«Когда выгружали из машины, люди бежали посмотреть». Рассмотрели в деталях самую брутальную скульптуру Минска

Источник: Надежда Конон. Фото: Александр Ружечка, коллаж: Максим Тарналицкий
13 596
01 мая 2025 в 8:00

На стыке проспекта Победителей и улицы Немиги есть барельеф, который можно назвать одной из самых узнаваемых скульптур Минска. Решительно идущие вперед люди, слово solidarity над головами. В праздник, который известен еще и как День солидарности трудящихся, Onlíner поднял голову вверх, рассмотрел композицию в деталях, поговорил со скульптором, автором барельефа Анатолием Артимовичем и узнал, о чем и как создавалась эта работа.

Многие минчане уже настолько привыкли к этому барельефу в центре города, что перестали его замечать. А вот иностранцы делают селфи на его фоне, да и вообще в последние годы масштабная скульптура внезапно обрела популярность в Instagram и TikTok. Этот объект нередко попадает в подборки брутальных сооружений времен СССР.

А в одном американском сериале монумент посчитали отличной декорацией для минского спецзадания агента ЦРУ. Пришло время и минчанам узнать побольше про эту скульптуру.

Скриншот из сериала «Агентство» (США, Франция): 9-я серия, 24-я минута. За подсказку этого факта спасибо Ивану Артимовичу

«Нужно было визуально укрепить угол улиц скульптурой»

Сейчас эта минская улица называется проспектом Победителей. Если отмотать ее историю, как кинопленку, назад, постепенно доберешься до 1960-х. Тогда только создавалась Парковая магистраль — важная для столицы артерия.

Дом моделей (сейчас здание прописано по проспекту Победителей, 1) сдали в начале 1968 года.


Поначалу торцевой фасад новостройки был пуст как холст — это можно увидеть на первых фотографиях объекта.

На снимках, сделанных позже, здесь уже различимо белое рельефное панно. По информации архитектурной онлайн-энциклопедии Photobuildings, работа была «утрачена» в 1977—1978 годах, большей ясности насчет ее судьбы мы не нашли.

Барельеф «Солидарность» появился на здании в 1979-м. Скульптор — Анатолий Артимович, художник-монументалист — Анатолий Яскин. Архитектором называют Василия Геращенко, который, похоже, работал над самим зданием Дома моделей.

К моменту создания этого масштабного объекта Анатолий Артимович был уже известным скульптором. Он — автор знаменитой «Звезды» для главного входа в Брестскую крепость, соавтор «Кургана Славы».


Анатолий Ефимович вспоминает, как получил заказ на скульптуру на Парковой магистрали:

— Незадолго до этого я вернулся из Казахстана, где выполнял большую задачу. В Беларуси, дома, пока еще сидел без дела. Но в то же время я был членом архитектурного совета — мы принимали работу у монументалиста Анатолия Яскина. Почему-то дело не шло, и остальные члены совета решили, что надо «укрепить коллектив». Так я занялся этим проектом. 

Задание было таким: визуально закрепить угол улиц скульптурой. Что именно там должно появиться, никаких установок не было, уверяет автор «Солидарности». Работу скульпторов курировали Геннадий Барташевич (от Мингорисполкома) и Иван Антонович (от Мингоркома КПСС), но палки в колеса никто не вставлял.


Выбор покупателей
Onlíner рекомендует
мобильный фотопринтер, термосублимационный, цветной, формат 50x76 мм, разрешение 313x400 dpi
мобильный фотопринтер, прямая термопечать, цветной, формат 62x46 мм, разрешение 800x600 dpi

«Тему солидарности нам никто не насаждал, она созрела»

В те времена скульптор Артимович был под впечатлением от международных новостей. Например, от «чилийских событий» (переворот 1973 года в Чили), революции на Кубе (случилась раньше, в 1953—1959).

