Дольщику надо держать ухо востро. И внимательно читать документы. Иначе можно потерять немалые деньги. Например, остаться без межкомнатных перегородок и разводки электрики, несмотря на то, что они должны быть по проекту, а цена квадратного метра рассчитана исходя из концепции «все включено». Оставить минчан с квартирами свободной планировки и лишними метрами под будущие стены чуть не удалось УКСу Советского района, возводившему десятиэтажку на улице Восточной. И только бдительность дольщиков, не ленившихся писать запросы во все инстанции, остановила «своеволие» застройщика. Но праздновать победу еще рано.
Об этой истории мы поведали еще в конце марта, тогда дольщики эмоционально рассказывали о том, как им продали жилье, утаив очень важные нюансы. УКС же был спокоен и непоколебим: несмотря на проект, в шаблоне заявления на строительство (а позже и договоре) было указано, что строительство объекта ведется без межкомнатных перегородок, сроки будут сдвигаться, соответственно, и вопросов не должно быть.
В святость застройщика можно было бы поверить, если бы не «Главстройэкспертиза», настаивавшая: по проекту перегородки и электрика есть, они учтены в сметной документации, скорректированная (то есть «облегеченная») проектная документация для согласования не представлялась. А значит, все должно быть на месте.
И как бы ни хотелось УКСу оставить все как есть, пришлось уже готовый и достроенный дом дорабатывать. Во всей многоэтажке в срочном порядке начали возводить стены и прокладывать электрику. Как умеют и как получается.
— О том, что в доме началось какое-то движение, мы и не знали, — рассказывает Максим, уже более полугода несущий знамя борьбы. — УКС вообще не очень-то с нами общается. И только на какой-то из «горячих линий», куда мы дозвонились, выяснилось, что в квартирах полным ходом идет работа по возведению перегородок из гипсокартона. Почему так, если по проекту должны идти 12-сантиметровые блоки, никто не объяснил.
Узнав о происходящем, мы стали писать в «Главстройэкспертизу» и выяснили, что «по состоянию на 27.05.2021 повторная госэкспертиза проектной документации не проводилась и в стадии рассмотрения не находится».
То есть УКС опять решил действовать на свой вкус, возводя стены из того материала, который ему удобнее.
Где стены, там и электрика. Вскоре по квартирам поползли кабели, правда, получилось не очень эстетично, разумно и практично. Спрятать их под «гипс»? Какая глупость, если можно, как в деревне, сделать наружную разводку, упаковав кабели в белые пластиковые короба. Как на это клеить обои или готовить поверхность под покраску — головная боль новоселов.
В некоторых квартирах и вовсе получилось так, что выключатель находится в коридоре при входе, а свет зажигается за стеной в комнате. Ну, зато оригинально. Обращает на себя внимание и то, что выключатели у отдельных счастливчиков установлены на уровне плеча. Это по нормам какого года?
— Получается, Госстройнадзор буквально заставил застройщика привести квартиру в надлежащий вид согласно проекту. В одном из документов так и сказано: «несоответствие проектных решений, прошедших экспертизу, и выполненных работ явилось причиной отказа инспекции в выдаче заключения». То есть они не могли сдать дом в таком виде. А если бы мы не стучались во все инстанции, то, наверное, все сошло бы УКСу с рук. Не исключено, что такие «преобразования» он уже «обкатал» на других объектах, а люди, заплатившие немалые деньги за метры, ничего и не поняли, — рассуждают минчане.
«Шалости» застройщика не остались незамеченными: в марте 2021-го «за самовольное внесение изменений в утвержденный строительный проект» УКС Советского района был привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 22.2 КоАП (влечет наложение штрафа до двухсот базовых величин).
Также за нарушение срока строительства объекта заказчик («УКС Советского района») привлечен к административной ответственности по статье 21.2 КоАП. Не ушел от ответственности и лично директор, который за необеспечение ввода объекта в эксплуатацию в первом квартале 2021-го привлечен к дисциплинарной ответственности.
Казалось бы, такое внимание со стороны контролирующих органов должно охладить пыл УКСа. Но этой истории бы не было, если бы не совершенно гениальный поворот.
После всех историй 117-й дом по улице Восточной был поставлен на контроль в районе и городе. Это, рассчитывали дольщики, должно было позволить им благополучно принять квартиры и как страшный сон забыть месяцы сотрудничества с УКСом.
— 18 июня наш дом сдали, — продолжает Максим. — Казалось, можно выдыхать: сейчас все обмеряют, обсчитают, мы доплатим, если есть лишние метры, и будем заниматься своим новым жильем. Все вроде к тому и двигалось.
В какой-то момент в общем чате появилось сообщение от УКСа: «Уважаемые участники долевого строительства, жилой дом введен в эксплуатацию. О выдаче соответствующих документов, согласно пункту 3.1 договора, вы будете информированы дополнительно». Мы обрадовались, пункт 3.1 как раз подразумевает, что нам в 25-дневный срок должны предоставить окончательный расчет.
Почти сразу после этого объявления сотрудники УКСа начали обзванивать людей: приходите в офис за документами.
— Из УКСа мне звонили несколько дней подряд, очень настойчиво. Но из-за работы и семейных дел приехать не получалось. В конце концов дошло до того, что на том конце провода мне заявили: вы что, уклоняетесь? Да какое уклоняетесь? Занят я!
