Районы, кварталы: история минского Уручья

 
22 мая 2013 в 12:05
Автор: darriuss. Фото: darriuss, архивные фото - Дмитрий Сальников
Автор: darriuss. Фото: darriuss, архивные фото - Дмитрий Сальников

В 1970-е годы на северо-восточной окраине Минска, в районе Староборисовского тракта, началась реализация крупного градостроительного проекта — нового Академгородка. Кроме ряда научных и производственных учреждений АН БССР, в комплексе подразумевалось сооружение микрорайона для сотрудников НИИ и работников создаваемых на территории городка предприятий. Задумывавшееся как относительно небольшое, компактное и автономное жилое образование, в итоге оно превратилось в один из крупнейших районов Минска. Onliner.by выясняет, как устроена жизнь за МКАДом, и рассказывает о неудавшемся академическом прошлом и светлом высокотехнологичном будущем Уручья.

До начала 1980-х годов территория будущего жилого района Уручье представляла собой холмистую, частично заболоченную местность, с востока ограниченную комплексом военных городков, первый из которых появился тут еще до Второй мировой войны. В районе современного перекрестка проспекта Независимости и улиц Шафарнянской и Руссиянова располагалась деревня Уручье (с севера от проспекта) и поселок Уручье (к югу от него), тогда в городскую черту еще не входившие. Так площадка перспективного жилого района выглядела на карте 1964 года.

Территория будущего Академгородка, сейчас эволюционирующая в Парк высоких технологий, практически не была застроена. Здесь находилась только небольшая молочно-товарная ферма (МТФ).

Та же площадка на американском спутниковом снимке октября 1964 года. Хорошо виден парадный ансамбль улицы Пономарева в военном городке «Уручье» (его также называли «Восточный»).

Спустя 20 лет поменялось немногое. На карте 1984 года мы видим, как выглядел будущий жилой район непосредственно перед началом массового жилищного строительства. К этому моменту военный городок существенно вырос в размерах, но поля фильтрации, деревня и поселок Уручье пока еще на месте, а в Академгородке появились первые административные и хозяйственные здания.

А вот еще всего через 13 лет территорию Уручья уже не узнать. Все шесть микрорайонов и Академгородок в массе своей уже получили привычную и по сей день конфигурацию застройки. Бросаются в глаза разве что резервировавшаяся под парадный ансамбль въезда в город территория по обеим сторонам Ленинского проспекта и пустые участки на границах микрорайонов, сейчас получившие уплотнительную застройку.

Уручье начиналось с Академгородка, причем планировалось, что их судьбы будут неразрывно связаны. К концу 1960-х годов стало очевидно, что территориальные возможности существовавшего участка Академии наук БССР (между современными улицами Сурганова, Академической и проспектом Независимости) были практически исчерпаны. Фундаментальная и прикладная наука в Советском Союзе в это время развивалась бурными темпами, поэтому возникла необходимость в выделении новых значительных территорий.

После экономического анализа нескольких участков в 1968 году было принято решение о строительстве нового научного центра на землях существовавшей в Степянке опытной биологической станции АН. Институт «Белгоспроект» разработал проект комплекса, согласно которому на 350 га должны были разместиться около 30 научно-исследовательских учреждений, в том числе НИИ, экспериментальные базы, специальные конструкторские бюро и лабораторные корпуса. Одновременно здесь планировалось построить несколько прогрессивных предприятий новых, получавших особую актуальность отраслей промышленности: электроники, точного машиностроения, приборостроения. Производственно-научный комплекс предполагалось обеспечить и соответствующим его масштабам жилым районом, где должны были жить в первую очередь его работники.

Так выглядело первое предложение архитекторов, сформулированное в 1973 году. По нему видно, что жилой район, тогда еще не имевший названия Уручье, ограничивался тремя микрорайонами к югу от Ленинского проспекта. Цифрами на плане обозначены: 1 — будущее Уручье-1, 2 — Уручье-2, 3 — Уручье-3, 4 — торговый центр, 5 — административно-общественный центр, 6 — научный центр с площадью Науки, 6 — физико-математическая зона, 7 — химическая зона, 8 — физико-техническая зона, 9 — биологическая зона, 10 — зона опытного производства.

Макет Академгородка. 1 — физико-математическая зона, 2 — химическая зона, 3 — физико-техническая зона, 4 — биологическая зона, 5 — зона опытного производства. В центральной части комплекса планировалось строительство научного центра с высотным зданием институтов вычислительной математики и экономики (цифра 6), а также с научно-технической библиотекой и конференц-залами.

Между жилым районом и Академгородком, на месте, ныне частично занимаемом музеем валунов, предполагалось строительство крупного общественно-административного центра для всего комплекса с Домом ученых, торговым центром, залами для проведения симпозиумов, кинотеатром, гостиницей и спорткомплексом. В конечном итоге он не был реализован, да и сеть улиц получила иную интерпретацию.

