Накурить Минск. Что горожане думают о внедрении «Табакерок»

Автор: Оксана Красовская. Фото: Максим Тарналицкий; архив Onliner
05 сентября 2019 в 8:00

«Подружись со спортом», «За здоровую нацию», «Фехтование — спорт будущего» — учат нас «зожевские» билборды, хаотично расставленные по городу. Румяные люди, рекорды, победы — это все есть, но где-то там, в воздухе, куда еще надо задрать голову. А на земле в это же время плодятся с огромной скоростью «Табакерки». Говорят, для нашего же блага: мол, эдак мы «ограничим продажу табачных изделий и их доступность для несовершеннолетних». Звучит несколько абсурдно, но, может, это только так кажется отвыкшим от киосков белорусам, а на самом деле неказистые темно-серые ларьки сделают революцию в мире ЗОЖа? Мы вышли на улицы города, чтобы узнать, как минчане относятся к новым соседям, а еще спросили нарколога, юриста и предпринимателя, что все это значит.

Мингорисполком о «Табакерках»: они будут бороться с контрафактом и ограничат доступность сигарет

Захватывать мир (зачеркнуто, читай: Беларусь) «Табакерки» начали еще в 2018-м. Тихо и незаметно они проникли в небольшие города, укоренились там и начали тянуть ручонки дальше. Под натиском десятков таких «коробочек» пали областные центры. И только Минск табачные киоски обходили стороной, будто невидимая сила начертила вокруг столицы границу, за которую ларьки никак не могли перебраться.

Но летом этого года географическо-психологический барьер был преодолен: в июле «Табакерка»-«разведчица» проникла в Сухарево, хорошенько окопалась там и дала зеленый свет сестрам (коих, по ранее озвученной в прессе информации, в Минске должно быть порядка 500).

Ни петиции, ни возмущения граждан не помогли — киоски от «Энерго-Оил» размером примерно два на два метра стали распространяться по районам города, будто сыпь. Но ведь должно это как-то регулироваться? Естественно должно. А на что нам Мингорисполком? Он-то уже все продумал — например, в официальном ответе на «табакерочный» вопрос, заданный активистами объединения «Перспектива», говорится, что «Минским горисполкомом подготовлен ряд рекомендаций, исключающих размещение киосков по реализации табачных изделий вблизи главных магистралей, учреждений здравоохранения, образования, парков и скверов < …> В настоящее время осуществляется планомерная работа по установке указанных нестационарных торговых объектов».

Но рекомендации на то и рекомендации, чтобы их можно было не соблюдать (это вам любой человек скажет). А потому, выбравшись в город, запросто можно увидеть, как «Табакерки» соседствуют с поликлиниками, школами, больницами. Киоски, конечно, не стационарные и в любой момент могут переехать. Но ведь могут и не переехать…

Детская и взрослая поликлиники, Минский торговый колледж

Одна из «Табакерок» нашла себе сладкое местечко на перекрестке улиц Кольцова и Мирошниченко. Ей, можно сказать, повезло с «распределением»: популярная остановка общественного транспорта, магазин, жилые дома со всех сторон.

А еще — детская поликлиника №17 в 140 метрах, взрослая поликлиника №30 примерно на том же расстоянии. Чуть подальше — в 400 метрах — Минский торговый колледж с высоткой-общежитием. Что там, говорите, по рекомендациям?..


— Не очень мне это нравится, — реагирует на появление «Табакерки» Оля, возвращающаяся с дочерьми из школы. — Это просто лишний повод детям и подросткам заглядываться на сигареты и покупать их. Раньше у нас было много ларьков возле остановок, но потом их убрали. Сейчас киоски снова начали появляться, но с сигаретами. Лучше бы уж оставили те, со жвачками. Еще и место тут такое: поликлиники, общежития, колледж — детей много, и они постоянно крутятся возле магазина, а значит, и возле этой «Табакерки».

Саша и Артур сами курят, но появление «Табакерок» их как вроде бы целевую аудиторию не радует.

