Спрятаться в деревне от всех невзгод — неплохая идея. Когда новости заставляют только нервничать, возможность смотреть на бескрайние поля и при первом же порыве души гулять по лесам дорогого стоит: «дедовская» психотерапия, так сказать. Еще и физический труд неизбежен. Так что своя избушка посреди деревеньки может стать отличным вложением сбережений. А с учетом того, что электричество сейчас есть везде, плюс интернет «добивает», на селе вполне можно жить с комфортом, не отказывая себе в привычных удовольствиях. Со временем и на большую переделку можно вдохновиться: старые хаты в умелых руках отлично трансформируются в современное жилье. Смотрим, какие варианты прямо сейчас можно купить, вписавшись в $10 000 в эквиваленте, и разбираемся, на что смотреть, чтобы не нарваться на гнилушку.
— Не могу сказать, что в этом сезоне белорусы массово ринулись реконструировать «родовые» или свежекупленные деревенские дома. Наверное, пару лет назад в этом плане было повеселее, — рассказывает прораб Василий Ковальчук, который не первый год помогает белорусам модернизировать хаты и получать 120 «квадратов» по цене однушки. — Да, весной и летом наблюдалось оживление, народ ездил и присматривался к объектам, но к реализации приступили далеко не все, кто изначально хотел воплотить в жизнь именно такой проект. Дело в том, что затея с «обновлением» действительно хороша, но браться за нее стоит только в том случае, если это экономически целесообразно.
То есть дом изначально должен быть ровным, крепким, перспективным.
Логика простая: если отремонтировать старое дешевле, чем строить новое, то, конечно, можно смело браться за работу. Если же после осмотра становится понятно, что менять надо все, то затея теряет всякий смысл. Проще строиться с нуля. Исключение, когда человеку важны именно эти стены, конкретно эти потолки и тому подобное — тогда уже речь идет не о деньгах, а о воспоминаниях.
Люди сентиментальны, и это не плохо, а порой даже очень прогрессивно. Вот так, например, выглядит «недвижимая» связь времен в Вилейском районе. Такое чудо никогда не появилось бы на свет, если бы у хозяина не было почтения к прошлому.
— Конечно, не все покупают старые дома под переделку. Некоторые люди вполне неприхотливы и готовы жить, ничего не меняя. Правда, в основном в летнее время: есть какие-то стены, пол, крыша, и хватит. Главное, чтобы на природе и чтобы участок был. Эдакий дачный вариант, в котором максимум обои переклеят, — продолжает специалист. — Но если вы хотите от покупки чего-то большего и настроены на расширение метров, выбирайте объект очень тщательно и заглядывайте в каждый угол.
И я не шучу: в этом году работал с домом, который внешне выглядел вполне неплохо — высокий крепкий фундамент, ровные стены, а еще и место, где он был построен, красивое. Наследники очень рассчитывали, что смогут облагородить постройку, сохранив важные для семьи элементы.
Однако в процессе работы выяснилось, что кровля в хате (в районе пристройки) долгое время протекала, при этом течь была в таком месте, что никто не замечал. Да и не эксплуатировался сруб долго, что тоже добавило проблем. В итоге когда мы разобрали дымоход, выяснилось, что стена, которая пряталась за кирпичом, вся мокрая, в плесени и грибах. Бревна там были уже мягкие, словно подушка, — нажимаешь и чувствуешь, что уже все…
И хотя было понятно, что ничего хорошего из затеи не выйдет, хозяева все-таки решили попробовать реанимировать строение. Мы вырезали три метра пораженной грибком стены и приступили к дальнейшим работам. Однако в последующем из-за заливки полов уровень влажности в доме серьезно поднялся, создались идеальные условия для грибов и плесени.
И когда мы приехали в один из дней на объект, то обнаружили, что грибок проявился на всех без исключения стенах. То есть эта зараза расползлась по помещениям и «спала», ожидая своего часа.
Естественно, жить в таких условиях не будешь. Люди согласились, что разумнее все снести и построить заново, а этот дом оставить в своей памяти.
Василий говорит, что неудачей закончилась и попытка еще одних заказчиков реконструировать старый 40-метровый дом. Хату, к которой планировалось сделать несколько пристроек, минчане купили у любителей пригубить, а те толком не смотрели за состоянием помещений. Как результат — не сруб, а склад гнилых бревен, больше похожих на труху. «В этом случае достаточно было отодвинуть холодильник и оценить, что творится за ним. Даже снимать обшивку не было необходимости», — добавляет специалист. Так что, присматривая вариант, обойдите все углы и закоулочки, чтобы убедиться, что везде чисто, сухо и без грибниц.