— Целый сонм явлений, событий — все они прорывались через нашу душу, наши сердца. Так что никто нам тему «Солидарности» не насаждал, она созрела. Мы с удовольствием взялись за работу, — вспоминает Анатолий Ефимович.



Ваяли в новой мастерской, которую скульптор тогда только получил. Она и по сей день находится неподалеку от торгового дома «Рига», что на Сурганова. Сейчас там работает Иван, сын Анатолия, тоже скульптор.

— Помещение было еще совершенно пустое, с хорошим светом. Так что я наслаждался процессом. Рабочая модель была большая, размером с двуспальную кровать: сначала мы сделали ее из пластилина, а потом уже в гипсе.


Гипсовая модель «Солидарности» сохранилась. Возможно, Артимовичи однажды покажут ее минчанам на выставке.

На барельефе можно насчитать 19 человек. В их образах угадываются люди разных национальностей. Сегодня Анатолий Ефимович уже не может вспомнить каждого персонажа. Зато дает пищу для наших собственных размышлений и догадок.


— Там есть образы, символизирующие чилийцев, вьетнамцев, испанцев, кубинцев, индийцев, африканцев… Это рабочие разных стран, да не просто рабочие, а иногда даже вооруженные. Мы передавали солидарность людей, дух нашего времени.

Некоторые образы собеседник конкретизирует. Женщина с ребенком на руках — Палестина. Мужчина, сжавший правую руку в кулак, — кубинец. О последнем так и хочется воскликнуть: «Да это же Фидель!»



Угадываются и некоторые профессии. Например, мужчина с налобным фонарем — шахтер.

— Были ли какие-то реальные люди, с которых вы «писали» эти портреты? Может, вы приглашали натурщиков?

— Современный художник очень мало пользуется натурой. Больше — своим воображением и смыслами, желанием попасть в правду, а не заштамповаться, — отвечает Анатолий Артимович.


В правой части монумента виднеется слово solidarity. Под ним — звезда.

— Это отсылка к звезде на флаге Кубы?

Автор кивает:

— Это еще и мысль, что над каждым — своя звезда.

В отзывах на скульптуру на просторах интернета можно отыскать любопытную деталь. Некоторые туристы увидели в середине композиции масонский символ «Всевидящее око».


Анатолий Ефимович улыбается:

— Во время работы возникла сложная ситуация: мы хотели сделать серп и молот, но в конце концов получилось «вока»… 

Выбор покупателей
20000 мА·ч (74 Вт·ч), выходы: 2 x 5V/9V/12V (3600 мА), быстрая зарядка
Выбор покупателей
10000 мА·ч (38.5 Вт·ч) (2400 мА), быстрая зарядка, беспроводная зарядка, поддержка MagSafe, крепление на смартфон

«Делали фигуры из глиноземистого цемента, потом обкладывали каждую металлом»

Композиция сделана из алюминия.

— Да, это не нержавейка какая-нибудь, а алюминий, ценный металл, — рассказывает собеседник.

Поначалу скульптуру планировали делать из металлических выкроек.


— Но когда мы начали в выкройках делать лица, руки, ноги — оказалось, что это не то. Не было детализации, — вспоминает Анатолий Артимович. — Поэтому мы вынуждены были достать глиноземистый цемент. Он не такой твердый, как обычный, и достаточно быстро застывает. Нужно было вылепить каждую голову, каждую руку в натуральном размере из цемента, а потом все это обложить металлом. Это было технологическое новшество. В Беларуси, пожалуй, нет других таких примеров. И я думал, что это технология будущего, что мне удастся сделать еще что-то похожее, но никому ничего не понадобилось...


Именно благодаря «лепке» на цементе лица на монументе выглядят будто одухотворенными, живыми, добавляет скульптор.

— Да, они не так прекрасны, как во время исполнения в рабочей модели, но все-таки это и не просто грубые выкройки. 

«Народ, как горох, сыпался с путепровода — посмотреть»

В натуральном размере работа получилась масштабной: одна из сторон — 20 метров. Собирали ее в одно целое во дворе мастерской.