Увы, и сам Академгородок стал жертвой нерегулярного финансирования проекта со стороны союзных и республиканских властей. Фактически его реализация шла с начала 1970-х годов, когда началось строительство нового здания Физико-технического института АН БССР. Так он выглядел на макете. В дальнейшем к показанному на нем лабораторному и двум экспериментальным корпусам добавился еще один лабораторный корпус со стороны ул. Академика Купревича (на переднем плане).

Физико-технический институт (арх. Е.Ясногородский, В.Малышев, А.Петербуржцев) сейчас.

В 1970-е же годы началось (и успешно в конечном итоге завершилось) возведение НИИ микробиологии.

А вот еще двум зданиям, начавшим строиться в «биологической зоне» Академгородка, повезло меньше. До последнего времени они брутальными долгостроями «украшали» улицу Купревича и лишь недавно были снесены для возведения корпусов проекта-преемника Академгородка — Парка высоких технологий.

Сейчас эти площадки освобождены, и одна из них уже даже осваивается. Проект Парка высоких технологий вдохнул новую жизнь в, казалось бы, безнадежно заброшенный район, сохранив при этом его интеллектуальную специализацию. Правда, место физиков и химиков займут программисты. Первенцем Парка стала реконструкция еще одного долгостроя, долгое время стоявшего в начале улицы Купревича в т. н. «физико-математической зоне». Еще в 2007 году крупное здание, скорее всего предназначавшееся для размещения НИИ физики, выглядело так.

Спустя 6 лет эту сторону улицы не узнать. После первых лет достаточно вялого развития в настоящее время белорусская «Силиконовая долина» растет впечатляющими темпами.

Строятся административные корпуса, возводится и арендное жилье для будущих работников парка.

Для проектирования некоторых зданий приглашены европейские компании, и результат получается, по крайней мере по нашим меркам, вполне достойный.

К сожалению, и здесь без упрощений не обошлось. Изначально администрация Парка и привлеченный инвестор из Израиля намеревались застраивать территорию ПВТ по единому плану, индивидуальным проектам с созданием полноценного архитектурного ансамбля. Как это часто у нас случается, действительность оказалась прозаичнее. По крайней мере, жилой сектор Парка уже колосится так полюбившимися минчанам 19-этажками М111-90.

Как видно на рендерах, застройщик оставил немалый задел под перспективное, но отчего-то кажется, что неминуемое уплотнение.

Вся эта типовая жилая и современная административная застройка к тому же разбавлена сохранившимися зданиями советских НИИ, отчего возникает ощущение некоторого хаоса. Впрочем, его нынешняя судьба все равно куда позитивнее, чем унылое существование в полузаброшенной «академической» ипостаси.

Кроме Академгородка здесь, рядом с микрорайоном Уручье-1, успели построить и два предприятия, где должны были работать местные жители. Как и задумывалось, заводы относились к прогрессивным и экологически безопасным отраслям промышленности: электронике и приборостроению, и работали, судя по всему, на всемогущую советскую оборонку. С распадом СССР распались и ее оборонка, и электроника с приборостроением, современные предприятия мгновенно устарели и переключились на выпуск более актуальной продукции, такой, например, как «сеялка комбинированная овощная» (завод «Оптрон»).

К началу 1980-х годов строительство Академгородка уже вовсю шло, а запроектированный при нем жилой район, не говоря уже про общественно-административный центр на перекрестке современных улиц Руссиянова и Купревича, пока оставался только в планах. К 1980 году в институте «Минскпроект» был разработан проект детальной планировки трех южных микрорайонов Уручья, спустя 4 года — аналогичный документ появился и для трех микрорайонов к северу от нынешнего проспекта Независимости. Планировалось, что проживать в новом жилом образовании будет около 80 000 человек.

К сожалению, 1980-е годы были не лучшим временем для крупных градостроительных проектов. Уручье в конечном итоге так и не получило важных элементов инфраструктуры вроде Дома ученых, кинотеатра или гостиницы, однако ландшафтные архитекторы поработали тут на славу.  В дополнение к лесным массивам, рядом с которыми район строился, здесь было создано сразу несколько рекреационных зон. В 1984 году параллельно с началом строительства Уручья на месте несостоявшегося административно-общественного центра началось создание уникального на постсоветском пространстве музея валунов.

Со всей территории Беларуси сюда, в Уручье, были свезены десятки и десятки крупных и средних валунов, которыми на когда-то заболоченном участке городской территории был выложен контур республики, а группами камней отмечены ее крупнейшие населенные пункты. Изначально архитекторы планировали построить здесь и крытый павильон для организации музейной экспозиции, но этот проект до сих пор не реализован. Городские власти по-прежнему не имеют четкого представления, что делать с уникальным объектом, и он продолжает функционировать фактически в режиме парка, где с удовольствием отдыхают местные жители.

