Жители частного сектора в районе улицы Вильямса, дома которых планируют снести для строительства комплекса «Минск-Мир», поделились на два лагеря. Одни отчаянно защищают свою частную собственность, другие только и мечтают о замене ветхого домика на благоустроенную городскую квартиру. Некоторые соседи довольно агрессивно настроены друг против друга. Постоянные перешептывания, косые взгляды и слухи становятся здесь нормой.
Охарактеризовать район Вильямса несложно — «сено на асфальте»: небольшие частные домики на окраине промзоны с лаем собак, гоняющей по дороге футбольный мяч малышней и соседями, знающими друг о друге все.
Наугад заходим в небольшой деревянный дом, где нас встречает пожилая женщина:
— Сынок, я в этом доме прожила почти всю жизнь. Конечно, я не хочу уезжать. Нам обещали, что снесут еще в прошлом году. Спрашиваем, так картошку сажать или нет? А чиновники только отшучиваются: «Посадить можете, а вот собрать можете и не успеть». Еще и поссорить нас хотят. Возле дома моего повесили объявление. Мол, тот, кто первым подпишет документы на снос, получит самую лучшую квартиру, а тот, кто последним, — самую худшую. Но это же вранье! Не может так быть в нашей стране!
Местного активиста Михаила Малоша в лицо знают уже и в администрации Октябрьского района, и в Мингорисполкоме. У Михаила самый добротный коттедж с собственным ботаническим садом во дворе.
— Большинство домов на нашей улице очень даже неплохие. У нас, например, есть несколько «сталинок». Пускай они выглядят не самыми красивыми с точки зрения архитектуры, но это добротные дома, крепкие. Если они хотят строить здесь элитный комплекс, эти дома можно привести в хорошее состояние, облицевать их, — рассуждает Михаил. — Тем более люди готовы сделать это за собственные деньги, мы не просим компенсации. Да, есть люди, которые хотят отсюда уехать и получить квартиру. Не вижу никаких проблем. Пусть отдают свои дома под снос. А мы хотим остаться.
Хотя сроки сноса пока точно не называются, делать ремонт и вообще как-то модернизировать свое жилье жителям района запрещают. Но не все этих запретов придерживаются.
— Ну что мне делать, если забор уже совсем покосился? Кто знает, на сколько этот снос затянется. Поставили новый и заплатили штраф. Со стороны заднего двора тоже ремонт сделали, но его пока никто не заметил, — рассказывает нам пара молодоженов.
Некоторые люди вроде бы и не против сноса, но все же боятся необъективной оценки своего жилья.
— У меня три гаража, — включается в разговор еще один мужчина. — Когда приходил оценщик, он сказал, что они не входят в стоимость дома. Некоторые дома они оценивали даже не заходя внутрь. Это, мол, типовая постройка. А ничего, что у человека дома шикарный ремонт и полы с подогревом? Их это не интересует.
Между соседями назревает скандал. Супруга Михаила Наталья показывает нам подписи граждан «за» и «против» сноса, судя по которым около 80% переезжать не хотят. Несколько человек спискам не верят:
— Я тоже много чего могу показать. По моим опросам, больше половины за снос.
Женщина начинает перечислять дома и имена соседей. Люди обвиняют друг друга в эгоизме, ссорятся и сразу мирятся. Недавно присоединившаяся женщина, увидев, что мы общаемся с супругой Михаила, представляется Светланой Павловной и отводит нас в сторону:
— Тут собрались те, кто не хочет сноса. Все те, кто хочет переехать, сейчас дома. Я тоже не против переселиться. Кто же не хочет на старости лет пожить в приличном доме, где есть и вода, и канализация, и магазины с аптеками в шаговой доступности? Те, кто хочет, может оставаться. Я могу их понять. Но будет ли одинокая пожилая женщина подводить воду и делать облицовку дома, чтобы соответствовать элитному району?
Ходят слухи, что будут давать жилье в Каменной Горке. Но официальной информации пока нет, и кто эти слухи распускает — вопрос. Кому верить? Думаю, никому. Пока меня лично не позовут и не скажут «вот тебе, тетенька, такие варианты квартир», я однозначное решение не приму.