В итоге выкроил время и явился в офис за документами, ожидая увидеть окончательный расчет (как мне и обещали по телефону). Но сотрудница кладет передо мной… дополнительное соглашение. А это, простите, совсем другое.
Дополнительно соглашение минчанам досталось и вправду хитрое: первые два пункта совершенно меняют ход игры. Согласно этому «допу» дольщик полностью отказывается от всех претензий к УКСу и даже по сроку, который вышел несколько раз (изначально дом должны были сдать еще 1 ноября 2020-го), не сможет предъявить претензии. А накапало-то уже прилично: как подсчитали хозяева трешек, тысяч 17—18 УКС должен компенсировать им за задержку.
— Спрашиваю: где мой окончательный расчет? Ответ: «Подпишите дополнительное соглашение, тогда получите. Одно без другого никак». Я в шоке: приехал за одним документом, а подсовывают совсем другой, который я впервые в глаза вижу и который надо еще изучить. Говорю сотруднице УКСа, что не буду подписывать «доп» с такими условиями. А она: «Тогда ничем не могу помочь».
Получается, я приехал зря? Вы меня столько вызваниваете, а теперь отпускаете ни с чем? Тогда я потребовал книгу замечаний и предложений, чтобы высказать свое возмущение. Специалист вышла из кабинета, сказав, что ей надо посоветоваться с руководством, но вернулась уже секунд через тридцать и протянула мне окончательный расчет, — вспоминает мужчина.
Олег готов был обрадоваться, но потом присмотрелся к цифрам. И обнаружил, что сумму для доплаты ему вывели исходя из… ведомости технических характеристик, которую агентство по госрегистрации и земельному кадастру составило еще в конце прошлого года, то есть до того, как застройщик возвел перегородки. Естественно, метраж в такой не разделенной на комнаты квартире больше, а значит, и сумма вырастает значительно.
Исходя из старой, свободной планировки, при площади квартиры 64,7 кв. м минчанину надо было бы доплатить 6578 рублей. Но после того, как перегородки были возведены, площадь жилья уменьшилась, и, как подсчитал дольщик, он остался должен всего 2600 рублей. Разница в 3978 рублей существенная.
— Смотрю на нее и не понимаю, что происходит: у меня уже техпаспорт на руках, где отражены перегородки, указан верный метраж. Это же официальный документ! А для доплат подсовывают расчет, исходя из старой ведомости теххарактеристик (даже не техпаспорта). На свое возмущение услышал: да, у нас две ведомости, и тем, кто подписывает дополнительное соглашение, мы выдаем счет с меньшей суммой, а тем, кто отказывается — с большей. Это как вообще? Что за бухгалтерия такая? Это вообще законно? Я не юрист, но что-то не верится в «нормальность» такого подхода.
Почему, если у меня квартира одна, я должен платить за другую? Да и сколько раз можно оплачивать эти перегородки? Они уже были включены в изначальную смету, откуда взялись еще раз? При этом УКС, хоть и возводил стены, так и не добрался до моего санузла, из раздельного они сделали совмещенный по своему усмотрению. Знаю, что и у других людей перегородки возвели не везде, оставив широченные «дверные» проемы и не выгородив гардеробные в трешках.
Можно было бы подумать, что Олегу просто не повезло: работница что-то перепутала — человеческий фактор. Но в подтверждение его слов существует такой документ от другого дольщика, который подписал дополнительное соглашение.
— Когда я отказался подписывать «доп», мне тоже вручили «увеличенный расчет», — рассказывает Антон. — При этом на предложение составить протокол разногласий по содержанию «допа» ответили категорическим отказом: это соглашение, а значит, обе стороны согласны с содержанием и корректировке оно не подлежит.
Я, конечно, согласен с тем, что характеристика объекта изменились и у нас теперь есть межкомнатные перегородки, мы этого и добивались. Но «отсутствие претензий» точно не про меня. А подписывать надо или все, или ничего.
— Доплаты должны соответствовать реальным метрам, а не хотелкам УКСа, — убеждены дольщики. — Мы знаем, что есть люди, которые подписали дополнительные соглашения в таком виде, получили ключи и уже, может, даже делают ремонты. Это их право, они для себя так решили. Но мы не согласны с такой постановкой вопроса.
А главное, УКС не пытается найти компромисс: предложи он, например, выплатить хотя бы половину той суммы, что набежала за «просрочку», мы бы и одобрили эти «допы», так нет же: плати по документам, которые утратили свою силу после появления официальных техпаспортов.
— Я вообще попал в патовую ситуацию, — уточняет Олег. — Получив окончательной расчет, необходимую сумму должен внести в 15-дневный срок, иначе застройщик может в одностороннем порядке расторгнуть договор долевого строительства. И я останусь вообще ни с чем. Как человек добросовестный и законопослушный, поступил таким образом: внес на счет УКСа сумму исходя из реального метража и обратился в правоохранительные органы за защитой своих интересов.
На данный момент дольщиками официально поданы коллективные жалобы лично министру архитектуры и строительства Республики Беларусь, генеральному прокурору, директору Департамента контроля и надзора за строительством
Также минчане дозвонились на «горячие линии» министру архитектуры и строительства Пархамовичу и первому заместителю главы администрации
Чтобы понять все происходящее, Onliner снова отправил запрос в УКС Советского района. Как только получим ответ — поделимся им с вами.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by