Обещать не значит строить быстро. Вот и дольщики, вложившиеся в котлованы и недостроенные этажи «минск-мировской» «Диадемы» и громадины Vogue возле парка Челюскинцев, убедились в этой истине. В первом случае звонка на предварительную приемку пришлось ожидать где-то полгода после наступления указанной в договоре даты, во втором — почти год. Скептики ликуют, почти владельцы жилья — тоже: все-таки долгожданные «квадраты» вот-вот будут в кармане, период страха и ожиданий позади. Почти тысяче семей (в «Диадеме» 540 квартир, а в Vogue 5а — 383) достанутся квартиры-полуфабрикаты (из необходимого в них есть только стяжка, стены, окна, канализационные стояки и силовой кабель, все остальное — своими силами и средствами). Как показал предыдущий осмотр, накосячить можно и в голых стенах. Как же обстоят дела с качеством в новых, знаковых для Минска домах, разберемся вместе со специалистами компании «Эво Лэнд».
Большой полукруглый дом, ставший дебютным объектом «Минск-Мира» от Dana Holdings, начали возводить еще в конце 2015 года. Очередную стройку минчане приняли по-разному: одних стало раздражать обилие объектов от сербского застройщика, другие обрадовались недорогому квадратному метру в «каркаснике», да еще и в хорошем месте.
Дольщики, поспешившие вложить деньги в недвижимость, делали большие ставки на этот дом, рассчитывая, что уж первую многоэтажку будут строить на славу и сдадут в срок (про затягивание и многочисленные переносы, характерные для этого застройщика, слышали, пожалуй, все). Вышло не совсем в срок, но благо вышло хоть как-то. На предварительную приемку будущих собственников звали партиями по субботам, украшая подъезды воздушными шариками патриотической расцветки и включая музыку на весь еще не до конца благоустроенный двор. 21 октября посмотреть на свою квартиру пришли и Евгений с Татьяной.
— О том, что пора решительно браться за квартирный вопрос, задумались где-то в начале 2016 года. Почему занесло в «Диадему»? Просто на тот момент и альтернатив-то особо не находилось, — поясняют молодые супруги. — Для нас было важно, чтобы застройщик предоставлял рассрочку, и здесь оказались самые оптимальные условия. Еще смотрели «Новую Боровую», но при всех ее красивостях решающую роль сыграл прагматизм: «Диадема» — это Минск, «каркасник» и, что самое главное, «квадрат» в нем выходил дешевле, чем в ярко разукрашенном панельном доме в деревне Копище. К тому же менеджеры были готовы оформить рассрочку хоть до восьми лет. И даже с учетом того, что при рассрочке метр дорожает, квартира все равно выходила дешевле, чем в «Новой Боровой».
Когда мы заключали договор, первые подъезды выросли уже этажей на семь, а в нашем вывели три-четыре уровня. Прошел ровно год после того, как мы поставили подписи в договоре долевого строительства, — и вот мы уже принимаем квартиру. Да, ожидалось, что все это будет раньше, и за потерянное время немного обидно, но в целом все нормально.
Квадратный метр в однокомнатной квартире на 11-м этаже (а этот застройщик придерживается концепции «чем выше, тем дороже») при оформлении рассрочки на пять лет обошелся Евгению и Татьяне в $1260, но так как супруги существенно опережали график платежей, «квадрат» им пересчитали, понизив цену до $1050. А если бы минчане оплатили всю сумму сразу, то метр вообще вышел бы по $949.
Площадь однокомнатной квартиры без перегородок и штукатурки — 38 «квадратов». Стены санузла выведены лишь на четыре кирпича. Планировка немудреная: оба окна выходят во двор — туда, где в будущем должен появиться детский сад (постучим по дереву).
— Отсутствие отделки не стало для нас сюрпризом, по-моему, об этом всех предупреждают еще в отделе продаж. Момент, конечно, спорный. С одной стороны, рабочие застройщика не накосячат со штукатуркой, с другой — придется все делать самому. Но лично для нас это не проблема, — объясняет Евгений.
Первое впечатление от квартиры у минчан неплохое. Татьяна и Евгений признаются, что ожидали увидеть нечто более страшное, так как бывали в свежепостроенных квартирах своих друзей и видели кривые потолки, «дышащие» стены и другие прелести стройки «задорого» в Минске. Но что скажет специалист?
