Продолжаем доставать из чуланов ваши старые фотографии. Сегодня к нам в руки попали снимки из 1980-х. Да какие! Там и окраинный поселок Тракторного завода, и центр города, и самый странный сквер Минска — Тучинский. А еще — история про столичных модников тех времен.
Значительную часть снимков, вошедших в эту статью, сделал минчанин Владимир Заблоцкий. Он был одним из тех советских мальчишек, которые не на шутку увлекались любительской съемкой. Фотоаппарат 12-летнему Володе подарила его тетя Таня в начале 1970-х.
— Это была «Смена», относительно копеечная. Но не случайно в те времена говорили: «Если хочешь разорить человека — купи ему фотоаппарат», — смеется Владимир. — Вот и понеслось! Нужно было многое докупать. Например, фотопроектор, экспонометры, красную лампу... Я уже не говорю о разных мелочах вроде ванночек и бачков.
Родители увлечение сына поддерживали. Даже когда он запирался на целый вечер в единственном санузле хрущевки — проявлял и печатал фотографии в темноте.
— Потом у меня появилось хобби — клеил модели. В польских журналах «Малый моделяж» публиковали лекала — уменьшенные в много раз части кораблей, танков, замков. Все это я вырезал, склеивал аккуратно, а потом фотографировал результат. Позже, в 1980-х, ходил в библиотеку и читал книги, связанные с фотоделом. Постановка фотографий, цветоряды — все это мне было интересно.
Часть снимков сделана в окрестностях улицы Одоевского. Там прошли сознательное детство и юность Владимира, в доме 1960-х годов постройки. Родители переехали в эту квартиру по обмену, с улицы Аранской.
От Одоевского недалеко до Харьковской, где на памяти Владимира сделали сквер, который в народе прозвали Мухлей (а позже официально назвали Тучинским). Мы уже подробно рассказывали историю этой необычной зоны отдыха на месте бывшего глиняного карьера.
— Я жил недалеко от Мухли. В моем детстве это был такой пруд. Мы надували камеры от колес машин, иногда даже от грузовиков, сматывали их между собой — получались «лодки». И мы устраивали водные баталии: бросались «лодка» на «лодку». Однажды кто-то бросил острый камень — и камера взорвалась. Конечно, мы все умели плавать, так что морской бой обошелся без потерь. Потом уже Мухлю вычистили, одели в бетон. И поставили на берегу необычные скульптуры. Как мы относились к ним? Положительно!
Оцените, как классно выглядели изваяния в виде морских обитателей на набережной, когда они были новыми и досмотренными.
На нескольких фотографиях видны частные дома по улице Верещагина.
На снимках с Мухли и фотографиях из центра города — молодые люди, которые и сегодня могли бы сойти за модников. Это брат и сосед Владимира.
— Это сейчас ты просто из дома в интернете заказал, что нужно. А раньше встаешь с утра и едешь в ЦУМ, ГУМ — смотреть, вдруг что-то интересненькое выкинут на прилавки…
Модные вещи доставали у друзей, «знакомых знакомых», а еще у иностранных туристов.
— Брат ходил к «Интуристу», что возле Дворца спорта. Туда приезжали автобусы с иностранцами — у них можно было купить какие-то шмотки.
Владимир вспоминает, как в 1978 или 1979 году тетя сделала королевский подарок.
— Отстегнула мне 180 рублей. И я, не помню как, через знакомых, достал свои первые джинсы. Настоящие, фирменные Wrangler.
Мужчина рассказывает несколько забавных историй про те самые джинсы.
— Однажды в восьмом корпусе БПИ, сейчас это БНТУ, помыли окна. Помню, вхожу в здание с одним человеком — он идет в дверь, а я — в стекло! Одновременно и лбом, и коленкой ударился, а стекло — огромное, раза в полтора выше меня — начало падать! Попало на колено, но ему ничего! Очень плотная джинсовая ткань. Только латку пришлось пришить. Думаю, был бы в обыкновенных брюках — сейчас хромал бы. Второй раз, на Нарочи, на меня напала собака — уцепилась под то же колено, но уже со стороны связок. И тоже толстые джинсы спасли. Так что свои 180 рублей они отработали, — смеется минчанин.
С восьмого класса Владимир учился в школе №16, в спецклассе с физико-математическим уклоном.
— Многие хотели там учиться. У нас в классе был мальчик, отец которого работал журналистом в Москве. Но учились хорошо: например, из нашего класса все поступили в вузы.
Несмотря на модные обновки и престижную школу, в остальном жизнь была обычной.