— Когда ездите на просмотры, обращайте внимание на высоту помещения, — советует прораб. — Зачастую в старых хатах до потолка можно рукой дотронуться. Постоянно жить в таких условиях будет некомфортно, а поднимать дом — не самое дешевое удовольствие, да и сложно это делается: надо «вывешивать» сруб, добавляя потихонечку венцы. Не факт, что оно того стоит.
Также не надо слепо верить документам. В техпаспорте может быть указано, что дом, к примеру, 1970 года постройки, но по факту ему будет не 50, а 100 лет.
Почему так бывает? Сруб просто могли вывезти со старого хутора и собрать на новом месте, получив бумаги с актуальной на тот момент датой. Вот и весь секрет. Причем не факт, что продавцы-наследники хотят вас обмануть, они могут и сами не знать всю историю.
Как же распознать «молодящуюся» хату? Специалист говорит, что у построек из начала прошлого века есть свои особенности. Так, они будут приземистые (зачем нужны высокие потолки, если согреться зимой проблема) и с маленькими окнами (80×100 см — обычный довоенный размер). Открытые тесаные топором балки на потолке также выдадут принадлежность к «древним» временам, как и кривые, собранные из горбылей потолочные доски. Дополнит картину дранка под шифером.
Выдаст старую хату и планировка: обычно в одной половине жили люди, а в другой, куда можно было попасть из сеней, подрастали свинки и другая живность. По сути, это был сарай, совмещенный с домом. Да и в целом постройки были узкими и длинными: максимум шесть метров по ширине (чаще меньше). И что сегодня делать с такой «колбасой», как ее адаптировать, чтобы «нарезать» удобные жилые комнаты?
А еще Василий отметил одну особенность: дома-ровесники, построенные в Гродненской области и Минской, будут отличаться по качеству.
Под Минском бревна все больше обчесывали топором, отправляя горбыли в мусор. А вот гродненцы сразу, как появилась возможность, начали отвозить древесину на пилорамы, получая на выходе идеальные бревна, которые плотно прилегали друг к другу и сразу формировали ровные стены. Еще и срезанные станком «лишние» пластины потом использовали для обустройства потолков и полов.
И все же добротные хаты на рынке есть — с крепким деревом, хорошим фундаментом и целой крышей. Да, их придется поискать, перебирая один вариант за другим, но результат, как правило, того стоит. И осень — вполне подходящее время, чтобы выбрать себе дом под будущую переделку (или безмятежную жизнь как есть). Весной, конечно, ездить по деревням приятнее — подсохшие дороги, зеленеющая трава, щебечущие птицы. Любой фазендой можно очароваться в два счета. Но наша задача — не потерять голову и выбрать объект, который будет служить еще десятилетия.
— Это может показаться странным, но я бы советовал ездить на просмотры как раз таки в дождь и слякоть. Так вы сразу поймете, протекает ли где-то крыша и «сифонит» ли дом. Иногда при сильном боковом ветре (и соответствующем качестве постройки) дождь может просачиваться в помещение прямо сквозь стены. Такая покупка вам точно не нужна.
На самом деле, осень — неплохое время для приобретения загородной недвижимости: цены уже немного припали, так как сезон прошел; вы можете увидеть товар в «экстремальных» условиях и убедиться в его стойкости; а еще успеете за зиму все распланировать, так как подготовительный этап очень важен. Помимо этого, в спокойном темпе наведете порядок и демонтируете все лишнее. Тогда с первым теплом можно будет браться за основные работы и оперативно реализовывать свой проект, — рассуждает прораб.
Обратите внимание на фундамент: идеально, если он будет высокий — сантиметров 30—40.
Дом должен стоять молодцом: никаких просевших углов и завалившихся стен. При этом пристройки могут немного «косить» — их все равно придется сносить.
Кровля должна быть целой (иначе привет грибок), дыр в шифере не должно быть и в «анамнезе».
Попростукивайте бревна, уделив особое внимание тем экземплярам, которые соприкасаются с фундаментом: здоровое дерево звучит звонко, молоток не будет «тянуть».
Нежелательно, чтобы в деревянном доме были оштукатуренные стены. За штукатуркой, как правило, прячутся сгнившие бревна.
Оцените местность, где расположен дом. Отлично, если он стоит на возвышенности. А вот низин старайтесь избегать, чтобы в один день вдруг не оказаться посреди болота.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. dm@onliner.by