Дом кино: известные здания в фильме «Бриллиантовая рука»
ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
11 983
59
19 мая 2012 в 16:30
Источник: Darriuss

К концу 1960-х годов режиссер Леонид Гайдай уже считался признанным мастером эксцентрической комедии, но даже на фоне сверхудачных «Операции „Ы“» (1965) и «Кавказской пленницы» (1966) его новая картина, вышедшая на экраны советских кинотеатров в апреле 1969 года, имела оглушительный успех. Приключения заурядного, казалось бы, старшего экономиста «Гипрорыбы», оказавшегося не в то время не в том месте, и шайки контрабандистов, берущих его в оборот, посмотрели только в кинопрокате за первый год почти 77 миллионов зрителей, сделав «Бриллиантовую руку» самым успешным комедийным фильмом в СССР. О солнечных Сочи и Баку в любимой комедии миллионов, нравах и быте жителей всесоюзной здравницы и том, как из столицы советского Азербайджана сделали заграничный «город контрастов», рассказывает блогер Darriuss.

Действие пролога фильма разворачивается в неназванном восточном городе — чуть позже выясняется, что, скорее всего, это Стамбул. Снимали «заграницу» в местами экзотически выглядящем по советским меркам Баку.

Прекрасная панорама Каспийского моря и азербайджанской столицы на Апшеронском полуострове.

Заграничности пытались добавить, щедро украсив бакинские улицы разнообразными вывесками. Тут тебе и Lampade-Radio, и Cafe's Scifo, и вывески почему-то на арабском (или фарси), и даже некая ferreteria, что, как утверждает «Википедия», есть испанский термин для обозначения магазинов по продаже разного рода инструментов. Баку, впрочем, с головой выдает здание в перспективе улицы. Это, пожалуй, самая известная достопримечательность города — так называемая «Девичья башня», 30-метровое сооружение XII века, входившее в оборонительную систему старого Баку.

Действие всех «заграничных» эпизодов «Бриллиантовой руки» происходит в границах Ичери-шехера, окруженных сохранившейся крепостной стеной нескольких кварталах бакинского Старого города. Эта самая средневековая стена XII—XV веков с характерными зубцами присутствует на многих кадрах. Зачастую компанию ей составляет одна и та же иномарка — по всей видимости, с другими образцами загнивающего капиталистического автопрома в столице советского Азербайджана было туговато.

Советский приморский город, как и его заграничный антагонист, погрязший в контрастах, напрямую в фильме не называется. Снимать его Гайдай, в принципе любивший работать на курортах, решил в главной всесоюзной здравнице — Сочи. Руссо туристо, невероятным образом получившие разрешение на выезд из страны, возвращаются из круиза другими людьми.

Очень стильное модернистское сочинское здание осталось, увы, неопознанным.

Зато о сочинской прописке Семен Семеныча Горбункова недвусмысленно свидетельствует сооружение справа на следующем кадре. Это Морской вокзал города.

Прекрасное здание в монументальном сталинском стиле со шпилем, общей высотой 71 метр, спроектированное архитекторами К. Алабяном и Л. Карликом и построенное в 1955 году, в советское время было настоящим символом Сочи. Оно действительно регулярно встречало жителей и гостей города-курорта, прибывавших сюда на круизных и прочих теплоходах.

Сцена прощания Горбункова с семьей («Мы провожаем ПАААААПУ!») снималась на главном глубоководном причале вокзала.

Интерьер каюты «Михаила Светлова» — герои знакомятся. Играть вторую главную роль в пару к Юрию Никулину Гайдай пригласил тогда еще совсем мало кому известного 27-летнего Андрея Миронова. Образ модника-манекенщика, по совместительству подрабатывающего контрабандистом, любящего костюмы с отливом, водолазки и шляпы, иметь которые являлось бы пределом мечтаний любого современного хипстера, наконец-то прославил на всю страну одну из будущих главных советских кинозвезд.

Вновь Стамбул-Баку и, заметьте, все та же улица, что и в прологе, с теми же вывесками и тем же автомобилем. Только погода уже солнечная, и вокруг бродят толпы местных жителей. К счастью, азербайджанцы выглядят и так достаточно экзотично для среднего жителя СССР, поэтому съемочной группе пришлось лишь озаботиться переодеванием женщин в чадры.

