Дольщики против УКСа. Имело ли смысл ходить по судам и добиваться правды?

Автор: Оксана Красовская. Фото: Максим Малиновский
17 марта 2022 в 8:00

Редкий дольщик отважится на открытое противостояние с застройщиком. Так уж мы устроены, что уступить, «уговорить» себя (будто не такие там и деньги, чтобы тратить свои время и силы) гораздо проще, чем ввязаться в борьбу со «всесильным» девелопером. А потому почти все «выкрутасы» застройщиков проходят на ура. Но даже в самой надежной матрице происходит сбой. Целая группа дольщиков отказалась идти на поводу у минского УКСа, внесшего в проект небольшие (на его взгляд) изменения. При этом, копнув документы, люди выяснили, что помимо видимой части «упрощенки» есть и большая невидимая часть (словно это не стройка, а айсберг). Минчане решили бороться за свои права. И деньги. Завертелась эта история больше года назад, развязка случилась только недавно.


Подробнее о конфликте можно почитать здесь:

Восточная, 117 — многоэтажка раздора

Аккуратная бело-зеленая десятиэтажка на 58 квартир, о которой идет речь, построена не на главном проспекте города, не выделяется особенностями архитектуры или отделки фасада. Эта стройка прошла бы совершенно незаметно (как десятки до нее и десятки после), если бы не внимательность и дотошность дольщиков, которые убедились в том, что тщательно надо читать не только сам договор, но и все документы, которые имеют отношение к делу.

В итоге обычная высотка стала настоящим строительным полем боя: пока дольщики отстаивали свои права, их грозились оставить то без стен, то вовсе без метров.

А запустило процесс выяснения отношений обычное для Минска дело — задержка сроков сдачи. Несмотря на то что внешне дом был полностью готов, УКС Советского района не отдавал ключи горожанам. Шел месяц за месяцем, а процесс никак не продвигался: «ждите» — вот и все, что слышали спонсоры стройки.

А когда момент неофициальной предварительной приемки все-таки настал, счастливые горожане очень быстро поумерили свои эмоции: в квартирах не оказалось обещанной и «пропечатанной» в проектной декларации разводки электрики. Вторым «сюрпризом» от застройщика оказалось дополнительное соглашение, подписав которое дольщик соглашался с переносом сроков и отказывался от всех финансовых претензий за затягивание стройки. Согласились с таким поворотом событий почти все. Ключевое слово — почти.


Активисты, которых набралось около полутора десятков, заподозрили что-то неладное. Раздобыв проектную документацию, минчане вдруг выяснили, что в их доме должна быть не только разводка электрики, но и все межкомнатные перегородки — никакой свободной планировки. Именно по категории «всю включено» многоэтажка преодолела госэкспертизу. Само собой, все работы были «запроцентованы» в итоговую стоимость квадратного метра. А она для 2020 года была немаленькой — 2600—3000 рублей за «квадрат».



Так куда делись перегородки и километры кабеля? На эти вопросы УКС отказывался отвечать: подписывайте «допы», оплачивайте лишние метры (те самые, которые образовались из-за того, что перегородки не были возведены) и получайте документы. Без вариантов. То, что именно несогласованные с госинстанциями изменения стали причиной задержки сроков, застройщик признавать отказывался.

Среди «послушных» дольщиков даже поползли слухи, что всё новые и новые переносы сроков связаны именно с жалобами «вечно недовольных», а никак не со строительными «фокусами».

Стены есть, но вы платите

Пять-шесть лишних «квадратов», которыми прирастали трешки из-за того, что перегородки были «позабыты», выливались в хорошую доплату. На нее вполне можно было начать делать ремонт. Поэтому активисты стали еще более активными. Но и УКС не отступал, продолжая давить на дольщиков.

Впрочем, слова есть слова, а предписания госинстанций — совсем другая «валюта». Поэтому во всех квартирах (не только «строптивцев») начали расти перегородки. Из гипсокартона, а не 12-сантиметровых блоков, но все же! Электрические кабели тоже побежали по стенам и потолкам. Так бы сразу, конечно. И обошлось бы даже без штрафов в адрес УКСа и его директора.


На этом историю можно было бы заканчивать. Но, как понимаете, мир непрост, совсем непрост. Возведя все положенные по проекту стены и сдав дом в эксплуатацию, УКС начал приглашать дольщиков в офис. Люди думали, что их зовут за окончательным расчетом, но на руки получали хитрые дополнительные соглашения, по которым они якобы отказывались от претензий за затягивание сроков (а для все тех же трешек набегало по 17 000 рублей, согласно условиям договора). Более того, без подписания этого выгодного только застройщику «допа» выдавать справку для окончательного расчета не хотели.