Белорусский «Стоунхендж» на фотографии первой половины 1990-х годов.

Строительство первых домов в микрорайоне Уручье-1 началось в 1984 году. На этой фотографии, сделанной от Ленинского проспекта, вдалеке видна уже почти готовая девятиэтажка по ул. Никифорова, 8 — первенец жилого района.  На переднем плане одинокий экскаватор работает на площадке, где в недалеком будущем вырастет микрорайон Уручье-2.

Тот же дом и стройка средней школы №45 с ул. Стариновской. Площадку на переднем плане сейчас занимает мини-рынок «Уручье-3».

Вид со стройки дома по Никифорова, 8. Огромное поле на снимке вскоре займут панельные многоэтажки Уручья.

Теперь эти места уже не узнать.

Несмотря на то что район строился фактически в чистом поле, о его озеленении позаботились сразу. За 25 лет деревья выросли, и сейчас Уручье производит впечатление зеленого района.

Естественный холм, оставленный во дворе дома №32 по ул. Руссиянова, украшен декоративным драконом, одной из главных местных достопримечательностей.

Застройка первых трех микрорайонов Уручья представлена в основном криволинейными в плане 9-этажными зданиями. Дошкольные учреждения размещены в большинстве случаев во дворах, школы выходят на основные районные магистрали, торгово-бытовые учреждения запроектированы около важнейших перекрестков. Уручье-1.

Уручье-2.

Пешеходный бульвар в микрорайоне Уручье-3, ведущий к одному из местных общественных центров.

Крупнейший из них, рассчитанный на обслуживание жителей всех 3 южных микрорайонов, был создан на перекрестке улиц Руссиянова и Никифорова. Универсам «Первомайский», сблокированный с Домом быта.

Так «Первомайский» выглядел раньше. Здание было построено по типовому проекту московского института «Гипроторг».

На противоположной стороне этого же перекрестка еще один небольшой магазин с кафе.

Еще несколько учреждений торговли и соцкультбыта размещены в районе перекрестка улицы Руссиянова и проспекта Независимости, причем занимают они как отдельно стоящие здания, так и первый этаж одного из жилых домов.

Остальные объекты инфраструктуры относительно равномерно расставлены вдоль основных районных магистралей. Торговый дом «Уручье» с промтоварным магазином, аптекой, банком и т. д. на улице Руссиянова.

Вдоль Никифорова расположили районные поликлиники (взрослую и детскую), две средние школы, мини-рынок, гастроном и Дворец спорта. Хотя Уручье и не получило всей полагающейся приличному жилому району инфраструктуры, все же важнейшие ее элементы создать успели.

Почти вся застройка южных микрорайонов Уручья представлена многосекционными 9- и 12-этажками. Высотные точечные акценты редки, и порой силуэту улиц ощутимо не хватает разнообразия.

Лишь в начале 1990-х на улице Шугаева успели построить три 21-этажные монолитные башни-близнецы (архитектор А.Фридман), которые добавили уместные вертикали в углу Уручья-2, по крайней мере, со стороны города.

Репутация у этих высоток своеобразная, они регулярно попадают в милицейские сводки как удобная площадка для сведения счетов с жизнью.

В Уручье предполагалось и создание торжественного архитектурного ансамбля на красной линии Ленинского проспекта, ставшего бы парадным фасадом жилого района и достойно оформившего бы въезд в столицу БССР со стороны Москвы и главного городского аэропорта. К сожалению, неизвестно, что конкретно предполагали возвести тут в советское время, творческая задача оказалась слишком ответственной, и до распада Союза реализовать ее не успели. Зарезервированные под ансамбль пустыри застроили уже в тучные годы независимости. Единого цельного комплекса зданий тут, конечно, не получилось, хотя попытки его создания все же были сделаны.

Особенно удался архитекторам жилой квартал в районе пересечения с проспектом улицы Стариновской. Удачное сочетание относительно малоэтажного «камерного» формата застройки, близости леса, живописного красного кирпича и высотного акцента бизнес-центра, выходящего на проспект Независимости, делают комплекс одним из самых интересных образцов минской современной жилой архитектуры в прибалтийском стиле.

Улица Руссиянова в сторону северных микрорайонов Уручья. Справа, на месте современного микрорайона Уручье-3, до середины 1980-х годов стоял поселок (бывшая деревня), давший жилому району название.

В городскую черту поселок был включен в 1978 году, после чего просуществовал недолго. На редких любительских фотографиях, снятых от улицы Никифорова в 1984—85 гг., еще видны деревянные домики старого Уручья, которые вскоре уступят место панельным многоэтажкам.