Горбунков фотографирует иноземные достопримечательности (конечно, забыв снять крышку с объектива) своей «Сменой». На заднем плане виден минарет Джума мечети, одной из нескольких старинных (1899) мечетей бакинского Ичери-шехера.

Уже другая улица, но — вот поразительно — и здесь есть Cafe's Scifo и реклама Lampade-Radio, а конкуренцию верблюдам составляет наконец-то обнаруженная на просторах Азербайджанской ССР другая иномарка.

На улочках Ичери-шехера, в перспективе — фрагмент стены, окружающей старый город Баку. Приближается цигель-цигель, ай-лю-лю.

Объявляется свободное время. Архитектурный фон кадра составляет дворец Ширваншахов XV века. Герой Миронова, кстати, смотрит на золотые Longines — собственные часы актера.

А здесь за Гешей Козодоевым уже Баку советский. На заднем плане прекрасно видны грандиозные сталинские административные здания первого послевоенного десятилетия.

Колорит восточного города.

С приходом в Азербайджан больших нефтяных денег этого колорита (по крайней мере исторического) заметно поубавилось, в городе стали появляться вполне современные здания, сделавшие бы честь любой европейской стране, но дворики старого города, по которым блуждают герои «Бриллиантовой руки», во многом и спустя 40 лет после выхода фильма остались все теми же.

Разве что прибавилось самостроя, а на стенах домов появились посторонние агрегаты типа кондиционеров или спутниковых тарелок.

Возвращаемся на нашу советскую родину. «Мосфильм» в «Бриллиантовой руке» ненавязчиво рекламирует новую комедию Эльдара Рязанова.

Так жила семья старшего экономиста в «Гипрорыбе». Дом — пока относительно свежая панельная хрущевка.

Окна лестничных клеток заполнены популярными в те годы стеклоблоками.

Это тоже Сочи, только нетуристический. Работникам многочисленных санаториев, учреждений сферы обслуживания, старшим экономистам в проектных институтах, наконец, контрабандистам тоже надо было где-то жить.

Обстановка скромная, но телевизор уже имеется. Все интерьеры были созданы в павильонах «Мосфильма».

А на кухне, в шкафчике, — початая бутылка грузинского коньяка и венгерская консерва Globus.

В противоположность Горбункову его новый заклятый друг Козодоев живет в квартире, заполненной модернистскими светильниками и украшенной многочисленными предметами искусства, включая икону в углу, дизайнерски стилизованном под деревенскую избу.

Под иконой стоит шеренга фарфоровых слоников. Этот эпизод и увлеченность Козодоева православием не слишком понятны в контексте картины, да и не то чтобы вразумительно выглядит сама контрабандная схема, по которой шайка авантюристов рисковала свободой, чтобы ввезти в СССР «золото и бриллианты», «найти» с ними клад и отдать 75% его стоимости государству. Но это только если не знать про вырезанный цензурой фрагмент фильма, из которого следовало, что контрабандисты вывозили из Союза иконы, обменивали их в «городах контрастов» на драгоценности, ввозили ювелирку обратно в Союз и там легализовывали нажитое преступным путем через клад.

Статья об «интересной находке» при пристальном изучении представляет собой набор бессмысленных фраз вроде «Амортизация основных фондов» и «Разгоряченные мокрые прыгуны, спешащие к дрессировщику, останавливаются перед решетчатым барьером» (?!).

Прогулки по Приморскому бульвару Сочи.

Анна Сергевна. Не ясно, что сильнее гипнотизирует на этом кадре: сооружение в черно-белую линейку или героиня Светланы Светличной.

Шоу-рум сочинского Дома моды. Летний комбинированный костюм «Универсал-69».

«Бриллиантовая рука» — поразительно современный и раскованный фильм, особенно для 1968 года. Девушки в мини-бикини, Светличная в купальнике и без него, демонстрация сразу двух проституток: заграничной и нашей (наша, конечно, круче) — сложно представить, как пропустили такую аморалку партийные цензоры.

Инструктаж Семен Семеныча проходит на набережной реки Сочи.

