В самом начале 1960-х годов минские городские власти наконец приступили к освоению обширных свободных территорий на западных окраинах города. По обе стороны от т. н. Раковского шоссе (сейчас улица Притыцкого) было только в первую очередь запланировано возведение сразу 16 микрорайонов, проживать в которых должны были более 200 тысяч человек. За прошедшие с тех пор полвека спальный массив здесь вырос до колоссальных размеров, но начинались все эти Запады, Сухаревы, Кунцевщины, Домбровки и Каменные Горки когда-то с жилого района улицы Харьковской, занимавшего, несмотря на название, пространство от Харьковской до ул. Притыцкого и от ул. Бельского до Кальварийского кладбища. Onliner.by рассказывает о прошлом и настоящем района.
«Еще в начале 1960-х годов здесь было большое холмистое поле. С одной стороны проходила дорога, соединявшая город с кирпичным заводом, с другой — шумело потоком машин Раковское шоссе. Летом, когда на поле зеленела сочная трава, оно превращалось в пастбище, где мирно паслись стада коров из близлежащей пригородной деревни», — так вдохновенно писала о пасторальном прошлом «Харьковского» микрорайона городская газета «Вечерний Минск» в конце 1960-х. В дореволюционные годы его земли входили в имение Медвежино.
Эти территории фактически находились в пригороде Минска. Правда, здесь уже достаточно давно существовало крупное католическое кладбище с небольшим костелом на территории, где хоронили преимущественно горожан. К счастью, в отличие от многих других исторических городских кладбищ оно неплохо сохранилось и по сей день является одним из самых интересных минских некрополей.
Уже в советское время рядом с Кальварией был выстроен исполком Фрунзенского района города, несколько других административных зданий, а в сквере перед ними в 1975 году установили бюст товарища Фрунзе.
Кроме Кальварийского кладбища на дореволюционных городских планах в окрестностях будущей Харьковской были отмечены и многочисленные кирпичные заводы. Глины в этой части города были, по всей видимости, отменные, постепенно их разрабатывали все западнее и западнее. На карте 1964 года помимо тех самых упомянутых в «Вечернем Минске» пастбища и пригородной деревни Тиволи, от которой нынче не осталось и следа, хорошо видно и множество карьеров, относившихся к расположенному тут кирпичному предприятию. Его послевоенный поселок с Домом культуры и поныне сохранился в районе перекрестка улиц Пономаренко и Янки Мавра.
Как и район улицы Серова, нынешняя Харьковская фактически началась именно с него. Так первенец жилищного строительства тут выглядит в настоящее время.
Это небольшой квартал, застроенный по периметру двухэтажными домами 1955—56 года постройки. В его центре большой двор со сквером, личными сараями и гаражами, а из-под асфальта порой предательски выглядывает старорежимная брусчатка. Подобную атмосферу, прямо скажем, никак не ожидаешь увидеть посреди крупнейшего спального массива города.
Бывший заводской клуб, потом по наследству доставшийся Минскому арендному предприятию индустриального домостроения, ныне не работает. Вполне возможно, это симпатичное здание 1950-х годов в будущем ожидает судьба ДК кирпичного завода №10 около «Керамина». Кто знает, не построит ли вскоре на его месте МАПИД 19-этажную башню из собственных изделий.
За клубом спрятался реконструированный стадион «Домостроитель».
Будущий район Харьковской на снимке американских спутников-шпионов 1964 года. Хорошо видна уже появившаяся тут строчная пятиэтажная застройка «елочкой» первого «харьковского» микрорайона. Деревня Тиволи пока на месте, а о будущем проспекте Пушкина пока ничего не напоминает.
По старым спутниковым снимкам и картам города можно легко проследить эволюцию застройки жилого района. 1967 год, первый микрорайон уже почти застроен, начались работы на площадке микрорайона №2 (между ул. Одоевского и Раковским шоссе (Притыцкого)).
А спустя всего 4 года в Минске уже появился новый проспект, названный в честь Александра Пушкина. При этом деревня Тиволи, на месте которой позже построили общественный центр массива и Харьковскую-3, пока на месте. По-прежнему существуют и бывшие глиняные карьеры, но вдоль улицы Одоевского видны первые здания микрорайона Харьковская-5.
Наконец, 1973-й год. Осталась только Тиволи, остальная территория активно осваивается.
Проект детальной планировки жилого района улицы Харьковской был составлен еще в конце 1950-х годов, строительные работы начались в 1962-м. Архитекторы (Р. Андреева, А. Гуль, Б. Ларченко, О. Ткачук и другие) запроектировали здесь сразу 5 микрорайонов, рассчитанных на проживание около 80 тысяч человек. Кроме этого, на данной территории было запланировано возведение двух крупных общественных центров (в районе перекрестков улиц Харьковской — Берута и Притыцкого — пр-та Пушкина), по разным причинам оставшихся незаконченными.
