Двойные продажи квартир или случайная ошибка ценой в сотни тысяч долларов? Минчане оплатили «квадраты», но так и не получили ключи

Автор: Оксана Красовская. Фото: Анна Иванова; Максим Тарналицкий
18 декабря 2017 в 8:00

О том, что одну и ту же квартиру в строящемся доме можно продать сразу нескольким страждущим, минчане узнали в 2013 году, когда вспыхнул скандал вокруг объекта-долгостроя компании «Террастройинвест». Бежево-коричневая многоэтажка возле станции метро «Каменная Горка» только недавно «разгреблась» с тем, что наворотили руководители компании-застройщика, подавшиеся в бега, когда только запахло жареным. После этого случая, показавшего несовершенство существующей системы, власти приняли меры — все договоры долевого строительства начали регистрировать в горисполкомах. Ход вроде хороший и действенный. Но, как говорится, любой закон можно обойти, если очень захотеть. И похоже, сейчас в Минске назревает новый конфликт: минимум двое минчан, заплатив за квартиры в жилом комплексе «Изумрудный», по окончании стройки остались без «квадратов». Горожане уверяют, что их метры сейчас обживают другие люди, которые тоже заключили договоры и перечислили деньги, но оказались более везучими.

Квартиры, которые застройщик передал в качестве платы подрядчику

Куда приводят «изумрудные» мечты, могут подробно рассказать Анна и Дмитрий. И в том, и в другом случае минчане хотели всего ничего: получить жилье в обмен на деньги. Объект выбрали видный: жилой комплекс находится в хорошем месте (до «Института культуры» рукой подать), отличается богатыми планировками («двушки» под 100 «квадратов») и немалой ценой метра. Сейчас супруги корят себя за то, что умудрились подписать договор, от которого у любого юриста волосы встанут дыбом, но время уже не вернуть. Деньги, похоже, тоже.

— В первой части «Изумрудного», возведенной уже давно, живут друзья, которые успешно построились, отремонтировались и чувствуют себя прекрасно, — рассказывает Анна. — Так сложилось, что летом 2015 года и мы с мужем стали искать вариант жилья. Решили присмотреться к новому «пуску» уже знакомого дома. Понравилось все: и обещанные сроки (конец 2016-го), и планировки. Однако, когда мы позвонили в офис застройщика, нас развернули: свободных двухкомнатных квартир в наличии уже не осталось. Но тут же обнадежили: подходящее вам жилье есть у нашего подрядчика — компании «Копинстрой», мол, мы с ними рассчитались квартирами за работы.

Поехали мы в «Копинстрой» — а что еще оставалось делать? Там нас принял директор Андрей Кравченко — человек солидный и вызывающий доверие. Говорит: «Да, нам передали четыре квартиры: две двухкомнатные и две трехкомнатные. Но „трешки“ мы пока не продаем, а вот „двушки“ — пожалуйста».

Примерно на такой планировке остановились супруги

Всей суммы, чтобы сразу рассчитаться с подрядчиком, у супругов не было: «квадрат» посчитали по $1200, а учитывая общую площадь (98,9 кв. м), выходило прилично — почти $119 тыс. по курсу. Поэтому стороны заключили договор с рассрочкой. Анну и ее супруга, окрыленных мечтой о будущем жилье, почему-то не смутило название документа — «Договор о намерении купли-продажи объекта недвижимости с задатком и рассрочкой исполнения обязательств». По сути, плата за обещания. К тому же такие договоры не регистрируются в Мингорисполкоме.


Выполняя свою часть обязательств, минчане начали платить — на счета подрядчика полетели пятьсот миллионов неденоминированных рублей, двести десять, еще двести, сто пятьдесят и так далее. В итоге общая сумма выплат достигла почти $75 тыс. Платежи проходили красиво, назначение их было предельно ясное: «фактическая предварительная оплата за покупку строящегося объекта недвижимости» или «оплата в пользу ОДО „Копинстрой“ за покупку квартиры в строящемся доме №6 по генплану». Все это внушало доверие и успокаивало нервы. Приятным бонусом стало и то, что из-за задержки сроков сдачи дома в марте 2016-го цену «квадрата» пересчитали, снизив до $1000 в эквиваленте.

«Недавно узнала, что мою квартиру перепродали два раза. Сколько у них покупателей? Пять? Шесть?»

