Иу. Скорее всего, эти две гласные вам ни о чем не говорят. Между тем именно так называется китайский город, расположенный в провинции Чжэцзян на востоке страны, в 300 километрах к югу от Шанхая. Мало кто слышал и про существование прямой железнодорожной линии Иу — Мадрид, хотя ее трасса проходит непосредственно через территорию Беларуси. Иу остается в тени, и совершенно зря. Именно там находится крупнейший в мире оптовый центр по торговле китайской мелочовкой — той, о происхождении которой не задумываешься, хотя есть она практически в каждой семье. Огромный комплекс, число торговых точек в котором достигло уже 70 000, определяет всю жизнь города, превратившегося в удивительный для Китая плавильный котел культур и традиций. Это мировой супермаркет, где делаются состояния на продаже всего, чего угодно: от носков до новогодних украшений.
Специалисты называют Иу городом, который связывает «разнообразную экономику Китая с региональными и глобальными рынками». В исторической перспективе это можно сравнить с опорным пунктом на Великом шелковом пути, по которому некогда продукция китайских ремесленников отправлялась в долгое и опасное путешествие к конечному покупателю, находившемуся за тысячи километров от производителя. Столетия спустя ничего не изменилось. Ремесленное производство превратилось в фабричное, но его товары все так же востребованы по всему миру, прежде всего из-за своего ассортимента и дешевизны.
Иу в этом повсеместном доминировании китайской продукции играет сейчас ключевую роль, хотя путь, которым город пришел к этой роли, шелковым не назовешь.
Началось все еще в XVI веке, когда бедный прежде населенный пункт стал превращаться в важный региональный центр производства азотных удобрений. Под последними в те годы подразумевали обычные куриные перья. Именно они являлись важным источником азота, фосфора и калия для сельского хозяйства, когда производство подобных добавок, интенсифицирующих урожаи, еще только начиналось. В Китае схема получила название «сахар в обмен на перья», но по сути в Иу занимались бартером любых ценных товаров на отходы от выращивания птицы.
Торговый характер местная экономика сохраняла вплоть до образования Китайской Народной Республики. После 1949 года строившая социализм страна поставила любые виды «капиталистической деятельности» под жесткий контроль, но к концу 1970-х начала адаптировать объективные экономические реалии под идеологические установки партии. Процесс трансформации, который позже стали называть «китайским экономическим чудом», шел постепенно, но Иу в этом смысле находился на передовой. Городу достался руководитель, не побоявшийся стать в авангарде преобразований.
В апреле 1982 года секретарем партийной организации Иу был назначен Се Гаохуа.
Через месяц после его приезда обычная уличная торговка Фэн Айцянь пожаловалась главе города на регулярную конфискацию ее товаров властями и прямо спросила, почему ей не разрешают торговать, чтобы содержать семью. В иные времена госпоже Фэн пришлось бы непросто, но секретарь Се воспринял обращение как повод отнестись к проблеме комплексно. Он отправился с визитом в Вэньчжоу, тогда первый китайский город, официально разрешивший частное предпринимательство. Результатом поездки стал вывод, что построение свободного рынка с приоритетом частной инициативы совместимо с государственной политикой.
Уже в сентябре 1982 года Се Гаохуа подписал распоряжение о создании в Иу рынка Хуцинмэнь. В документе формулировались основные нововведения, выглядевшие для КНР того времени революционно. Они получили название «четыре разрешения». Во-первых, крестьянам из окрестностей Иу позволялось официально въезжать в город и, во-вторых, продавать свою продукцию. В-третьих, разрешалась междугородняя торговля в зоне ответственности местного муниципалитета. Наконец, признавалась возможность конкуренции как среди государственных предприятий, так и среди частных лиц.
Это был один из первых примеров в Китае, когда региональные власти фактически узаконили свободный рынок.
Хуцинмэнь открылся в ноябре 1982-го. Первоначально он состоял всего из нескольких сотен павильонов и киосков, но популярность объекта оказалось такова, что уже в 1983 году уездное правительство инвестировало крупные средства в строительство нового здания рынка, состоящего из торговых павильонов. К концу того года там насчитывалось более 1000 продавцов, реализующих более 3000 товаров, большинство из которых были привезены из-за пределов Иу. Эксперимент признали удачным, и Се Гаохуа решил его расширить.
В октябре 1984 года секретарь Се предложил новую стратегию развития Иу, в которой рыночная торговля объявлялась основой развития города. И хотя вскоре после этого решения руководитель был переведен на другую работу, его инициативы не отменили. Наоборот, рынок Хуцинмэнь продолжал быстро расти, неоднократно перестраиваясь и расширяясь. Уже в 1991 году количество торговых павильонов там превысило 10 000. И это было только начало. К 2005-му Всемирный банк признал «Международный торговый центр Иу», наследника первого рынка Хуцинмэнь, «крупнейшим в мире комплексом по торговле мелкими товарами».
Все это совпало с реформистским курсом председателя КНР Цзян Цзэминя.
Система распределения товаров и услуг реорганизовывалась. Реформирование рынка распределения позволило производителям промышленных товаров напрямую взаимодействовать с оптовиками. За этим последовала постепенная децентрализация, предоставившая региональным и местным органам власти бóльшую автономию для вмешательства в развитие и организацию рынков. В результате Иу стал одним из новых торговых городов страны, чьей основной задачей стало сведение вместе производителей и покупателей.