Панорама Харьковской-1 на снимке 1970-х годов. Хорошо заметна характерная особенность его застройки, преимущественно строчной (пятиэтажки стоят рядами друг за другом), но при этом на перепаде рельефа. Жилые дома каскадами спускаются от проспекта Пушкина к улице Берута. Вдоль проспекта хорошо видны и три из четырех высотных 12-этажных общежитий, формирующие парадный фасад микрорайона на участке от Одоевского до Харьковской.
Так, микрорайоны №№1 и 2 выглядели вскоре после окончания строительных работ. Совсем свежие, еще светлые пятиэтажки на холмистых склонах — жилье мечты для тысяч и тысяч минчан 1960-х годов.
Дворы постепенно обживались, зарастали деревьями, приобретали уютный вид. Жилые дома при этом дряхлели и стремительно морально и физически устаревали, особенно в сравнении с соседними новыми многоэтажками — вечная диалектика советского градостроительства.
Сейчас из-за обильной зелени похожие фотографии сделать проблематично, по крайней мере летом. Зато пятиэтажки первых «харьковских» микрорайонов сейчас активно реновируются, они вновь возвращают себе свежий вид и при этом получают куда более богатое цветовое оформление.
Общественный центр Харьковской-1 был создан в районе перекрестка этой улицы с Берута. Рядом с имевшимся запущенным прудом, возможно когда-то бывшим глиняным карьером, архитекторы запланировали строительство ансамбля из 5 девятиэтажек, к которым предполагалось сделать пристройки с учреждениями обслуживания. Здесь же был запроектирован кинотеатр на 800 мест, танцзал на 600 человек, межрайонный стадион ручных игр с раздевалками и душевыми кабинами, 6 волейбольных, 4 баскетбольных и 6 теннисных площадок.
Пруд при этом облагородили и украсили декоративными скульптурами на морскую и речную тематику. В среде местных жителей водоем и окрестную рекреационную зону прозвали Мухлей.
Не так давно сквер вокруг Мухли назвали Тучинским в память о старом минском предместье Тучинка, которое когда-то соседствовало с нынешним жилым районом. Вот только иного внимания городских властей он не удостоился, и сейчас над любимым местом отдыха окрестных жителей висит отчетливая печать деградации и тлена.
Девятиэтажек из пяти запланированных возвели только четыре, и пристроек с магазинами и службами быта около них не оказалось.
Кинотеатр под названием «Современник» появился, правда без отдельно стоящего здания танцзала.
В годы независимости «Современник», как и многие другие периферийные кинотеатры, перестал пользоваться успехом у публики и был в конечном итоге заброшен. Городские власти долго искали для него инвестора, планируя создать на базе этого здания что-то вроде Дворца культуры Фрунзенского района.
Инвестор, да еще из солнечной Турции, в конце концов нашелся. Правда, ДК строить он, конечно, не будет, вместо «Современника» здесь появится «культурно-развлекательный» комплекс с гостиницей, бизнес-центром и бог весть чем еще. Культуры здесь явно будет меньше, чем разнообразных развлечений.
Грандиозную спортивную инфраструктуру также возвести не успели, все ограничилось спортивным комплексом «Спартак» (1980), свободные участки вокруг которого, вероятно резервировавшиеся под те самые волейбольные, баскетбольные и теннисные площадки, в итоге были отданы под точечное уплотнение.
Кроме территории у Тучинского сквера на Харьковской появилась еще одна девятиэтажка. На первом этаже этого здания еще с 1970-х годов и до совсем недавнего времени размещался безымянный пивной бар, прозванный некоторыми его поклонниками «Мутный глаз». Заведение, не менявшее профиль деятельности 40 лет, лишь недавно закрылось. К тоске нескольких поколений аборигенов, чья тропа туда упорно отказывалась зарастать, похоже, что навсегда.
Перспектива улицы Берута, по сути, внутренней магистрали первых двух микрорайонов Харьковской. Слева учреждения обслуживания, объединенные в галерею.
Перекресток улицы с Притыцкого отмечен 12-этажными башнями серии М464.
Фасад Харьковской-2 с улицы Притыцкого на снимке 1980-х годов.
Эти же башни были использованы и для оформления перекрестка проспекта Пушкина с Притыцкого.
В советское время девятиэтажка слева была украшена надписью «Слава КПСС».
