Арабские шейхи пообещали вложить в это мероприятие почти $7 млрд. По ощущениям, получилось даже больше — нефти на Аравийском полуострове пока в избытке, и в средствах династия Аль Мактум, уже почти 200 лет управляющая Дубаем, не нуждается. В пустыне рядом с южной границей эмирата вырос настоящий город, который на ближайшие полгода станет основной площадкой, где практически все страны мира, от общепризнанных гегемонов до малозаметных в обычных ситуациях тропических малюток, будут показывать себя и смотреть на других. Для чего это нужно, мы можем только догадываться, но очевидно, что в закрытых и остуженных кондиционерами до арктической прохлады комнатах на верхних этажах национальных павильонов решаются важные дела. Для обычных же посетителей Всемирные выставки — это прежде всего редкое развлечение, которое можно растянуть во времени на недели. У нас был всего день. Onlíner уже успел рассказать о собственных впечатлениях по горячим, как песок пустыни Руб-эль-Хали, следам. Теперь, немного остыв, мы вместе с Samsung Galaxy Z Fold3 попробуем понять, в чем суть этой планетарной ВДНХ и зачем каждую пятилетку на него тратятся колоссальные деньги.
Ребята постарше должны помнить, что в свое время во многих крупных городах бывшего СССР на стационарной основе работали т. н. выставки достижений народного хозяйства, где в доступной для строителей социализма форме рассказывалось о его успехах и скорой окончательной победе. Главная выставка находилась в Москве и была чуть ли не обязательной для посещения всеми гостями города, с тем или иным удовольствием перемещавшимися между павильонами «Карельская АССР» и «Коневодство». Своя ВДНХ существовала и в Минске, но, конечно, в куда более скромном, камерном виде. В «стекляшке» 1960-х годов на улице Янки Купалы демонстрировалась относительно свежая продукция белорусских заводов и фабрик, а на площадке около этого павильона детишки могли полазать, например, по настоящему БелАЗу.
Все это не было каким-то очередным изобретением «советского тоталитаризма».
Человечество увлекалось подобными выставками еще с середины XIX века, когда в 1851 году чопорные британские леди и джентльмены были ошарашены огромным Хрустальным дворцом из стекла и железа, который был построен в лондонском Гайд-Парке к первой Всемирной выставке. С тех пор традиция мировых EXPO продолжается уже 170 лет, делая регулярные, но короткие перерывы лишь на глобальные кризисы вроде мировых войн или экономических депрессий. Ажурный купол Аль-Васл в Дубае, грандиозный панорамный проекционный экран над главной площадью EXPO-2020, — в своем роде просто очередной наследник Хрустального дворца, Эйфелевой башни и многих других якорных объектов Всемирных выставок.
Раньше мероприятия подобного рода действительно были выставками достижений. Самых свежих изобретений, вещественных доказательств настойчивости научно-технического прогресса. Электрические приборы, рентгеновские аппараты, телевидение, луноходы и спутники, компьютеры — посетители с интересом рассматривали и даже трогали руками то, что объективно могло сделать их жизнь комфортнее или по крайней мере заставить гордиться своей принадлежностью к человеческой цивилизации.
Но эволюция — вещь естественная и неумолимая.
К XXI веку EXPO превратились в выставки идей — уже не физических объектов, а концептуальных размышлений над планетарными вызовами, которые считаются обществом наиболее актуальными. В 2010 году в Шанхае участвовавшие во Всемирной выставке государства думали над будущим городов. Спустя пять лет в Милане основной темой стала задача, как нам наиболее эффективно накормить планету. Для дубайского же EXPO была выбрана идея, замаскированная красивым девизом «Объединяя умы, создавая будущее». Если вкратце, под ней подразумевается вывод, что только совместными усилиями всех наций и стран можно добиться прогресса. Не поспоришь.
В прикладном плане тему EXPO-2020 организаторы расшифровали делением всей колоссальной территории выставки на три зоны, каждая из которых украшена футуристическим основным павильоном. В зоне «Устойчивость» с огромным навесом «Терра» и 18 «энергетическими деревьями» (почти 5 тысяч солнечных батарей неустанно обеспечивают объект альтернативной энергией) рассказывается про технологии и поведение, помогающие жить в гармонии с планетой (и про то, как растянуть это удовольствие на максимальный срок). В зоне «Мобильность» с павильоном-волной выдающегося архитектора Нормана Фостера посетителям показывают, как эта самая мобильность меняет наш образ жизни, стирая границы между физическим и цифровым миром. Наконец, в зоне «Возможность» можно узнать, как связаны наши жизни и действия, как мечты превращаются в реальность завтрашнего дня, как безграничные возможности, имеющиеся сейчас у каждого человека, позволяют ему менять свое будущее. Здесь, кстати, отчего-то решили расположить и белорусский павильон.
