В «голодное» время даже строители и отделочники, привыкшие к солидным гонорарам, вынуждены ужаться: цены на все виды работ поползли вниз, специалисты стали гораздо охотнее браться за мелкие заказы. Но сказывается ли такая неприятная для кармана строителя динамика на качестве? Оценить уровень мастерства бригады, которая в течение четырех месяцев «колдовала» над новенькой трехкомнатной квартирой в Брилевичах, решила минчанка Елена. Девушка вместе с семьей уже переехала в отремонтированные апартаменты, но признается, что некоторые моменты в работе мастеров (или, как вариант, в качестве выбранных стройматериалов) ее смущают. Не напрасны ли сомнения минчанки, проверит специалист компании «Эво Лэнд» Александр Скок.
— Ключи от квартиры мы получили в начале прошлого лета, а к ремонту приступили несколько месяцев спустя, — рассказывает Елена, хозяйка светлой и уютной «трешки» общей площадью чуть более 80 квадратных метров. — Бригаду отделочников нам порекомендовали хорошие знакомые. Конечно, мы еще прозванивали специалистов по объявлениям, сопоставляли цены. Наслушались разного: одни говорили, что дешевле чем по $150 за «квадрат» работать не будут, другие обещали сделать все под ключ и идеально за $18 тыс., третьи согласны были взяться за объект хоть завтра и принять оплату из расчета $90 за квадратный метр.
Что касается рекомендованной бригады, то мы съездили на их предыдущий объект, посмотрели, что и как мастера делают. Плюс убедились, что люди действительно порядочные и ответственные. Прежде чем начать что-либо выполнять, заключили договор. Прораб оценил предварительный объем работ, просчитал стоимость. Полученные цифры зафиксировали в документах, и в итоге мы заплатили ровно столько, сколько и было указано: рубль в рубль, даже несмотря на то, что объемы все-таки увеличились. Если переводить в более понятную белорусам валюту, то работы обошлись в $120 за квадратный метр, ремонт делался под ключ, причем в эту стоимость были включены даже натяжные потолки (все остальные строительные и отделочные материалы, понятное дело, в сумму не входят). Рассчитывались поэтапно: мастера сделали, к примеру, санузлы — мы работу приняли и оплатили.
— В ходе ремонта убедились, что ребята действительно работящие и честные: трудились с утра и до самого вечера, предъявляли все чеки (материалы для черновой отделки прораб закупал сам), писали расписки. В заявленный срок уложились. По большом счету, у нас нет к ним претензий: по окончании работ выплатили рабочим премию и расстались друзьями. В договоре прописано, что гарантия на работы составляет три года, и прораб уже несколько раз приезжал исправлять мелкие недочеты. Приятно, что люди не отказываются от своих обещаний, — довольна сотрудничеством с бригадой девушка.
«Трешка» в Брилевичах пережила небольшую перепланировку — часть просторной, 22-метровой гостиной превратилась в удобную гардеробную с отдельным входом из прихожей. Хозяйка объясняет, что для таких метаморфоз пришлось стесать один коридорный угол, сделав тем самым проход более удобным, и возвести дополнительную стену. Перепланировка узаконена. Елена говорит, что согласовать такие изменения оказалось довольно просто: в службе «Одно окно», которая работает до 20:00, подскажут, какие документы надо собрать, а новые стены можно рисовать на копии старого техпаспорта ручкой.
— Знаю, что специализирующиеся на согласовании перепланировок компании берут за свои услуги очень солидные деньги. Но в таком простом случае, как у нас, запросто можно обойтись своими силами, надо будет только найти время для нескольких визитов в госорганизации.
Девушка признается, что почти все отделочные материалы, которые были использованы во время ремонта, импортные: обои — бельгийские и немецкие, керамическая плитка — польская, сантехника — немецкая и испанская. И только паркетная доска (гордость супруга) — белорусского производства.
— Выбирали довольно демократичные по ценам варианты (никаких дорогущих итальянских обоев с вензелями), покупали все в Минске. Несмотря на наличие виз, ездить за стройматериалами в Польшу посчитали лишним: мы слишком заняты на работе, и чувствовать себя разбитыми после дороги и многочасового стояния на границе — непозволительная роскошь. Знаю, что у нас считается чуть ли не дурным тоном покупать все в столице, но мы поступили так, как лучше для нас, — объясняет Елена. — Сейчас мы начинаем обживаться, предстоит поменять практически всю мебель, так как она переехала из старой квартиры, добавить текстиль и предметы интерьера. Что касается моих сомнений и переживаний: в нескольких местах в детской комнате периодически скрипит пол, хотя технология укладки была полностью соблюдена. Прораб считает, что брак может быть в самих досках. Кое-где видны швы на обоях и даже какие-то полосы…
— Оценка качества ремонта начинается с визуального осмотра — пока в глаза ничего не бросается, — берется за дело Александр Скок. Правда, его оптимизм улетучивается, когда из прихожей мы переходим в гостиную. Однотонные серые обои разделены заметными при определенном угле и освещении белесыми полосами.