— «Табакерки» — это плохо. Во-первых, они будут создавать конкуренцию для магазинов. Во-вторых, сделают сигареты более доступными: шел, увидел, купил. Это же сплошная реклама, кому-нибудь обязательно захочется попробовать, даже если он и не думал об этом раньше. Ну и, например, конкретно в этом месте они могут провоцировать столпотворения. Здесь в час пик и так куча народу (остановка, светофор), а если еще очередь появится… — прогнозируют молодые люди.

— Да, я курю, но курить начал по глупости. Куришь год-два-три, а потом уже не можешь бросить, даже если и хочешь. Поэтому никому не советую начинать, — рассуждает Артур. — Курение — это зависимость. А моя зависимость — это уже чьи-то деньги, таких вот хозяев «Табакерок». Но я в них принципиально ничего не буду покупать.

Киевский сквер, средняя школа №35, гимназия №34

«Распределительная шляпа» была снисходительна и к следующей «Табакерке», которая отхватила местечко прямо на остановке общественного транспорта возле дома №58 по улице Каховской.

Сразу через дорогу от нее — Киевский сквер, в 200 метрах — средняя школа, в 400 — гимназия. Самое «подходящее» окружение для табачного киоска.


— Отрицательно я к этим киоскам отношусь. Как можно: рядом школа, гимназия, это все у детей на глазах. Запретить курение невозможно, но хотя бы найдите для киосков какое-то место, чтобы это было не возле школ, чтобы дети с этим не сталкивались. Мы-то в семье разговоры проводим, объясняем, а на улице они видят совсем другое, — делится мыслями Людмила, забирающая из школы внука после уроков. — Вроде же государство борется с курением, а потом появляются такие киоски. Чиновники такие — все позволяют.

Минчанин Максим тоже оказался не на стороне табачных лавок.

— На остановках им вообще не место, это реклама при любом раскладе. На мой взгляд, продажа сигарет должна быть максимально закрытой — кому надо, тот найдет, остальных это не касается. В этом квартале много детей — какие могут быть «Табакерки»?

Больница скорой помощи, детская больница №3, колледж

Все «Табакерки» в городе не обойдешь, но вот еще один пример «строгого следования» рекомендациям Мингорисполкома: серая «коробочка» притаилась на остановке общественного транспорта на улице Осиповичской. Чем примечательно это место, так это концентрацией больничной медицины. Получается, здесь лечусь, а здесь калечусь?

От очередной пока еще не работающей «Табакерки» до больницы скорой помощи около 400 метров, до детской больницы №3 — примерно столько же. А вот до колледжа искусств — меньше 200.


— Я не курю, но то, что сигареты теперь можно будет купить на каждом углу, мне не нравится. Лучше бы эти киоски убрали, чтобы они даже не появлялись и не мозолили глаза ни взрослым, ни детям. Пусть бы талоны тут продавали. Да и вообще, место такое — больницы, церковь, люди верующие ходят — и тут эти сигареты, — говорит Виктор.

Наталья не хочет фотографироваться, но четко обозначает свою позицию:

— Я не курю, мне по барабану, даже не обращала внимание на их появление. Разве то, что сигареты в магазинах спрятали, что-то изменило? Люди как курили, так и будут курить. Кто хочет, тот найдет. И от киосков это не зависит. С эстетической точки зрения они, конечно, выглядят никак. Но государство разрешило этот бизнес — вот и имеем киоски.

Еще один минчанин не захотел называть свое имя, но высказался:

— Я покупаю табак заранее в крупных магазинах, по 20 пачек сразу, чтобы хватило на месяц. Поэтому киоски мне не интересны. Но меня волнует другой вопрос: почему сигареты доступны, а средства, чтобы бросить курить, — нет? Мне приходится через AliExpress заказывать специальные никотиновые пластыри. Почему они не продаются в каждом магазине? Об этом надо думать, а не «Табакерки» ставить. Табак — это наркотик, и чтобы его победить, нужны помощники. Не тем у нас занимаются.

Отметим, что наряду с теми, кто имел какую-то позицию по «Табакеркам», встречались и люди, очень далекие от всей этой «движухи»: «Не курю и не задаюсь этими вопросами», «Не мое дело», «Даже не замечал их, пока вы не показали».

«Как размещение киосков в шаговой доступности может способствовать снижению потребления табака?»