Те же, кому посчастливилось увидеть справку с цифрами, не поверили своим глазам: доплаты выставили так, будто никаких стен нет и в помине. По старой ведомости технических характеристик, которая была изготовлена до их возведения.

И это при том, что некоторые люди уже получили техпаспорта, в которых были отражены все перегородки и реальная площадь. Расклад оказался предельно простой: кто подписывает «доп», получает справку по реальному техпаспорту, кто противится — платит по старой ведомости. По крайней мере, на это был расчет УКСа Советского района.

— Доплаты должны соответствовать реальным метрам, а не хотелкам УКСа, — были убеждены дольщики, а потому отправились в суд. Застройщик компромиссы искать не хотел, следовательно, оставался только такой вариант.

— Мы были в очень непростом положении: застройщик требует доплату (и это вполне правомерно), правда отнюдь не в том размере, который он заявил. При этом нам надо успеть рассчитаться в срок, иначе будут проблемы, — вспоминает Алексей, один из дольщиков. — Но если мы зачислим лишнее, вернуть деньги будет очень сложно. Недоплатим — вообще возможно что угодно.

Да и сотрудники УКСа открыто заявляли, что по-хорошему не выйдет: то обещали снести перегородки, которые все-таки возвели по указанию госорганов, то вовсе грозили расторгнуть с нами договоры как с недобросовестными дольщиками и оставить без квартир. Хотя мы внесли все деньги, которые реально требовались (исходя из данных техпаспортов на квартиры).

Морально было очень тяжело: в такую ситуацию до нас никто не попадал, поэтому исключить вариант того, что мы, столько прождав, останемся без метров, было нельзя. И все же мы решили идти в суд.

Чудо случилось накануне заседания: застройщик пошел навстречу людям, отдав правильный пакет документов, те, в свою очередь, отозвали иск о понуждении к передаче документов для госрегистрации права собственности на объект долевого строительства. Платили люди уже за реальные лишние метры, не спонсируя свои перегородки по три раза.

Первый раунд остался за дольщиками: повесить на них лишние метры и многотысячные переплаты не удалось.

Виват настойчивости и принципиальности! Оставалось решить вопрос с компенсацией за затягивание сроков: сдаться дом должен был в ноябре 2020-го (так указано в договоре), но произошло это радостное событие только в июне 2021-го.

Тяжело ли судиться с УКСом?

— Конечно, мы хотели решить вопрос полюбовно и предложили застройщику рассчитаться с нами за задержку без привлечения Фемиды, — продолжает Алексей. — Многие были готовы идти на уступки и получить, к примеру, всего половину от набежавшего. Но конструктивного разговора не вышло.

В итоге собственники шести квартир обратились в суд. Мы очень поддерживали друг друга, ходили на все заседания (подавались не коллективно), были готовы дополнить картину словами и документами в любой момент. Наша позиция была правильной и сильной: на каждое утверждение — официальная бумага.


При этом УКС выглядел в суде довольно слабо, и, как мы поняли, застройщику очень не понравилось, что вся эта история освещалась в СМИ, стала известна широкому кругу. Но крыть было нечем: с нашей стороны была озвучена только правда и ничего кроме правды.

Заседания, конечно, заняли время. Однако результат того стоил: все мы выиграли свои дела. Единственное, выплаты порезали и назначили не всю пеню, что набежала. Но это все равно победа: нам, дольщикам, пришлось пройти огромный путь, реально рисковать своими квартирами и преодолевать отчаяние. Зато в итоге мы отстояли свои права и показали другим, что это возможно.

Из решения суда: «Взыскать с коммунального унитарного дочернего предприятия „УКС Советского района г. Минска“ неустойку за нарушение сроков ввода многоквартирного жилого дома в эксплуатацию за период с 02 ноября 2020 года по 18 июня 2021 года, расходы по оплате помощи представителя».

Теперь мы можем сказать: не надо бояться застройщиков, будь то УКС или кто-то из частных девелоперов. Проведя год в спорах и судах, мы, по крайней мере, не чувствуем себя дураками, с которых можно потребовать что угодно. А деньги, которые выплатит УКС, потратим на покупку бытовой техники.


Правда, решение суда — это одно дело, а реальная выплата денег — совсем другое. И УКС, проиграв, не торопился рассчитываться со своими вчерашними дольщиками. Тогда люди обратились в ОПИ, было возбуждено исполнительное производство, и только после этого началось движение на счетах. Впрочем, это уже совсем другая история.



загрузка на 9 комплектов посуды, электронное управление, 5 программ, 44.5x55x82 см, черный цвет, сушка: стандартная (конденсация), индикация на полу: нет

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by