— Наличие этих полос признают даже строители, — говорит Елена, которую «незваные» гости явно расстраивают. — Они убеждают, что все сделали правильно, а проблема заключается в самих обоях.
— Чаще всего такие полоски — это не что иное, как остатки клея. Если смотреть на швы, то все сделано хорошо: полотна плотно прилегают друг к другу, не расходятся, подбор рисунка не требуется. Но надо помнить: при поклейке обоев часть клея неминуемо выйдет наружу. Мастера, не сняв эти излишки, начинают прижимать полотно к стене, автоматически затирая клей, он впитывается в обои уже с лицевой стороны, может еще и грязи взять — вот и получаются такие блестящие полоски. Бывают и варианты брака обоев (когда они по краям имеют другой оттенок), но, похоже, не в этом случае. Если обои сами по себе глянцевые, этот «недуг» не будет заметен, а вот если матовые…
Чтобы избежать таких неприятностей, надо сразу же замывать швы влажной и очень мягкой губкой большого размера. То есть, по сути, смывать клей, который оказался снаружи. Нелишним будет сделать это и сейчас: в воду можно добавить немного моющего средства и аккуратно пройтись вдоль швов, избегая, конечно, большого количества воды, — дает рекомендации Александр.
Над дверным проемом замечаем «морщинку», идущую от потолка. Елена говорит, что еще недавно ее не было. Специалист считает, что устранением этого недостатка должны заниматься только мастера: под обоями, скорее всего, прячется трещина, поэтому их нужно разрезать, развернуть, заделать проблемное место и заново заклеить.
Натяжные потолки быстро и надежно спрятали все огрехи родного перекрытия. Правда, в гостиной нашелся небольшой, но все-таки дефект полотна.
Детская комната небольшая, около 15 «квадратов», и в ней еще будут происходить изменения: на одной из стен появится турник, место дивана займет кровать, а в углу обоснуется телевизор. Замечаний по качеству ремонта не много. Специалиста в первую очередь удивляет обработка декоративного кирпича: открытые элементы над оконным проемом подмазали кое-где и кое-как, вид небрежный.
А на противоположной стене неопрятно выглядит стык обоев и кирпичиков. Александр говорит, что лучше сначала приклеить полотно, а уже потом заниматься облицовкой стен декоративным материалом.
Правда, совсем не это волнует Елену: хозяйка рассказывает, что дорогой паркетный пол в нескольких местах в детской скрипит.
— Прораб признавался, что с этой доской было очень сложно работать, — объясняет минчанка. — По его словам, длинные, полутораметровые экземпляры имели какой-то изгиб, и приходилось тщательно подбирать доски друг к другу. Отходов практически не осталось. Не знаю, реагирует ли паркет на влажность, температуру или что-то еще, но периодически появляется скрип. Причем две недели все может быть нормально, а потом опять начнет «хрустеть».
— Паркет уложен очень хорошо, — выносит вердикт специалист компании «Эво Лэнд». — Правда, сама по себе паркетная доска практически всегда имеет какие-то расхождения в геометрии, а также в ней могут быть микротрещинки. Поймите: это обычное производство, ничего идеального нет. Скорее всего, в замке есть какой-то дефект, но это вопросы уже не к строителям.
Благодаря белым стенам 12-метровая спальня кажется гораздо более просторной. В нескольких местах под плотными обоями находим спрятавшийся мусор. Песчинки довольно крупные, но они не на виду.
А вот угол не может порадовать свежим видом: мастера не сильно старались, чтобы свести полотна. Теперь придется прятать такое «творчество» за шторами.
— На кухне у меня есть полтергейст, — интригует девушка. — Хорошо, что сохранились фотографии, иначе можно не поверить: на стене то появляются, то пропадают довольно большие пятна непонятного происхождения. Прежде чем они дали о себе знать, мы успели пожить в квартире. И даже сейчас, во время затишья, если присмотреться, можно их увидеть: пятна располагаются посреди полотна, не возле шва. Такое ощущение, будто кто-то что-то ляпнул и размазал. Прораб не может пояснить, откуда они и что это вообще такое. Он готов купить новые обои и все переклеить, но мы пока не торопимся с этим. Скорее всего, даже и заводиться не будем, так как планируем повесить шкафчики.