Один из ключевых эпизодов картины разворачивается в летнем ресторане «Плакучая ива». Местные краеведы тщатся убедить публику, что эти сцены снимались в реальном сочинском ресторане, однако ничего похожего на павильон под неоновой вывеской в городе не осталось. Скорее всего, интерьер «Плакучей ивы» создан на площадке «Мосфильма» в Москве.

Ресторан летний, поэтому большие площади остекления и растущая прямо посреди зала ива не удивляют.

Администратор в популярном сочинском ресторане — конечная точка на пути к успеху в этом городе.

В интерьере заведения широко использован натуральный камень (или по крайней мере намек на него). Художники-постановщики не поленились даже создать декорацию открытого камина в зале, перед которым «шеф» на банкете рассказывает о решении купить, «по совету друзей», автомашину «Москвич» последней модели.

Архитектура этого сооружения, увы, отличается предельной утилитарностью. Создатели картины соблюли достоверность: «Плакучая ива» заявлена рестораном летним, соответственно, без собственного санузла.

Иностранные моряки и некая подозрительная, возможно, также портовая девушка между прочим распивают румынское (!) шампанское Zarea. Элементы сладкой жизни.

Отель «Атлантик», куда Горбунков приехал покупать женский халатик с перламутровыми пуговицами.

В роли не существующего в Сочи отеля выступала гостиница «Горизонт» в Адлере, в которой и жила съемочная группа «Бриллиантовой руки» во время работы над фильмом.

«Атлантик»-«Горизонт» мелькает на кадрах чуть раньше ключевого эпизода с халатиком. Именно в здании за горбунковской «Волгой» находился тот самый «двухкоечный нумер».

Интерьеры комнаты — «мосфильмовские».

Богатая обстановка для советской гостиницы, пусть даже и на главном курорте огромной страны.

Так «Горизонт» выглядел во времена своего расцвета, в 1979-м.

Перпендикуляром к жилому корпусу был пристроен двухэтажный объем с рестораном «Прибой» и кафе-мороженым. Можно встретить утверждения, что именно в «Прибое» снимали «Плакучую иву», но это, очевидно, не так.

Увы, историческая сочинская гостиница, знакомая десяткам миллионов кинозрителей по одному из самых популярных фильмов советского кинематографа, в 2000-е была выкуплена некими частными лицами и практически полностью снесена, причем без шансов на новое строительство.

Так двухэтажные руины отеля «Атлантик», гнезда аморалки и сладкой жизни, и стоят немым укором человеческой безалаберности в ожидании Олимпиады 2014 года.

Источник: Darriuss
Чтобы оставить свое мнение, необходимо войти или зарегистрироваться
ОБСУЖДЕНИЕ
19.05.2012 в 17:00
Отличные текст и фото, прочитал и посмотрел с удовольствием. А комедия - шедевр на все времена.
19.05.2012 в 17:11
интересная статья)
19.05.2012 в 17:16
познавательно, спасибо ...
19.05.2012 в 17:38
Один из моих любимых фильмов.
19.05.2012 в 17:41
Интересно, зачем был нарисован глаз на этой фотке: http://realt.onliner.by/files/2012/05/onliner_hand_20.jpg , это мессидж кому?
Во время просмотра фильма никогда его не замечал.
19.05.2012 в 17:46
прекрасный фильм и обзор что надо.......особенно про нашу проститутку Анну, действительно дававшей фору сотне стамбульских чикс
Гайдай пригласил тогда еще совсем мало кому известного 27-летнего Андрея Миронова.

ну вообще-то Миронов был уже широко популярен после вышедших фильмов "Три плюс два" и "Берегись автомобиля"
19.05.2012 в 17:54
Круто! Респект челу за работу. А фильм действительно лучший!
19.05.2012 в 18:33
Фильм супер!
19.05.2012 в 19:14
Очень стильное модернистское сочинское здание осталось, увы, неопознанным.


Так это ж и есть

двухэтажный объем с рестораном «Прибой» и кафе-мороженым.


