Чем мир удивил Беларусь: репортаж с главного мирового события года — выставки «Экспо-2015»

 
08 мая 2015 в 8:00
Автор: darriuss. Фото: Влад Борисевич, archdaily.com
Автор: darriuss. Фото: Влад Борисевич, archdaily.com

145 участвующих стран, десятки тематических и корпоративных павильонов, €2,5 млрд на строительство, 20 млн посетителей, коррупционные скандалы и беспорядки анархистов — все это главное (после Олимпиад и чемпионата мира по футболу) событие последних пяти лет истории Земли, Всемирная выставка в Милане. В понедельник мы рассказывали вам о том, чем на этой грандиозной ВДНХ старалась удивить мир Беларусь. Сегодня настала очередь миру удивлять журналистов Onliner.by. Планете это удалось: «Экспо-2015», безусловно, из тех событий, которые запоминаются на всю оставшуюся жизнь.

Оказавшись в Милане аккурат к открытию Всемирной выставки, мы несколько наивно предполагали, что весь город будет жить предвкушением именно этого события, к которому столица Ломбардии и всей Северной Италии готовилась целую пятилетку. Реальность оказалась прозаичнее: яркая символика «Экспо-2015» действительно украсила главные миланские небоскребы, городские трамваи и поезда подземки, флаги стран-участниц бесконечными рядами стояли вдоль Виа Данте и Корсо Витторио Эммануэле, основных пешеходных променадов исторического центра города, но особенного «предвыставочного» ажиотажа среди фланирующей по нему публики не наблюдалось.

Европейские и азиатские модницы все так же невозмутимо заходили в роскошные бутики на Монте Наполеоне, знойные сыны Бангладеш торговали палками для селфи у театра «Ла Скала», а на Пьяцца Дуомо и у Кастелло Сфорцеско бродили громадные толпы гостей города: в Милане начинался очередной высокий туристический сезон.

Даже на следующий день, первомайским утром, когда «Экспо» и начинала свою полугодовую работу, поезда по новенькому отрезку первой ветки миланского метро, построенному специально к выставке, шли полупустыми.

Метро — самый удобный способ добраться из центра Милана до Всемирной выставки. Единственный нюанс: станция Rho Fiera Milano (и территория «Экспо») фактически расположена в соседнем городе Ро, и вместо обычного билета за €1,5 вам придется приобрести пригородный, заплатив на целый евро больше.

Посещение выставки обойдется куда дороже, ведь, в отличие от советских ВДНХ, всемирные «Экспо» — это, как принято в капиталистическом мире, коммерческие мероприятия. Стандартный билет на фиксированную дату обойдется в €34, на дату открытую (если вы не определились со сроками своей поездки) — чуть дороже, в €39. Семейные, детские «тикеты», билеты для пенсионеров, двух-, трехдневные абонементы, разумеется, дешевле (в расчете на однодневное посещение). Есть даже специальное предложение для фанатов — абонемент на весь срок работы «Экспо». За 115 трудовых евро вы сможете посещать выставку хоть каждый день на протяжении всего полугода ее работы.

Официальное открытие Всемирной выставки — 2015 состоялось в первомайский полдень. Премьер-министр Италии Маттео Ренци сказал все положенные случаю речи, папа римский Франциск вышел с приветственным словом на онлайн-связь прямо из Ватикана, над головой первых гостей выставки стремительно пронеслись самолеты пилотажной группы Frecce Tricolori, а где-то в это же время в Милане резвились анархисты, поджигая машины ни в чем не виноватых итальянцев и расстреливая витрины крупных банков. Гражданские беспорядки — событие, конечно, малоприятное, но оно достаточно ярко отразило неоднозначное отношение к мероприятию в местном обществе.

На подготовку «Экспо» у страны было целых пять лет (предыдущая Всемирная выставка состоялась в 2010-м в Шанхае), но итальянцы отнеслись к ней с расслабленностью, присущей их менталитету. Грандиозное строительство (Италия потратила на него €1,3 млрд, еще больше миллиарда в общей сложности вложили страны-участницы) сопровождалось громкими коррупционными скандалами, столь свойственными этой стране. Но даже колоссального бюджета оказалось недостаточно, чтобы закончить все работы в срок.

В начале апреля, когда до официального открытия оставался месяц, главная миланская газета La Repubblica сообщала, что только 9% всех павильонов сданы в эксплуатацию. За две недели до заветного Первомая на территории выставки еще вовсю шли строительные работы, лился бетон, а башенные краны перемещали грузы. Открытие «Экспо» в положенный срок было под большим вопросом, но, применив столь знакомую белорусам по «Дожинкам» штурмовщину, организаторы все же в основном со своей задачей справились. Конечно, следы великой стройки капитализма встречались нам на каждом углу, но практически все главные павильоны работали, а к середине дня, даже несмотря на отвратительную погоду, на выставку массово подтянулся и народ.

Первая «Экспо» состоялась в Лондоне еще в 1851-м. С тех пор прошло 164 года, и, хотя формат мероприятий внешне остался прежним (различные страны демонстрируют городу и миру свои экономики и культуры), концептуально их смысл к XXI веку, конечно, изменился. Это уже не классическая выставка достижений народного хозяйства, где Советский Союз показывал роторные жатки по соседству с луноходом, а США — персональные компьютеры, Pepsi и огромные Cadillac. Сейчас это выставка технологий, зачастую пока еще концептуальных, которые в будущем смогут (а может быть, и не смогут) изменить жизнь человечества к лучшему.

Организаторы ныне пытаются максимально исключить возможность даже малейшего идеологического противостояния. Это в 1889 году считалось нормальным, что французы строят в Париже Эйфелеву башню, чтобы заткнуть за пояс англичан, а в 1937-м советский павильон с «Рабочим и колхозницей» на верхушке соревнуется с украшенным имперскими орлами германским в важном вопросе, чья постройка монументальнее. Сейчас «Экспо» (по крайней мере внешне) создает впечатление того, что наша планета идет единым фронтом к новым горизонтам. В данном случае — к пищевым.

«Накормить планету. Энергия для жизни» — такой стала тема Всемирной выставки 2015 года. Каждая из 145 стран и десятков участвующих компаний и международных организаций, руководствуясь этими громкими тезисами, представила свое видение решения проблем голода и переедания, здорового питания и новейших пищевых технологий. Большинство из них воспользовались представленной возможностью сделать это в актуальной, порой даже чересчур модной архитектурной оболочке.

Миланской «Экспо» достался узкий участок земли длиной в 3 км и общей площадью 1,1 кв. км. Такой формат территории заставил разработчиков генерального плана выставки сделать очевидный выбор в пользу организации пространства. Вдохновлялись они при этом древнеримскими городами, чьи главные улицы (Кардо) тянулись обычно с севера на юг и пересекались в районе основной площади с перпендикуляром оси «восток — запад» (Декуманус).

Все основные международные павильоны выставки выстроились вдоль местной Кардо — это широкий пешеходный проспект длиной в 2 км, накрытый от осадков и жаркого летнего солнца легкими конструкциями.

Декуманус заняли главный итальянский павильон, а также павильоны итальянских компаний и провинций. Эти главные оси завершаются важными общественными зданиями: «Экспоцентром», «Озерной ареной», открытым театром и насыпным холмом, с которого открываются панорамные виды на выставочную территорию. По периметру ее окружают водный канал и зеленая рекреационная зона, где, помимо прочего, устроены детский парк и «Парк биоразнообразия», где в течение ближайшего полугода предполагается выращивать растения со всего мира.

Встречает гостей так называемый «Павильон Зеро». Здесь за порталом, напоминающим фильмы об «Индиане Джонсе», всех посетителей знакомят с тематикой выставки, рассказывая историю человечества через его отношения с едой.