— На золотую молодежь мы не тянули! Когда поступили, то как все каждый год на целый месяц ездили на картошку. Там тягали ведра — и за себя, и за девочек. А уже после института — на военные сборы. Под Бобруйском жили, в дубовой роще. Осенью просыпаешься в палатке — а у тебя на усах иней.
Между тем на кадрах попадаются интересные виды. Вроде и место знакомое, но что-то не так. Да, это пересечение улицы Притыцкого с проспектом Пушкина. Сейчас перекресток сквозной, а на стыке 1970-х и 1980-х в центре еще была круглая площадь. На ней устанавливали композиции к разным датам. На снимке за спинами парней медаль «Золотая звезда», а цветущие тюльпаны намекают на празднование Дня Победы.
В разговоре Владимир, кстати, сожалеет, что мало фотографировал стариков.
— Например, ветеранов. Да и вообще как-то особенно с ними не обсуждали войну, но помню, как при редких разговорах у них в глазах стояли слезы.
Фотографии в цвете делались на слайды.
— Это было интересно, потому что с этих слайдов и начинались наши цветные снимки.
Владимир говорит, что за какими-то необычными фотопленками не гонялся, а вот бумага была в почете венгерская.
— Сами делали проявители — читали какие-то рецепты. Все потому, что среднестатистический проявитель, который продавался в магазинах, был похуже. Со своим качество отпечатков становилось заметно лучшим. Плюс, печатая снимки, ты что-то буквально руками кадрировал… Это сейчас за нас работает искусственный интеллект, а тогда приходилось самому проявлять.
Вторая волна увлечения фотографией у Владимира началась, когда он пришел работать в «Минскэнерго», в 1984 году.
— У нас там была фотолаборатория, ей заведовал Владимир Кононенко. Первое, что мы сделали вместе, — перед 8 марта ходили по этажам предприятия и фотографировали женщин. Потом соорудили стенгазеты. Управляющему «Минскэнерго» очень понравилось — и он дал нам карт-бланш на покупку всевозможного оборудования. Чего мы только не покупали, даже «Киев» большущий широкоформатный, «Зениты», «Фэд» (этот фотоаппарат мне больше всего нравился). Помимо основной работы у нас была еще и общественная нагрузка по фотографии, и это было в радость.
После свадьбы в 1983-м мужчина с семьей переехал на улицу Кошевого. Поэтому многие снимки сделаны уже в ее окрестностях.
Вот жена Владимира гуляет с новорожденной дочкой по Ученическому переулку. За забором — Пионерский сквер.
А вот минчанка проходит по улице Щербакова, мимо музыкальной школы. За 40 лет здание обрело пластиковые двери взамен деревянных, утратило деревья возле крыльца, но сохранило свой профиль.
А вот четырехэтажки напротив музыкальной школы. И дальше — на Партизанском проспекте, недалеко от остановки «Улица Олега Кошевого».
На следующем снимке, за спиной Владимира, — общежитие МТЗ по улице Кошевого. В те годы оно было облицовано голубой плиткой, теперь на здании желтая штукатурка.
Нередко ходили в парк 50-летия Октября. А еще какие прогулки по Тракторозаводскому поселку без спуска к Слепянской водной системе? И такие воспоминания есть.
Владимир рассказывает, что очень любил фотографировать детей.
— Они непосредственные. Плюс их сложнее снимать, потому что они все в движении. А на старой технике сделать четкий кадр, да еще чтобы глазки у ребенка горели, было нелегко. И ты, как на охоте, заранее определял нужную точку для фото и ждал, когда объект съемки туда подойдет.
Что касается глубокого погружения в изучение фотодела, то постепенно приоритеты у Владимира изменились.
— В какой-то момент я стал ходить в библиотеку, чтобы почитать книги уже не про фотографию, а про воспитание, про то, как из человека вырастить человека.
Похоже, миссия удалась. Дочка выросла и заинтересовалась отцовскими архивами, даже теми, которые он совсем забросил.
— Когда-то я покупал альбомы и хранил там разрезанные на несколько кадров отснятые негативы. Дочь их забрала, теперь понемногу вытаскивает, оцифровывает. Иногда удивляюсь, потому что о каких-то съемках совсем забыл! Распечатывать все свои фотографии было очень дорого, а тут вдруг что-то достается из прошлого.
У Владимира много снимков, сделанных в 1980-х в белорусской деревне. Возможно, мы их вам тоже еще покажем.
Мы продолжаем искать ранее не публиковавшиеся фотографии Минска советских лет и 1990-х. Фотокарточки из дореволюционного города тоже подойдут. Ваши маленькие домашние архивы помогают сохранять нашу общую большую историю. Присылайте снимки в наш чат-бот @newsonliner_bot или на почту журналисту sn@onliner.by.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by