— Квартиры в «Диадеме» мы принимаем уже вторые выходные, и кое-какие отличия по подъездам, надо сказать, имеются, — замечает Дмитрий Смоленский. — В частности, в первых подъездах стеклопакеты просто убитые, в четвертом и пятом дела с этим обстоят намного лучше.
— Все остальное типично, — добавляет Александр Скок. — Но здесь, по моим впечатлениям, однозначно приятнее и аккуратнее, чем в Dana Towers. Что касается именно однокомнатных квартир, то их собственникам не повезло с образовавшимися перепадами: возле входной двери идет стык монолитной (более тонкой) и газосиликатной (более толстой) частей. Как результат — довольно заметный «горб». Но претензии по этому поводу не предъявишь: выполнено по проекту.
Также есть завал по монолитной части. Согласно белорусским нормам, допускается определенный разворот колонн, он есть и в вашей квартире. Заявить об этом застройщику можно, но, на мой взгляд, проще при помощи пары мешков штукатурки и мастера выполнить все самостоятельно и основательно. По плоскости и вертикали стен вопросов нет, в допуски строители уложились.
Однако есть и плюс: деформационный шов идет под самым потолком. Правда, с ним надо будет поработать: самостоятельно прорезать (на 2—3 миллиметра) по периметру квартиры, приложив немало усилий, так как его довольно жестко зачеканили раствором. И сделать это надо обязательно, так как на стены в любом случае будет оказываться давление, и впоследствии по отремонтированным поверхностям могут пойти трещины.
Любопытно, что в этой квартире нет ни одной видимой закладной детали. Может, это проектное решение, хотя и есть сомнения. Гораздо более серьезно дела обстоят с санузлом: стены выведены всего на четыре кирпича, но вывести их выше, откровенно говоря, вряд ли получилось бы из-за вентканала: он завален где-то на 2 сантиметра на всю высоту в сторону комнаты, ровную стену при таких показателях не вывести. Так что вам придется все разбирать, подштукатурить и собрать заново.
— Мы в любом случае собирались сделать небольшую перепланировку, увеличив площадь санузла за счет коридора, поэтому такая переделка не пугает, — объясняет Татьяна.
Окна в квартире, как и отмечалось, поживают хорошо. Необходимо разве что отрегулировать створки, герметизировать отливы и снять с них уже изрядно прикоревшую пленку, а также устранить кое-где зазоры по штапикам и профилям.
К стяжке, ставшей для дольщиков подарком, претензий нет. Возле санузла можно наблюдать ее частичную «морщинистость», но это место опять же поглотится новыми объемами санузла и в любом случае потребует корректировки.
— В целом этой квартире можно поставить семь баллов из десяти, — заключает Александр Скок.
Жилой комплекс Vogue презентовали минчанам как элитный: дескать, тут и парк Челюскинцев в шаговой доступности, и до проспекта рукой подать, и шикарное лобби в дополнение. «Квадрат» пытались продавать дорого — на первом этапе метр оценивали в $1600—1800. На полном серьезе. Правда, купились на это немногие. Когда богатые и знаменитые (те, для кого такой метр был подъемным) увидели предстоящую плотность, их «хапунский» пыл поутих: помимо и без того громадного дома вдоль улицы Макаенка, на относительно небольшом пятачке должны были появиться еще 25-этажки в связке с 5-этажками. Гетто, да и только. Прошло года полтора-два, и цены стали снижать, причем почти в два раза (актуально для больших «трешек» на невысоких этажах). В стройку включился средний класс.
Растущая «китайская стена» действительно впечатляет: таких масштабных проектов в Минске еще не было. Сдачу части под названием 5а задержали почти на год: в большинстве договоров срок был указан конкретно — декабрь 2016-го, но на предварительную приемку дольщиков пригласили только 18 ноября 2017-го. Среди тех, кто включился в стройку и месяцами ждал радостных известий, оказались и Юля с Иваном.
— О том, чтобы жить у парка, мы мечтали давно, — рассказывают минчане. — При выборе квартиры это было одним из ключевых условий: рядом должна быть обширная зеленая территория для прогулок, занятия спортом и досуга детей. Рассматривали разные варианты, в том числе район возле парка Победы, но там предложений не нашлось.
