Мы парили по набережной, чтобы не выделяться (на курортах люди именно парят, а мы — на курорте). Старушка охраняла тень, укрывшую лучшую лавку, и методично уничтожала сигарету, каждый раз склоняясь к ней, как к тарелке с супом. В кафе играло что-то сильно надоевшее — давно не новое, но и недостаточно старое, чтобы быть интересным. Кажется, это была песня Human, которой пару лет назад насквозь пропитались стены каждой белорусской кафешки. Мы остановились. Пенсионер с голым торсом отодрал обгоревший нос от облаков и с аппетитом направился к бочке с квасом. Я вспомнил все детские страшилки про обитателей этих бочек и тоже захотел. Мы ведь на отдыхе, черт возьми! Надо делать глупости. Тем более на Нарочи все как в детстве. Чьем-то далеком коллективном детстве.
Центр этого курорта можно описать четырьмя запахами: хвои, шашлыка, пляжа и старых антресолей — последними пахнут почти все белорусские санатории. Если бы эта атмосфера могла звучать, то раздавалась бы песнями Шуфутинского или Лозы. Пела бы уютно и лампово, как поют на кухне или у костра.
Регулярно приезжающие сюда говорят, что на Нарочи ничего не меняется. Некоторым это нравится. Такие приводят в пример мужчину, который работает водителем мини-такси с момента изобретения двигателя внутреннего сгорания. Наверняка врут: он начал намного раньше.
Резные скамейки, деревянные ложки, сувениры без фантазии, мини-рынок, журналы, блины с начинкой — вот и весь центр.
Если вы бывали в Москве или Питере, то могли видеть на асфальте трафаретные надписи с номерами телефонов женщин по вызову. Здесь такие граффити тоже популярны, но рекламируют они рыбку (это не эвфемизм — речь об обычной нарочанской рыбе). «Как же прилично мы живем!» — подумал было я, но потом узнал, что в округе нельзя купить шаурмы. И это цивилизация?!
Любовь с общепитом у Нарочи вообще как-то не складывается. Несколько лет назад все было еще печальнее, потом начался какой-то тухлый расчетливый роман с маленькими частными кафешками, была пара интрижек с ресторанами, но серьезных вдумчивых отношений все не случалось. Хотя, казалось бы, такая красавица должна привлекать кавалеров пачками: у браславских сестер же получается! Там можно найти все, а тут даже с фастфудом пока сложно.
Но прогресс все же есть: за последнее время на курорте появилось несколько симпатичных местечек. Не так давно, например, укромный бережок облюбовала небольшая шашлычная. Если вы столь же непривередливы, как я, можно недорого и сытно перекусить.
На набережной, впритирку к старой забегаловке «Белкоопсоюза», открылось небольшое кафе Kraft с уютной террасой.
А неподалеку появился полноценный ресторан BBQ. Его открыл Дмитрий Кресс, он уже одиннадцать лет в этом бизнесе (в Минске у него «Черный лебедь» и Monaco). Здесь же бизнесмен сражается недавно.
Этот ресторан для людей посерьезнее: с охраной, нормальной музыкой, полноценной кухней. Так, во всяком случае, здесь о себе говорят.
— Это для тех людей, которые ценят чувство безопасности. Не сказать, чтобы в других заведениях творилось черт знает что, но там разное случается. Местные приходят и все такое, — рассказывает нам предприниматель. Дмитрий говорит, что вести здесь бизнес непросто: и персонала нет, и с организацией процесса все чуть сложнее, чем в Минске. Но посетителей хватает: Нарочь всегда привлекала толпы белорусов и россиян.
Таких заведений здесь немного. Знающие люди рассказывают, что вкусно поесть можно в деревне Комарово, но это не совсем Нарочь. Сам же курорт пока только начинает свой гастрономический путь. Да и вообще, еда — это далеко не все. К тому же вряд ли кто-то захочет провести здесь больше пары часов, вся энергия отдыха концентрируется в других точках: вокруг этого гигантского озера много интересного.
Списками мест для отдыха на Нарочи можно оклеить комнату средних размеров. Тут есть совсем бюджетные варианты, доступные абсолютно каждому, есть неприлично дорогие, стоимость которых белорусы обожают сопоставлять с недоступной сегодня заграницей. Начнем с чего попроще, а после пойдем на глубину.
