Достопримечательности Милана: что посмотреть за день

 
13 мая 2015 в 8:00
Автор: darriuss. Фото: Влад Борисевич
Автор: darriuss. Фото: Влад Борисевич

Уже в субботний полдень на миланской Пьяцца Дуомо шумит как улей огромная толпа. Тысячи русских и китайских туристов, вопреки кризису приехавших сюда на традиционные большие майские каникулы, делают незабываемые фотографии на фоне знаменитого беломраморного собора, шедевра итальянской готики. Их окружают еще более многочисленные торговцы зонтиками, браслетами и палками для селфи — непременный атрибут большого города. Элегантные заморские барышни устраивают спортивные забеги по дизайнерским бутикам на Монте Наполеоне, а на газонах у Кастелло Сфорцеско под вполне уже летним солнцем Ломбардии нежатся молодые и не очень итальянки. В Милане начинается высокий туристический сезон. Журналисты Onliner.by провели уик-энд в северной столице Италии и составили для вас свой гид выходного дня по городу.

Милан пользуется у счастливых обладателей синего паспорта с золотым тиснением и «шенгеном» внутри непреходящей популярностью. Конечно, в Вильнюсе и Белостоке, Варшаве и Риге белорусы бывают куда чаще, но из крупных западноевропейских городов со столицей Ломбардии могут сравниться разве что Рим, Барселона и Париж. Здесь нет такого количества античных руин и барочных церквей, романтической атмосферы, воспетой Хемингуэем, и знойного южного моря — Милан собирает свою немалую толику внимания приезжих совершенно другим.

Попасть сюда очень легко. Махнув на прощание серебряным крылом Минску, Вильнюсу, Киеву или Варшаве, уже через два с половиной часа наши соотечественники оказываются в одном из миланских аэропортов — Мальпенса или, что случается в последнее время все чаще, в аэропорту соседнего города Бергамо, этом логове Ryanair и Wizzair, крупнейших европейских лоукостеров. А еще через час их уже встречает главный вокзал города, Милано Чентрале, и это тот самый случай, когда знакомство с местной архитектурой может с самого начала шокировать привыкших к куда более скромным урбанистическим масштабам белорусов.

Милан-Центральный — один из лучших сохранившихся образцов того уже вымершего жанра великих вокзалов-дворцов, создававшихся по всему миру в эпоху расцвета железнодорожного транспорта. Главный городской долгострой первой трети XX века, он, по сути, обязан своим существованием и внешним видом Бенито Муссолини, мечтавшему о Новой Римской империи и решившему сделать «Чентрале» ее витриной.

Задуманный еще в начале XX века (задолго до прихода итальянских фашистов к власти), миланский вокзал в конечном итоге стал, возможно, главным в стране архитектурным символом их торжества. Гаргантюанские размеры с боковыми фасадами, уходящими в бесконечность, величественный имперский декор со смотрящими тебе в душу орлами и львами заставили бы позавидовать многих диктаторов первой половины этого страшного столетия. Архитектура, которой не откажешь в тоталитарности, свойственной эпохе, и при этом несомненный шедевр ар-деко из тех, что входят в учебники.

От Милано Чентрале в центр уходит широкая Виа Виттор Пизани. Здесь Милан напоминает, скорее, Берлин с его конторскими зданиями в стиле «квадратиш, практиш, гут». По правую руку остается напоминающая зубило высотка «Пиреллоне» («Башня Пирелли»), некогда штаб-квартира известного итальянского шинного гиганта и главный городской небоскреб XX века. Сейчас за ним в районе Порта-Нуова выросли кварталы современных стеклянных башен, свидетельство новой эры в истории мегаполиса, о котором мы расскажем отдельно.

Добраться до исторического центра города можно и на метро: в Милане существует его довольно развитая система из четырех веток, причем самый свежий участок одной из них — до известного стадиона «Сан-Сиро» — открылся аккурат к «Экспо-2015». Здесь, конечно, как и почти повсюду в Европе, нет архитектурных шедевров в стиле советских метрополитенов, все строго функционально, зато любителей высоких транспортных технологий должны порадовать автоматические поезда, передвигающиеся без помощи машинистов. Ехать в начале состава, наслаждаясь видом тоннеля, бесценно.

Но настоящим транспортным символом столицы Ломбардии является, безусловно, трамвай, появившийся тут еще в 1880-е годы. К настоящему моменту Милан является одним из самых «трамвайных» городов Европы. Свыше 115 километров путей, 19 линий, включая даже выходящие за пределы города, и потрясающе разнообразный вагонный парк, где с трамваями 1920-х годов (оказывается, при должном уходе они могут служить веками) соседствуют суперсовременные составы, особенно контрастно выглядящие рядом со средневековыми руинами.