54 из 145 стран-участниц (наиболее заметными из проигнорировавших «Экспо» государств стали Австралия, Украина и Латвия) смогли позволить себе построить отдельные павильоны. Разумеется, их масштаб зависел от размеров страны и успешности местной экономики. Белорусский павильон, обошедшийся государству, по некоторым оценкам, в €4,5 млн, размерами не выделялся, но зато брал необычным архитектурным решением, что не преминули отметить проходящие мимо туристы. Уголок белорусского толкиеновского Шира в землях Ломбардии (а может, это были аллюзии на партизанские землянки) пользовался популярностью у мастеров спортивного селфи.

Деревенская хата Румынии, бамбуковый лес Вьетнама, непальские пагоды, сказочные пустынные замки Катара или Омана (последний привез с собой даже настоящие пальмы) добавляли выставке национального колорита.

Но бо́льшая часть остальных стран предпочли отдать должное модной архитектуре вне этнического подтекста. «Экспо-2015» действительно получилась раем для архитектурных гурманов. Сюда им обязательно стоит приехать, даже если их вообще не волнуют проблемы голодающих африканских детей или выращивания еды в пробирке.

Особенной популярностью при этом у авторов павильонов пользовалось дерево, вновь оказавшееся на передовой архитектурной моды. Словения с ритмикой трапециевидных объемов, Чили с деревянным параллелепипедом-решеткой, установленным на колонны, набор кубиков Эстонии или футуристический французский «Рынок» — десятки зданий утвердили дерево как самый актуальный и дружелюбный к экологии (прежде всего из-за своей возобновляемости) строительный материал.

Многие страны (в основном, конечно, так называемого «третьего мира») не смогли найти достаточно энтузиазма, фантазии и прежде всего финансовых средств на собственные павильоны. Для них организаторами выставки были сформированы девять специальных кластеров, где такие государства объединялись по принципу климата или производимой там пищевой продукции. Так, Бангладеш, Камбоджа и Лаос попали в кластер «Рис», Йемен, Уганда и Эфиопия — в «Кофе», Мавритания, Палестина и Сомали — в «Зону засухи» и так далее.

Как раз в подобных странах живут те самые сотни миллионов землян, которых «Экспо-2015» призывает накормить, но, по иронии судьбы, именно их павильоны, несмотря на физическую готовность к эксплуатации и миниатюрные размеры, не сочли нужным или возможным открыться. Мы, кипя желанием, так и не смогли узнать про развитие сельского хозяйства в Того или о биоразнообразии природы солнечного Гаити, что лишний раз подчеркивает заинтересованность таких государств во внимании международного сообщества.

Самый неожиданный из африканских павильонов при этом представила Ангола. Масштаб сооружения, его высокотехнологичная начинка уровня крупной страны «золотого миллиарда» заставили задуматься о том, сколько карат алмазов пришлось этой стране реализовать, чтобы не сесть в лужу перед всей планетой.

При этом вызывающим контрастом с этим шиком нуворишей выглядят павильоны куда более зажиточных и экономически успешных стран. Например, Малайзия ограничилась тремя небольшими корпусами в форме орехов, а Монако и вовсе представила конструкцию из морских контейнеров, внутри которой находилась серия загадочных инсталляций из фанерных ящиков.

Впрочем, большинство крупных стран представили на Всемирной выставке действительно большие, серьезные павильоны, каждый из которых обошелся им в €20—30 млн. Почти все из них сконцентрированы в дальнем конце территории выставки, и это тот случай, когда от безумства (в хорошем смысле) современной архитектуры к тому времени уже начинаешь уставать и обращаешь внимание прежде всего на ее содержание.

Как выглядит стандартный павильон «Экспо» небольшой или небогатой страны изнутри? Скорее всего, это несколько залов, где представлены в той или иной мультимедийной форме природа, традиции, культура этого государства в контексте «пищевой» тематики выставки. Все это зачастую сопровождается ресторанчиком национальной кухни, где, если повезет, можно наткнуться на ее бесплатную дегустацию, и магазином с сувенирами разной степени аутентичности и китчевости. Такое однообразие быстро надоедает, душа определенно требует wow-эффекта.