Все это, разумеется, красивые идеи, прекрасно выглядящие на уровне концептуальных презентаций, когда люди в отличных костюмах собираются в конференц-залах дорогих отелей и рассказывают друг другу, что наконец настало время бороться за все хорошее против всего плохого, после чего идут на фуршет. По факту же рядовой посетитель EXPO, оказываясь что в основных павильонах, что в национальных, вряд ли задумывается над гуманитарными материями. Вертя головой по сторонам, рассматривая статичные экспозиции или погружаясь в иммерсивные анимационные шоу, он получает прежде всего эмоции, чувственные и не очень. Что ж, в нынешнем мире и это дорогого стоит.
Нынешняя Всемирная выставка в Дубае должна стать демонстрацией всему миру, что регион, еще лет шестьдесят назад прозябавший на задворках цивилизации, превратился в новый центр силы, с которым вынуждены считаться прежние вершители судеб. Похожую задачу решала и шанхайская EXPO-2010, ставшая с ее 70 млн посетителей самой успешной Всемирной выставкой современности. Не имея столь обильного человеческого ресурса, организаторы ставят перед дубайским EXPO более скромные задачи. В эмирате надеются, что мероприятие за полгода его работы посетят около 25 млн человек, что все равно должно стать неплохим взносом в местный бюджет. Правда, свои коррективы в эти планы внесла пандемия, и теперь в оргкомитете осторожно говорят о 25 млн посетителей офлайн и онлайн.
Коронавирус, безусловно, спутал организаторам их наполеоновские планы, заставив перенести EXPO сразу на год.
Однако в конце концов выставка открылась, и само по себе это очень обнадеживает. Прошедшая летом Олимпиада в Токио, увы, возвращением к «нормальной жизни» по сути не стала. Страна осталась закрытой, свободного доступа всех желающих на соревнования не было. На этом фоне события в Дубае выглядят глотком свежего (прежнего!) воздуха. Да, для въезда в страну придется сделать ПЦР, а для входа на саму выставку его показать (или предоставить справку о вакцинации), да, пока еще власти ОАЭ требуют носить маски даже на улице, но все это кажется мелочами для людей, переживших многомесячные локдауны, карантины и удаленки и наконец получивших возможность путешествовать хоть куда-то.
К EXPO-2020 в Дубае готовились семь лет. Заявленный бюджет ($6,8 млрд) в расчете на этот срок кажется по местным меркам скромным (миллиард долларов в год, смешно), но в сравнении с предыдущей Всемирной выставкой в Милане, на которую потратили «жалкие» €1,3 млрд, получив в итоге протесты недовольных, размах впечатляет. Протестов в Дубае ожидать не стоит, это страна исключительно хороших новостей, но израсходованные миллиарды чувствуются. К выставочному городу было протянуто метро, в голой пустыне создана вся инженерная инфраструктура, за счет ОАЭ построены десятки павильонов, включая даже американский. Да, Эмираты фактически спонсировали участие в выставке не только многих стран третьего мира (впервые в истории таких мероприятий свой собственный павильон есть у каждого из 194 государств), но и профинансировали приезд с экспозицией США после того, как американский Конгресс отказался выделить средства для этого.
Центральная площадь Аль-Васл, окруженная гостиничными и офисными многоэтажками, медиацентр, огромные основные павильоны каждой из трех тематических зон, многочисленные фуд-блоки, сцены для концертов с территориями для отдыха, детские городки, обзорная башня — на выставке есть чем заняться. Единственным фактором, способным испортить ваше пребывание на территории EXPO, может стать погода. Чудовищная дубайская жара делает зиму весьма привлекательным сезоном для посещения выставки.
При формальном наличии общей темы (в дубайском случае той самой максимы «Объединяя умы, создавая будущее») EXPO уже давно не только, а может и не столько про идеи, способные изменить мир к лучшему. Для купившего билет посетителя это прежде всего выставка архитектуры, дизайна интерьеров, умения создавать шоу, видео- и прочие инсталляции. В одном павильоне тебе показывают путешествие сквозь Вселенную в поисках той самой «маленькой голубой точки», планеты Земля, в другом демонстрируют анимацию про человека в пустыне и пустыню в человеке. Все это впечатляет на эмоциональном уровне, порой создает wow-эффект, но вряд ли оставляет какие-то серьезные мысли.
Невозможно не признать при этом высочайший эстетический уровень всего происходящего.
Выставка в том числе показывает и актуальный уровень архитектурной, дизайнерской мысли. При этом речь идет о столкновении на одной площадке общепризнанных классиков (например, Нормана Фостера с его «Мобильностью», Сантьяго Калатравы с павильонами ОАЭ и Катара или бюро WOHA с его Сингапуром) с молодыми дерзкими новичками, малоизвестными на международной арене. Для многих из них эта площадка может стать дорогой к новым заказам и в конце концов к международному успеху.
В тренде сейчас дерево, соответствующее как возобновляемый ресурс основной тематике выставки, и модернистский минимализм с его простыми геометричными формами, лишь слегка декорированными затейливо перфорированными панелями (Индонезия), стеклом (Франция) или металлом. При этом многие страны, желая выделиться на общем фоне, не удержались от скульптурных экспериментов. Все это, находясь одновременно и в гармонии, и противореча друг другу, создает архитектурный фьюжн, возможный лишь раз в пять лет на очередном EXPO.