— Уже собранная, она приехала на место. Перевозили вечером. Вручную подносили к зданию. Когда переносили, я помогал бригаде рабочих. Помню, взялись все вместе за эту махину, а кто-то кричит: «Ставлю ящик вина!» И все, работа пошла! — смеется.


Вспоминает Анатолий Артимович и момент, как минчане бежали смотреть на необычный объект, который привезли к Дому моделей.

— Народ, как горох, сыпался с путепровода — посмотреть, что это такое. У меня сохранилось четкое эмоциональное ощущение, что безразличных не было. 

Скульптор в тот день возвращался домой «в каком-то осоловевшем состоянии».

— Пил вино или нет, уже не помню. Но точно был вдохновлен и доволен собой, как автор. А по пути было что-то странное: на меня смотрели все встречные люди. И я все думал, что ж такое? Обычно же на меня люди внимания не обращают! Приехал домой, посмотрел в зеркало, а я весь в черных пятнах — вымазался! — улыбается.


На стену здания масштабную композицию из алюминия поднимали краном, потом подвешивали.

— Крюки, лаги и прочее — все было продумано так, чтобы она висела за счет потолка Дома моделей. 

Спустя короткое время после установки скульптуры Минск накрыл сильный ливень.

— Поддон рельефа не выдержал и повис. Сделали какие-то подпорки — на них он долго и стоял. Потом все-таки бригада собралась снова: все повесили, довели до ума. И вот уже 40 лет висит, без нареканий.


Выбор покупателей
портативный, матрица LCD, WXGA (1280x720), светодиодный (LED), яркость 250 ANSI лм, контраст 1500:1, экран 40-100", Wi-Fi
Выбор покупателей
матрица LCD, FullHD (1920x1080), светодиодный (LED), экран 40-120", Wi-Fi, Chromecast Built-in

«Авторский куш на этом никто не сорвал»

Авторский гонорар скульпторы получили только за создание рабочей модели. В остальном им в какой-то момент стали платить зарплату — как рабочим, помогавшим при создании рельефа в натуральном размере. Анатолий Артимович вспоминает, что это были небольшие деньги.

— Так что какой-то авторский куш на этом рельефе никто не сорвал. Он почти за бесценок достался городу.

Результатом работы собеседник остался доволен: скульптура пришлась кстати пересечению улиц.

— Никто и не думал, что эта работа столько проживет. Изначально она была рассчитана лет на 25 — как оформительская.



На памяти Анатолия Артимовича скульптуру несколько раз порывались снести. Но, к счастью, такая судьба обошла ее стороной.

— Я говорил: «Не торопитесь снимать, эта работа еще скажет свое слово», — отмечает автор.

Бывали и другие радикальные предложения:

— Как-то один художник мне сказал: «Дал бы ты мне ее раскрасить». Я ответил, что не я решаю. Но если б и решал — не разрешил бы. В цвете это была бы совершенно другая работа. 

— А как считаете, ей нужна реставрация? — уточняем.

— Любая вещь рано или поздно нуждается в реставрации. Тем более это листовой металл, а не литье. По-моему, один раз скульптуру немного почистили. И вроде как была тонировка. А так не трогали. Может быть, еще моему сыну придется реставрировать. Пока жив, буду просить, чтобы в случае работ рельеф не попал в чужие руки…

Скульптор считает, что для своего времени произведение было прорывным. Во-первых, многих впечатлял масштаб.

— Правда, некоторые коллеги говорили: «Пусть бы скульптура была как музейная, величиной с рабочую модель. Не лез бы ты в этот огромный размер». С таким мнением я не согласен. Конечно, эта работа — площадная.

Во-вторых, непривычной была тема, которая отсылала к самым разным странам мира, а не концентрировалась на «братских народах СССР».

— Думаю, после этого столица как-то иначе стала дышать — по-международному, — считает автор.


Читайте также:

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by