Высказаться по поводу сложившейся ситуации и попытаться заглянуть в будущее с «Табакерками» мы попросили психотерапевта, психиатра-нарколога Константина Минкевича, который практикует более 15 лет и знает о зависимостях больше нас всех вместе взятых.

— То, что принято называть массовым сознанием (привычные представления, разделяемые значительным количеством людей), — штука достаточно ригидная, менять ее непросто. Даже при целенаправленном воздействии требуются годы и десятилетия на то, чтобы в массовом сознании начали закрепляться некие новые представления. Борьба с курением, последовательно проводимая во многих странах в последние годы, постепенно приводит к некоторым изменениям.

Один из возможных способов воздействия на распространенность того же курения — ограничение его доступности: по местам, где разрешено курение, по количеству и времени работы точек продажи сигарет, по их цене, в конце концов. Такой подход работает, это неоднократно подтверждалось разнообразными исследованиями, хоть он и не лишен недостатков. Скажем так, всегда будут некурящие, кто-то, наоборот, будет курить, несмотря ни на что, но найдутся колеблющиеся, которых неудобства остановят от того, чтобы начать курить, или подтолкнут к отказу от курения.

В последние годы государство достаточно последовательно проводило антитабачную политику — эффективную или нет, но хотя бы дающую населению представление о «правилах игры». Вот, совсем же недавно была введена новая порция ограничений. И на этом фоне решение о размещении на улицах сети табачных киосков выглядит совершенно нелогичным. Смешно и странно видеть, что подобные киоски призваны «ограничить продажу табачных изделий и их доступность».

Тут был бы смысл, если бы при этом сигареты прекратили продавать в прочих местах, а «Табакерки» оказались бы неудобны: по расположению, по режиму работы и так далее, — как магазины, продающие алкоголь, в Скандинавии. В таком виде это может иметь смысл. Но как размещение киосков в шаговой доступности может поспособствовать снижению потребления табака — для меня это загадка. Возможно, я чего-то не знаю, но пока это выглядит именно как повышение доступности. Вряд ли в краткосрочной перспективе «Табакерки» как-то значимо повлияют на курение среди белорусов, просто они в очередной раз дают понять, что все эти ограничения и запреты ничего не стоят, это просто дань моде. Курите, дорогие граждане.

Здесь — можно, здесь — нельзя

Во всей этой «табакерочной» истории есть еще и аспект несправедливости: почему одних предпринимателей когда-то вытеснили с улиц, указав на то, что их киоски не соответствуют санитарным нормам и эстетическим запросам столицы, а других сейчас запустили, да еще и с распростертыми объятиями?

Ответ, который мы получили от Мингорисполкома, конечно же, нас не устроил, — говорит лидер республиканского общественного объединения «Перспектива» Анатолий Шумченко, который ратует за то, чтобы вернуть на улицы обновленные киоски, раз уж пошла такая пляска. — В ближайшее время мы будем составлять обращение непосредственно в адрес президента, чтобы все-таки понять, когда мы увидим те самые равные условия для бизнеса, о которых он не раз говорил.

Пока же мы видим очень выборочный подход: одним можно работать, а другим, кто попроще, нельзя. На периферии ставить киоски можно, а в Минске нельзя. Причем мы ведем речь об установке красивых стеклянных павильонов, со входом, а не о пластиковых «коробках». И самое главное: почему сигаретами в столице торговать можно, а шоколадками и соками — нет? В чем смысл?

Поражает и то, что в ответе Мингорисполкома сказано, будто появление «Табакерок» будет что-то ограничивать и сокращать. Это как? Значит, в магазине мы табачные прилавки закрываем, прячем все куда подальше, а тут, на улице, прямо перед носом стоит киоск, где большими буквами написано: «Табакерка». Это же буквально призыв: купи меня! Да и о каком контрафакте они говорят? Если сигареты и возят подпольно, то от нас в Европу, а никак не наоборот. Вы видели где-нибудь торговлю сигаретами из-под полы? По-моему, у нас в этом плане все упорядочено и отрегулировано.

