Загрузка ядерного топлива, майнинг криптовалют и выход на финишную прямую. Как сегодня выглядит белорусская АЭС

Автор: Дмитрий Мелеховец. Фото: Максим Тарналицкий. Видео: Максим Тарналицкий
29 марта 2018 в 8:00

Финал самой масштабной и обсуждаемой стройки страны уже виднеется на горизонте. В конце этого года на Белорусскую АЭС завезут топливо, после чего объект обретет особый статус «ядерного» и выйдет на финишную прямую. Первый энергоблок уже близок к завершению, второй тоже возводится достаточно динамично. Что сегодня происходит на громадной стройке, читайте в репортаже Onliner.by.

На фоне одиноких хуторов и редких машин громадный комплекс, местами вырывающийся на высоту пятидесятиэтажных домов, впечатляет. На стройплощадке, впитавшей тысячи тонн бетона, сегодня трудится около семи тысяч человек.

На первую в стране атомную станцию у нас возлагают большие надежды. АЭС позволит здорово сэкономить на производстве электроэнергии, укрепить позиции на мировом рынке и, возможно, скостить тарифы для потребителей. Это, правда, не избавляет ее от косых взглядов противников ядерной постройки на территории страны, однажды уже пережившей жуткую трагедию.

Несмотря на всю сложность организации такого механизма, понять суть работы атомной электростанции совсем несложно. Если упростить все до предела, АЭС — это огромный кипятильник, где вместо разогретой металлической спирали используется ядерное топливо, а точнее кинетическая энергия, выделяемая в реакторе. Энергия преобразуется в тепло и подогревает воду, а превратившаяся в пар жидкость вращает турбину и при помощи генератора становится электроэнергией. Да простят нас энергетики за такие формулировки.

Первые киловатты белорусская «атомка» должна произвести уже к концу 2019-го, когда будет запущен первый энергоблок, однако стартовую партию ядерного топлива должны привезти сюда уже концу нынешнего года.

Как выглядит станция сегодня

Около года назад, когда администрация АЭС также демонстрировала журналистам успехи в продвижении строительства, первый энергоблок был завершен всего процентов на сорок, второй — и того меньше. Сегодня же работы над первым блоком близки к завершению: по оценкам разных специалистов, готовность достигает от 75 до 90%.


Монтаж основного оборудования на первом блоке уже завершен, реакторная установка полностью смонтирована, совсем скоро начнутся послеремонтные очистки. Сейчас ведется монтаж аварийной системы и систем безопасности, смонтирован генератор, на своих местах находятся парогенераторы, компенсатор давления, гидроемкости системы аварийного охлаждения.


— В ближайшее время планируем подать питание на собственные нужды. Это даст нам возможность выполнять полноценные промывки при гидравлических испытаниях, — рассказал начальник реакторного цеха БелАЭС Александр Канюка. — В корпус реактора будет установлена имитационная зона, контур заполним химобессоленной водой и включим насосные агрегаты. Затем начнем греть воду первого контура до определенных параметров и повышать давление.

Такие испытания помогут проверить надежность монтажа трубопровода и приступить к следующей фазе — комплексным испытаниям оборудования, то есть «горячему обкату» — завершающей стадии перед загрузкой ядерного топлива. Это своего рода имитация работы реактора.

Внешний купол из напряженного железобетона толщиной 1,8 метра и диаметром 44 метра пока ждет своего часа. Для установки таких конструкций был приобретен настоящий тяжеловес — автокран Liebherr. Перемещается на двух внушительных гусеницах он неспешно (его скорость — примерно 300 м/ч), зато грузоподъемность составляет аж 1350 тонн.


Работы над вторым энергоблоком идут параллельно, сегодня он готов примерно наполовину. Здесь уже смонтирован реактор, рабочие приступают к сварке трубопровода. Если говорить проще, все составные части расставлены по местам и ждут своего часа.

Как будет загружаться ядерное топливо

Уже в конце этого года первая партия ядерного топлива от российского завода-изготовителя будет привезена на Белорусскую АЭС. Перемещать опасный груз будут по железной дороге, которая подведена к самой стройплощадке.

Топливо перевозится в специальных контейнерах. По прибытии груза специалисты проверят его сохранность и начнут перевозить в реакторный цех. Там при помощи специальной техники топливо будет погружено в реактор. Такая процедура должна занять около недели. Позже, когда процесс будет налажен, операция будет проходить куда быстрее.

Несмотря на это, первая загрузка топлива произойдет только в конце 2019 года, перед непосредственным запуском энергоблока и официальным стартом работы станции.

