Это история о подходах к застройке населенного пункта и принципах, которых придерживаются девелоперы при возведении многоквартирных домов. Часть холодного лета — 2017 наша читательница Виктория провела в небольшом, но хорошо известном еще с советских времен украинском городке Трускавец. Живописность прикарпатской территории, полезность минеральной воды «Нафтуся» и относительная дешевизна отдыха привлекли девушку в первую очередь. Но очутившись в «городе здоровья», минчанка начала обращать внимание на «немелочи», которые сильно отличают рынок недвижимости далекого города от нашей столицы. О том, как и почем в маленьком городе строят дома, — в рассказе Виктории.
— Около полугода назад мы с мужем решились на серьезный шаг — вступили в долевое строительство двухкомнатной квартиры в Минске. До этого, само собой, долго изучали предложения от столичных застройщиков, объездили едва ли не все свежие многоэтажки и котлованы, поэтому о том, что творится на нашем рынке недвижимости, знали не понаслышке, следовательно могли смело сравнивать увиденное в двух городах и странах. Конечно же, речь идет не о масштабах и перспективности населенных пунктов, а о том, как строят и продают.
Планируя отдых в Трускавце, остановиться решили в частных апартаментах — не было желания привязываться к санаторным процедурам и завтракам-обедам-ужинам, к тому же хотелось иметь собственную кухню с плитой, что практически исключено в отелях. Поэтому месяца за два на airbnb забронировали однокомнатную квартиру. Основные критерии: близость к бювету с минеральными водами, хорошее состояние, кровать в качестве спального места. Двухнедельное проживание в «несезон» обошлось примерно в $260, можно было найти варианты и дешевле, но нас квартира полностью устроила, поэтому решено было остановиться в поисках.
На удивление, в объявлении не было указаний а-ля «квартира находится в элитном доме» или «вип-дом», хотя, как мне думается, сдавай в такой многоэтажке жилье белорусы, приписка непременно появилась бы.
Что касается самой многоэтажки: построена она была еще в 2013 году. Конечно, кое-где краска уже не такая яркая и ступенькам нужен ремонт, но сам дом все еще приятен взгляду — как внутри, так и снаружи. Трускавец — городок с холмистым (а местами и очень холмистым) рельефом, поэтому проектировщикам приходится это учитывать. Наш дом также оказался расположен «на обрыве», в результате появилось большое помещение под коммерческие цели.
Попасть на символически огороженную заборчиком и туями территорию может любой, но вот заехать — только свои. Оба входа-въезда имеют шлагбаумы, которые открываются «таблеткой». Оставлять машины можно и нужно прямо под домом — выложенная плиткой площадка расчерчена, отведены специальные места и для людей с ограниченными возможностями. По правде говоря, на 66 квартир (на последних этажах расположены двухуровневые апартаменты) мест было бы маловато, но так как почти все жилье идет под сдачу туристам, то и проблем с тем, чтобы запарковаться, не возникает. Некоторые постоянные жильцы имеют выкупленные «пронумерованные» места.
Два входа на территорию отличаются по «крутости»: один потребует воспользоваться лестницей, ведущей на придомовую площадку, второй находится на одном уровне с улицей и пользуется уважением среди пенсионеров и мам с колясками.
К самому подъезду также ведут ступеньки, дублирующиеся пандусом (ну не научились еще что наши, что «заморские» проектировщики массово делать подъезды на одном уровне с землей). Плитка, что важно, не скользкая (проверено в дождь). Дверь — железная, антивандальная. Учитывая, что живут в доме в основном посторонние люди, не всегда бережно относящиеся к чужому имуществу, со стеклянной решили не рисковать. Над входной дверью установлен датчик освещения, в темное время суток лампочка загорается при приближении к «каскаду» ступеней. Установлена также пожарная (газовая) сигнализация. На каждой площадке — свой выключатель, который «активизирует» лампочку на несколько минут -— время, достаточное для того, чтобы достать ключи, открыть дверь и зайти в квартиру. В остальное время в подъезде темно. Экономия.
