«Я за Минск не держусь, могу и за город переехать». Как выглядит частный сектор столицы, которого вот-вот не станет

Автор: Дмитрий Мелеховец. Фото: Максим Малиновский
21 декабря 2017 в 8:00

В Беларуси мало солнца, вот Минск к нему и тянется. С каждым годом частных домовладений становится все меньше, а лакомые места занимают бесконечные близнецы-многоэтажки. Кто-то считает, что от таких высот город может обжечься и в качестве расплаты получить полный набор мегаполисных бед, другие воспринимают это как должное. Но пока все так. До 2020 года власти запланировали снос 1285 домов, позже — еще почти трех тысяч. Самое время увидеть, пока не развалилось. Наш сегодняшний репортаж — о тихих столичных местечках, доживающих последние дни.

Что снесут в ближайшее время. Скучная справка для тех, кто не в теме

За последние семь лет подходы к решению вопроса с частным сектором в городе многократно менялись. Сперва власти планировали снести почти 70% усадеб, буквально через год уменьшили это число до 40%, в нынешнем году показатели стали еще чуть ниже. Тем не менее своей участи все еще ожидают тысячи комфортных и не очень усадеб.

Недавно в «Минскградо» разработали новый документ, касающийся территорий усадебной застройки столицы. Архитекторы разделили снос на два этапа: первый — до 2020 года, второй — после 2020-го.

До 2020 года снос намечается вдоль основных магистралей: проспекта Дзержинского, улиц Тимирязева, Максима Богдановича, а также на территории создающегося комплекса «Минск-Мир» и прилегающей к нему застройки в районе улиц Аэродромной и Жуковского. Процесс затронет бывшую деревню Лошицу, улицу Корзюки, а также улицу Петровщину, вдоль которой проектируется Санкт-Петербургский квартал. Частный сектор в Красном Бору (район улиц Академика Вышелесского, Академика Жебрака и других) тоже уступит место многоквартирным домам. Выборочный снос уготован усадьбам в бывшей деревне Сухарево.

О многих конфликтных ситуациях и проблемных локациях мы уже рассказывали. Сейчас же постараемся охватить именно те места, которые с большей вероятностью кардинально изменятся в ближайшее время.

Первая жертва «Деревни ученых»

Тихий уголок неподалеку от Лошицкой усадьбы появился еще в 1920-х. Для закрепления научных кадров и создания белорусской научной школы там был построен комплекс из 10 комфортных домиков. Люди обживались, район разрастался.

Сегодня это большой малоэтажный остров с особой атмосферой и деревенским уютом. Во дворах лают собаки, из-за деревянных заборов торчат пластмассовые пальмы, на лужайках разбили лагеря плюшевые игрушки. Вероятно, уже совсем скоро все здесь будет иначе.


В 2009 году район предложили снести для строительства многоэтажных домов, но решение так и не было принято. После утверждения нового Генплана власти снова вернулись к вопросу. На этот раз отбиться местным жителям не удалось.

Противники сноса неоднократно обращались в суд и даже пытались тягаться с Мингорисполкомом, но все впустую. Согласно новому документу, в ближайшие два года «Деревни ученых» не станет.

На одной из улиц встречаем местную жительницу Татьяну Тимофеевну. Женщина не слишком рада скорому переезду, но, кажется, уже смирилась.

— Все три суда мы проиграли. Наши мужики собираются еще куда-то подавать, но все это бесполезно,— вздыхает женщина и предлагает прогуляться вниз по улице, где уже успели снести первый дом. Начало положено.

Теперь между краем улицы и виднеющимися многоэтажками пустота, и только торчащие из земли куски арматуры напоминают о былой жизни.

— Компенсировали хозяину нормально: дали квартиру в Зеленом Луге соразмерно площади дома. Он сюда каждый день приезжает, чтобы собаку покормить: в квартиру дворняжку не заберешь, а усыплять здоровую, хотя и очень старую собаку у нас запрещено. Теперь приедет, поплачет над голым куском земли — и обратно в квартиру, — рассказывает Татьяна Тимофеевна.

— Какую компенсацию дадут нам, понятия не имею. Раньше они предлагали на выбор несколько квартир в разных районах, а сейчас, говорят, никакой альтернативы: где предложили, там и живи.

Тайные дома на Красноармейской

Разговоры о сносе части домов на улице Красноармейской идут уже давно. Буквально этим летом администрация Ленинского района проводила общественное обсуждение, на котором архитекторы презентовали проект, подразумевающий снос и уплотнение. Люди, конечно, были не в восторге.

Прошло полгода, и взор архитекторов перекинулся на другой пятачок — несколько коттеджей в самом конце улицы, за проглоченным Свислочью участком.


Именно этот участок, судя по свежей карте, планируют снести до 2020 года. Дома там самые обычные: кирпич, дерево и никакого пафоса.

У калитки нас встречает владелец небольшого деревянного домишки с маленьким участком. Петр не против переехать, но только в такой же частный дом.