Только сфотканный справа и без вывесок.
19.05.2012 в 20:30
Спасибо автору за проделанную работу. Очень интересно.
19.05.2012 в 20:36
Гасцініца падобна на "Магілёў" у Магілёве.
19.05.2012 в 20:41
Статьи Darriuss'а - единственное что осталось на онлаинере достойного внимания. Остальное - просто циничные вбросы ради количества посещений и комментиков срущей по любому поводу кирпичами школоты
19.05.2012 в 20:48
рыбалка где? хождение по воде
тема не раскрыта
19.05.2012 в 21:14
интересно спасибо!!!
19.05.2012 в 21:24
Супер, интересно было отчасти коснуться съёмки замечательной киноленты, настольгия детства в СССР
19.05.2012 в 21:42
Из книги Ю.Никулина "Почти серьёзно..."

Мою жену в фильме играла Нина Гребешкова, а Таня снялась в небольшой роли руководителя группы наших туристов. Воспользовавшись тем, что наш десятилетний сын Максим проводил летние каникулы с нами, Гайдай тоже занял и его в эпизоде. Максим снялся в роли мальчика с ведерком и удочкой, которого «Граф» (артист Андрей Миронов) встречает на острове. Максим с энтузиазмом согласился сниматься, но, когда его по двадцать раз заставляли репетировать одно и то же, а потом начались дубли, в которых Андрей Миронов бил его ногой и сбрасывал в воду, он стал роптать. Время от времени он подходил ко мне и тихо спрашивал:
— Папа, скоро они кончат?
«Они» — это оператор и режиссер. У оператора Максим все время «вываливался» из кадра, а Гайдай предъявлял к нему претензии как к актеру. Например, когда Миронов только замахивался ногой для удара, Максим уже начинал падать в воду. Получалось неестественно. Чувствовалось, что Максим ждал удара. После того как испортили семь дублей, Гайдай громко сказал:
— Все! В следующем дубле Миронов не будет бить Максима, а просто пройдет мимо.
А Миронову шепнул: «Бей, как раньше. И посильней».
Успокоенный Максим, не ожидая удара, нагнулся с удочкой и внезапно для себя получил приличный пинок. Он упал в воду и, почти плача, закричал:
— Что же вы, дядя Андрей?!
Эпизод был снят.

http://1001.ru/books/nikulin/issue256/
19.05.2012 в 22:49
очень интересно, спасибо
19.05.2012 в 23:34
рыбалка где? хождение по воде
тема не раскрыта
"ie8":

Там были какие-то здания ? Не забываем о теме раздела.

Статья отличная, как всегда.
19.05.2012 в 23:45
Клевая статья, автору респект
dilinx-у тоже =)
20.05.2012 в 0:26
автору спасибо за проделанную работу
20.05.2012 в 0:47
очень интересно!!!! +100
20.05.2012 в 1:26
а насчёт того как в фильме разрешили показать проституток и светличную без лифчика есть такая теория, что в конце фильма Гайдай вставил видео ядерного взрыва. цензоры посмотрели и сказали что типа делай что хош, но чтоб взрыва не было, а остальное на фоне него как то не так страшно смотрелось, вот и пропустили на экраны.
20.05.2012 в 1:27
Очень стильное модернистское сочинское здание осталось, увы, неопознанным.

Я опознал на ваших же фотографиях, только чуть ниже. Сравните снимок с 3 с конца. Одно и то же здание с разных ракурсов.
20.05.2012 в 1:32
ничего интересного
20.05.2012 в 1:54
Ни о чем
20.05.2012 в 8:41
ничего интересного
"Adventurer":

почему школота не спит ?
20.05.2012 в 8:45
Когда был в Бахчисарае, там почему-то утверждали что частично бриллиантовую руку там снимали, и непонятно кому верить теперь =)
20.05.2012 в 10:39
лучшая статья Darriussa за все время - минимум желчи, максимум фактов. Спасибо.
20.05.2012 в 11:41
Спасибо!
20.05.2012 в 11:46
согласна - занимательно очень)
20.05.2012 в 12:07
misha bmw, казалось бы, при чем тут бнв
20.05.2012 в 12:09
статья супер ! побольше бы таких статей...
20.05.2012 в 12:25
Занятная вышла статья. Спасибо.
Вот только насчёт фотоаппарата в руках Семён Семёныча... Это точно "Смена"? По стоп-кадру больше похоже на "ФЭД"
20.05.2012 в 14:13
рыбалка где? хождение по воде
тема не раскрыта
"ie8":