Что насчет безопасности?

Очевидно, что этому вопросу уделялось больше всего внимания. Белорусская «атомка» — это типовой российский проект атомной станции нового поколения АЭС-2006, в котором используется водо-водяной энергетический реактор ВВЭР-1200. По утверждениям разработчиков, такие реакторы сочетают в себе множество систем активной и пассивной безопасности и полностью соответствуют требованиям МАГАТЭ.

Как объяснили специалисты, при разработке проекта ими были проработаны различные варианты всевозможных ЧП. Конечно, коснулись на пресс-конференции и пресловутого вопроса с падением самолета. Однако, как отметил старший вице-президент по российским проектам АО ИК «АСЭ» Сергей Олонцев, эта тема кажется ему несколько раздутой, а вероятность подобного ЧП близка к нулю.

— Мы просчитали вероятность падения самолета на АЭС — она составляет 10−6. Эта цифра говорит о том, что в конструктивных условиях ее можно просто не рассматривать. Здесь нет коридоров для военной и гражданской авиации — падать здесь нечему, тут ничего не летает. Если кто-то специально решит прилететь сюда, то для этого существуют другие меры, не технические, — высказался специалист.

Также он добавил, что в проекте все же рассматривается ситуация, при которой малогабаритный самолет падает на оболочку, но при таком исходе конструкция должна выдержать.

— Если упадет Boeing 747, не выдержит ни одна станция в мире, но здесь он оказаться не может, — сказал Сергей Олонцев.


Сейчас все возможные варианты ЧП прорабатываются в учебном центре. Его сотрудники продемонстрировали, как проходят работы при оповещении системы безопасности.


На полномасштабном учебном тренажере десятки экранов и схем. При определенных неполадках система оповещает сотрудников, которые должны выяснить причину и устранить ее. Математическая модель предусматривает порядка 300 базовых и 1000 вспомогательных сценариев отклонения от нормальной работы. Чтобы полностью изучить систему, сотрудники должны потратить 1100—1200 часов, пройти стажировку на действующей АЭС, а затем ежегодно проводить за учебой еще не менее 100 часов.

Майнинг криптовалют и сниженные тарифы

Один из вопросов, обсуждаемых с появления первых новостей о планах на грандиозную стройку, заключался в способах сбыта вырабатываемой электроэнергии: построить-то построим, а продавать кому? Эта тема актуальна и сегодня, поскольку конкретных вариантов по сбыту больших объемов электроэнергии пока нет.

Заместитель министра энергетики Беларуси Михаил Михадюк не стал давать четких прогнозов и заявил только, что появление собственной атомной станции укрепит позиции Беларуси на мировом рынке.

— Мы и сейчас осуществляем экспорт, у нас достаточно мощностей. Мы провели масштабную модернизацию генерирующих мощностей в нашей энергосистеме. Она и сегодня самая эффективная на постсоветском пространстве, а со вводом атомной станции будет еще более эффективной, — высказался замминистра.

На вопрос о реальной выгоде для населения Михаил Иванович ответил довольно обтекаемо: себестоимость электроэнергии упадет, а тарифами их ведомство не занимается.

Несмотря на то что в середине прошлого года заместитель премьер-министра Беларуси Владимир Семашко заявил о том, что с пуском атомной станции Беларусь планирует опуститься со среднего тарифа в 11,3 цента за 1 кВт·ч до 7,9 цента, скептики считают, что такой вариант абсолютно нереалистичен: срок окупаемости АЭС — 19 лет.

В то же время вопрос сбыта электроэнергии обсуждается на многих уровнях. В декабре 2017 года минчанин предложил майнить при помощи электроэнергии белорусской атомной станции криптовалюты. Что удивительно, сотрудники Академии наук такую возможность исключать не стали и пообещали рассмотреть. Как оказалось, на самой АЭС тоже не спешат отметать этот вариант.

— Почему бы и нет? Это вполне возможно, и предложение действительно можно обсудить. Мы пока не оговаривали этот план предметно, этим по большей части занимаются сотрудники Академии наук, но время покажет. Пока же главное — успешно протестировать и запустить станцию, — поделился мнением начальник реакторного цеха БелАЭС Александр Канюка.

Первый энергоблок Белорусской АЭС планируется ввести в эксплуатацию в декабре 2019 года, второй — в июле 2020-го. Суммарная мощность станции составит 2400 МВт, что обеспечит примерно 30% потребности страны в электроэнергии.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by