Еще один датчик, срабатывающий на движение, размещен в подъезде на первом этаже, но работать ему приходится только в темное время суток: днем подъезд освещается благодаря окнам. Небольшое окно есть в том числе в коридоре возле лифта. Несмотря на скромные размеры, света более чем достаточно и не нужно жечь то, за что надо платить. Все гениальное просто.
Первый этаж высокий — 10 ступенек отделяют его от входа в подъезд. Но это вовсе не означает, что жильцам приходится каждый раз преодолевать «горное» препятствие. Решается проблема лишней высоты благодаря «двустороннему» лифту (Otis киевского производства) — заходишь с одной стороны, выходишь с другой (как в торговых центрах и на вокзале). Причем заходишь ты с общей площадки на минус первом этаже, а выйти можешь уже как на первом, так и на восьмом. Такой «транзитный» вариант, учитывающий чувства жильцов первого этажа, в Минске я не встречала.
Примечателен и сам подъезд: на полу плитка, на стенах возле лифта и квартир искусственный камень, на остальных — декоративная штукатурка. Лестничный марш не «темный и вонючий»: на всех площадках от пола до потолка стеклянные витражи (нижняя часть огорожена). Мало кто из наших застройщиков, даже претендующих на некий комфорт-класс, на такое решается. Перила в подъезде отнюдь не самые дешевые, их даже попытались украсить ковкой, в верхней части пластик уступил место дереву.
Площадь однокомнатной квартиры, ставшей на две недели нашим домом, — 54 квадратных метра. Высота потолка — где-то 2,70 (сугубо по ощущениям). В Минске такое сплошь и рядом. Но вот организовано пространство совсем иначе.
Прихожая небольшая — метров пять: хватает, чтобы поставить большой шкаф, пуфик или банкетку. Все. Дальше — три двери, ведущие в разные по назначению помещения.
Комната. Первое, что бросается в глаза, когда заходишь в жилую комнату, — огромное окно, которое плавно переходит в лоджию, и широкий подоконник. Такое место непременно облюбовали бы инстаграм-леди для создания задумчивых фото. Почему-то наши застройщики все еще боятся больших окон, а если и решаются на такой шаг, то сразу делают панорамное остекление. Среднего, как в трускавецком случае, почему-то не дано.
Еще одна особенность — комната не прямоугольная (с бойницей — окошком в торце), а с «аппендиксом» — нишей, в которой можно сделать просторную гардеробную или, как в нашем случае, поставить кровать. При этом стандартное помещение площадью где-то 16 квадратных метров остается в распоряжении людей.
Чтобы одежда или спящие не задыхались в нише, в мини-помещение застройщик провел вентиляцию. Ноу-хау, однако. Как и разведенная еще на стадии строительства охранная сигнализация с датчиками: хочешь — подключаешь, не хочешь — нет. Но штробить дополнительно для прокладки проводов уже не надо.
Лоджия. Размеры, формы и конфигурации лоджий в доме самые разные, но все они утеплены. У нас был, на мой взгляд, самый оптимальный вариант: в квартире присутствовала сразу закрытая и открытая балконная часть. Причем в «жилом» секторе на стене расположен радиатор, то есть все сделано для того, чтобы хозяин «однушки» мог расширить обитаемое пространство и обустроить на лоджии, к примеру, кабинет. Несложное решение, но людям уже не нужно исхищряться, высчитывать точку росы, утепляя наружную стену изнутри и укладывая электрический теплый пол (как сделали многие наши знакомые).
На лоджии есть и вторая дверь, связывающая это помещение уже не с жилой комнатой, а с открытым балкончиком. Площадка размером где-то 1,5 м на 1,5 м отлично подходит курильщикам: вышел, закрыл за собой дверь и никому не мешаешь дымом — жилые отсеки «задраены» и отделены полноценной лоджией, а сверху — только небо, только ветер, только радость впереди.