— Даже самые хорошие и дорогие обои могут быть с браком, — разочаровывает специалист компании «Эво Лэнд». — Поверьте, никто не будет ничего специально ляпать, тем самым перечеркивая свою работу. Вся поверхность подготавливается одинаково. Здесь можно рассмотреть немного блеска возле швов, как и в гостиной. Но вот эти пятна, скорее всего, отнюдь не вина отделочников, вопросы — к производителю.
Изучаем гипсокартонный короб, который пришлось возвести для того, чтобы обыграть колонну. Выясняется, что поверхность была подготовлена неидеально: верхний край неровный. Правда, если не приглядываться, этого не видно.
Плитка на фартуке уложена хорошо: перепады если и есть, то совсем незначительные. Общую картину портит разве что место примыкания плитки к гипсокартонному коробу: там остались небольшие зазоры. Александр говорит, что эти щели можно аккуратно зафуговать — вид будет намного лучше.
На полу картина несколько иная: плитка, конечно, лежит ровно, и ногами человек ни за что не зацепится, но вот по швам есть вопросы. Они разной ширины. Правда, Александр говорит, что надо учитывать и погрешности самой плитки.
— Тут и плитка не совсем ровная, и плиточник от себя добавил, — констатирует специалист.
Елена переживает, что буквально за несколько месяцев активной жизни светлые швы превратились в серые, а грязь ничем не вымывается.
— Есть нехитрый народный метод: швы можно протянуть очень тонким слоем прозрачного герметика и тем самым защитить их от пыли, жира и прочих «радостей». Насколько я знаю, в магазинах продаются специальные составы, спасающие от влаги, а вот с загрязнениями все гораздо сложнее, — дает рекомендации Александр.
— Для отделки балкона мы выбрали один из самых дешевых вариантов: хотелось уйти от пластиковых панелей, поэтому остановили свой выбор на декоративной штукатурке «короед». Балкон маленький, особо использоваться не будет, но привести в порядок его было надо, — объясняет девушка.
— Штукатурка сделана не совсем хорошо, — диагностирует Александр Скок. — Надо не только нанести слой, но и, когда он подстынет, затереть его. Похоже, здесь его или не перетерли, или не сгладили второй раз. Теперь он на ощупь довольно шероховатый, попадаются камешки. Исправить это тяжело.
Ванная комната и туалет в «трешке» облицованы плиткой из одной коллекции. Правда, как констатирует Александр, качество работ в помещениях разнится. Если в туалете «гуляют» швы и можно обнаружить значительные перепады, то в ванной все сделано почти идеально.
— Не могу утверждать, что плохо, и не могу сказать, что хорошо, — осматривает облицовку туалета специалист. — В принципе, если бы я вам не показал эти места, вы бы о них и не знали. Переделывать что-либо смысла нет, похороните то, что уже есть. А вот трещина по шву — явная ошибка отделочников, так как место примыкания гипсокартона к другому материалу (либо любых разнородных материалов) обязательно должно быть проклеено специальной сеткой. Не считаю, что исправлять это сейчас имеет смысл: придется все разобрать, и плитка будет уничтожена.
— Честно говоря, мы не сильно контролировали рабочих. Приходили, когда была такая возможность, смотрели, но с правилом и уровнем стены не изучали. Больше решали организационные вопросы. Правильно говорит Александр: если бы он мне не показал, то, наверное, я бы никогда и не заметила эти огрехи. А вообще, есть хороший вариант — приглашать специалиста во время ремонта, а не после, чтобы успеть исправить недочеты, — считает девушка.
— Несмотря на выявленные недочеты, я могу сказать, что качество ремонта хорошее. А принимая во внимание цену в $120 за «квадрат» с учетом материалов для потолков и его монтажа, и вовсе можно говорить о добросовестных и ответственных мастерах. Знаю случаи, когда строители выставляли счета в полтора раза больше и в итоге выдавали плачевный результат. Огрехи есть, но ничего страшного не обнаружено. Поверьте, в любом, даже самом дорогом ремонте будут нюансы, так как все мы люди и мы неидеальны. В целом по десятибалльной шкале можно смело ставить девять, — заключает Александр.
Закончили ремонт, но сомневаетесь, не переплатили ли? Качество работы мастеров вызывает вопросы? Не уверены, что обои поклеены безукоризненно, а плитка лежит «как родная»? Пишите о своих ремонтных радостях и горестях на ok@onliner.by, и наш специалист бесплатно проверит ваш недавно завершенный ремонт, озвучив профессиональный вердикт.
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by