— Договор с нами заключили 8 июня 2015 года. Казалось бы, это железно и нерушимо: квартира на 4-м этаже со строительным номером 1 за нами, — продолжает Анна. — Но буквально через месяц эту же самую квартиру продали еще раз. Как выяснилось, наши метры минчанка В. выкупила, выплатив сразу всю сумму. Эта женщина каким-то образом узнала о двойных продажах раньше всех. Может, дело в том, что в 2006 году она попадала в точно такую же ситуацию с «долевкой» и уже знала, куда смотреть и что спрашивать. Не откладывая дела, В. обратилась в суд и выиграла дело. А мы с мужем даже не знали о том, что где-то и как-то проходят слушания по нашим метрам.

А потом, выиграв дело, В. написала на форуме Onliner.by сообщение: «Недавно узнали, что нашу квартиру в доме №6 субподрядная организация ОДО „Копинстрой“ (с ними СП „Промекс“ рассчитывался квартирами за строительные работы) перепродал два раза, а в СП „Промекс“ сказали, что у них есть и третий покупатель на нашу квартиру. Как определить, сколько человек у них на одну квартиру? Пять? Шесть? Если у кого есть вопросы по квартирам, если кому из строителей не выплатили зарплату (а есть и такие), надо срочно обратиться в милицию и в прокуратуру города Минска. ГУВД Мингорисполкома и прокуратура города Минска сейчас занимаются рассмотрением этих вопросов. Если вы обнаружили жульничество и вранье (а им верить уже нельзя), срочно пишите заявление!»

Я же на ветку дома решила зайти просто из любопытства: узнать, какие новости на стройке. И наткнулась на это сообщение. Сказать, что была в шоке, когда из личной переписки поняла, что речь идет о моей же квартире, — это ничего не сказать. Получается, нас, добросовестных покупателей, столкнули лбами. И кто первый узнал и успел выиграть дело в суде, тот и молодец.

Вплоть до зимы 2016 года мы с мужем платили и жили спокойно. Когда через форум стала поступать тревожная информация, сразу же позвонили и застройщику (компания «Промекс») и подрядчику («Копинстрой»), но там в два голоса стали заверять, что все в порядке, наша квартира нас ждет, а все остальное — это просто слухи. Хотя, если сопоставлять время, стороны, скорее всего, уже не раз побывали в суде по делу В.

Минчанка В. сейчас тяжело болеет, поэтому приехать на встречу не смогла, но передала письмо, в котором обозначила свою позицию

Дом сдали 31 июня 2017 года. Право собственности на нашу квартиру и техпаспорт оформлены на В. У меня — ни денег, ни жилья. Что делать дальше, непонятно. Мне обещали, что вернут внесенные средства, однако не все сразу: мол, возможности сейчас нет. Но, простите, я же не в казино была, что зашла с $75 тыс., а вышла только с $15 тыс. Также говорили, что «откупятся» квартирами на Быховской. Но там еще больший долгострой и, насколько мы знаем, тоже есть какие-то проблемы с договорами и собственниками.

Если бы случай касался только Анны и минчанки В., претендующих на одни и те же 100 «квадратов», это было бы полбеды (хотя, по заверениям Анны, на квартиру номер 1 в общей сложности имели виды минимум три человека, и это подтверждается хотя бы тем, что судилась В. за своей жилье не с Анной). Но на ветку начали подтягиваться и другие пострадавшие. Сейчас, по признанию девушки, в отдельном чате общается пятеро несчастливых покупателей квартир у «Копинстроя». Трое из них пока не готовы светить свои лица и имена.

Отдал $100 тыс., а взамен ничего

Когда Анна с мужем поняли, что с этой стройкой что-то не так, платить они перестали — вместо $100 тыс. по курсу они перечислили на счет подрядчика только около $75 тыс. Еще одному пострадавшему — Дмитрию, который не готов пока показать свое лицо, повезло меньше: он отдал порядка $100 тыс. Договор мужчина заключал также в июне 2015 года.

— Увидел в интернете объявление о продаже трехкомнатной квартиры. Позвонил. На том конце провода оказался риелтор. Он свел меня с «Копинстроем» и устранился, дальше участия в сделке он не принимал, — восстанавливает события Дмитрий. — Оговорили сроки, цены, условия. За 106 кв. м я должен был заплатить $116 600 в эквиваленте. По рукам ударили, но я решил перепроверить информацию и поехал непосредственно в офис к застройщику. Обрисовал свою ситуацию, спросил, имеет ли «Промекс» какие-то отношения с «Копинстроем». Меня заверили: все в порядке, квартиру на 5-м этаже действительно передали подрядчику.

