была протянута к главной площади новой имперской столицы, размещенной в районе рейхстага. Впрочем, рейхстаг был лишь одним (и самым маленьким) зданием на ней, да и то его планировалось сохранить лишь по личному настоянию Гитлера, питавшего к нему ностальгические чувства. Абсолютной доминантой площади предполагали сделать т. н. «Зал народа», спроектированное Альбертом Шпеером по образцу римского Пантеона огромное сооружение высотой 290 метров.
Не сравнимый ни с чем на планете купол диаметром 250 метров должен был накрывать зал, где фюрер германской нации имел бы возможность выступать перед 180 000 зрителей. По оценкам специалистов, дыхание такого количества людей привело бы к конденсации под куполом облаков и выпадению осадков. Здание с собственным естественным климатом — что может лучше символизировать масштаб замыслов нацистов.
Верхушку купола «Зала народа» планировалось увенчать традиционным «рейхсадлером», орлом, держащим в когтях свастику. По личному требованию Гитлера Шпеер был вынужден заменить свастику земным шаром.
Кроме «Зала народа» и рейхстага по периметру главную площадь рейха задумывалось окружить важнейшими административными зданиями: рейхсканцелярии, верховного командования вермахта и личной жилой резиденции Гитлера. Так, например, должен был выглядеть Führerpalast, главный дворец Германии, логово фюрера общей площадью (помещений и садов) 2 млн кв. м (!). Гитлер, кстати, пожелал, чтобы на фасадах здания отсутствовали окна. Вообще.
За главной площадью ось «север-юг» продолжалась бассейном длиной более километра, в котором по задумке должен был отражаться «Зал народа» во всем его циклопическом величии. Вдоль бассейна располагались еще несколько из важнейших зданий Германии. Штаб-квартира Кригсмарине, военно-морского флота страны.
Новая ратуша столицы мира.
Заканчивалось все это градостроительное образование гаргантюанских пропорций еще одним вокзалом, Nordbahnhof, Северным.
Вторая «ось» нового нацистского Берлина проходила перпендикулярно, в направлении «восток-запад». Ее формирование, в отличие от проспекта «север-юг», начать успели. Для этого было расширено Шарлоттенбургское шоссе, проходившее от главной улицы старого Берлина, Унтер-ден-Линден, и Бранденбургских ворот на запад к Олимпийскому стадиону. Фонари для освещения магистрали спроектировал лично Альберт Шпеер. Они частично уцелели до наших дней и сегодня являются единственным сохранившимся в Берлине произведением главного нацистского архитектора, осужденного к тому же Нюрнбергским трибуналом как военный преступник.
Вдоль этой «оси» на западной окраине города планировалось строительство нового кампуса БГУ, Берлинского государственного университета с главной аудиторией, экстерьером и габаритами напоминавшей бы греческий Парфенон.
Рядом Шпеером было запроектировано Военно-техническое училище рейха, которое даже успели частично возвести до начала Второй мировой войны.
После окончания боевых действий, в ходе расчистки берлинских руин, наполовину законченный каркас огромного здания засыпали 75 миллионами кубометров строительного мусора и грунта, а сверху посадили деревья.
Получившийся 80-метровый искусственный холм назвали Teufelsberg, Дьявольской горой. На ее верхушке американское Агентство национальной безопасности соорудило радиолокационную станцию разведывательной сети ECHELON. Сейчас она заброшена, но под ней до сих пор погребены руины одного из имперских дворцов Третьего рейха.
Кроме этого в непосредственной близости от восточно-западной «оси» в 1937 году по проекту архитектора Рихарда Эрмиша построили выставочный комплекс Messe Berlin.
Его главный Северный павильон, наряду с Олимпиаштадионом и аэропортом Темпельхоф, и по сей день остается одним из самых крупных уцелевших образцов эстетики национал-социализма в Берлине, к тому же прекрасно отражающим всю ее специфику: минималистичный неоклассицизм, функционалистский в своей основе, прямые углы, темная серо-коричневая облицовка. Суровая архитектура, не оставляющая места для сантиментов.
