«Раз в три года тебя стабильно кидают». Строитель о том, как заработать $3000 в месяц и на каких мастеров мы скоро будем молиться

Автор: Оксана Красовская. Фото: Анна Иванова
15 августа 2023 в 8:00

«В строительной сфере нельзя расслабляться: быть начеку — наше все. Это только поначалу, пока не углубишься в работу, может казаться, что стройка — сплошная романтика: ты созидаешь, видишь результаты своего труда и можешь всем знакомым хвастаться, что какое-то знаковое здание возвел именно ты. Но так — до первого серьезного кидка. А их, поверьте, хватает. Нагреть на деньги могут как именитые инвесторы, так и совсем небольшие заказчики. И заранее о таких планах ты не догадаешься: они тщательно готовятся и красиво все обставляют. У нас даже существует поверье: раз в три года тебя обязательно кто-то кинет на деньги. Формула уже выведена. Так что стройка — это далеко не только работа на площадке, но еще и тесное общение с юристами и хождение по судам», — приземляет всех абитуриентов и уже выбравших соответствующую специальность студентов Андрей.

На счету — минус $100 000

Еще в 2012 году минчанин основал свою строительную компанию и по сей день работает на рынке. Говорит, за 11 лет успел повидать всякого, а потому решил расширить границы деятельности и добавить в портфолио не только возведение «громадин», но и строительство обычных коттеджей. Оказалось, что с «физиками» сотрудничать проще и надежнее, чем с некоторыми именитыми «юриками». Мы расспросили специалиста, какие сейчас зарплаты в сфере, на чем экономят белорусы и с каким бюджетом лучше даже не ввязываться в стройку.

— Мой заход в мир большого строительства был на редкость неудачным, — уже спокойно рассказывает о недавнем прошлом Андрей. — Компанию я основал в 2012-м, пару лет выполнял какие-то относительно небольшие заказы, а потом, казалось, сорвал куш. В то время шло возведение отеля Hyatt на Старовиленском тракте, и нас позвали выполнять там кладку, штукатурку и утепление.

Работали долго, месяцев восемь. И все время были какие-то недоплаты. На то, чтобы ребята не разбежались, денег, конечно, хватало, но «хвосты» висели постоянно. На все вопросы нам неизменно отвечали: «Потом рассчитаемся, все будет». Но это, в принципе, нормальная ситуация для стройки. Так действительно бывает. Да и работать хотелось. Кто ж мог подумать, что заказчик такого масштабного объекта может сдуться…

В итоге только нам он задолжал порядка $100 000 (за саму работу и стройматериалы, которые мы по его просьбе закупали за свой счет).

А потом — банкротство, суды, очередь из кредиторов, в которой мы болтались чуть ли не в самом конце. Ничего в итоге так и не получили: ни копейки. Вырулили чудом: начиная бизнес, я закупил технику для уборки стройплощадок, и только благодаря ей мы имели какие-то деньги, чтобы постепенно выплачивать зарплаты. Некоторые партнеры, видя, что мы попали в такую ситуацию не по своей вине, и вовсе простили нам долги.

Удержавшись тогда на плаву, Андрей еще не раз попадал на деньги. Проклятие «раз в три года» исправно работало. Минчанин даже научился не особо близко принимать такие ситуации к сердцу: вместо того чтобы переживать и нервничать, он искал, как выкрутиться, и всегда старался иметь варианты для подстраховки.


— Изначально я не планировал заниматься коттеджами, — признается Андрей. — Имея два высших строительных образования, хотел работать на серьезных и интересных объектах. Таких, чтобы аж дух захватывало от осознания, что ты к этому причастен.

Но жизнь показала, что это не всегда выгодно, а вдобавок надоело то, что ты постоянно ходишь с протянутой рукой.

Работал-работал, уложился в сроки, выдал качество, а потом еще уговариваешь отдать тебе твое. Каждый день ходишь на поклон то к главному инженеру, то к директору — дайте денег, чтобы хоть с людьми рассчитаться. Разве это нормально? Особенно печально, если ты на объекте был субподрядчиком: сначала тебя умоляют войти в положение и выручить, так как сами не успевают. А потом ты становишься «неродным» и деньги надо буквально выбивать. И речь не о «страховочных» 10—15%, которые заказчик по традиции оставляет у себя до окончания гарантийного периода, а о гораздо больших суммах.

Поэтому и было принято решение вдобавок к большим объектам, над которыми мы продолжаем работать, перейти на коттеджи. В большинстве случаев это чистые деньги: сделал — получил расчет. А если у клиента заканчиваются средства, он об этом заранее предупреждает: мол, ребята, вот это делаем, а дальше — стоп, не хватает, надо копить. И все решается тихо-мирно, все довольны.

Заработал $1000 по курсу — уже хорошо?

Андрей не скрывает: строители — далеко не святые. И тоже косячат. Главное — уметь признавать свою вину и исправлять ошибки, а не испаряться с площадки.

— Если говорить о самой трешовой истории, то она приключилась пару лет назад, когда мы строили дом в Щитомиричах. Начали, как водится, с фундамента. Привезли блоки ФБС, залили монолитную подушку, все красиво сделали и позвали хозяина принимать работу. Он приходит и видит, что что-то не то. Обошел несколько раз, перемерял и говорит: фундамент развернут на 180 градусов.

Оказалось, строители действительно посадили дом не так, как надо было. Фундамент был почти симметричный, вот они и ошиблись.

Все, конечно, в шоке фундамент готов, да не тот, что нужно. Ну что делать? За свои деньги разобрали блоки, перелили бетон (благо основной контур совпадал) и все исправили.

