Трамвайные пути на столичной Октябрьской давно не эксплуатируются по назначению, но точно прибавляют улице колорита. Когда шел разговор, что рельсы уберут, многие переживали. А вот сейчас стало известно, зачем оставляют пути.
— Пути оставлены с далеким пристрелом, — сказал глава администрации Ленинского района Минска Роман Мельник в эфире агентства «Минск-Новости».
— Я полагаю, что эта идея имеет право на жизнь. Хотим восстановить в этом районе конку. На лошадиной тяге… Планы такие есть, убирать пока не собираемся, — отметил глава администрации.
Напомним, улица Октябрьская за свою историю сменила несколько названий: была Ляховской, Нижне-Ляховской, Ворошилова. На ней давным-давно стали размещать производства.
Трамвайные пути были важной составляющей улицы, правда, к минской конке не имели никакого отношения. Разворотное кольцо для этого вида транспорта построили в 1933 году по требованию рабочих завода имени Ворошилова и «Большевика»: им надо было добираться на работу. Люди сами помогали прокладывать рельсы.
В наше время по Октябрьской ходили трамваи №2 и №7, но потом пути на улице закрыли. А рельсы остались. Было дело, на тусовочную улицу притащили трамвай, который расписали граффити. Многим нравилось, но фанаты минского транспорта такой креатив ругали: мол, испортили исторический экземпляр. Потом вагон убрали.
Идея организовать на Октябрьской маршрут конки для экскурсий уже звучала в 2020 году. Работники филиала «Трамвайный парк» «Минсктранса» даже разработали дизайн-проекты стилизованного туристического трамвая.
Предлагали починить сами пути, создать разворотный треугольник, при помощи которого имитация конки с электроприводом от аккумуляторных батарей могла бы разворачиваться и курсировать по улице по кругу. Из-за коронавируса планы отложили, писало агентство «Минск-Новости».
Что касается исторической конки, то транспорт на конной тяге существовал в Минске с 1892 года. Строить пути решили в 1887-м, подписал договор на строительство и эксплуатацию конно-железной дороги городской голова Чапский. А инициатором был петербургский инженер, статский советник Андрей Горчаков, который подал прошение на этот счет.
Предприниматель обязался построить за свой счет несколько линий конки и реконструировать улицы, по которым пройдут рельсы. Основная идея была в том, чтобы соединить центр города с железнодорожными вокзалами.
Вот как выглядели маршруты конки в 1898 году. Ответвления шли и в сторону Немиги, Сторожевки, Золотой Горки.
Надо сказать, что лошадям было нелегко: два или три коня везли вагон на 25 пассажиров. Кучеру приходилось бить в колокол, чтобы разгонять прохожих с трамвайных путей. Освещалась конка керосиновыми фонарями. Говорят, что в районе Немиги пути часто затапливало и размывало.
Закрыли конку в Минске в 1928 году, на ее место пришли трамваи.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро