Давным-давно, в 1885 году, бывший американский подполковник в попытке слезть с наркотической зависимости случайно изобрел напиток, которому в будущем предстояло изменить мир. Первоначально он продавался в аптеках в качестве универсального лекарства от разнообразных болезней — от расстройства желудка до импотенции, но популярной эта темно-коричневая газированная жидкость стала в качества средства от жажды. Сейчас Coca-Cola — самый известный прохладительный напиток в мире, а стоимость бренда оценивается почти в $60 млрд. Нет ничего удивительного в том, что рецептура газировки тщательно охраняется, и эта тайна стала уже легендарной. Но что самое парадоксальное: оказаться в паре метров от главного коммерческого секрета планеты может при этом любой желающий. Однако увидеть его своими глазами имеют право лишь единицы.
К своим 54 годам Джон Пембертон, владелец собственной аптеки в американском городке Коламбус, штат Джорджия, был изрядно измучен. Двадцатью годами ранее, будучи подполковником армии южан, в полном расцвете сил он получил сабельное ранение груди, и к горечи проигрыша в Гражданской войне добавились хронические боли от травмы. Все эти десятилетия Пембертон, пользуясь своим фармацевтическим образованием, пытался сам найти лекарство от страданий, экспериментируя с различными компонентами будущего зелья. Поначалу получалось не очень удачно, поэтому аптекарь-офицер вынужден был использовать радикальное средство — морфий. Однако слезть с наркотика хотелось так сильно, что своих попыток Пембертон не оставлял, и в 1885 году ему наконец улыбнулась удача.
В какой-то момент несчастный ветеран заметил, что его симптомы вроде бы довольно эффективно снимает пришедшее из-за океана «Вино Мариани». Ничего волшебного в его составе не было, ведь на самом деле оно представляло собой французское бордо, смешанное с кокаином. То есть подполковник просто пересел с одного наркотика на другой. Правда, отметим отдельно, вредность этого другого в те годы еще не была осознана. Как бы то ни было, Пембертон решил сделать свою вариацию на тему «Вина Мариани», где к экстракту листьев коки для усиления «тонизирующего» эффекта он добавил африканские орехи колы с высоким содержанием кофеина. Получившуюся алкогольно-наркотическую микстуру он назвал Pemberton’s French Wine Coca.
Радовался Пембертон недолго. Уже в следующем 1886 году в Атланте, крупнейшем городе Джорджии и основном рынке сбыта изобретения, ввели сухой закон, и автор рецепта был вынужден избавиться от винной основы, заменить ее сиропом из жженого сахара и газировать получившееся изделие. Эту безалкогольную версию, по-прежнему содержавшую кокаин и колу, и было решено назвать самым очевидным образом — Coca-Cola.
Увы, неуемному фармацевту не суждено было воспользоваться плодами своего изобретения и застать хотя бы зарю его беспрецедентного успеха. Уже в 1888 году Пембертон умер в возрасте 57 лет, но свели его в могилу вовсе не последствия травмы или увлечения морфием, а достаточно заурядный, хотя и беспощадный рак желудка. Наследники быстро продали компанию вместе с рецептом газировки другому атлантскому аптекарю Эйзе Кэндлеру. Никакими болями или зависимостями тот не страдал, зато обладал деловой хваткой. Именно при нем Coca-Cola стала превращаться в того гиганта, с которым сейчас всему миру приходится иметь дело.
Увы, сравнить то, что сейчас продается в магазинах под известным брендом, с оригинальным напитком Пембертона физически невозможно. За прошедшие сто тридцать шесть лет рецептура неоднократно менялась — и, судя по всему, впервые уже новым владельцем Кэндлером вскоре после приобретения компании бывшего подполковника. Степень изменений оценить сложно из-за всеобщей атмосферы секретности, которой окутан состав газировки, однако точно известно, что уже с 1903 года листья коки, добавляемые в напиток, стали максимально очищать от кокаина, а с 1929 года наркотик окончательно исчез из рецептуры. Тонизирующий эффект при этом попытались сбалансировать увеличением содержания кофеина из орехов колы.
Сама по себе компания Coca-Cola практически не занимается непосредственным разливом своего главного продукта в бутылки и банки. Это задача делегирована на места, где имеется множество специализированных заводов (в том числе и в нашей стране). Coca-Cola изготавливает концентрат, ту самую заветную «секретную формулу», которую потом локальные производители разбавляют водой, добавляют туда подсластители и газируют, после чего «праздник» отправляется к конечному потребителю.
Состав «секретной формулы» и является главной тайной компании. Известно о ней достаточно много, но все эти знания носят неточный характер. В рецептуре концентрата девять ингредиентов. Первые четыре — сахар, сахарный колер, сахароза и ортофосфорная кислота. О том, что представляют собой остальные пять компонентов, идут споры. Примерный их состав, впрочем, понятен из косвенных источников. Историки обнаружили рецепты, давным-давно переданные Пембертоном своим потенциальным партнерам. Судя по всему, в Coca-Cola есть лимонная кислота, лаймовый сок, цитрат кофеина (заменивший орехи колы), экстракт ванили и некая смесь из нескольких видов масел — корицы, нероли, мускатного ореха, кориандра, лимона и так далее. Это все не значит, что, смешав все вышеприведенное, вы непременно получите что-то похожее на искомый напиток. Принципиально важными являются пропорции ингредиентов.
Физически рецепт записан на бумаге, но доступ к нему максимально ограничен и может производиться лишь с письменного разрешения совета директоров в обязательном присутствии одного из высших топ-менеджеров Coca-Cola Company. Корпорация утверждает, что в голове его держат всего два сотрудника, личности которых не раскрываются. Им даже не разрешено путешествовать вместе на одном самолете, а в случае смерти одного из посвященных оставшийся в живых должен выбрать ему преемника. Как решается вопрос со знаниями при выходе кого-то из этой двойки на пенсию, компания при этом не уточняет.
На протяжении многих десятилетий производитель последовательно создавал вокруг оригинальной рецептуры настоящий культ секретности. Долгое время бумага с записанными на ней пропорциями ингредиентов находилась в сейфе одного из банков Атланты. В декабре 2011 года его перевезли в специально построенное хранилище в корпоративном музее компании. Попасть туда может любой желающий, и все внутри сильно напоминает аттракцион из парка извлечений. Огромная дверь от сейфа ведет в помещение, где рассказываются мифы и легенды вокруг рецептуры. В этом хранилище есть и святая святых — второй сейф, постоянно закрытый, в котором в отдельном металлическом контейнере будто бы и лежит та самая бумага. На этот второй сейф уже можно лишь посмотреть со стороны. Гости музея находятся в двух шагах от самой охраняемой коммерческой тайны в мире, но, как говорится, есть нюанс.
Скептики утверждают, что весь ареол таинственности вокруг состава Coca-Cola — часть гениальной маркетинговой стратегии, придуманной еще отцами-основателями компании. Эта загадочная атмосфера уже десятилетиями привлекает к бренду внимание общественности и уже стала неотъемлемой частью имиджа напитка. К тому же в массовом сознании степень секретности прямо пропорциональна предполагаемому качеству напитка.
Иронично при этом, что «секретная формула» мирового пищевого гиганта никогда им не патентовалась. Почему? Очень просто. В таком случае «секретную формулу» необходимо было бы обнародовать, а по истечении срока патента она стала бы всеобщим достоянием. Правда, в таком случае возникает другой вопрос: зачем потребителю покупать эрзац-версии самой известной газировки мира, если и сейчас буквально в любой части земного шара можно найти оригинал, который сам производитель считает неповторимым?
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ng@onliner.by