Увы, даже после тщательного отбора (а многие страны проводили серьезные творческие конкурсы, чтобы выбрать проект своего павильона) чувство меры удалось соблюсти не всем. Больше, ярче, сложнее не всегда значит лучше, но и понимаешь это лучше всего на фоне окружающих одного выскочку более гармоничных зданий. Огромные колоссы стоимостью в десятки миллионов евро порой оказывались скучнее миниатюрных павильончиков, доказывающих, что размер (и бюджет) не всегда имеет значение.
Еще больше фотографий для социальных сетей можно изготовить внутри павильонов. Каждая из стран постаралась создать что-то эффектное, иногда целую анфиладу залов и представлений в них, инсталляций, аттракционов, впечатляющих и в жизни, и на фотографиях.
Иногда даже сам павильон представляет собой один большой арт-объект (как в случае с Великобританией).
Наверняка найдутся люди, которые начнут рассуждать о гибели смысла за внешней привлекательностью, забывая при этом, что EXPO никогда не было симпозиумом-междусобойчиком для специалистов. Это всегда было массовое мероприятие для максимально широкой публики, давно желающей не только хлеба, но и зрелищ. В Дубае, где многое «самое-самое в мире», со зрелищами все в порядке.
В день открытия не все было идеально. С другой стороны, на то он и день открытия, с его суматохой, еще неопытным персоналом, охранниками, пока еще страдающими «синдромом вахтера», и не ориентирующимися в пространстве, но неизменно доброжелательными волонтерами. Даже с учетом годового переноса открытия не все страны (включая вполне респектабельную Данию) нашли в себе силы успеть все подготовить. Не работало большинство национальных точек общепита, что всегда составляло одну из основных приманок EXPO (в данном случае, вероятно, постарался ковид). Недостаточно эффективно оказалась устроена система внутреннего транспорта, который с учетом местной жары и большой территории имеет принципиальное значение.
Ну и отдельного внимания заслуживают скапливающиеся к вечеру почти у всех крупных павильонов очереди желающих попасть внутрь.
Для Всемирных выставок очереди в принципе нормальное явление, тем более в первый день работы мероприятия, но в данном случае необходимо делать скидку на коронавирусную инфекцию и необходимость социальной дистанции, за которой следовало и ограничение входа гостей по мере заполнения здания. Тем не менее усилиям организаторов по защите посетителей можно только отдать должное. Для безопасности людей (при наличии, конечно, доброй воли) были созданы все возможности: от бесплатных экспресс-ПЦР-тестов при входе до тысяч стоек с санитайзерами в любых, даже самых безлюдных местах.
Парадоксально, но территория EXPO-2020, проходящего в Дубае, выглядит антиподом самого Дубая. Тем городом, которым Дубай мог бы быть, да не стал. Человеческий, гуманный масштаб застройки вместо леса из небоскребов. Четкая квартальная структура (за генплан отвечали сразу три крупнейшие мировые архитектурные компании: HOK, Populous и Arup) вместо градостроительного хаоса с беспорядочной застройкой первых попавшихся пустырей. Приоритет пешеходов вместо абсолютного доминирования автомобилей и урбанистического геноцида людей без них.
Сам оргкомитет выставки называет ее прообразом города будущего.
Предполагается, что после окончания работы большинство павильонов останутся на своих местах и будут приспособлены под новые функции: административные, социальные, культурные, жилые. Вместо EXPO-2020 появится District-2020, умный район с улучшенным качеством жизни. Что ж, в таком случае он станет первым (или одним из первых) правильно спроектированным объектом такого рода во всем мегаполисе. Остается только надеяться, что District-2020 превратится и в объект для подражания, на который станут равняться создатели будущих городских кварталов.
При всех недостатках и самого Дубая, и данной Всемирной выставки все же главную свою миссию они уже выполнили. Миллиарды людей ждут возвращения к той жизни, которая была до зимы-весны 2020 года, к жизни со свободой путешествий, с познанием мира и других культур, с личным общением в оф-, а не в онлайне. EXPO-2020 при всех потраченных на него миллиардах прорубает окно в постковидный мир. Пусть в масках, пусть в шести часах лета от Минска, пусть изнывая от жары, а потом ежась от холода кондиционированных помещений, но это место, где прямо сейчас можно почувствовать бьющийся пульс планеты. И это ни с чем не сравнимое удовольствие.
Samsung Galaxy Z Fold3 — первый складной смартфон с поддержкой электронного пера S Pen. В сложенном виде это 6,2-дюймовый смартфон, который удобно держать одной рукой. В раскрытом виде вы получаете планшет, открывающий новые возможности и сценарии использования. Благодаря режиму Flex смартфон раскрывает свой потенциал на полную мощность. Этот симметричный и сбалансированный дизайн создан для того, чтобы вы получали максимум удовольствия от его использования. Samsung Galaxy Z Fold3 — кинотеатр, зона гейминга, рабочее пространство. Все, что вам нужно, — в вашем кармане.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by