«Неуязвимая» нефтяная платформа затонула за пару часов. Погибли 84 человека

9512
22 сентября 2025 в 8:00
Источник: Валерий Волатович

«Неуязвимая» нефтяная платформа затонула за пару часов. Погибли 84 человека

Источник: Валерий Волатович

«Дальнейшей радиосвязи с Ocean Ranger не будет. Мы направляемся к спасательным шлюпкам», — таково было последнее сообщение, поступившее в феврале 1982 года с нефтяной платформы, которая считалась самой современной в мире. Ее спроектировали, чтобы противостоять самым жестким возможным штормам. Не вышло. Достаточно оказалось одной, но громадной волны и ошибок в конструкции, чтобы технический шедевр ушел под воду. Персонал Ocean Ranger, казалось, смог эвакуироваться, но все же в катастрофе не выжил никто. На следующий день при похожих обстоятельствах в том же районе погиб советский контейнеровоз «Механик Тарасов»: 32 моряка утонули или умерли от переохлаждения. Что же произошло в опасных водах у побережья Канады и почему эти жертвы стали не последними?

Царство трески

Северная Атлантика, окрестности острова Ньюфаундленд. Здесь, на шельфовой отмели глубиной от 15 до 90 метров, сталкиваются холодное Лабрадорское течение и теплый Гольфстрим. Их воды поднимают со дна к поверхности колоссальное количество питательных веществ, что, в свою очередь, делает Большую Ньюфаундлендскую банку (именно так называется этот район) одним из самых богатых морских пастбищ в мире. Атлантическая треска, меч-рыба и мойва, гребешки и омары, тюлени, дельфины и киты, буревестники — разнообразию жизни там можно позавидовать, и этим вовсю пользовались многие поколения местных жителей.

Ко второй половине XX века из-за интенсивной добычи рыболовный промысел существенно сократился, а в какой-то момент был и вовсе запрещен до восстановления популяции. Но на смену траулерам пришли совсем иные корабли — самоходные буровые платформы, автономные конструкции которых были предназначены лишь для одного. Теперь людей интересовала не треска, а нефть, этот ценнейший ресурс столетия.

Хайберния

Геологоразведка на шельфовой отмели у Ньюфаундленда началась еще в 1960-е годы, и к концу следующего десятилетия стало окончательно ясно, что все работы проделаны не зря. В 1979 году канадские власти официально объявили об открытии месторождения, получившего название Хайберния. Его запасы оценили в 400 миллионов тонн нефти. Как часто бывает в подобных проектах, расходы и риски по освоению Хайбернии с ее бюджетом в $7,3 миллиарда разделил консорциум компаний во главе с канадскими филиалами концернов Mobil и Chevron.

Прежде чем приступить к промышленному извлечению из недр Большой Ньюфаундлендской банки углеводородов, предстояло установить границы месторождения.

Именно этим и занялась в начале 1980-х платформа Ocean Ranger, принадлежавшая буровой компании ODECO и прежде работавшая у берегов Аляски, Нью-Джерси и Ирландии. На то время она считалась крупнейшей и самой современной в своем роде, специально созданной для «неограниченных операций в океане». Увы, скорое будущее показало, что данное утверждение оказалось поспешным.

Как была устроена платформа

Ocean Ranger принадлежала к классу самоходных полупогружных платформ. По сути, это был своеобразный корабль с буровой вышкой, который мог сам добираться до места разведки. Вышка была установлена на восьми колоннах, закрепленных на двух параллельных понтонах. Во время транспортировки понтоны располагались у поверхности океана. По прибытии на место бурения операторы устанавливали 12 якорей и закачивали морскую воду в балластные цистерны внутри понтонов, погружая нефтяную платформу на необходимую глубину. В отличие от обычного корабля, Ocean Ranger не колебалась вместе с океанскими волнами: якоря помогали надежно зафиксировать ее над буровой скважиной.

Эта устойчивость имела решающее значение для эффективности бурения.

Длина платформы составляла 121 метр, ширина — 80 метров, а высота достигала 103 метров. Построила этот объект японская корпорация Mitsubishi Heavy Industries в 1976 году на своем предприятии в Хиросиме. По утверждению производителя, Ocean Ranger должна была выдерживать штормовые ветра скоростью до 190 км/ч и волны высотой до 34 метров. Крайне актуальная выносливость для того района, где в следующие несколько лет планировалась работа платформы.

Опасный район

Месторождение Хайберния обнаружили в той части Северной Атлантики, которая имела печальную славу у моряков. Регулярные сильные туманы из-за столкновения течений, ураганы, айсберги, жестокие зимние штормы делали условия работы на отмели максимально некомфортными. Но персонал Ocean Ranger считал, что находится в полной безопасности.

За семь лет работы платформа неоднократно побывала в неблагоприятных погодных условиях и, казалось, ее конструкция доказала свою надежность.

Поэтому когда утром 14 февраля 1982 года на Ocean Ranger поступило сообщение об очередном надвигающемся шторме, особого беспокойства это не вызвало. Бóльшую часть дня буровики работали как обычно, а к вечеру извлекли бур из скважины, изолировав ее затем от проникновения морской воды. После чего приготовились к нескольким неприятным часам сильного океанского волнения. В жилых помещениях платформы в этот момент находилось 84 человека, большинство из которых были жителями Ньюфаундленда.

Случайная волна

Рядом с Ocean Ranger располагались еще две буровые платформы. В 14 км стояла Sedco 706, в 30 км — Zapata Ugland. В 19:45 их сотрудники получили первое радиосообщение о неприятностях у соседей. В нем утверждалось, что на Ocean Ranger обрушилась волна высотой в 20 метров, которая разбила окна в рубке управления балластом, ключевом помещении объекта. Соленая вода хлынула в рубку, затопив пульт управления.

