Метры, которых нет: квартира в новостройке оказалась на 1,5 «квадрата» меньше, чем по техпаспорту. УКС возвращать деньги добровольно отказался

Автор: Оксана Красовская
27 239
06 февраля 2018 в 13:04

К многочисленным грехам застройщиков, которые и сроки регулярно затягивают, и над качеством отделки не сильно заморачиваются, добавился еще один — взимание денег за лишние метры, которых на самом деле нет. Решить проблему полюбовно не получается: ну кто же в здравом уме отдаст «заработанные» сотни и тысячи рублей. А потому все, что остается собственнику, обнаружившему такой «косяк», — идти в суд и там пытаться выжать максимум за все неудобства, причиненные сотрудничеством.

Ночи под УКСом и дешевеющий метр

Эта история приключилась в Витебске, хотя на самом деле может произойти где угодно, поэтому, если вы обладатель квартиры в новостройке, сверьте показания своего техпаспорта и реальные расстояния от угла до угла, может, и вы переплатили несколько тысяч (хорошо если рублей, а не долларов).

У меня трое детей, поэтому вопрос расширения стоит очень остро, — рассказывает Павел, который долгое время прожил в однокомнатной квартире. — Начали с женой присматривать варианты строительства. Увидели, что наш УКС предлагает «долевку» в хорошем обжитом районе Витебска — Югов. Это не окраина, поэтому морально были готовы к тому, что стоимость квадратного метра будет не самой маленькой.

Затем началась классическая (уже) белорусская история: строительство дома, его 15-процентная готовность и выход проектной декларации. Желающих обрести жилье в этом районе было немало, поэтому Павел и его семья, как и десятки белорусов в разных уголках страны, пережил все возможные приключения: списки очередников, ночные дежурства под дверями УКСа и жесткую конкуренцию. Но выстоял и смог заключить договор на компактную «трешку».

— Договор долевого строительства заключался с тещей, но на меня оформлена доверенность, поэтому все возникающие вопросы решаю именно я, — продолжает Павел. — Конечно, хотелось квартиру побольше, но к тому моменту, когда мы попали в кабинет, 85-метровых «трешек» уже не было. Пришлось выбирать из того, что осталось, — нам предложили квартиру площадью 73,5 «квадрата».

Примечательно, что за время строительства цена на жилье в Витебске упала: когда семья Павла только вступила в «долевку», квадратный метр считали по 1230 рублей, а закончили по 990. Приятный бонус. Но и без обычной тягомотины не обошлось: срок сдачи дома с осени 2016-го перенесли почти на год.


— Пока шла стройка, нам было разрешено посещать объект в сопровождении прораба. То есть мы видели и дом, и квартиру, и все «косяки». А ближе к лету, незадолго до сдачи, меня вызвали в УКС и стали поздравлять: «Ваша квартира по обмерам получилась больше, чем по проекту. Добавилось полтора „квадрата“». В договоре этот момент был предусмотрен, поэтому я не сопротивлялся: раз надо доплатить — доплачу эти 1500. Но на всякий случай спросил: «Вы все проверили, вы сами видели, это достоверная информация?» Все, что они сделали, — позвонили в Витебское агентство по госрегистрации и земельному кадастру и уточнили, действительно ли такие цифры. Там подтвердили, что квартира на выходе стала площадью 75 «квадратов».

Что делать, доплатил я 1500 рублей, и после этого мне отдали документы на квартиру. Потом, в конце июля — начале августа, была приемка квартиры, жилье я не принял: слишком много обнаружилось недостатков. Но к 23 августа почти все их устранили, и я подписал акт.

Любопытные подробности

Когда квартира уже стала моей, я позвал строителя, который будет делать ремонт, чтобы он оценил объемы, и кухонщика, чтобы тот начал изготавливать мебель, — объясняет, как вышел на несоответствие размеров, Павел. — Кухонщик пришел и сразу же начал перемерять помещение, я еще удивился — зачем: есть же техпаспорт со всеми размерами. Но он настоял: нет, мы техпаспортам не верим и должны убедиться сами.

И действительно: оказалось, что нужная для установки мебели стенка в кухне меньше на три сантиметра. Ситуация непонятная, поэтому решили померить другую стенку — она тоже меньше! Давай перемерять всю квартиру — почти все стены меньше на пару сантиметров. И в итоге площадь квартиры оказалась 73,6 метра, а не 75! Меньше как раз на те полтора квадратных метра, за которые мне пришлось доплатить.

Мужчина поспешил со своим открытием в УКС. Но там его приняли холодно: словам не верим, несите техпаспорт. Павел не отчаялся и обратился в Витебское агентство по госрегистрации и земельному кадастру для повторных обмеров, заплатил 104 рубля. Предусмотрительный горожанин сфотографировал пометки, которые сделали специалисты прямо в квартире, — мало ли что. Новое обследование, результаты которого были готовы через месяц, показало, что квартира действительно имеет площадь 73,6 метра.

С новым, «уменьшенным» техпаспортом пошел в УКС. Показываю его руководству, а мне в ответ — деньги вернем только через суд. А мне разве этот суд надо? Мне поскорее бы ремонт сделать и переехать, а не по заседаниям бегать. Но УКС был непреклонен, пришлось подавать иск. Но перед этим подошел непосредственно к исполнителю работ: мол, так и так, квартира меньше, чем по первичным обмерам. Я заплатил лишние деньги, давайте как-то решать. Но они только посмеялись, — вспоминает Павел.

Дело вроде бы выиграл, но...

Решить такой вопрос за одно заседание оказалось невозможно — раз за разом родственников Павла вызывали в суд и опрашивали. Дошло до того, что было организовано выездное заседание непосредственно в квартире, на котором мужчина высказал свое предположение о том, куда пропали метры. Как полагает Павел, обмеры специалистами агентства проводились еще весной, когда на стенах лежал всего один слой штукатурки. Но летом кривые стены не принял технадзор, строителей заставили их выравнивать, нанося 4—5-сантиметровые слои. Так и была «съедена» площадь. Однако после таких масштабных манипуляций повторные обмеры застройщик не заказал.

Вчера было вынесено решение по нашему делу. Суд удовлетворил мои требования только частично: вернуть излишне уплаченные деньги за несуществующие метры, оплатить юридические услуги и компенсировать стоимость повторного обмера. Всего около 1800 рублей.

За моральный вред мне, по мнению суда, не причитается ни копейки — никого не волнует, что я в течение полугода не имел права делать ремонт, так как в квартире в любой момент могли начать проводить экспертизу. (При этом многие соседи Новый год уже справили в новой квартире.) Что я и трое детей не переехали в свое новое жилье, а ютились в «однушке». Что я не смог на зиму забрать тещу из деревни и вынужден был делать ремонт в старом доме и ездить за 300 километров, чтобы набрать воды и наколоть дров, — возмущен мужчина.

— Более того, даже «коммуналку» за эти полгода, в течение которых я не мог жить в квартире по вине УКСа, мне не компенсировали. А сколько у меня попили крови! Но для суда это все не аргументы. С вынесенным решением я не совсем согласен, но еще не решил, буду ли оспаривать, — заключает Павел.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!