Жемчужина в часе езды от Минска. Некогда передовое имение с 200-летней историей, которое тихо умирает

Автор: Оксана Красовская. Фото: Максим Малиновский
31 308
09 апреля 2022 в 8:00
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

Каждое летнее утро в знатной семье Слотвинских начиналось с прогулки. Отдохнувшие и румяные домочадцы, обойдя «для порядку» территорию обширного имения и проверив, как идут дела на сыроварне и в собственной пекарне, не спеша спускались к прудам. Любоваться родными просторами было давней традицией. И только после «ритуального» променада семья возвращалась в имение и садилась пить чай, обсуждая, кого из соседей ждать к обеду. Слотвинские (и их шикарная усадьба) были настоящей достопримечательностью Игуменского уезда. Огромный дворец с колоннами и собственным парком и сегодня способен впечатлить, а что уж говорить про те времена, когда имение расцветало с каждым днем. Onlíner продолжает изучать малоизвестные белорусские усадьбы — те, в которые вы можете съездить на любых выходных, открыв для себя новую страницу истории. Мы уже посмотрели на «рыцарское» имение Обуховичей в Великой Липе и останки дворца Моравских в Заушье, слава о котором когда-то дошла до польского короля и российского самодержца. Сегодня отправляемся в агрогородок Рованичи, где, сопротивляясь непогоде и времени, более двух веков стоят, поддерживая друг друга, руины дворца и костела.

Имение, начавшееся с костела

Далеко не каждый белорус слышал об агрогородке Рованичи (ударение на «а»): примерно 80 километров от Минска, Червенский район — на беглый взгляд, не самое туристическое место. Впрочем, не стоит доверять первому впечатлению. Как говорится, надо знать, куда смотреть и что искать. Иначе можно пропустить настоящую жемчужину.

Это сегодня Рованичи — модный агрогородок. Но местечко-то на самом деле древнее, первые упоминания датированы еще 1535 годом. Живописные и плодородные земли не раз меняли владельцев, переходя не только от одной именитой семьи к другой, но и оказываясь в новых геополитических условиях: после второго раздела Речи Посполитой имение вошло в состав Российской империи.

В 1799 году управлять территорией начали Слотвинские — известный еще с XVI века и довольно богатый род. Заложил основы будущего имения Антоний Слотвинский — человек образованный, деятельный и тяготеющий к красоте. Понимая, что Рованичи станут тем самым местом, где будут жить его потомки, Антоний принялся тщательно продумывать устройство имения.

Хозяину надо отдать должное: он позаботился не только о том, как потратить деньги, заработанные его славными предками (колонны и рюши из лепнины так и манили творца), но и как приумножить капитал. Поэтому на схеме будущего имения сразу же появились каменные пекарня, несколько сыроварен, фермы, пивоваренный завод, кузница и многочисленные деревянные хозпостройки.


Между будущим домом и одним из водоемов, питающихся от Уши, Антоний разбил плодовый сад и семь больших огородов. Со временем сад превратился в полноценный парк, где нашлось место как традиционным деревьям (вроде лип и дубов), так и относительной экзотике. Можно сказать, что ботаника увлекла всех членов семьи: только цветов в саду выращивалось 32 наименования. А еще на территории появилась своя оранжерея и изба для растений в вазонах.

Такие масштабы и относительно скромные сроки реализации всех задумок не могли не вызвать вопросов у местных жителей.

Совсем скоро родился слух, будто дела Антоний ведет за счет «наполеоновского золота». Якобы кто-то из его работников нашел в лесу клад, вот владелец и живет теперь на широкую ногу.

Но мы слишком увлеклись успехами Слотвинских и забежали далеко вперед.

Вернемся в 1799-й, когда начало строиться одно из первых зданий — пышный костел святого Антония (небесного покровителя именитого хозяина). Для столь важного в те времена объекта место было выбрано даже лучше, чем для главного дома: на максимальной возвышенности. Продиктовано решение было, конечно, богобоязненностью, но и без трезвого расчета не обошлось: костел выполнял еще и роль семейной усыпальницы (в подземной части располагались «отдушины» для захоронений).

Красотой здания, построенного из кирпича и украшенного мощными колоннами, восхищались все гости семьи и жители округи. Да и на внутреннее убранство Слотвинские не скупились: это ведь не для себя… Известно, что потолки в часовне имели полихромную роспись на библейские темы, а одна из стен — иллюзорный алтарь.

В итоге каждая служба, проводившаяся в костеле, превращалась в праздничное событие: от дома до храма — несколько километров, а это значит, надо собраться, нарядиться, распорядиться подготовить экипаж, неспешно доехать.

Когда и как костел пришел в упадок, точно не известно. В 1937-м он был закрыт. Здание совершенно точно было разграблено и пережило несколько пожаров. При этом «подрывной» советский период костел преодолел. Можно сказать, повезло. И сегодня мы, выбравшись в загородную поездку, имеем возможность прикоснуться к стенам, которым более 220 лет и которые видели все проявления человеческой жизни.

