Обычно спуск в метро не составляет большого труда: раз-два — и вы уже на платформе. Но что если путь вниз займет целых десять минут? Что если вы опускаетесь на уровень 39-этажного дома, а уши закладывает, как в самолете? В мире есть станции, которые не просто под землей — они будто в другой геологической реальности. Их строили на склонах, в холмах, под реками и в условиях, где обычные решения не работали. Некоторые — как бомбоубежища, другие — как инженерные вызовы. Мы собрали топ-10 самых глубоких станций метро на планете. И да, одна из них — с восемью (!) эскалаторами подряд. Готовы спуститься?
Станция «Парк Победы», уходящая под землю на 73 метра, считается самой глубокой в Москве и состоит из двух залов. Фактически это две разные станции на разных линиях, объединенные переходом. Строительство этого комплекса было приостановлено в 1990-х, а завершили его в 2003-м.
Глубина здесь — не дань оборонной архитектуре, как у станций сталинской эпохи, а результат геологии и логистики. Рыхлые грунты, перепады высот и необходимость развести пересекающиеся линии по разным уровням — все это потребовало серьезного заглубления. В итоге получилась внушительная конструкция с самым длинным непрерывным эскалатором в Европе — 126 метров.
Оформление залов — зеркальное: в одном белые пилоны и коричневые стены, в другом — наоборот. Полы тоже отличаются: красно-серый гранит в северном зале, черно-серый — в южном. Тематика — военная история: Великая Отечественная и Отечественная война 1812 года. Панно работы Зураба Церетели в торцах залов продолжают эту тему. И это не случайно — станция получила свое название от расположенного рядом мемориального комплекса «Парк Победы», который и задал тон всей декоративной концепции.
«Комендантский проспект» — одна из самых глубоких станций петербургского метро, расположенная на отметке 75 метров под землей. Проходку тоннеля начали еще в 1980-х, потом стройку заморозили из-за нехватки финансирования, а открыли только в 2005-м. Тип конструкции — колонно-стеновой, классика для глубокого заложения.
Глубина здесь также продиктована сложной геологией. Приморский район отличается рыхлыми, обводненными грунтами и высоким уровнем подземных вод. Чтобы избежать проблем с водоотведением и обеспечить надежность конструкции, станцию пришлось заглубить.
Оформление — с небесным уклоном. Над эскалатором — 40-метровое панно, посвященное российской авиации. Между колоннами — 18 мозаичных медальонов, приуроченных к 60-летию Победы: здесь самолеты военных лет, портреты авиаторов. Небесно-голубая гамма создает ощущение легкости и простора, будто станция не уходит вглубь земли, а наоборот — стремится вверх, к небу.
Одна из старейших станций киевского метро, «Университет», открылась в 1960 году. Глубина — 78 метров, а спуск к поездам проходит через двухмаршевый эскалатор с промежуточным вестибюлем — классика для глубокого заложения. Внутри — три зала, соединенные порталами и пилонами, все строго по канонам советского метростроя.
Но главное здесь — атмосфера. Интерьер выполнен в стиле сталинского неоклассицизма, с красно-коричневым мрамором, гипсовыми медальонами и бюстами выдающихся украинских деятелей науки и культуры. Такой цвет мрамора в отделке — отсылка к «красному корпусу» университета имени Тараса Шевченко, который находится рядом. Среди мраморных плит скрываются настоящие следы древней жизни — срезы раковин и аммонитов, — они словно тайные артефакты для внимательных пассажиров.
Алматинский метрополитен — компактный: всего одна ветка и 11 станций. Почти все расположены на глубине от 5 до 33 метров, и лишь одна — «Абая» — уходит под землю на целых 78. Это делает ее не просто самой глубокой в городе, но и одной из самых глубоких станций метро в мире. Открылась она в 2011 году в составе первого участка подземки.
Причина такой разницы — рельеф. В районе «Абая» поверхность земли значительно выше, чем в местах расположения других станций.
Станция названа в честь Абая Кунанбаева — поэта, философа, культурного символа Казахстана. В интерьере — светлый мрамор, серо-бежевый гранит, карнизы из нержавеющей стали. В торце центрального зала — бронзовый барельеф Абая, окруженный его стихами и пейзажами Алматы.
«Золотые ворота» — это настоящая арт-галерея на глубине 80 метров. Станция названа в честь древнего киевского укрепления и оформлена в стиле княжеских палат: арки, колонны, византийские капители и мозаики. Это не просто транспортный узел — это экскурсия в историю Киевской Руси.
Станция состоит из трех подземных залов: центрального и двух платформенных, разделенных рядами колонн. Спуск к поездам — двухэтапный, с промежуточным залом между эскалаторами. В центральном нефе — массивные люстры, напоминающие светильники древних храмов, а стены украшают мозаики с князьями, храмами и сценами из жизни XI—XIII веков. Ни одна композиция не повторяется: можно идти от арки к арке и буквально читать историю Киева по картинкам.