Кемпингов здесь несколько, и все они недорогие, цены и координаты можно посмотреть здесь. Мы заезжаем на территорию кемпинга «Нарочь» — одного из самых популярных в округе. Здесь сосенки, симпатичный пляж с обрывом и стоянка всего за семь рублей в сутки. За эти деньги вы получаете место на парковке, доступ к беседке и дровам.
Если не хотите спать в палатке, можно заселиться в модуль, где место стоит от 14 до 17 рублей за ночь. Там розетки и туалет на этаже, теплая вода (хотя душа нет). В двухместных номерах есть холодильник. Сюда обычно селятся те, кто приходит лишь переночевать, а потом возвращается на природу.
Номер на двоих в местной гостинице стоит 87 рублей, он включает завтраки. Там чуть поприличнее.
А за 150 рублей можно снять домик на четверых.
Людей в этом году здесь довольно много, и большинство — белорусы. Некоторые подходят к вопросу очень основательно и приезжают на круто укомплектованных трейлерах. Такой сноровке можно только позавидовать.
На территории работает кафе, цены там почти магазинные. Большой обеденный комплекс, например, стоит 10 рублей. В момент нашего приезда купаться здесь было не запрещено, но планирующим поездку стоит следить за новостями: на некоторых пляжах Нарочи санстанция практически каждый год находит церкариоз.
Санатории и оздоровительные комплексы на этом прекрасном озере пользуются популярностью еще с советских времен. Здесь их много, но порой купить путевку бывает непросто. Говорят, в этом году желающих оказалось очень много: летом вбиться удастся разве что в будние дни.
Одно из самых популярных мест — «Чайка» — открылось еще в 1980-х, но с тех пор здесь несколько раз проводили реконструкцию. Представители учреждения говорят, что с приходом нового директора удалось привести в порядок несколько корпусов, хотя финансирования все равно вечно не хватает, чтобы сделать все, что хотелось бы.
На огромной зеленой территории, которую обрабатывают от клещей, расположено пять корпусов. За двухместные номера с завтраками просят от 60 до 80 рублей за сутки в зависимости от класса.
Медицинской базы здесь нет, поэтому это скорее гостиница, расположенная у воды. Из развлечений — сауна, бильярд, теннис, прокат катамаранов, есть стационарные мангалы.
Берег здесь чудесный, но делить его придется с постояльцами санатория «Журавинка».
Усадеб здесь десятки. И если в понравившийся санаторий попасть удастся не всегда, то найти подходящий домик — вообще не проблема. В последнее время популярностью пользуется хутор «Малиновка». Его хозяйка 20 лет прожила в США, где работала переводчиком, потом судьба забросила ее в Подмосковье, после — на Нарочь.
— Мы ехали сюда жить, ни о какой усадьбе и мыслей не было. У меня с Нарочью и краем много счастливых детских воспоминаний, хотелось сюда. Мне тут всегда было хорошо, интуитивно тянуло. Я боялась, что разочаруюсь, потому что так часто бывает в жизни. У меня так было с Окой: с моста она казалась живописной, как в фильмах Михалкова, а к берегу спускаешься — там сорняки колючие и мусор. В Пенсильвании примерно так же было: живешь много лет, кажется, что все почти круто, но вот это «почти» покоя не дает. А здесь все иначе, здесь мне очень понравилось.
Когда мы сюда перебрались, у меня даже был подсознательный страх, что опять через два года куда-то меня понесет. Но я надеялась, что буду здесь долго жить, заниматься переводческой деятельностью. В итоге быстро заняла нишу, которую хотела, а потом кто-то мне сказал: почему бы тебе не открыть усадьбу вместо бани? И вот с этого началась концепция хутора «Малиновка».
В большом доме, похожем на кукольный домик, живет семья Ирины. Маленький домик сдается гостям. А недавно супруги наткнулись на старые бесхозные дома в соседней деревне и решили, что эту красоту нужно сохранить. Они разыскали наследника, он оказался литовцем. Ирина написала ему о своем желании дать постройкам вторую жизнь. Мужчине эта идея понравилась, он согласился продать строения. Сегодня они уже стали частью хутора и вскоре будут гостевыми домиками.