Возможно, при этом произошло отключение питания пульта управления из-за короткого замыкания или преднамеренных действий персонала.

Получив сообщения о разбитом иллюминаторе, специальная группа, отправленная на помощь оператору балластной системы, заметила, что индикаторные лампы на пульте переключаются с красного на зеленый свет и обратно. Это навело сотрудников на мысль, что клапаны понтона левого борта открываются и закрываются сами собой. В таком случае цистерны левого борта могли начать заполняться морской водой, что в свою очередь привело бы к опасному крену. Именно о сильном крене говорилось в первом сигнале бедствия, поступившем с борта Ocean Ranger в 00:52 по местному времени. По всей видимости, разобраться в происходящем в условиях продолжающего шторма и принять оперативные меры к ликвидации крена не удалось.

Срочная эвакуация

После получения сигнала Mayday к терпящей бедствие Ocean Ranger отправилось судно обслуживания Seaforth Highlander, а также аналогичные корабли с соседних нефтяных платформ. Однако шторм и стремительное увеличение крена не позволили им добраться до места разворачивающейся катастрофы вовремя. Уже в 01:30, всего через 38 минут после первого Mayday, с борта Ocean Ranger поступает сообщение о начавшейся эвакуации буровиков.

Позже следователи установят, что во время спуска спасательных шлюпок сильный ветер привел к столкновению некоторых из них с бортом платформы.

То есть корпуса спасательных шлюпок были повреждены или вовсе разрушены еще до того, как они коснулись воды. Находившиеся в них члены экипажа, вероятно, выпрыгнули или были сброшены в ледяную воду бушующей Атлантики. Те же, кому удалось добраться до поверхности, несколько часов до прихода помощи провели на заливаемых волнами плотах. Когда корабли обслуживания смогли добраться до Ocean Ranger, спасать было уже некого.

Последствия

Из воды удалось достать лишь 22 тела. Вскрытие показало, что все они погибли от утопления или гипотермии (переохлаждения). Остальных буровиков так никогда и не нашли. Следователи установили, что платформа находилась на плаву еще около полутора часов после начала эвакуации и затонула между 03:07 и 03:13 15 февраля. Ее останки позже обнаружили водолазы на глубине в 30 метров. Затонувшие элементы представляли угрозу для судоходства, поэтому в августе 1983-го нефтяная компания Mobil, фрахтовавшая Ocean Ranger, провела операцию по их подъему и новому затоплению в более глубоком месте Большой Ньюфаундлендской банки. В ходе работ при разных обстоятельствах погибли три человека, так что счет жертв катастрофы 84 буровиками не ограничился.

Следующие несколько лет родственники погибших провели в спорах с Mobil о размере компенсации.

В конце концов ее сумма составила $20 миллионов. Был создан и специальный фонд, объединивший семьи жертв трагедии. Его работа, к слову, привела к существенному изменению правил буровой деятельности на континентальных шельфах. Однако прежде надо было установить точные причины случившегося. Почему считавшаяся неуязвимой платформа затонула так быстро?

Волны-убийцы

Судя по всему, цепочка событий, закончившаяся гибелью всего экипажа платформы, началась после ее столкновения с т. н. блуждающей волной. Такие еще называют волнами-убийцами. Этот феномен, который лишь недавно получил документальное свидетельство своего существования, представляет собой волны, отличающиеся особой высотой. Даже в условиях жестокого шторма они могут в два-три раза превосходить своих соседей, что может приводить к непредсказуемым последствиям для кораблей и нефтяных платформ.

В данном случае волна-убийца привела к затоплению рубки управления балластом Ocean Ranger и выходу из строя системы управления клапанами, ответственными за заполнение понтонов платформы. В результате возник все увеличивающийся крен, справиться с которым персонал не смог. Специальная комиссия, созданная канадским правительством, пришла к выводу, что свою роль сыграли ошибки в конструкции платформы. Иллюминаторы рубки разбились от напора воды, а пульт управления балластом не был водонепроницаемым. Кроме этого, экипаж не прошел подготовку, которая бы научила его действиям в подобных обстоятельствах. Операторы управления балластом учились у своих коллег уже на платформе и не понимали всего спектра возможных нештатных ситуаций.

Гибель «Механика Тарасова»

Злополучный февральский шторм 1982 года погубил не только Ocean Ranger. Спустя день после трагедии на платформе сигнал бедствия подал находившийся в сотне километров советский контейнеровоз «Механик Тарасов», шедший с грузом газетной бумаги из канадского порта Труа-Ривьер в Ленинград. Он также стал жертвой блуждающей волны, которая привела к смещению груза и крену.

Попытки выровнять крен оказались фатальными.

Один из сорванных с креплений контейнеров пробил стенку балластной цистерны, и закачиваемая туда для ликвидации крена вода на самом деле поступала прямо в трюм, что привело лишь к увеличению крена. Откачке же воды из трюма препятствовала размокшая бумага, забившая собой насосы. В ночь на 17 февраля контейнеровоз затонул. Когда к «Механику Тарасову» подошли отозвавшиеся на сигнал о помощи корабли, они смогли поднять на борт лишь десятерых живых моряков, но выжили из них только пятеро. Остальные скончались от переохлаждения, несмотря на все предпринимаемые меры по их реанимации. Северная Атлантика — все еще очень опасное место в том числе для самых современных кораблей и буровых платформ, и трагедии, случившиеся там почти одновременно 43 года назад, лишний раз это подтверждают.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by