Мы, предприниматели, хотим, чтобы государство дало возможность торговать всем на одинаковых условиях. Причем мы согласны даже на то, чтобы в наших киосках не было сигарет, пива. Мы найдем чем заполнить прилавки, и в первую очередь это будут белорусские товары. Если мы говорим о равных условиях для бизнеса, то пусть они действительно будут равными: дали крупному бизнесмену работать — дайте на таких же условиях работать обычным предпринимателям. Где принципиальная позиция? Если разрешаем, то всем, если запрещаем, то тоже всем. Когда-то нас выжили из города под лозунгами борьбы с алкоголизмом, табакокурением, несоответствием вида киосков современным требованиям. Получается, что-то изменилось?

(Анти)табачная кампания

По поводу ситуации, которая оставляет много вопросов, высказался адвокат Сергей Зикрацкий.

— Смотрите, какие странные дела происходят у нас с (анти)табачной кампанией. Шаг первый: декрет №2 от 20.02.2015. С июля 2015 года вводятся следующие ограничения по торговле табачными изделиями: запрещается разносная торговля табачными изделиями, торговля на рынках и вне торговых объектов; запрещается продажа табачных изделий методом самообслуживания; запрещена выкладка табачных изделий на витринах; введен ряд иных ограничений.

Шаг второй: декрет №2 от 24.01.2019. С июля 2019 года: государственное регулирование распространяется и на электронные сигареты; установлен четкий перечень торговых объектов, в которых возможна продажа табака. С января 2020 года в магазинах, имеющих торговую площадь 1000 и более квадратных метров продажа табачных изделий будет осуществляться только через специализированные товарные отделы. С января 2022 года будет запрещено для хранения и продажи табачных изделий использовать оборудование, размещаемое в магазинах над кассами. Складывается ощущение, что такими шагами мы всячески ограничиваем возможность приобретения табачных изделий.

А теперь шаг третий. Как профессиональный юрист, я должен был в данной ситуации сослаться на нормативный правовой акт. Но не могу: говорят, соответствующий указ имеет гриф «ДСП». Но факт остается фактом. Одна-единственная компания, занимающаяся оптовой и розничной продажей табачных изделий, получает эксклюзивное право установить по всей стране тысячи киосков для их продажи.

Мне одному кажется, что это не совсем антитабачная кампания, а вполне себе табачная кампания, просто направленная на передел рынка? Подозреваю, что количество потребляемого табака не уменьшится, просто кто-то на этом рынке получит большую долю.

Где ответы?

Несмотря на то что Мингорисполком подготовил ответ на обращение предпринимателей, вопросы не исчезли, а может, их, наоборот, стало даже больше. Чтобы прояснить ситуацию и понять, что и для чего делается, мы также отправили в главное ведомство столицы официальное обращение с просьбой ответить на следующие вопросы:

  1. Не является ли, на взгляд Мингорисполкома, появление киосков «Табакерка» на улицах города скрытой рекламой табакокурения?
  2. О какой контрафактной табачной продукции идет речь в письме? Каков объем контрафакта за прошлый год, за шесть месяцев 2019-го, откуда он появляется в нашей стране, где и как реализуется?
  3. В ответе говорится, что установка киосков «ограничивает продажу табачных изделий». Как работает этот механизм?
  4. Указывается, что Мингорисполкомом подготовлен ряд рекомендаций по размещению киосков. Что произойдет, если эти рекомендации не будут соблюдаться? Какие санкции могут быть применены к нарушителю?
  5. Какие меры были предприняты Мингорисполкомом в 2019 году для популяризации здорового образа жизни?
  6. Цитата: «В целях формирования столичного уровня городской среды и создания комфортных условия для персонала, продавцов и потребителей, а также соблюдения санитарных норм развитие торговой инфраструктуры города считаем целесообразным за счет объектов капитального строительства». Почему этот тезис не распространяется на «Табакерки», которые являются нестационарными объектами?

Как только мы получим ответ, обязательно поделимся им с вами.

Ударим спортом по «Табакеркам». Шведские стенки:

спортивный комплекс, максимальная нагрузка: 100 кг, размеры (д×ш×в): 0.8×0.6×2 м
Снят с продажи

Читайте также:

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by