На информацию о Vogue наткнулись случайно в октябре 2015-го. Подъехали, посмотрели — место очень понравилось. Не смутило даже то, что сдать дом должны были только через год. Тогда со специфическими особенностями застройщика мы знакомы не были, а потому даже предположить не могли, что год ожидания превратится в два.
Метр в квартире общей площадью около 45 «квадратов» обошелся Юле и Ивану в $1230. Всю сумму супруги внесли сразу и начали морально готовиться к переезду: мечталось, что следующий новый год можно будет если не отпраздновать в новой квартире, то хотя бы зайти в еще хоть и не отремонтированные, но уже свои стены. Не сбылось, вместо этого в почтовый ящик опустились три уведомления о продлении сроков.
— Больше расстраивало даже не это, а то, что менеджеры не могли дать никакой информации о сроках: ты задаешь вопросы, а они как будто не при делах. Нам казалось, что они должны быть больше включены в процесс и хотя бы пытаться успокоить дольщиков, — делится впечатлениями Юлия.
В отличие от большинства «дановских» домов, внешние стены Vogue возводились не из газосиликата или керамзитобетона. Предпочтение застройщик отдал поризованному керамическому блоку. Хорошо это или плохо, покажут время и жалобы (либо их отсутствие) жильцов. Какова же по качеству «однушка» без панорамных окон?
— Что касается основных и самых затратных частей (а это стены и пол), то все сделано хорошо. Разоряться на выравнивании плоскостей хозяевам не придется, — отмечает Александр Скок. — Все остальное — как обычно. Даже в почти пустой квартире хватает не очень приятных мелочей и нюансов.
Первое, что бросается в глаза, — это дверное полотно, которое почему-то разорвало. Понятно, что никто себе «родную» дверь в качестве основной не оставит, но выглядит это все некрасиво по отношению к дольщику.
Закладные детали имеют «разобщенный» вид: одни покрашены серой краской, другие просто ржавые. Что мешало покрасить и их, непонятно. Вам я советую сделать это самостоятельно: купить обычную эмалевую краску и покрыть металлические части, чтобы ржавчина потом не проявилась через штукатурку.
По санузлу: гидроизоляция вроде как сделана, но в таком виде она вас толком не защитит (как минимум не проклеены специальной сеткой углы). Поэтому над этим моментом придется поработать. Заглушку на канализационную трубу не поставили по той простой причине, что сделать это не позволила стяжка: трубу опустили слишком низко. На время ремонта, пока не будет подключена сантехника, заглушку надо обязательно установить, так как сверху может начать затекать (можно вывести уголок вверх и закрыть уже непосредственно его).
С окнами паре из Vogue повезло не так, как супругам из «Диадемы»: есть и заводские дефекты, и повреждения от строителей. Остальные проблемы стандартные: регулировка, штапики, заглушки. При установке окон никто не заморочился тем, чтобы обрезать пену. Пароизоляционная лента держится с переменным успехом.
На лоджии внизу окна забыли установить нащельник. Порог тоже надо было сделать как-то аккуратнее, а мы имеем только пену с пароизоляционной лентой.
— Внешне все сделано аккуратно и красиво, семь баллов можно ставить смело. Если бы не окна, то оценка могла бы быть выше, — подводит итог специалист.
Однако как выяснилось, ситуация с состоянием квартир на нижних и верхних этажах кардинально отличается. Как показала практика, чем выше Vogue, тем больше дров. В частности, немало вопросов возникло с панорамными окнами — теми самыми, которые пленили сердца и души многих горожан, заставив сделать выбор в пользу именно этого жилого комплекса. Большие и тяжелые окна устанавливали так усиленно, щедро заливая монтажной пеной, что рамы и штапики повыгибало (очевидно, что о специальных распорках, которые удерживали бы пластик от искривления, не подумали). Исправят ли этот момент к выдаче ключей — вопрос. Помимо этого, некоторые стеклопакеты оказались разбитыми или треснутыми. Также в отдельных квартирах забыли установить радиаторы.
Штукатурка в каталоге Onliner.by
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by