— Сосед забор поставил и 90 сантиметров моего участка отжал, уже восемь лет с ним судимся — вот об этом надо писать! А что снос… Сносят, уже десять лет нас сносят. Люди в большинстве против сноса, а я лично переехал бы. Мне уже надоело это подвешенное состояние, когда и сносить не сносят, и ремонтироваться не дают. По хорошему уму, в квартиру я точно не перееду. Пускай дают мне участок и дом переносят или дают такой же дом в другом месте. В городе не дадут? Ну и ладно! Я готов хоть сейчас в Сеницу переехать, — рассуждает Петр. — Я прожил здесь много лет, у меня аккуратный двор, крепкий дом, семья и дети — я не могу переехать в какую-нибудь Каменную Горку и сидеть там в четырех стенах. Мы тоже люди, и мы не виноваты, что нас сносят. Пока у нас никакой конкретики нет, говорят: «Будет инвестор — сразу снесем». Так говорят каждый год, а инвестора все нет и нет. Устал я, понимаете?

Удар по всем фронтам Аэродромной

До наступления холодов здесь творились великие дела: под землей выкапывались ходы, над землей сносились дома и рубились деревья. Было хардкорно.

Все дело в том, что улица Жуковского от Могилевской до Кижеватова в будущем должна стать общегородской магистралью, а под ней пройдет третья линия метро. Кроме того, на пересечении с Аэродромной планируется двухуровневая развязка типа «полный клеверный лист» с прохождением Аэродромной сверху по путепроводу. В составе объекта запроектированы два подземных пешеходных перехода под улицей Жуковского и съезды транспортной развязки.


Ряд домов на этом участке уже давно снесен и благополучно забыт, однако на этом реконструкция не заканчивается — в ближайшие два года с огородами попрощается еще немало минчан.

В одном из дворов находим мужчину в спецодежде, хозяйничающего у дома, и спрашиваем его о планах, однако никакой конкретики не получаем. Куда переехали его соседи, он тоже не в курсе.

— Уже домов 40 снесли. Говорят, будут еще. Не знаю, когда за нас возьмутся, но пока не торопятся. Да я как-то и не вникал в это все. Вы в конце недели приходите, здесь как раз экскаваторы будут.

Тихая Петровщина

Небольшой уголок на юго-западе города вовсе не похож на Минск. Слева орудует бензопилой парень, справа из ниоткуда в никуда идет женщина — вот и вся активность. О планируемом сносе старики ни сном ни духом: одна бабушка просто отрицательно кивает и уходит, другая затевает наивный и показательный разговор.

— Ну, раньше что-то говорили. Не нужна, мол, больше Петровщина, теперь здесь другие дома нужны, большие, — отвечает пенсионерка и все ближе подходит к забору.

— А конкретно ваш дом будут сносить? — пытаемся докричаться до женщины в возрасте.

— А кто ж его знает. Надо будет — снесут. Но это ж не так просто? Взамен же дадут что-то? На улицу я не хочу.

— Конечно, дадут. А вы куда бы переехать хотели?

— В квартиру. Или в дом. Только не на улицу, я ж старая уже.


На самом деле здесь запланирован снос 17 домов по нечетной стороне, об этом администрация района сообщала еще год назад. На освобождаемой площадке «УКС Запад» намеревается построить многоквартирные дома с объектами социальной инфраструктуры, гаражи-стоянки и объекты торгово-общественного назначения.

Деревянный переулок над городом

В самом центре Минска, неподалеку от театра музыкальной комедии есть небольшой, но довольно любопытный переулок Северный. Там, на возвышенности, сохранились уникальные деревянные дома — части предместья конца XIX века. Переулку даже присвоили статус историко-культурной ценности, аналогов ему в Беларуси нет.

Несмотря на все это, лакомый кусок земли уже не в первый раз становится объектом интереса застройщиков. Его не единожды хотели снести, однако каждый раз местным жителям и активистам удавалось отбиться и сохранить постройки.

На недавно опубликованной карте сноса участок по какой-то причине снова отмечен как идущий под снос, причем совсем скоро, еще до 2020 года. Правда, отчаиваться местным жителям пока рано: проект еще не утвержден и может быть откорректирован.

Их продали, а они не знали

Несколько месяцев назад городские власти предложили застройщикам побороться за очередную площадку на аукционе. Речь идет о целом квартале в районе станции метро «Грушевка». Под прицелом бизнесменов оказалось целых 30 домов с еще живущими там людьми, а также гаражный кооператив.

Дома в квадрате улиц Розы Люксембург — Фанипольской — Стасова — 3-го переулка Стасова самые разные — от старых покосившихся хат с прогнившими крышами до добротных двухэтажных особняков.

Участок вот-вот должны будут снести, однако некоторые местные жители либо почти ничего об этом не знают, либо просто боятся говорить.

— Такие слухи ходят, но конкретно никто ничего не говорит. Какие-то люди приходили, фотографировали дом, но на этом все, — соглашается пообщаться пенсионер Анатолий. — Я уже не знаю, чего ждать. Снести нас обещали раз десять, и каждый раз «точно». Мне еще при Советском Союзе квартиру обещали, а потом власть сменилась — и привет.

Конечно, съезжать отсюда никто не хочет. Мы привыкли, у нас тут садик, огородик… А что мне светит взамен? Разве что двухкомнатная квартира, в которой только помирать.

Кирпич в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by