На зависть соседям. Как устроена первая в стране многоэтажка, использующая бесплатное тепло

Автор: Андрей Рудь. Фото: Глеб Фролов
28 октября 2016 в 8:00

В Могилеве, Гродно и Минске сейчас строятся три необычные многоэтажки. С виду они мало чем отличаются от тысяч других панелек. Дело в «начинке». Ожидается, что жильцы здесь будут гораздо меньше платить за тепло и горячую воду. Раньше ничего подобного в Беларуси не создавали. Задача эксперимента — научиться возводить энергоэффективные многоэтажные дома, чтобы впоследствии тиражировать опыт на всю страну. На днях первый экспериментальный объект введут в эксплуатацию в Могилеве. Мы ощупали на нем каждый гвоздь и поискали подводные камни.

К нашему приезду во дворе идет установка качелей, лесенок, турников. Первую в стране энергоэффективную многоэтажку отдадут многодетным семьям. Им и предстоит испытывать новую систему. Говорят, специально будут проведены инструктажи жильцов и напечатаны памятки.

— А как оно вообще устроено? — мы пытаемся понять, чем этот дом с камнем у подножия отличается от соседних.

— Нормально устроено, — вкратце излагают суть масштабного проекта рабочие в касках.

Идея снабдить обычные многоэтажки набором систем для более эффективного использования энергии исходила от Программы развития ООН и Глобального экологического фонда. Выбрали три разные новостройки — в Могилеве, Гродно и Минске. В каждом случае использованы разные способы повышения энергоэффективности — чтобы посмотреть, какие технологии как себя покажут. 19-этажный дом в микрорайоне Лошица-9 планируют сдать до конца года, 10-этажку в Гродно — в 2017 году.

Инфографика ПРООН в Беларуси

Если обывателям интересны все же именно жировки, то в ПРООН делают акцент на то, что жилфонд и строительная отрасль Беларуси ответственны за выбросы 30% парниковых газов в стране. А чем меньше потребление энергии, тем меньше выбросы.

Главная задача борца за энергоэффективность — как можно более полно использовать тепло всего, что способно быть теплым: канализационных труб, чайников, лампочек, дыхания, горячих сердец. И даже выжимать калории из холодных с виду предметов (этим будут заниматься в Гродно)

Вообще, если смотреть на распечатку с заявленными экономическими параметрами могилевской 10-этажки для многодетных, то остается только один вопрос: почему у нас до сих пор не все дома такие? То есть все не такие… Но мы-то знаем, как жестока к красивым распечаткам бывает реальность.

Могилевский образец снабжен тремя системами сбора бесплатного тепла. Работать они будут параллельно. На крыше это водяные гелиоколлекторы, в подвале — система отбора тепла от сточных вод, на каждой лестничной площадке — системы воздушной рекуперации. Все это призвано помогать обычным батареям центрального отопления, а также участвовать в подогреве водопроводной воды. При этом остается на месте стандартный полноразмерный тепловой узел на случай, если модные системы дадут сбой.

Инженер технадзора Наталья Скороходова ведет нас показывать на примере одной из квартир, как организовано снабжение жилья свежим подогретым воздухом.

Под вентиляционное оборудование и разводку на несколько квартир выделена ниша в тамбуре (к ней, скорее всего, доступа у жильцов не будет). От тамбура через весь коридор квартиры идут парные трубы приточно-вытяжной вентиляции с ответвлениями к каждой комнате.

Такие декорации — цена, которую придется платить за экономию. (Очевидно, в чистовом варианте трубы будут закрыты коробами.) На стене будет располагаться блок управления (пока его нет), с которого можно настраивать «погоду» под себя.

Балконы застеклены, окна двухкамерные. Открыть-то их можно, но тогда система с собственным микроклиматом потеряет смысл. В то же время нам доказывают, что открывать зимой вроде как и незачем. Чудно…

Одним из условий участия здания в эксперименте был высокий уровень теплоизоляции. При этом дом не избежал прекрасных угловых выступов, из-за которых квартиры изнутри утратили прямоугольную форму. Впрочем, эти упражнения дизайнеров не имеют прямого отношения к энергоэффективности. Внутри еще идут работы, предстоит установить радиаторы, изолировать трубы, подключить электронику.

Вообще-то, в идее рекуперации нет ничего нового. Свежий воздух засасывается с улицы и, прежде чем попасть в квартиру, подогревается теплым отработанным воздухом. Но обычно такие системы ставят в особняках. А тут — 10 этажей, три подъезда, почти две сотни многодетных мам.

— В обычных квартирах мы температуру как регулируем? Форточкой… Или вентилем на радиаторе, — менеджер проекта ПРООН-ГЭФ по повышению энергоэффективности жилых зданий Александр Гребеньков объясняет, в чем разница между обычным домом и экспериментальным. — Но платим одинаково. А здесь в каждой квартире будет индивидуальный счетчик тепла. Кто-то любит погорячее — значит, он заплатит больше. Если кто-то уезжает, он может поставить температуру на минимум, лишь бы цветы не завяли, и не заплатит почти ничего.

