Некогда это был крупнейший и самый процветающий город региона. Землетрясения и цунами опустили его на морское дно

8920
07 августа 2025 в 8:00
Автор: darriuss

Некогда это был крупнейший и самый процветающий город региона. Землетрясения и цунами опустили его на морское дно

Автор: darriuss

«В течение всего трех минут этот прекраснейший из городов во всех английских колониях, лучший рынок в этой части света, превосходящий соседей своими богатствами и изобилием, был потрясен и полностью разрушен. Земля разверзлась и поглотила множество людей, а море поднялось на нас», — в таких жутковатых в своей живописности деталях описывал произошедшее один из немногих выживших свидетелей катастрофы. Как ни странно, он не преувеличивал. Жители города, который современники называли еще и «самым порочным на Земле», действительно исчезали под землей, после чего руины накрыло цунами. А совсем недавно, в прошедшем июле, ЮНЕСКО, учреждение ООН, занимающееся вопросами культуры, науки и образования, признало сохранившиеся остатки Порт-Ройала, некогда столицы Ямайки, Всемирным наследием. Бывшая пиратская утопия — по-своему уникальный объект, имеющий мало себе равных на планете. А все благодаря страшной природной катастрофе и градостроительным ошибкам.

Испанский форпост

Ямайка — достаточно крупный остров по меркам Карибского региона, но Христофору Колумбу удалось открыть его лишь со второй попытки. Во время первой экспедиции у мореплавателя не получилось наткнуться на будущую родину регги, что подарило коренному населению еще несколько спокойных лет без незваных европейских гостей. Но в 1494 году неизбежное все-таки произошло, и колонизация стала лишь вопросом времени. Еще спустя 15 лет испанцы основали на острове первое постоянное поселение в надежде найти там что-то ценное.

Но вместо драгоценных камней, золота или хотя бы серебра они обнаружили лишь подходящий климат для выращивания сахарного тростника.

Вскоре стало понятно, что самое важное достоинство Ямайки — ее географическое расположение между Кубой, Гаити и материковыми карибскими землями в Мексике, Центральной и Южной Америке. Остров оказался в самом центре паутины торговых маршрутов, вскоре опутавших регион. А значит, контроль над Ямайкой позволял контролировать и их. Основной морской базой для этого стал заложенный в 1518-м будущий Порт-Ройал, «Королевский порт».

Приход британцев

Порт-Ройал построили на окончании песчаной косы Палисадос. Она отделяла от открытого моря (а значит, и от штормов) удобную глубокую гавань, так подходящую для стоянки даже крупнейших кораблей того времени. По-настоящему же в военно-морскую базу город стали превращать лишь англичане, захватившие Ямайку в 1655 году. С тех пор и вплоть до 1962-го остров был британской колонией. А ее главным городом как раз и назначили доставшийся по наследству от испанцев Порт-Ройал с его стратегическим расположением.

Новые хозяева развернули в новой столице обширную строительную программу.

Во-первых, ее окружило несколько фортов, ощетинившихся пушками укреплений, защищавших от нападений с моря и сам населенный пункт, и укрывающиеся в заливе корабли. Оказавшись в безопасности, стали стремительно расти жилые кварталы, тем более что недостатка в желающих поселиться там не было. Именно Порт-Ройал стал центром пиратских операций, которые британцы развернули в Карибском море.

Пиратская республика

Сейчас происходившее в регионе во второй половине XVII века назвали бы прокси-войной. Великобритания и Испания отчаянно конкурировали за звание первой европейской державы, но постоянно находиться в состоянии открытого конфликта не решались. Вместо этого британцы стали стимулировать развитие в Карибском море пиратства. Целью было подорвать экономическое благополучие конкурента. Флибустьеры и каперы самого разного пошиба должны были нападать на груженные драгоценными металлами и камнями галеоны, которые вывозили богатства Нового Света и Азии в метрополию.