Надежнее всего искать его в выставочных представительствах одной из стран «Большой семерки», Китая или России. При этом надо быть готовым отстоять на входе туда настоящую очередь, ведь бо́льшая часть посетителей руководствуется той же логикой. Соединенные Штаты Америки далеко не потрясают архитектурными изысками, но вместо этого представляют на суд публики новомодную концепцию Food 2.0 («Еда 2.0») прямиком из Кремниевой долины.

Что такое Food 2.0, проще всего объяснить на примере классического американского гамбургера, который можно считать полноценным пищевым символом страны. Представьте себе горячий сочный бургер, который выглядит как бургер, пахнет как бургер и даже на вкус подозрительно напоминает бургер, но который при этом создан вовсе без участия коровы. Разумеется, для получения такого парадоксального результата никаких достижений химической промышленности не используется, хотя в определенном смысле этот горячий сочный бургер создан в высокотехнологичных лабораториях Калифорнии.

Суть идеи заключается в превращении дешевой биомассы в привычную нам еду минуя посредников в лице животных. Еда при этом благодаря правильному подбору сложных компонентов должна получиться столь же вкусной, но куда более дешевой (при условии ее массового производства) и полезной для организма.

Подходящее для реализации процесса сырье выращивается прямо тут же, на внешней стене американского павильона, где устроена вертикальная ферма, каждый сегмент которой посвящен одному из полезных растений, подаренных нам матушкой-природой.

Судя по количеству «пищевых» стартапов в Кремниевой долине, у энтузиастов-биохимиков и инвесторов есть уверенность, что за подобной идеей светлое будущее, но оценить ее лично вам придется лишь теоретически. Пока бургер 2.0, как будто сошедший со страниц фантастических романов, доступен лишь в Калифорнии, а в городке Ро под Миланом придется довольствоваться его «аналоговым» вариантом из невинно убиенной, но по-прежнему такой вкусной коровы.

Большинство остальных стран «первого мира» столь разработанных концептов не представили. Более того, некоторые из них вовсе отказались от традиционных мультимедийных презентаций в пользу абстрактных инсталляций, в которые, тем не менее, вложен «Большой Смысл». Например, британский художник Вольфганг Баттресс придумал для своей страны идею пчелиного улья.

Гость павильона, проходя через луг с дикорастущими медоносными травами, оказывается в кубической конструкции высотой 14 м, собранной из 170 тыс. отдельных алюминиевых компонентов. Пульсирующие светодиоды в центре инсталляции передают активность реального улья в окрестностях Ноттингема, где установлен специальный акселерометр. По мнению автора проекта, улей в нем метафорически сравнивается с Землей, а пчелы — со всеми нами, ее жителями. Обдумать эту мысль можно за стаканчиком виски в расположенном тут же баре.

Конечно, проблему продовольственной безопасности планеты подобный павильон никак не решает, но зато он чрезвычайно эффектен и приносит немалое эстетическое удовольствие публике.

Что-то похожее придумали и австрийцы с концепцией «Дыши, Австрия». Темой их павильона стал обычный чистый воздух как важнейший компонент здоровой пищи и успешного существования человека. За бетонной внешней оболочкой скрывается воссозданный австрийский лес, выделяющий, по расчетам авторов, 62,5 кг кислорода каждый час, что достаточно для полноценной жизни 1800 человек. Никаких пафосных выставок, высокотехнологичных арт-инсталляций и разработанных в лабораториях учеными проектов «как накормить всех» — лишь чистая идея, символ, необычный, а потому остающийся в памяти.

Тягу к внешним эффектам удовлетворит павильон Японии, только приготовьтесь потратить на него как минимум полтора часа своего времени. Сначала вас ждет очередь страждущих, а затем серия из нескольких залов, в каждом из которых вам будет предложено интерактивное шоу или арт-перформанс. Проблема остается в том, что свободно покинуть зал вам не удастся: японцы буквально не выпускают из него, пока вы не насладитесь представлением от начала и до конца.

Справедливости ради, по сути, насильственное приобщение к японской культуре вам, скорее всего, понравится, а доброжелательные девушки лишат вас остатков всяких сомнений. Чрезвычайно эффектное путешествие через технологическую вселенную, а затем сквозь символический «фонтан информации» было создано японскими студиями Nendo и Teamlab.