— Однажды кто-то спросил, можно ли у нас поесть. Я нажарила каких-то оладушек. Как их подавать? Какие порции должны быть? Я ничего об этом не знала. Но постепенно у меня появлялось понимание, мы развивались, и в прошлом сезоне я вообще решила открыть кафе. Сюда стали приезжать не только на ночлег, но и просто на обед.
Потом захотелось батут, детскую площадку, качели, курочек, баньку… Главное — поймать волну и идти по этому коридору, который сам покажет тебе направление, — улыбается Ирина.
У хозяев есть собственная пасека, каждый год они устраивают праздничные чаепития, куда съезжаются люди со всей страны. На первом же празднике тут было около 100—150 человек, что хозяйку, конечно, шокировало.
— В моем понимании это энергетически чистое место. Я много где была, и сегодня у меня нет потребности куда-то еще бежать. Теперь мое место здесь, с этой землей у меня роман. А то, что делается с любовью, получается правильно и красиво.
На Нарочи расположен один из самых больших и дорогих комплексов в стране. Это огромная территория, на которой владельцы постарались создать атмосферу богатой деревни XIX века.
Наносы расположены на мысе, который, будто острый нос, уходит вглубь озера — видимо, отсюда и название. Мы рассказывали об этом месте, когда писали о самых дорогих землях в стране. Этнокультурный комплекс межует с домами местных жителей, которых, впрочем, здесь осталось не так много: те продали свои дома за сумасшедшие деньги и переехали. За некоторые дома здесь просят вплоть до миллиона долларов.
Сам же комплекс представлен 10 домами «общинного типа», где может разместиться до 4 человек, и 2 домами «мещанского типа», рассчитанными на шестерых. Первый вариант стоит 560 рублей за сутки. В эту сумму включено трехразовое питание и баня. Второй дороже — 1065 рублей за сутки.
С развлечениями здесь проблем никаких — было бы желание и деньги. Тут есть лошадки, яхты, квадроциклы, работает музей, есть своя мельница и гараж со старыми автомобилями. В момент нашего приезда гостей учили печь хлеб.
Несмотря на цены, отдыхающих здесь много: в выходные свободные дома есть далеко не всегда. Не так давно у комплекса сменились владельцы. Они решили расширяться, и вскоре Наносы станут еще масштабнее.
И вот мы в одной из самых, а может, и в самой дорогой усадьбе Нарочанского края. За выходные здесь берут $500, в будние — на 30% меньше.
Хозяйка Мария Печкурова говорит, что гостей у них всегда много. Порой постояльцы арендуют усадьбы на несколько недель или даже месяц — в таком случае цена, конечно, будет ниже.
— Я вообще минчанка, а муж родом отсюда. Когда у нас родился ребенок, мы решили сдать квартиру в Минске и переехать сюда. Сами поселились в курортном поселке, а потом получили участок и построились здесь, в 500 метрах от Нарочи.
Дом получился дорогим, не буду говорить, сколько отдали. Мы уже три года работаем, но пока не отбились. Зато мне есть чем заняться, мне это нравится. У мужа оконное производство, а я этим бизнесом занимаюсь, — рассказывает Мария. — В Минск нам вообще возвращаться не хочется, я туда как на каторгу еду.
На самом деле, нам тут так понравилось, что мы недавно еще одну усадьбу открыли на Голубых озерах. Там маленькое шале посреди леса. Ландшафт, тишина, природа — многим там даже больше нравится, чем здесь.
Дом относительно небольшой — около 120 квадратов. Высота потолков в самой высокой точке — около 6—7 метров. Несмотря на то, что хозяйка проектировала все сама, без дизайнера, получилось здорово: много света, дерева, все очень изящно и современно.
По желанию гостей сюда может приехать массажист, повар, супруг Марии может покатать на катере.
— К нам в основном приезжают белорусы, россиян очень мало. Хотя недавно тут две недели жила семья из Сочи. С гостями вообще проблем нет, потому что у нас на Нарочи нет конкурентов по цене и качеству. Есть Наносы, но это совсем другая эстетика, другой вид отдыха.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by