Ямайка и Порт-Ройал стали самым удобным местом для организации таких атак.

Отсюда пираты выходили в свои рейды по Карибам, грабя не только флотские эскадры, но и испанские населенные пункты, расположенные на морском побережье. Неудивительно, что вскоре Порт-Ройал просто кишел пиратами, деятельность которых колониальная администрация предпочитала не замечать. Эта база отдыха стала и местом траты награбленного. Город буквально вступил в свой «золотой век». Точнее, в «золотое 30-летие».

«Самый порочный город мира»

«В городе Порт-Ройал в 1665 году появились все пираты и флибустьеры. Мужчины кричали, ругались, играли в азартные игры и сорили деньгами. Везде можно было увидеть множество размалеванных женщин и пиратов, разодетых в красные шарфы, золотые галуны и всевозможные дурацкие безделушки. Все сражались, играли в азартные игры и торговались за эти неправедно нажитые сокровища ограбленных испанцев», — так описывал Говард Пайл нравы, царившие в Порт-Ройале, в своей «Книге о пиратах».

Действительно, у современников это место на Ямайке быстро получило громкое прозвище «самого порочного города мира».

Но все эти награбленные сокровища, которые тратились легко и просто, одновременно превратили Порт-Ройал и в самый процветающий город региона. Деньги текли в него рекой и оседали не столько в пиратских сундуках, сколько в заведениях местных предпринимателей. К 1690-м пиратская утопия насчитывала уже две тысячи зданий, многие из которых имели даже два этажа и выше. Там жило десять тысяч человек. На каждых десять жителей приходилась одна таверна, где в перерывах между боевыми рейдами прожигались жизни. Игорные заведения и дома терпимости дополняли специфическую инфраструктуру сферы обслуживания населения. Главной местной звездой был знаменитый пират Генри Морган, под конец жизни остепенившийся и сделавшийся чиновником, вице-губернатором Ямайки. Именно он был вдохновителем многих антииспанских экспедиций, завершившихся успехом.

Катастрофа

Пираты Порт-Ройала жили сегодняшним днем и предпочитали не думать о будущем. Но даже с таким фатализмом они не могли себе представить, насколько близок конец всеобщего благополучия. Они не подозревали, что их остров находится в сейсмически активной Антильско-Карибской тектонической области, на стыке Карибской плиты и микроплиты Гонав.

И тем более не предполагали, что взаимный сдвиг этих геологических структур может привести к катастрофическим последствиям.

Уже во второй половине XX века морские археологи нашли среди затопленных руин Порт-Ройала изготовленные в Нидерландах часы, остановившиеся в момент землетрясения. 7 июня 1692 года в 11:43 событие, чья магнитуда, по оценкам современных ученых, достигала 7,5, сотрясло город. «Все причалы затонули разом. Затем в течение двух минут девять десятых города оказались затоплены водой, которая поднялась на такую высоту, что проникла даже на верхние этажи немногих уцелевших домов. Крыши самых высоких зданий виднелись из воды, окруженные мачтами судов, погибших вместе с ними», — писал спустя сто с небольшим лет Роберт Ренни в своей «Истории Ямайки».

Обреченность

Господин Ренни несколько преувеличил масштабы разрушений, но в общем оказался не слишком далек от истины. Под водой оказались примерно 13 гектаров городской территории, две трети его общей площади, включая два форта из оборонительного периметра. Оставшиеся здания получили серьезные повреждения. В результате подземных толчков и последовавшего за ними цунами, высота которого достигала двух метров, погибло около половины всех находившихся в Порт-Ройале в момент катастрофы людей (около 4,5—5 тысяч человек). Выжившие оказались без крыши над головой и адекватной медицинской помощи. В результате количество жертв продолжило увеличиваться из-за антисанитарии и развившихся эпидемий инфекционных заболеваний.

Свидетели, которым повезло выжить, описывали одинаковую картину.