Впрочем, желающие сэкономить трудовые евро могут передвигаться на собственных ногах: все основные достопримечательности находятся в пешей доступности друг от друга. От Милано Чентрале до Пьяцца Дуомо 20—30 минут ходьбы в зависимости от ее интенсивности. По пути вы форсируете сначала бывшую стену ренессансного города, вдоль которой сейчас создана система бульваров с несколькими сохранившимися городскими воротами, напоминающими небольшие триумфальные арки.

Милан имеет привычную минчанам радиально-кольцевую структуру, исторически сложившуюся еще со времен Средневековья. В пределах ренессансных стен XV—XVI веков туриста ждет архитектурная эклектика. В конце Второй мировой войны город, бывший частью Итальянской социальной республики Муссолини и фактически оккупированный немецкими войсками, подвергался ожесточенным бомбардировкам авиацией союзников. Мало крупнейшему промышленному центру страны не показалось.

В результате послевоенного восстановления роскошные доходные дома XIX века в Милане соседствуют с неоклассикой и функционализмом 1920—1930-х годов, а та — с типичной административной и жилой застройкой 1950—1970-х, частью стилизованной под старину, частью откровенно модернистской.

У Милана, возникшего еще в период античности под названием Медиоланум, существовало и еще одно кольцо укреплений — средневековое. Как это часто водится в крупных европейских городах, оно стало жертвой их последующего бурного роста и сейчас сохранилось в лучшем случае лишь частично. В Милане сохранившийся фрагмент фортификации XIII века по дороге от центрального вокзала к Пьяцца Дуомо можно найти в начале Виа Манцони — это городские ворота и небольшой кусок стены, когда-то окружавшей город.

Уютного средневекового города с узкими кривыми улочками, малоэтажной средневековой застройкой и небольшими площадями, над которыми доминируют церкви, в Милане не существует. Эта история — не про столицу Ломбардии. Выросший в исторической перспективе в центр крупного и наиболее промышленно развитого региона страны, Милан многое приобрел, но многое и потерял.

О совсем уж давнем прошлом здесь напоминают лишь чудом уцелевшие античные руины, по своим масштабам, конечно, никак не сравнимые с римскими. Остатки амфитеатра времен Медиоланума и фрагменты императорского дворца Константина I — самые значительные из них. Впечатлить они могут разве что настоящих любителей эпохи да историков христианства. К примеру, именно в этом дворце Константин I подписал так называемый «Миланский эдикт», фундаментальный документ, гарантирующий свободу религиозных убеждений в империи. Именно отсюда, с этих скромных руин фактически началась история христианства как основной религии Европы. Здесь находится та точка бифуркации, после прохождения которой мир стал таким, каким видим его сейчас все мы.

Из всех средневековых миланских зданий лучше всего уцелели, как это чаще всего и бывает, церкви. Гражданские постройки приходили и уходили, росли в высоту и уступали свое место более современным сооружениям, церкви же как сакральные символы чаще всего оставались неприкосновенными, разве что меняя фасады в соответствии с архитектурными вкусами той или иной эпохи. Римского изобилия храмов, когда их счет идет на сотни, в Милане вы не найдете, но ценители культового зодчества все равно останутся довольны.

Важнейшими из них являются две великие базилики: Лаврентианская (Сан-Лоренцо-Маджоре) и Амброзианская (Сант-Амброджио). Эти храмы, несмотря на поздние архитектурные наслоения, в основе своей — еще античные свидетели той эпохи, когда христианство только начинало свой триумфальный путь сначала по Европе, а потом и по всей планете. Перед вами, пусть и за более современными фасадами, стоит рубеж IV—V веков нашей эры.

Но куда большей популярностью у туристов пользуются даже не они, а значительно более новая (конец XV века) и скромная церковь Санта-Мария-делле-Грацие при доминиканском монастыре в западной части города. Именно здесь, в церковной трапезной в 1498 году художник по имени Леонардо из городка Винчи близ Флоренции создал фреску, запечатлевшую последний ужин Христа со своими учениками. За этим ничем не примечательным фасадом находится «Тайная вечеря» — одно из величайших художественных произведений в истории человечества. На экскурсии сюда лучше записываться заранее.

Главным же храмом Милана является Дуомо, кафедральный собор на одноименной площади в сердце города, беломраморный шедевр пламенеющей готики, главный ее итальянский образец и один из крупнейших христианских храмов мира.