Прежде заурядный рынок превратился в молл грандиозных размеров. В 2002 году открылась его первая очередь площадью 420 000 «квадратов», где расположилось 8000 торговых точек. Специализацией стали игрушки, ювелирные изделия, аксессуары для волос и цветочная продукция, товары для праздников и свадеб, фарфор. Помимо собственно магазинчиков, в здании работали банки, почтовые отделения и офисы логистических компаний.
Примерно 70% оформляемых товаров при этом уходило на экспорт.
За первенцем, спустя два года, последовала вторая очередь площадью уже 480 000 квадратных метров, на которых открылось еще 8000 магазинчиков. Там уже торговали сумками, чемоданами, зонтами, скобяными изделиями, товарами для кухни, электроникой, автозапчастями и телекоммуникационным оборудованием. Третью очередь (2005 год, 460 000 «квадратов», 8000 точек) посвятили пуговицам, молниям, косметике, очкам, ручкам, бумаге и канцелярским товарам, товарам для спорта и продукции для творчества. Четвертая очередь комплекса побила рекорд, предоставив частному бизнесу более 1 миллиона квадратных метров торговых площадей (16 000 магазинов с товарами повседневного спроса, трикотажем, обувью и нижним бельем). Наконец, пятую очередь ввели в эксплуатацию в 2011-м. На очередных 640 000 «квадратов» разместились точки, специализирующиеся на импортных товарах, постельном белье, тканях, автомобильных аксессуарах, а также услугах электронной торговли.
В 2024 году китайское государственное информационное агентство «Синьхуа» опубликовало большой материал, посвященный работающим в «Международном торговом городе Иу» предпринимателям. В нем достаточно подробно раскрывалась структура организации труда в комплексе. Оказалось, что большинство из десятков тысяч бизнесов — семейные. При этом непосредственно торговлей в ТЦ и ведением переговоров с покупателями занимаются женщины, тогда как их мужья контролируют производство продаваемых товаров на многочисленных фабриках Иу и других китайских городов.
Особое внимание «Синьхуа» уделило 42-летней Фу Цзянъянь.
Оказалось, что только эта предпринимательница вместе со своим мужем выпускает и продает за год 20 миллионов пар носков, которые экспортируются в основном в Южную Америку, на Ближний Восток и в Южную Африку, причем на последнюю приходится 70% продаж. Представляя обычную рыночную торговую точку, привычную и нам, совершенно не осознаешь, какие объемы реализации товара скрываются за скромным фасадом. Это масштабы Китая, обеспечивающего подобной «мелочовкой» как минимум половину мира и демонстрирующего, что частные состояния зарабатываются в том числе и подобным образом.
Неудивительно поэтому, что Иу сведущие люди называют «мировым супермаркетом». Именно там посредники приобретают все те вещи, которые потом разными путями оказываются в наших домах и квартирах. Обычно о происхождении товаров говорит условная наклейка made in china, но на самом деле все производится, продается и доставляется с помощью города, который 40 лет назад стал глобальным рынком мелочовки, без которой не обходится ни одно домашнее хозяйство.
Все это было бы невозможным без соответствующей эффективной логистики.
Еще в 2014 году открылось движение по грузовой железнодорожной линии Иу — Мадрид. Поезда из грузового терминала китайского города следуют в Казахстан, Иран, Россию, Беларусь, Польшу, Германию, Францию, Великобританию и Испанию. Если в 2022-м по маршруту Иу — Мадрид было отправлено 124 поезда, а в обратном направлении — 160 с 55 контейнерами в среднем в каждом, то в 2024-м количество таких составов в обоих направлениях достигло 1300. Иу превратился в неизвестный для широкой публики, но очень важный для мировой экономики центр, показывающий на своем опыте важность своевременных реформ.
Ежегодно оптовый торговый центр в Иу посещают десятки тысяч покупателей, оставляющих в городе миллиарды долларов. Далеко не все они уроженцы КНР. В последнее время особое значение город приобретает для покупателей с Ближнего Востока, Южной Азии и Африки, и многие из них переезжают в Иу, чтобы быть поближе к месту ведения бизнеса. Город превращается в необычный для Китая «плавильный котел», где местное население сосуществует с приезжими диаспорами, образующими этнические районы.
Арабские, африканские кварталы со своей кухней, ориентированной на гостей, там не редкость.
«Я старался увидеть как можно больше за те дни, что провел там, и очень быстро устал от постоянной сенсорной перегрузки, — рассказал один из фотографов, попавших в „Мировой супермаркет“. — В общей сложности я четыре дня постоянно ходил по Иу и не сказал бы, что успел осмотреть все торговые палатки. Особенно мне запомнились масштабы производства в Китае. В Иу каждый товар — это уникальный образец. Там делаются заказы, а фабрики поблизости производят нужный товар. Поэтому то, что вы видите на этом рынке, на самом деле не продается. Именно поэтому магазины так визуально богаты, каждый товар там уникален».
А ведь все началось с обычного вопроса, заданного местной жительницей чиновнику.

Проект загородного жилого комплекса, где каждый житель найдет свое ощущение хюгге. Приватность и безопасность обеспечивают закрытая территория, дворы без машин и видеонаблюдение.
Комфорт в деталях: два паркинга, торговый центр и свой детский сад. Зоны для отдыха и спорта в окружении природы.
Выбирайте свой формат: от компактных студий в ситихаусах до просторных квартир в клубных домах. Стоимость от 4544 руб/м², рассрочка в рублях и кредит от 8.25%.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by