С их слов, земля, а не вода, поглощала многих несчастных жителей. Это не преувеличение, а описание реального процесса, известного как ликвификация, или разжижение грунта. Порт-Ройал построили на песчаной косе, и 20-метровой глубины подушка, на которой стоял город, на самом деле была сложена из водонасыщенных песков. Во время подземных толчков при прохождении сейсмической волны контактная прочность между песчинками теряется и песок начинает вести себя не как твердое тело, а как плотная жидкость. То есть в данном случае в Порт-Ройале песок превратился в пульпу и некоторые жертвы буквально в ней утонули. После окончания землетрясения песок вернулся в прежнее состояние, но погибшим уже было не помочь.

Наказание свыше

Порт-Ройал сооружался стихийно. Его создатели и жители понятия не имели, что регион периодически подвержен катастрофическим событиям такого рода. Также они не представляли, что строить на таком грунте смертельно опасно. Фактически город был приговорен с самого начала. Вопрос был лишь в том, сколько времени ему отпущено до следующего крупного землетрясения. Оказалось, что меньше сорока лет, и почти все это время Порт-Ройал прожил в состоянии постоянного кутежа.

Естественно, спасшиеся восприняли все произошедшее как небесное возмездие.

Кару, ниспосланную свыше за все многочисленные грехи жителей, совершенные раньше. «Мы стали образцом сурового суда Господа Всемогущего», — провозгласили в колониальном совете острова. В регионе случившееся еще долго приводилось в пример на церковных службах как доказательство опасности порочного поведения и необходимости вести праведную жизнь.

Попытки восстановления

Как ни странно, Порт-Ройал не бросили после 1692 года. Хотя две трети его территории оказались под водой, оставшуюся треть выжившие попытались восстановить. Все-таки удобство расположения на выходе из бухты превзошло в общественном сознании риски повторения трагедии. С пиратской вольницей, тем не менее, было покончено. Власти Великобритании стали понимать, что отчаянные флибустьеры начали представлять опасность не только для врагов страны, но и для спокойствия жителей ее колоний.

Жизнь в Порт-Ройале стала куда менее разнузданной, респектабельности прибавилось, но это не помогло.

В 1703 году город сгорел в мощном пожаре, а затем то, что уцелело, добили несколько мощных атлантических ураганов и еще один пожар 1728-го. В конце концов остававшиеся там жители решили, что место все-таки надежно проклято, и окончательно переселились на противоположную сторону бухты, где на основной территории острова начал расти Кингстон, который и сейчас является столицей Ямайки.

Подводные Помпеи

Несколько построек Порт-Ройала, например отдельные укрепления и военный госпиталь, уцелели до наших дней, но ученых куда больше интересовала та часть, которая оказалась затоплена морем. В 1959 году Национальное географическое общество США совместно с Смитсоновским институтом и правительством Ямайки организовали первую масштабную 10-недельную экспедицию, в ходе которой подводные археологи впервые изучили остатки зданий и сооружений. Оказалось, что вода здесь очень бедна кислородом, а значит, оказавшиеся на дне артефакты, особенно органического происхождения, за почти триста лет неплохо уцелели.

Порт-Ройал даже назвали подводными Помпеями.

В первую очередь потому, что руины дали возможность прикоснуться к повседневному быту пиратского колониального города конца XVII века. И он, и античное поселение у подножия Везувия погибли стремительно, а затем были законсервированы — вулканическим пеплом в случае Помпей и водой в Порт-Ройале. Это по-своему уникальный случай, представляющий огромный интерес для ученых. Именно поэтому в 2025 году ЮНЕСКО, признавая необычность данной истории и ее важность для понимания прошлого региона, и решила признать некогда «самый порочный город мира» объектом Всемирного наследия. Можно уверенно сказать, что новый почетный статус вызовет дополнительную волну интереса к трагической истории этого места. Круизные лайнеры, курсирующие по Карибскому морю, уже начали делать здесь остановки. Впереди светлое туристическое будущее.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by