Буйство колонн, шпилей, контрфорсов, аркбутанов, пинаклей, скульптур реалистичных и скульптур фантазийных, бесконечно сложный фасад, при взгляде на который бегут мурашки по коже не только от общего художественного эффекта, но и от мысли о том, каких трудов на протяжении многих столетий человеку стоило создать все это. Строительство миланского Дуомо продолжалось почти 600 лет, с 1386-го, когда свою империю еще создавал Тамерлан, и до 1965-го, когда человек уже вовсю осваивал космическое пространство.

Окружающая собор Пьяцца Дуомо (Кафедральная площадь) лучшим образом символизирует присущую Милану архитектурную эклектику. Здесь готический колосс соседствует с Палаццо Реале (Королевским дворцом) XVIII века. Их окружает пышная эклектика доходных и конторских зданий века XIX, среди которых центральное место занимает галерея Витторио Эммануэле II — старейший и, возможно, самый роскошный торговый пассаж всей страны.

И здесь же Пропилеи времен Муссолини (1937 год) и модернистские высотки. Миланское своеобразие как оно есть.

Более того, в 1950-е годы архитекторы (и миланские городские власти) не постеснялись выстроить в непосредственной близости от Кафедральной площади один из первых городских небоскребов. Многие считают его самым уродливым зданием Милана, но 100-метровая Torre Velasca получилась столь своеобразной, что уже стала неотъемлемой частью городского силуэта.

От Пьяцца Дуомо начинаются и две главные пешеходные улицы Милана, формирующие своеобразную изогнутую ось его центра. Торговая Корсо Витторио Эммануэле открывает собой тот самый модный район, знаменитый на весь мир. Здесь сконцентрированы более-менее демократичные магазины, но в непосредственной близости находятся и Виа Монте Наполеоне, и Виа делла Спига, полностью отданные во власть дизайнерских бутиков.

В противоположную от Кафедральной площади сторону уходит Виа Данте. Практически всегда заполненная толпой туристов и фриков, эта улица ведет ко второй по значению после Дуомо достопримечательности Милана — Кастелло Сфорцеско, ренессансному замку семьи Сфорца, правившей в городе в XV — начале XVI века.

В свое время бывшая одной из крупнейших цитаделей всей Европы, Кастелло Сфорцеско ныне превращена в целый набор музеев с единым входным билетом. Замок, некогда вдохновивший итальянских архитекторов московского Кремля (обратите, например, внимание на форму зубцов его крепостных стен), сейчас полностью отдан во власть бесчисленных туристов.

За замком разбит парк Семпионе, крупнейший в центральной части города. Здесь туристов тоже вдоволь, но еще больше обычных миланцев, по-европейски либерально расположившихся на газонах, загорающих, занимающихся воркаутом, наслаждающихся видом на Кастелло и на Арку мира, поставленную в честь наполеоновских завоеваний. Никакого пива, никаких мангалов, никакого нормального человеческого отдыха в нашем понимании. Может, поэтому находиться здесь так комфортно.

Город «Тайной вечери», высокой готики, древних храмов и ренессансного замка, крупного капитала и модных бутиков, стеклянных небоскребов и исторических палаццо, домашних тратторий и мишленовских ресторанов, Милан — еще и город большой культуры. Десятки музеев на любой вкус, включая выдающийся Музей науки и техники имени Леонардо да Винчи, наконец, один из самых известных мировых театров оперы и балета, «Ла Скала», скрывающийся за скромным фасадом, выходящим на площадь того же имени. Милан может дать вам все, что вы пожелаете, — и это на самом деле довольно редкий случай среди всего разнообразия европейских городов.

И нет никакой разницы, можете вы позволить себе президентский сьют в отеле Principe di Savoia за €11 тыс. или койку в привокзальном хостеле за €11, — здесь вы определенно найдете себе занятие по интересам. Всего в двух с половиной часах полета от Минска находится одна из столиц Европы…

…И одна из модных столиц всего мира. В пятницу мы расскажем вам об особенностях миланского шопинга.

Миланский цикл Onliner.by:
Чем Беларусь удивила мир. Репортаж Onliner.by из Милана, где стартовала крупнейшая выставка достижений стран — «Экспо-2015»

Чем мир удивил Беларусь: репортаж с главного мирового события года — выставки «Экспо-2015»

Жизнь как открытка: минчанка после иняза уехала в Италию и ведет бизнес в окрестностях элитного курорта Комо

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by