Рыбалка на скале Киселёва возле Туапсе (http://ru.wikipedia.org/wiki/Скала_Киселёва)
Как раз там был неделю назад:
http://lh4.googleusercontent.com/-SCrpLSIhV-I/T7jRcMb3FnI/AAAAAAAAD9U/R3gEq0CqPH0/s900/IMG_3371-37.jpg

http://lh3.googleusercontent.com/-hb3jnZJDSSM/T7jRcRcBuGI/AAAAAAAAD9Y/56NbwZM4jhc/s900/IMG_3322-62.jpg
20.05.2012 в 15:47
Как всегда, с удовольствием прочитал. Не знал про вырезанный фрагмент про иконы.
20.05.2012 в 15:57
да, судя по старым фотографиям, Сочи раньше был намного красивее, чем сейчас. Был там пол-года назад-город дерьмо.
20.05.2012 в 15:59
а фотоаппарат определенно ФЭД.
20.05.2012 в 18:19
Очень стильное модернистское сочинское здание осталось, увы, неопознанным.

Введите текст 01

Скорее всего это гостиница "горизонт"

Введите текст 02
20.05.2012 в 19:57
Действительно, эти сцены снимались в реальном сочинском ресторане. В 2002 или 2003 году нас возили на экскурсию в Красную Поляну. Не доезжая Адлера мы проезжали этот ресторан (у него было другое название, а не «Плакучая ива»), правда, он был в это время на реконструкции и сейчас он уже неузнаваем. А в фильме неоновую вывеску ресторана «Плакучая ива» нарисовали с помощью мультипликационных технологий того времени.
20.05.2012 в 20:24
если не ошибаюсь, у "Смены" небыло крышки на объектив.
20.05.2012 в 21:42
Отличные текст и фото, прочитал и посмотрел с удовольствием. А комедия - шедевр на все времена.
"Jurenja":

Лучше и не скажешь
20.05.2012 в 22:28
отличная статья..спасибо !
21.05.2012 в 1:43
vlf//
21.05.2012 в 9:12
Не думал, что Миронов такой молодой здесь.
Кстати "Schifo" (1 буква разницы) по итальянски- отвращение; чувство гадливости; чувство отвращения; брезгливость; гадость; дрянь
21.05.2012 в 9:20
Знал что многи сцены снимались в Баку, но Автор показал конкретно где. Сам бываю там примерно раз в 2 года. Респект за стаью, было занимательно читать.
21.05.2012 в 9:31
прочитал с интересом.
21.05.2012 в 10:04
отлично почитал. в понедельник утром - это то что надо!!!
21.05.2012 в 10:07
Обзор очень интересный! Спасибо!
21.05.2012 в 10:15
Очень интересно! Спасибо.
21.05.2012 в 10:42
Приятная статья. И фильм один из самых любимых. Но фотоаппарат точно не "Смена" - все Смены были "шкальные" специально посмотрел на сайте завода. А этот - "дальномерка". Это не "Киев" и не "Зорький". Немного похож на "ФЭД - 3", но до конца я не уверен. Возможно это вобще не "наш" фотик.
21.05.2012 в 11:47
Душевно
21.05.2012 в 12:54
интересная статья)
"iffer":

+10000000000050000000000000
21.05.2012 в 13:55
класс
21.05.2012 в 17:12
Звиняйте, коллега, тока фотает Горбунков С.С. ФЭДом али Зорким, никак не Сменой!
21.05.2012 в 20:22
Отличные текст и фото, прочитал и посмотрел с удовольствием. А комедия - шедевр на все времена.
"Jurenja":

+100500
21.05.2012 в 21:18
Звиняйте, коллега, тока фотает Горбунков С.С. ФЭДом али Зорким, никак не Сменой!
"MOISHA_P":


По поводу фотоаппарата, в том числе и многочисленным комментаторам выше. На хорошей копии фильма отчетливо виден логотип "Смены", как на этом аппарате: http://www.photocamera.biz/smena/6/img/01.gif
25.05.2012 в 14:45
Отличная статья, как и всегда!
Надо обязательно посетить Сочи и Баку.
28.05.2012 в 14:47
сразу несколько статей от одного блогера
статьи отличные
всегда интересно узнать новое о старом
30.05.2012 в 22:03
Занимательная статья. Спасибо, Darriuss, было интересно.