Кухня. Просторная продолговатая комната предназначена не только для того, чтобы готовить еду, но и чтобы спрятать газовый котел. Отопление и подача горячей воды в Трускавце в новых домах индивидуальные, поэтому без хорошего котла никуда. Но вот вид этого агрегата вряд ли кого-то может всерьез порадовать. В нашем случае сделали просто: помещение символически разделили на два — основное и нечто вроде фальшбалкона. За стеной, которая, скорее всего, «съела» монолитные колонны, застройщик прячет котел и все коммуникации к нему, а хозяин —"холодильник.
Дома с индивидуальным отоплением предлагают немногие белорусские застройщики. Дело хорошее и удобное, но по виду часто убогое — вдоль всего дома, как правило, тянутся огромные блестящие трубы. В Трускавце для организации нормальной работы котла достаточно сделать небольшие и не портящие эстетику фасада выводы. И как только местные девелоперы умудряются находить и применять такие решения? В квартире также сразу установлены пожарная сигнализация и детектор угарного газа.
Санузел. Так как квартира небольшая, санузел совмещенный. Ничего особенного в нем нет — хватает места для ванны, раковины, унитаза, «стиралки» и полочек. Конечно, эта квартира — лишь частный случай, и в городе есть новостройки со стандартными окнами и знакомыми нам планировками, но ведь и выбор, как оказывается, потенциальным покупателям можно предоставить.
Первое и самое главное, что удивляет в Трускавце: вы не встретите свежих «панелек». Нет, конечно, этот атрибут советских и перестроечных годов присутствует, но только на окраинах и дома стоят уже по несколько десятилетий. А вот новеньких творений крупнопанельного «чуда» днем с огнем не сыщешь.
Местные жители рассказывают секрет: в городе просто-напросто не разрешают возводить одинаковые дома. Проекты должны отличаться, а внешний вид — быть уникальным. Забавно это слышать, когда, проезжая даже по центру Минска, видишь десятки «клонов».
Также не жалуют тут полюбившийся нашим застройщикам газосиликат. Из блоков не строят ни себе, ни людям. На первых ролях — кирпич, который потом утепляют минватой или пенопластом.
Цены за квадратный метр минчанина могут рассмешить. Оно, конечно, понятно, что Трускавец в 700 километрах от МКАД, но все же… Как и у нас, продавать жилье в предгорье Карпат начинают еще на стадии котлована. И, ровно как и у нас, люди приобретают еще не построенное, но уже нарисованное. Громких скандалов, связанных с тем, чтобы застройщик собрал денежки и не построил дом или построил не то, что обещал, жители Трускавца, с которыми мы познакомились, припомнить не смогли.
Зато рассказали другую историю: раньше, когда в городе был всего один инвестор, «квадрат» стоил около $1000. Затем осваивать курортную территорию пришли еще двое девелоперов, и цены скатились (сыграла роль и нестабильная экономическая ситуация) — в самом начале стройки можно взять «квадрат» в «однушке» за $342. Если захотите жилье поближе к бювету и в малоэтажном доме — от $470 (в «двушках» и «трешках» дешевле). Застройщики предлагают рассрочку (стоимость метра немного повышается) и фиксируют цену в гривнах.
К слову, долгострои в Трускавце все-таки есть — в основном огромные дома и оздоровительные комплексы, которые инвестор строил за свой счет, но не потянул. В одной из частей города стоит сразу несколько остовов и почти готовый дом-парус, но местных это волнует не так, как если бы не достроили профинансированный ими объект.
Если сравнивать по количеству жителей, то можно проводить параллели между Трускавцом и, к примеру, Лунинцем. Но что-то меня одолевают сомнения, что в этом славном белорусском городе строят так и продают по таким ценам...
Если вы также, путешествуя во время отпуска или живя за границей, замечаете существенные отличия в том, как и за сколько строят жилье, и хотите об этом рассказать, пишите на ok@onliner.by
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by