До 2011 года «Адмиралтейская» была настоящей станцией-призраком: поезда проезжали ее без остановки, хотя подземный комплекс был построен еще в 1997 году. Все упиралось в невозможность построить выход на поверхность в историческом центре города. Решение нашли спустя более десяти лет — снесли жилой дом на углу Кирпичного переулка, а фасад нового вестибюля в точности повторил архитектуру утраченного здания.
Станция уходит под землю на 86 метров и считается самой глубокой в России. Спуск к поездам — двухэтапный: большой эскалатор длиной 69 метров, малый — 15, между ними — переходный коридор.
Интерьер станции — дань эпохе Петра I и истории российского флота. Арки обрамлены черными колоннами из алюминиевого сплава, пол выложен серым гранитом с инкрустациями розы ветров, а путевые стены — мрамором цвета Балтийского моря. В торце — мозаика «Основание Адмиралтейства Петром I», между колоннами — горельефы русских адмиралов.
Станция «Пухын» в Пхеньяне часто фигурирует в списках самых глубоких в мире — якобы на отметке 100—120 метров. Официальные данные о глубине засекречены, а «Википедия» указывает цифры без источников. В то же время туристы, побывавшие на станции, засекали время спуска на эскалаторе — около трех минут. При скорости 0,9 м/с это дает примерно 80 метров. С учетом наклонного коридора и лестницы реальная глубина — ближе к 90 метрам. Впечатляюще, но никак не 120.
Станция открылась в 1987 году и, как и все метро Пхеньяна, строилась с расчетом на использование в случае чрезвычайной ситуации — как бомбоубежище. Отсюда и стремление к большой глубине.
Интерьер станции — классический сталинский ампир: сводчатые потолки, массивные колонны, мозаики и патриотическая музыка. На торцевой стене — панно «Великий Лидер Товарищ Ким Ир Сен среди рабочих», а на боковых — сцены труда и социалистического строительства. Все строго по канонам: величественно, монументально и с идеологическим посылом.
В холмистом Чунцине, где перепады высот — часть городской повседневности, метро приходится строить с оглядкой на рельеф. Так появилась «Хунтуди» — одна из самых глубоких станций в Китае. В 2014 году открыли первый уровень на линии 6, на глубине около 60 метров. А уже через три года под ним построили второй — для линии 10, на отметке минус 94,4 метра. Сейчас оба уровня работают как единый пересадочный узел.
Чтобы выйти с линии 10, нужно преодолеть четыре последовательных эскалатора до станции на линии 6, а затем еще два до выхода на поверхность. Весь путь занимает 5 минут 13 секунд! Кстати, всего здесь 91 эскалатор, и это рекорд для Китая.
Сама станция — без архитектурных изысков, все строго по делу. Современный дизайн, минимум украшательств — здесь главное не впечатлить, а обеспечить бесперебойную работу в сложных геологических условиях. И с этим «Хунтуди» справляется на отлично.
Открытая в 1960 году, «Арсенальная» вошла в первую пятерку станций киевского метро — и сразу же стала мировой рекордсменкой. Глубина заложения — 105,5 метра. На протяжении более 60 лет она удерживала официальный титул самой глубокой станции метро в мире, а сегодня остается абсолютным чемпионом Европы.
Причина такой глубины — не инженерные амбиции, а геология. Вход на станцию расположен на высоком склоне Днепра, а следующая станция — «Днепр» — уже надземная, прямо у реки. Чтобы соединить их, пришлось буквально «нырнуть» в землю на сотню метров.
Как и на остальных старых глубоких станциях, здесь два эскалатора (55,8 и 46,6 метра), а между ними небольшой вестибюль. Спуск занимает около 4,5 минуты. А сама станция, кстати, тоже своеобразная: средний зал — всего 21 метр в длину, соединен с платформами двумя порталами. Отделка сдержанная, но характерная для своей эпохи — мрамор, гранит и чугун формируют строгий, но торжественный облик.
Если обычный спуск в метро — это минута на эскалаторе, то «Хунъяньцунь» превращает его в настоящий подземный марафон. Добраться до платформы — значит преодолеть восемь (!) эскалаторов, следующих один за другим. Путь занимает до десяти минут, и многие туристы снимают видео, чтобы поделиться этим почти сюрреалистичным опытом. Станция расположена на уровне 116 метров под землей — это примерно как 39-этажный дом.
Альтернатива — скоростной лифт, который доставляет на платформу за 53 секунды. Но даже он не дает расслабиться: часто закладывает уши.
В Чунцине, где дороги петляют по холмам, а здания цепляются за склоны, метро вынуждено уходить вглубь — и «Хунъяньцунь» стала рекордом не только для Китая, но и для всего мира.
Интерьер станции — светлый, просторный, с барельефами на колоннах. Они изображают сцены из революционного прошлого региона. Так что на глубине 116 метров здесь можно проникнуться не только инженерным масштабом, но и историческим контекстом.
Нажмите на баннер, чтобы посмотреть рейтинг самых крупных метрополитенов мира
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by