Спрашиваю: а что за вариант оформления отношений предлагает «Копинстрой»? Я знаю только долевое строительство и жилищные облигации, а тут что-то третье. Но меня опять успокоили: это нормальная практика, схема отлаженная.

Через некоторое время на почту пришел шаблон договора. Показал его юристу, тот только глянул и говорит: «Я это г…но даже комментировать не буду, тебе дали договор на воздух». Нет чтобы я тогда послушал человека…

Примерно так могла бы выглядеть квартира Дмитрия

Понадеялся на то, что в нашей стране, где органы за всем следят, никакого откровенного кидалова просто быть не может. Стал платить: сразу внес около $50 тыс., потом пошли суммы поменьше. А из «Копинстроя» звонят и подначивают: заплатишь быстрее — снизим стоимость метра. Так и вышло: заключили несколько допсоглашений, по которым метр стал стоить $1000. В общей сложности перечислил подрядчику $102 000 по договору, остался должен еще $4000, но после того, как все выяснилось, естественно, доплачивать не стал.

О том, что не только он претендует на «трешку», Дмитрий узнал совершенно случайно. Позвонил в компанию, чтобы узнать, какие окна будут стоять в квартире и на лоджии, назвал свою фамилию, а там переспросили: «Кто-кто?..»

— Сейчас я пытаюсь судиться. Прошло заседаний пять, но толку пока никакого. Самое интересное, что меня еще и обвиняют: мол, вы погнались за ценой. А еще примечательно то, что «Копинстрой» может в любой момент обанкротится — и что потом нам делать? Кто вернет деньги?


— Мы не верим ни одному их слову и даже понятия не имеем, сколько же на самом деле пострадавших. Только благодаря форуму нашли друг друга пять человек. А сколько еще не знают, куда податься и где искать?.. — полагают минчане.

Гражданско-правовые отношения — и никакого мошенничества

Супруг Анны, поняв, что ситуация безвыходная, обратился в милицию. Ответ из органов правопорядка пришел хоть и возмутительный, но вполне ожидаемый: проверка проведена, по ее результатам принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела, так как умысел директора Кравченко на завладение денежными средствами супруга Анны не установлен. Хотя и отмечено, что в отношении Кравченко имеются аналогичные заявления в Московском РУВД Минска. Но все равно идите, как говорится, в суд.


Правда, после такого «отворота» пострадавшие написали коллективное обращение, и оно принесло больше пользы: деятельностью «Копинстроя» вроде как озаботился ДФР.

«Промекс» объясняет

За комментарием по поводу сложившейся ситуации Onliner.by обратился в том числе к застройщику жилого комплекса «Изумрудный». В личных беседах пострадавшие указывали, что не верят в единоличную вину подрядчика и подозревают, что схема затрагивает нескольких игроков. Но в компании от дел «Копинстроя» открестились:

— У Анны и Дмитрия договоров с нами нет. Это не наши клиенты. Мы не можем ничего пояснить, хотя и знаем, что у них есть вопросы к подрядчику. У нас есть договорные отношения только с госпожой В., с которой «Копинстрой» каким-то образом урегулировал вопросы и передал свои права на квартиру ей. Адресовать вопросы надо «Копинстрою».

Да, к нам обратились люди с просьбой предоставить квартиры, но мы объяснили им ситуацию, что не можем этого сделать и обращаться надо туда, где заключался договор и кому перечисляли деньги. На наши счета эти суммы не переводились ни в коем случае. Проблемы касаются только тех квартир, которые «Промекс» передал «Копинстрою» в качестве платы за работу. Передали мы четыре квартиры, а всего у нас построено около 700 — по нашим квартирам таких вопросов не возникает.

«Копинстрой» не объясняет

Понятно, что основные вопросы в этом деле надо задавать руководству «Копинстроя». Onliner.by связался с компанией еще в конце октября, когда трава была зелена и время от времени светило солнце. Роль переговорщика выпала заму Кравченко Михаилу Барсукову.

С вежливым молодым человеком мы ежедневно созванивались дня три, от комментариев он не отказывался, но и не давал их. Затем Михаил предложил организовать личную встречу, даже были условлены время и место. Но на нее вторая сторона не явилась без предупреждения. Выждав некоторое время, заказным письмом с уведомлением мы отправили официальный запрос с перечнем вопросов. Письмо было вручено адресату 29 ноября 2017 года. Ответ на него так и не поступил. И все же Onliner.by не теряет надежды услышать мнение второй стороны и готов в любой момент дополнить статью пояснениями компании.

Юридическая помощь в сервисе «Onliner. Услуги»

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by