Заказчик потом признался: думал, что мы сольемся-сбежим и не будем ничего делать. Дружим с ним до сих пор, — улыбается Андрей.

Минчанин говорит, что за все годы, что он работает с коттеджами, у него ни разу не было такого, чтобы клиент-«физик» откровенно кидал. Приятное открытие, подогревающее веру в человечество.

— Может, они просто боятся того, что строители все-таки знают, где находится дом, и могут как-то подпортить жизнь, — смеется специалист. — Но в целом у нас народ адекватный. Сейчас же строятся не так называемые бизнесмены из 90-х, а современные продвинутые люди, которые понимают цену труда и уважают профессионализм. Да, кто-то из коллег что-то рассказывал, но это скорее из баек, которые передаются из уст в уста. Если ты заключил грамотный договор, в котором перечислены этапы, сроки, материалы, суммы и так далее и выполнил его условия, то проблем, как правило, не возникает.

Скажу пару слов и в защиту очень обеспеченных заказчиков. Принято считать, что богатые экономят каждую копейку и могут плешь проесть за пару рублей, но, судя по моему опыту, это не так. Да — контролируют, да — умеют считать деньги, но все по делу. И с уважением.

Сколько же сейчас зарабатывают строители? Те, кто давно в теме, томно вздыхают об ушедших 2010-х: те объемы и зарплаты уже вряд ли когда-нибудь можно будет увидеть.

— Так повелось, что строители считают свой заработок в долларах. Меня это, признаюсь, всегда раздражало: все-таки в Беларуси живем и валюта у нас другая, — отмечает Андрей. — Но понять такую привязку тоже можно: проще запомнить и сказать, что твоя работа стоит $20 за куб или «квадрат», чем каждый раз сверяться с курсом и озвучивать новую цифру. Но, стоит заметить, расценки эти годами не меняются.

Что касается заработка, то все не очень-то и радужно. Не следует думать, что можно прийти в эту сферу и накопить на Maybach. Даже в частном строительстве.

Грязные, черновые работы вообще достаточно дешевые: каменщик зарабатывает около $1000 в месяц. А вот хороший плиточник может получить уже раза в два больше. Но опять же стоит помнить, что здесь нет никакой гарантии и равномерности: надо постоянно ловить клиентов, искать заказы, что не так и просто.


Если же мы говорим о работе на больших объектах, со сметными расценками, то солидных денег там совершенно точно не водится. Понятно, что какие-то работы оцениваются выше, какие-то — наоборот. Но получить $2000—3000 практически невозможно. Тысяча по курсу — вот это ближе к правде. При этом электрик всегда заработает больше, чем каменщик.

К слову, по моим наблюдениям, каменщиков скоро вообще не останется. Через десять лет мы будем их днем с огнем искать, а найдя — носить на руках. Почему?

Во-первых, этой профессии мало где учат. А во-вторых, молодежь не хочет быть каменщиками: кому нравится в любую погоду (от мороза до жары) работать под открытым небом. Да еще и по таким расценкам. Зарплаты у них минимальные (если мы говорим о трудоустройстве у больших застройщиков), и необходимую норму порой просто невозможно выполнить из-за тех же задубевших пальцев. Проще пойти работать таксистом и, находясь в тепле, получать те же деньги.

Для стройки $10 000 — почти ничего

Десять тысяч по курсу — сумма, которую среднестатистическому белорусу совсем нелегко насобирать. Оттого кажется, что за эти деньги можно построить как минимум коробку дома. Ну не может же заначка, которая так тяжело зарабатывалась, не материализоваться во что-то приличное.

— На самом деле все $10 000 могут уйти только на фундамент. Далекие от стройки люди наверняка не поверят, но так оно и есть.

Собственно, оттого у нас столько заброшенных участков, на которых лишь фундамент и виднеется: хозяева не рассчитали свои силы и запасы денег. Пока не приступишь к работам, думаешь, что все легко и дешево, чуть ли не 50% работ можно выполнить самому. А потом в игру вступает суровая действительность.

Что касается скорости строительства, то если мы берем простой дом на 150 «квадратов» из газосиликата, стоит закладывать на его возведение месяцев пять — это от земляных работ до установки кровли. Нет, в идеальном мире собрать такой коттедж можно и за три месяца. Но мы живем в мире реальном, в котором то блоки надо ждать со склада, то щебень пропадает из продажи, то арматуру не привезли. А ведь еще есть и технологические сроки. Поэтому, начиная стройку, лучше не рассчитывать на сверхскорости, чтобы потом не расстраиваться.

И еще совет: если уж решили возводить дом для жизни, то не пожалейте денег на геологическое исследование. Это не такая большая сумма в масштабах всей стройки. Зато вы точно будете знать, какой фундамент необходимо делать конкретно на этой земле, — говорит Андрей.

В прошлом году минчанин решил испробовать еще одно направление в бизнесе: строительство и продажу уже готовых домов. Дебютный коттедж в садоводческом товариществе «Полевой-2», что недалеко от Минского моря, уже готов. L-образная форма, 240 «квадратов» с гаражом на две машины, частичная черновая отделка, 3-метровые потолки — таковы исходные данные. Стоит коттедж более 470 000 рублей (это $155 000 по курсу).

— Не знаю, посмотрим, что получится из этой затеи. Но по крайней мере, благодаря ей у моих ребят всегда есть загруженность: строители ведь «дрейфуют» с объекта на объект. И когда на одном работы уже завершены, а другой еще не найден, чем-то тоже надо заниматься, — заключает специалист.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by