Сейчас единственным, пожалуй, напоминанием о сельском прошлом жилого района является бывшее деревенское кладбище, расположенное на холме между улицами Шафарнянской и Ложинской. По соседству с ним к жесточайшему негодованию местных жителей городские власти в настоящее время рассматривают возможность строительства новой автобусной станции взамен сносимого автовокзала «Московский».

При возведении автостанции холм, по всей видимости, будет частично срыт, но пока с его высоты открываются неплохие панорамы южных микрорайонов Уручья.

Похожий ракурс на фотографии первой половины 1990-х.

Казалось бы, дальше Уручье уплотнять уже некуда. Район систематически становится ареной ожесточенных сражений не желающих видеть у себя под окнами очередную высотку уже живущих тут минчан с гражданами, пока об этом только мечтающими, и примкнувшими к ним городскими чиновниками и застройщиками. Последние находятся в неоплатном долгу перед советскими архитекторами, благодаря расточительности которых тут еще остались заманчивые для освоения площадки. Район соседствует с лесными массивами и оборудован обширными парковыми зонами. Все это, конечно, с точки зрения девелопера, просто необходимо застроить. Живописный парк «Уручье», радующий обитателей жилого района.

У паркового фасада микрорайона Уручье-6 своеобразный харизматичный силуэт. Благодаря тому, что в советское время этот участок освоить не успели, панельной застройки он не получил. В итоге, уже в 1990-е годы тут возвели серию краснокирпичных изогнутых домов переменной этажности, а в центре всей композиции поставили 2 высотные башни, спроектировал которые известный белорусский архитектор Олег Воробьев.

Впрочем, все же в основной своей массе застройка и этого микрорайона панельная. Общественный центр Уручья-6.

Напротив микрорайона постепенно застраивается коммунальная зона. У МКАД вырос вызывающе небежевый бизнес-центр (слева), вдалеке справа видна многострадальная стройка троллейбусного депо №1.

В некотором отдалении видны и многоэтажки нового микрорайона Копище, главный жилой комплекс которого, впрочем, называется «Уручский» (на переднем плане).

В Уручье-5 преобладают уже девятиэтажки 3А-ОПБ. Эта типовая серия, распространенная по всему городу, всегда отличается брутальнейшим внешним видом. Облезшая краска, почерневшие балконы — непременные ее атрибуты в случае отсутствия реновации. Такой архитектурой вполне можно пугать детей.

Широкий пешеходный бульвар уверенно пронзает школьную зону Уручья-5 в направлении местного общественного центра, созданного на перекрестке ул. Гинтовта и Ложинской.

Острошицкая. Изогнутые дома-стены закрывают собой внутренности микрорайона Уручье-4, на противоположной стороне расставлены несколько односекционных домов, представляющих собой типичные образцы современной белорусской жилой архитектуры.

За ними слева просматриваются пятиэтажки бывшего военного городка, формально в Уручье не входящего, но существовавшего уже задолго до начала строительства района-гиганта по соседству.

Как и Уручье-6, Уручье-4 украшено краснокирпичными жилыми домами переменной этажности с высотными точечными акцентами в основании. Они определенно делают силуэт микрорайона куда более разнообразным и запоминающимся.

Панорама северного Уручья.

Его второй зеленой зоне повезло меньше, чем показанному выше парку «Уручье». Свободная территория, отделяющая микрорайоны Уручье-4 и 5 от Уручья-6, в советское время резервировавшаяся для рекреации и размещения общерайонной инфраструктуры, за последние годы была почти полностью застроена. Из полезных для существования Уручья объектов тут успели построить только торговый центр и поликлинику.

Проложенный здесь канал вскоре будет проходить в тесном окружении жилых комплексов различной степени элитности.

Продолжение участка в сторону проспекта Независимости было застроено бизнес-центром.

Причем, если изначально планировалось возвести в его комплексе и 2 стеклянные высотки под пафосным названием «Радзивилл Холл», прекрасно акцентировавшие бы перекресток ул. Шафарнянской и проспекта Независимости…

… то в конце концов вышло как всегда, и административное здание получило более традиционное для Беларуси решение.

Уручье — район, где представлен весь спектр белорусской архитектуры 1980—2000-х годов, причем не только жилой, но и общественной. Поразительно, но несмотря на застройку в не лучшие для республики времена и регулярное современное уплотнение, он по-прежнему остается относительно комфортным для жизни, с хорошей транспортной доступностью, неплохой инфраструктурой и экологией, прекрасным озеленением, обширными рекреационными зонами. При этом он выполняет и важную общегородскую функцию. Именно по Уручью у всех гостей Минска, въезжающих в город по Московскому шоссе и из аэропорта «Минск-2», складывается первое впечатление о нашем городе.

А еще всего лет 30 назад здесь, в районе современной станции метро «Уручье», стоял въездной знак в Минск, окруженный полями и деревенскими хатами. Хорошая иллюстрация того, как быстро меняется город.