Теперь многие жильцы многоэтажных домов с опаской изучают жировки: как бы за ремонт в подъезде не насчитали. Теперь ведь как? Все расходы ложатся на плечи жильцов. Но готовы ли они расставаться со своими кровными ради красоты в подъездах? В какую копеечку влетает такой ремонт и почему некоторые работники ЖКХ сами не рады переменам?
Только в Минске в этом году планируется привести в божеский вид более 3 тысяч парадных. Но готовы ли к этому жильцы?
В доме Елены Свирид по улице Платонова, 21 ремонт на начальной стадии — пока заменили только почтовые ящики. Но некоторые жильцы уже возмущаются, что жировка «потяжелела» аж на 60 тысяч. Таких энтузиастов, как Елена Свирид, готовых платить за уют в местах общего пользования, можно пересчитать по пальцам. Но и людей можно понять.
— Для этого вместе с соседкой мы обошли более ста квартир, но соглашались не все.
Игорь Герасимович показывает в квитанции возмутившую его графу:
— У меня соседу восемьдесят с хвостиком, для него каждый рубль на счету, как ему быть?
Или как быть квартиранту, который снимает здесь комнату и исправно платит коммуналку? Зачем ему лишние траты, когда сегодня-завтра хозяин попросит паковать чемоданы?
Ремонт подъезда в типовой пятиэтажке обходится в 12—13 миллионов рублей. И это при минимальной стоимости работ. В среднем же за ремонт насчитывают по 1,5—2 миллиона рублей с каждой квартиры. Заплатить такую сумму с ходу, согласитесь, сложно даже человеку с нормальной зарплатой. А ведь по всем правилам эксплуатирующая организация не имеет полномочий давать рассрочку. «Мы же не банк», — оправдываются ЖЭСы. Хотя на практике жильцам все-таки идут навстречу, разрешая распределить платежи на несколько месяцев.
Что говорить, перемены для многих минских ЖРЭО обернулись головной болью. Ведь даже если часть жильцов отказывается от ремонта, наведение порядка в подъезде никто не отменит. Более того, они заплатят за ремонт, как и все остальные.
— Почему я должен скидываться на то, чего не заказывал? — задает вполне резонный вопрос Анатолий Гринько. — Я могу спокойно обратиться в суд и однозначно выиграю дело.
— Недовольных действительно много, — не скрывает заместитель директора ЖРЭО Заводского района по производству Юрий Гур. — Предлагаю простой вариант: ввести в квитанцию об оплате за жилищно-коммунальные услуги отдельный платеж — ежемесячные отчисления на ремонт подъездов по определенному тарифу. Людям было бы не так накладно, и мы бы могли содержать подъезды в порядке.
Юрий Кукашук, заместитель генерального директора по эксплуатации жилищного фонда и производственным вопросам Минского городского жилищного хозяйства:
— Инициатором проведения планового ремонта подъезда обычно выступает эксплуатирующая организация. Вместе с тем по инициативе жителей подъезда тоже можно провести внеплановый ремонт. Замечу, что всех жильцов в любом случае оповестят о ремонтных работах минимум за месяц до начала. Детально оговариваются сроки, виды работ, их ориентировочная стоимость. А не позднее чем за 10 дней проводится собрание с жителями подъезда, где обсуждаются все актуальные вопросы: цветовое решение, перечень материалов, заключаются договоры. Важно, что плата за текущий ремонт подъезда выставляется всем, в том числе и отказавшимся от заключения договора. Текущий ремонт — основная жилищно-коммунальная услуга. Поэтому правовых оснований для предоставления рассрочки нет.