Китайцы в этот раз создали потрясающе стильный павильон, объединивший в себе и мотивы традиционной китайской архитектуры, и современные технологии ее реализации. Здесь вас также ждет немаленькая очередь, а внутри — интерактивные презентации различных китайских провинций и мультимедийная инсталляция, вдохновленная знаменитой «Терракотовой армией» в Сиане.

За футуристическим деревянным фасадом французского павильона скрывается традиционный крытый рынок — символ пищевой культуры страны. Вся богатейшая кухня Франции — в разнообразных символах и образах под одной крышей. Ресторанчик и брассери позволят вам оценить ее в полной мере.

Главный национальный павильон миланской «Экспо», Palazzo Italia — белоснежный дворец государства-организатора высотой 35 м с фасадом, имитирующим переплетение деревьев. Здание облицовано специальными биодинамическими панелями, которые будут улавливать загрязнения в воздухе и трансформировать их в инертные соли, тем самым оздоровляя общую атмосферу вокруг.

Palazzo Italia и сопровождающие его небольшие павильоны итальянских регионов были закончены в последний момент, и внутри это хорошо чувствуется. Впрочем, вся технологическая начинка функционирует в полной мере, что в некоторых залах позволит ощутить себя внутри детского калейдоскопа.

Сколь-нибудь внимательно осмотреть всю экспозицию Всемирной выставки за один день совершенно невозможно. Вам придется выбирать или особенно интересующие вас страны, или брать абонемент на два-три дня. При этом надо быть морально готовым, что ваше внимание будут постоянно отвлекать многочисленные рестораны и магазины, парковые и прогулочные зоны, презентации, дегустации, национальные шествия, фотографирования, наконец, братания с людьми самых экзотических национальностей и внешнего вида.

Вы даже сможете посетить павильон Future Food District — продуктовый супермаркет будущего, где каждый из представленных продуктов в количестве полутора тысяч наименований сопровождается монитором с полной информацией о его происхождении и составе. Здесь фрукты из ящиков на прилавок перекладывает робот, а специальный плоттер рисует на фасадах павильона разнообразную информацию о его посетителях, включая даже их лица. Магазин будущего работает уже сейчас: все продукты внутри продаются.

Мы провели на «Экспо-2015» шесть часов, но так и не нашли для себя ответа на вопрос, что же такое Всемирная выставка. Знаменитый швейцарский архитектор Жак Херцог, спроектировавший стадион «Альянц-Арена» в Мюнхене и Олимпийский стадион Пекина, назвал ее «ярмаркой тщеславия». Британский художник Вольфганг Баттресс, ставший автором британского павильона, заявил: «Накормить планету — это, конечно, благое дело, но как оно соотносится со строительством десятков павильонов, каждый из которых стоит миллионы евро? В этом есть противоречие и горькая ирония».

Поможет ли «Экспо-2015» заработать итальянцам планируемые €5 млрд, посетят ли ее 20 млн человек, а главное, принесет ли она хоть какую-то реальную пользу человечеству, покажет лишь время. Другой вопрос, что, несмотря на связанные с ней скандалы и протесты, на сугубую теоретичность многих представленных технологий и связанных с ней размышлений о будущем планеты, Всемирная выставка остается редчайшим мероприятием, где по-прежнему можно ощутить пульс всей Земли.

Любите ли вы современную архитектуру или вкусно отобедать, прикоснуться к научным достижениям со всего мира или пообщаться с гражданами сотен стран, на «Экспо-2015» вы сможете с удовольствием сделать все это.

Добраться до Милана сейчас очень легко. Туда летает и национальная авиакомпания «Белавиа», и лоукостеры из сопредельных стран. Следующая Всемирная выставка пройдет только в 2020-м в Дубае, а в Европу она вернется еще очень нескоро. Тем более что в Милане и без «Экспо» есть что посмотреть и чем заняться. Об этом читайте на следующей неделе.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by