Один из лучших дворцов

Дом, в котором жил Антоний Слотвинский со своей семьей, увы, не сохранился. Не осталось даже фотографий. Но пробел заполнил его сын Людвиг, который в 1853 году начал масштабную стройку собственного дворца. Как и практически все «застройщики» того времени, мужчина, продумывая проект, остановился на классицизме. Двухэтажная центральная часть с флигелями по обеим сторонам, аккуратная лестница, колонны, терраса с балюстрадой. Все выверено и просчитано: нигде ничего лишнего, никакой вычурности и пафоса еще недавно популярного барокко.

Фото: meridian28.com

Идеальным пропорциям — идеальное качество работ. Собранные из кирпича метровые стены должны были спасать от зноя летом и беречь тепло зимой. Монументальная лестница просто обязана была впечатлять гостей, а два входа (парадный со стороны въездной брамы и «домашний» для выхода в парк) — упрощать жизнь домочадцев. Над внутренним пространством работали не менее тщательно: потолки в салонах имели лепнину, в просторной же столовой использовали деревянные кессоны. Собственные кафельные печи были во всех помещениях. Люстры — только из бронзы. Обставляли залы венецианской мебелью. А еще хозяева коллекционировали фарфор и картины. И могли похвастаться обширной библиотекой.

С масштабной стройкой Людвиг справился всего за шесть лет. В 1859 году усадьба была готова, явив миру всю свою красоту.

Балы и приемы понеслись один за одним: занимавший должность предводителя дворянства Минской губернии, хозяин с удовольствием организовывал мероприятия.

Предприимчивость — отличительная черта рода Слотвинских. И Людвиг продолжил дело своего отца: к былым «промышленным» предприятиям при нем добавились мельница и суконная фабрика (только она одна приносила доход в 1400 рублей в год), а также новые площади под сады. А для души хозяин занимался ботаникой: разбитый отцом парк он превратил в пейзажный (сейчас бы мы сказали — ботанический) сад площадью 11 гектаров.


Наследникам Людвига передались лучшие черты рода, и имение продолжало развиваться, а входившие в его состав предприятия — модернизироваться. Например, в начале XX века рованичский спиртзавод мог похвастаться самым современным паровым двигателем.

Однако Вторая мировая война, как и абсолютно все войны на планете, принесла боль и разрушения. Красивейшая усадьба, которую историк Анатолий Федорук, автор книги «Старинные усадьбы Минского края», считает одним из лучших памятников дворцово-парковой архитектуры, сгорела и была частично разрушена.

Еще все возможно?

Впрочем, это был еще не конец истории. Хотя, если судить по нынешним останкам, может показаться, что с тех пор ничего не менялось. Тем не менее в 1952-м главный дом был восстановлен. В историческом здании появилась арматура и газосиликатный кирпич. А на фронтоне вывели те самые цифры: год, когда здание получило вторую жизнь.

На площадях, где еще совсем недавно устраивались балы, стали учиться дети. Усадьба превратилась в школу и выполняла одну из важнейших функций в своей жизни до 1971 года. Затем здание сменило профиль: в вековые стены переехала местная больница. До 1973-го в палатах и коридорах пахло лекарствами, а затем для медучреждения нашли более подходящие площади. В итоге усадьба и южный флигель остались на балансе местного колхоза, а парк — под крылом сельского совета.


Трудно поверить, но все эти разрушения произошли уже в наше время и, считай, на наших глазах. «Помню, как несколько лет училась в этом замке. Потом мы переехали в новую школу, но эти классы я запомнила навсегда. Потом больница была… А парк какой! Он ведь просто огромный. Мы все время на субботниках расчищали его от веток и листьев. А сейчас такое состояние… Нужны активисты — те, кому небезразличны родина и история», — поделилась своими воспоминаниями местная жительница Алла.

Фото: cherven.gov.by

Одними активистами при таких масштабах, конечно, не обойдешься. Тут нужны деньги. И еще какие. К историко-культурному наследию так просто не подъедешь (говорят, потомки Слотвинских где-то в начале десятых годов хотели выкупить имение, но не потянули сопутствующие условия).


Дом использовался где-то до 1993 года. Ничего примечательного там уже не было: склад муки, и все. Конечно, жалко, что такое наследие разрушается, но деньги на восстановление нужны просто колоссальные. Когда-то энтузиасты давали о себе знать, но так все и затихло.

Честно говоря, перспектив не видно и для костела. Католиков у нас очень мало, а те, что есть, ездят на службы в Червень. Так что вряд ли церковь возьмется восстанавливать здание, — рассказали Onlíner в сельисполкоме.

Впрочем, надежда все еще есть. Прямо сейчас Червенский райисполком ищет инвестора, готового вложиться в восстановление этого дивного места. Взамен предлагают налоговые преференции, освобождение от ввозных таможенных пошлин и всяческую помощь.

Читайте также:


Выбор покупателей
комплект картриджей, ресурс: 350 л, количество картриджей: 4
комплект картриджей, ресурс: 300 л, количество картриджей: 4
Выбор покупателей
комплект картриджей, ресурс: 10000 л, количество картриджей: 3

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by