Фотография 1968 года, где все эти дома, формирующие парадный фасад микрорайона, отсутствуют. Снимок делался от тогда еще существовавшей деревни Тиволи. Теперь деревенских деревьев со старого фото уже нет, на их месте построили гостиницу «Орбита».
Строительство станции метро «Пушкинская». Справа микрорайон Харьковская-2.
По моде 1960-х годов некоторые учебные заведения микрорайона получили дополнительное декоративное оформление. Детский садик на Берута с наивными «пиксельными» рисунками. 1969 год…
… и современность.
Сграффито на средней школе по ул. Одоевского.
Со стороны проспекта Пушкина фасад Харьковской-1 формируют четыре высотных 12-этажных общежития с пристройками общественного назначения, среди которых было 2 больших столовых для обитателей интернатов.
Общественно-бытовой центр, где когда-то размещался популярный минский клуб «Тоннель».
«Харьковские» микрорайоны 1970-х (№№3—5) менее разнообразны. За редким исключением (общественного центра с гостиницей «Орбита» и поселка кирпичного завода) они застроены 9-, 12-этажными зданиями различной конфигурации популярных в те годы типовых серий. Наиболее интересен проспект Пушкина, где дома поставлены с разным отступом от проезжей части.
Перекресток с Пономаренко специально оформлен домом-«лесенкой».
Улица Дунина-Марцинкевича. Здесь кроме панели и куда позже ее появились 5 краснокирпичных 12-этажных башен.
Перекресток проспекта Пушкина и улицы Одоевского.
На последней интересен жилой дом №81, по сути представляющий собой копию известного «элитного» советского дома на ул. Янки Купалы, 7. Впрочем, контингент и здешних жителей весьма непрост, включающий, по слухам, бывшего главу республики Станислава Шушкевича.
Протяженный жилой дом вдоль улицы Пономаренко с магазином хозтоваров на первом этаже.
Дворы третьего, четвертого и пятого микрорайонов Харьковской не представляют собой ничего особенного. В меру уютные, их легко представить где-нибудь в Серебрянке или Чижовке.
Жилые дома по Янки Мавра.
Здесь же в отдельных пристройках находятся учреждения обслуживания населения микрорайонов 4 и 5.
А между тем в микрорайоне Харьковская-3 находится действительно уникальное по общегородским меркам здание. На Бельского, 17 в 1974—76 гг. по проекту архитектора В. Темнова построили единственный в Минске экспериментальный жилой дом для малосемейных из объемных блоков серии 3А-ОПБ галерейного типа.
Сейчас его уличный фасад загорожен деревьями и изуродован стихийным остеклением, а ведь у него чрезвычайно эффектный вид, где напоминающие экраны старых телевизоров лоджии чередуются с одиночными и ленточными балконами.
Особенностью здания является вынос лестнично-лифтовых секций в отдельные, поставленные под углом к дому объемы, а обычно внутренних коридоров на дворовый фасад. На его галереи, кроме дверей в квартиры, выходят и окна кухонь.
Планировка типового этажа.
Наконец, завершает застройку жилого района Харьковская создавшаяся в последнюю очередь обширная общественная зона на месте бывшей деревни Тиволи. Советские архитекторы задумали создать здесь крупный культурно-бытовой комплекс городского значения с высотной гостиницей, кинотеатром, предприятиями общественного питания, универсамом, Дворцом пионеров и музыкальной школой. В конечном итоге номенклатура учреждений поменялась. Здесь успели построить гостиницу «Орбита» с кинотеатром «Аврора». Фото первой половины 1990-х годов.
Кинотеатр «Аврора» и строительство метро «Пушкинская».
Универсам «Фрунзенский» построили по типовому московскому проекту. Здание давно собираются реконструировать с надстройкой стеклянного бизнес-центра, но пока торговый центр продолжает существовать в своем прежнем, практически советском виде.
Хореографическое училище, сейчас колледж.
Комплекс учреждений юстиции, в том числе городской и районные суды.
Наконец, в годы независимости к ним присоединился ледовый дворец первого поколения.
Крытый рынок.
А оставшаяся территория застраивается в настоящее время торговыми и административными зданиями.
Предполагалось, что пользоваться этой инфраструктурой будут жители не только Харьковской, но и всего города, но в первую очередь обитатели соседнего, занимающего противоположную сторону улицы Притыцкого и даже более крупного жилого района по Раковскому шоссе (на снимке на заднем плане). Фактически оба жилых образования, проектировавшиеся и строившиеся параллельно, представляют собой единое композиционное целое. О второй его половине речь пойдет в одном из следующих выпусков цикла «Районы, кварталы».