Именно поэтому здание регулярно используется кинематографистами, нуждающимися в харизматичной нацистской натуре. Например, в фильме «Операция Валькирия» (2008), посвященном неудавшемуся покушению на Гитлера в июле 1944 года, этот павильон Берлинской выставки исполняет роль штаб-квартиры SS.
Выбора у «киношников» на самом деле немного. Несмотря на фантастического размаха планы, на практике за 12 лет у власти нацисты успели построить сравнительно немного. Объясняется все просто. Развязав в 1939 году Вторую мировую войну, Германия стала фактически ее заложником, в том числе в вопросе строительства. Проект «Столица мира Германия», который Гитлер намеревался завершить к 1950 году, требовал беспрецедентных ресурсов: финансовых, человеческих и материальных, которые рейх вынужден был направлять не на архитектурные прожекты своего фюрера, а на нужды фронта. На Новый Берлин должна была работать вся оккупированная Европа, в том числе (и в основном) Восточная, но, как известно, дела на Восточном фронте у нацистов складывались чем дальше, тем все более неудачно.
К тому же многие из все-таки построенных нацистами в Берлине зданий, прежде всего входившие в т. н. Правительственный квартал вдоль ул. Вильгельмштрассе, были полуразрушены во время штурма города в 1945-м и разобраны властями ГДР в 1950—1960-е годы. Такая участь, к примеру, постигла комплекс Рейхсканцелярии. Интересно, что Старая, бисмарковская, Рейхсканцелярия размещалась в бывшем дворце Антония Радзивилла, здании XVIII века, принадлежавшем когда-то представителю знаменитой магнатской семьи, выходцу с территории современной Беларуси. Здесь, в берлинском дворце Радзивиллов, в конце 1930-х годов находилась официальная жилая резиденция Адольфа Гитлера, которой, впрочем, он пользовался крайне редко, предпочитая баварскую виллу в Бертехсгадене или ставку «Волчье логово» в Восточной Пруссии.
Недовольный размерами и недостаточно имперским обликом этого дворца, Гитлер в 1938 году поручил все тому же Альберту Шпееру в кратчайшие сроки возвести для Рейхсканцелярии новое здание по соседству. Шпеер с успехом справился с непростой задачей — крупный комплекс, основной задачей которого было своим внешним видом отражать специфику нацистской идеологии, был готов примерно за год.
Главный фасад новой Рейхсканцелярии длиной 450 метров.
Личный кабинет Гитлера.
Т. н. «Мраморная галерея», коридор длиной более 200 метров, через который должны были проходить все гости фюрера, в особенности иностранные, и по дороге впечатляться имперской роскошью Третьего рейха.
Здание Рейхсканцелярии значительно пострадало во время штурма Берлина советскими войсками. После войны правительство ГДР решило его не восстанавливать и снести. Характерный красно-бордовый мрамор, которым была облицована «Мраморная галерея», был использован при строительстве советского военного мемориала в Трептов-парке и станции метро «Моренштрассе». Вот эта станция и этот мрамор, повидавший на своем веку многое.
Территория бывшей Рейхсканцелярии долгое время пустовала, пока в 1980-е годы не была застроена правительством ГДР панельными домами для собственной элиты. Теперь о месте, где когда-то принимались решения, менявшие судьбу целых наций, напоминает разве что планировка улиц.
Среди всех этих довольно невзрачных «панелек» у туристов пользуется с первого взгляда не слишком очевидной популярностью вот это место. Именно здесь, на обычной на вид автостоянке, 70 лет назад находился сад Рейхсканцелярии, а под ней Фюрербункер, где Гитлер провел свои последние дни.
Именно тут, в этой самой точке, сожгли трупы его и Евы Браун вечером 30 апреля 1945 года. Здесь фюрер германской нации встретил свою бесславную кончину за 8 дней до капитуляции Германии.