По отдельности каждое из решений не является чем-то слишком новым: и квартирные счетчики тепла уже с горем пополам кое-где стоят, и гелиоколлекторы все сто раз видели, и про рекуперацию читали. Но в комплексе и в привязке к такому объекту эти технологии играют новыми красками.

В то же время Гребеньков не верит в нулевое энергопотребление многоэтажек в наших реалиях, хотя интернет и набит рассказами про скандинавские чудо-дома, питающиеся исключительно собственным теплом. Но снизить потребление нам сам бог велел.

В подвале смонтирована система, которая будет забирать тепло у «мытьевой» воды, в обычных домах она просто сливается в канализацию. (Фекальные стоки в данном случае не используются — сложно.) По сути, это та же рекуперация: змеевик с теплоносителем для квартирных батарей пропущен через батарею баков с теплой водой, которой кто-то уже помыл посуду и почистил зубы.


Забираемся на крышу.
Солнечные панели покрывают почти всю площадь. Опять же сами по себе они не являются чем-то новым. Но впервые их используют как часть системы подогрева воды в многоэтажном доме.
В городском УКСе называют цену квадратного метра (без отделки) — 900 рублей. Поскольку заселятся сюда многодетные семьи, оплачиваться это жилье будет за счет льготных кредитов, которые фактически погашаются государством. Следует учитывать, что в эту цену произведенный апгрейд не входит. В данном случае его профинансировала ООН — это, считай, подарок жильцам, эквивалентный примерно 20% стоимости дома.


Какую же экономию получат жильцы в результате? Абсолютных цифр создатели проекта избегают: невозможно назвать их до начала эксплуатации дома.

— Мы ожидаем, что удельное потребление энергии на отопление одного квадратного метра составит 25 кВт·ч в год, — подсчитывает возможную выгоду Гребеньков. — Для сравнения: в таком же доме, но без всего этого оборудования — примерно 60. Соответственно, за эту разницу люди и не будут платить. Те же показатели для горячей воды — 20 и 90 соответственно.

Если исходить из этих расчетов, получается, что обитатели льготного дома будут платить за тепло и горячую воду как минимум вдвое меньше, чем соседи по микрорайону. При этом незначительно возрастет общедомовой расход электроэнергии на питание всех систем. Ожидается, что погоды это повышение не сделает. Но пока это только теория, которую должны подтвердить или опровергнуть первые квитанции.

Как бы то ни было, кому-то предстоит это обслуживать. Воздушные фильтры надо раз в полгода чистить (изначально предполагалось, что это будут делать сами жильцы, но потом решили все же доверить специалистам из ЖЭУ). Баки для сточной воды — промывать. Коллекторы на крыше — хотя бы протирать от пыли и контролировать состояние. Плюс производить тысячу иных манипуляций, о которых обыватель на этом этапе просто не догадывается. Не «съедят» ли затраты на сервис всю вышеописанную выгоду? Не выйдет ли так, что коммунальщики заполучили в виде этого дома лишнюю головную боль?

— Ну вы же не переволновались, когда первый раз пылесос увидели, — верит в нас Александр Гребеньков. — И вряд ли считаете, что появление пылесоса — это лишние заботы. Почему же работники обслуживающих организаций должны переживать?


Тем временем «дозревают» еще два экспериментальных дома — в Гродно и Минске. Там умышленно использованы другие пути энергосбережения. Например, в 10-этажке в Гродно не будет водных коллекторов, зато установят солнечные батареи, а также организуют отбор тепла у фундаментных свай — тоже редкий для наших краев способ добычи тепла. Казалось бы, откуда оно у бетонных конструкций, находящихся где-то под домом?.. Вообще-то, технология получения «низкопотенциальной» энергии от земли, скал, грунтовых вод тоже далеко не нова. Для этого нужен тепловой насос — холодильник наоборот. Жидкий хладагент впрыскивается в трубу большего диаметра и испаряется. Проходя по змеевику, газообразный ледяной хладагент отбирает градусы у относительно теплых бетонных конструкций, а затем поступает в компрессор. Там он сжимается до жидкого состояния, за счет чего повышается температура. Горячий хладагент, в свою очередь, нагревает трубы отопительной системы дома. Потом цикл повторяется. Инженеры говорят, что теоретически эта схема способна работать где угодно, лишь бы температура в месте отбора тепла не была равна абсолютному нулю (осталось только придумать подходящий хладагент).


После ввода в эксплуатацию могилевский дом фактически станет лабораторией энергоэффективности. Считается, что от того, насколько удачно все получится здесь, зависит, появятся ли подобные здания в других городах. Но уже без подарков от международных доноров.

Читайте также:

Печи и камины в каталоге Onliner.by

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by