Рейхсканцелярия не сохранилась, но все же некоторые административные здания времен нацистов в Берлине остались. Речь, прежде всего, идет об Имперском министерстве авиации, штаб-квартире Германа Геринга, построенной в 1936 году по проекту автора Темпльхофа Эрнста Загебиля. Здание, входившее в Правительственный квартал, стало образцом для строительства государственных учреждений рейха.
Именно здесь в 1949 году была провозглашена Германская демократическая республика, а сейчас размещается Министерство финансов ФРГ.
Комплекс на Ляйпцигер-штрассе отлично сохранился до наших дней и, благодаря этому, также вовсю используется в кино про Берлин Второй мировой. Кадры из той же «Операции Валькирия».
Бывший Рейхсбанк 1940 года на набережной канала Шпрее (справа), после войны занятый ЦК СЕПГ (восточногерманский эквивалент КПСС), а сейчас Министерством иностранных дел Германии.
Целый ансамбль зданий времен Третьего рейха сохранился на площади Фербеллинер-платц. В глаза бросается очень похожая эстетика всех этих административных построек.
Транспортное управление, занимавшееся строительством и обслуживанием знаменитых рейхсавтобанов у Кляйст-парка.
Одним из немногих реализованных элементов, относящихся к проекту «Столица мира Германия», был комплекс посольств иностранных государств у парка Тиргартен. Некоторые из них, в основном принадлежавшие бывшим союзникам Третьего рейха, по-прежнему используются по прямому назначению. Уничтожена только соответствующая символика, существовавшая до войны на фасадах зданий. Италия.
Посольство Японии.
Испания.
Югославия.
Кроме зданий гражданского назначения интереснейшими архитектурными реликтами времен Третьего рейха являются несколько сохранившихся бомбоубежищ, построенных уже в 1940-е годы после начала активных бомбежек Берлина авиацией союзников. Один из таких объектов находится рядом с упоминавшимся выше Кляйст-парком на Палласштрассе. Четырехэтажный железобетонный бункер, возведенный в 1945 году силами военнопленных, располагался рядом с несуществующим ныне Берлинским дворцом спорта, зданием, где регулярно проводились сборища нацистов, где, в частности, Геббельс произнес в 1943 году свою знаменитую речь о тотальной войне.
Дворец спорта в 1973 году снесли и построили на его месте жилой дом. При этом массивный бункер, также мешавший этой стройке, оставили на своем месте. Архитекторы предложили элегантное решение, просто накрыв бомбоубежище многоэтажкой. Комплекс получился очень оригинальным.
Еще одно похожее сооружение можно найти на Райнхардтштрассе. Здание, известное сейчас просто как «Бункер», было построено в 1943 году как бомбоубежище для 2500 сотрудников Германских железных дорог. После войны его использовали как цех текстильной фабрики, а в 1990-е годы он был реконструирован под хардкор-техно клуб.
Это практически все самые значительные и интересные здания и сооружения, напоминающие современным берлинцам и гостям города о его нацистском прошлом. Отношение к ним постепенно меняется, и в настоящее время многие из этих образцов своеобразной архитектуры воспринимаются полноценными городскими достопримечательностями. Выходят описывающие их специальные путеводители, по реликтам нацистского Берлина водятся экскурсии. Между тем после окончания Второй мировой войны в восточной части города на смену одной тоталитарной архитектуре приходит другая, социалистическая, во многом эстетически выглядящая естественным преемником и наследником нацистской.
Во второй части рассказа о необычном Берлине мы поведаем о монументальных послевоенных архитектурных ансамблях восточной части города, где 40 лет вовсю строили социализм. Какой он, сталинский Восточный Берлин, которому могла бы позавидовать и Москва? Как выглядит и устроен один из берлинских «спальных районов» 1960—1970-х годов? Почему его типовая панельная застройка, вроде бы до боли нам знакомая, тем не менее выглядит так непривычно? Обо всем этом читайте на следующей неделе.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by