Страсти вокруг Гренландии. Почему США хотят получить крупнейший остров Земли?

09 апреля 2025 в 8:00
Автор: darriuss. Фото: открытые источники

Страсти вокруг Гренландии. Почему США хотят получить крупнейший остров Земли?

Автор: darriuss. Фото: открытые источники

В переводе название этого острова означает «Зеленая земля». При этом почти вся его территория покрыта мощным ледником, а люди смогли освоить лишь свободные от него участки на побережье океана. Жизнь там легкой не назовешь, но человек упорно пытался поселиться в этом месте на протяжении целых тысячелетий. С переменным успехом. И тем не менее, несмотря на удаленность и малонаселенность, про Гренландию опять говорят. В первую очередь из-за настойчивого желания нынешней американской администрации получить ее в свое полное распоряжение. Причем это далеко не первая попытка сделать крупнейший остров Земли территорией США. Закончится ли она успехом в этот раз, покажет будущее. Пока же остается лишь попытаться понять, почему в Вашингтоне уделяют этой вроде бы не слишком привлекательной территории такое пристальное внимание?

Первые европейские гости

Колонизация Гренландии — это прекрасная иллюстрация того, что человек готов жить в самых неблагоприятных условиях, когда каждый день превращается в борьбу за выживание. Не всегда эта борьба заканчивалась успешно, но в конечном счете люди все же смогли закрепиться даже здесь, на передовой своего теоретически возможного ареала обитания. Если верить археологическим данным, самые старые следы присутствия эскимосов, прибывших сюда с североамериканского континента, датируются примерно 2500 годом до нашей эры, то есть это сражение с обстоятельствами, климатом и голодом продолжается уже по меньшей мере 4500 лет.

С перерывами.

Увы, но в периоды похолоданий Гренландию покидали (или просто вымирали там) даже привычные к арктическим условиям эскимосы. Остров в такие времена просто не мог поддерживать существование сколь-нибудь значимой популяции. Но люди упрямо возвращались, делая очередную попытку его освоения. А в X веке уже нашей эры у коренного населения появились серьезные конкуренты: впервые на Гренландию обратили внимание европейские пришельцы.

Колония викингов

Сохранились даже относительно точные данные, при каких обстоятельствах это произошло. Скандинавские саги рассказывают, что викинги знали про существование острова и даже порой плавали к его берегам, а в 982 году основали там постоянное поселение. Исландский викинг Эрик Рыжий, изгнанный со своего родного острова за убийство, бежал именно на эту землю, видимую в ясную погоду с исландских нагорий. Он и назвал ее «Зеленой», Грёнландом, в попытке стимулировать колонизацию острова своими соотечественниками.

Викинги непрерывно прожили на Гренландии без малого 500 лет, даже выстроив более-менее работающую экономику.

В Европу уходил добываемый ими моржовый бивень, а взамен колонисты получали дерево и железо, которые не могли добыть сами. Число викингов достигло 5000 человек, они жили в двух городках и на многочисленных фермах, где разводили скот. На Гренландии даже были христианские церкви, остатки которых найдены историками. Именно отсюда викинги задолго до Колумба проникли и в Северную Америку, открыв континент и даже основав там первое поселение — Винланд. Но в XV веке европейская колония в Гренландии перестала существовать. Свою роль, судя по всему, сыграла комбинация факторов. Сказалось и очередное похолодание, т. н. малый ледниковый период, и снижение цены на бивни, основной экспортный товар острова, и конфликты с местным населением — инуитами, которые и остались на следующие 300 лет единоличными хозяевами Гренландии.

Датская территория

Европейцы, в первую очередь миссионеры, вернулись на остров лишь в XVIII веке, причем это уже были датчане. Изначально снабжала колонию викингов и их наследников Норвегия, но в 1380 году Дания и Норвегия объединились в одно государство, и с тех пор именно датские монархи считали себя сюзеренами Гренландии. А в 1730—40-е годах датчане основали там новые поселения и продолжают присутствовать на постоянной основе до сих пор. Сначала у острова был статус колонии, но в 1953-м он непосредственно вошел в состав Датского королевства как его автономная провинция.

Самостоятельность Гренландии постепенно расширяется, но пока она по-прежнему ограничена внутренними делами.

Центральное правительство в Копенгагене отвечает за внешнюю политику, оборону, выпуск денег, в обмен выделяя территории существенные ежегодные субсидии, без которых ее экономика бы не выжила. Правда, с 1940-х годов там появилась и третья сторона. Именно та, которая сейчас и претендует на изменение давнего статус-кво. «Посмотрите на размер этого острова. Он огромный. Он должен быть частью Соединенных Штатов», — заявлял Дональд Трамп еще во время своего первого президентского срока.

Первые попытки покупки

На самом деле президент Трамп — не первый и даже не второй американский политик, обративший свое внимание на Гренландию. Покупка новых земель была обычным способом увеличения территории Соединенных Штатов в период их формирования в современных границах. Например, в 1803 году состоялась т. н. «Луизианская покупка». Всего за $15 млн (около $350 млн в современном эквиваленте) у французского правительства были приобретены почти 2 млн квадратных километров от нынешнего штата Монтана на севере страны до Луизианы на юге. В 1853-м за $10 млн американцы купили часть мексиканской территории, вошедшую в состав Аризоны и Нью-Мексико.

Наконец, в 1867-м у Российской империи в обмен на $7,2 млн забрали Аляску.

Последнюю сделку организовал тогдашний госсекретарь страны Уильям Сьюард. Он же первым выдвинул идею добавить к Аляске Гренландию и даже Исландию, которая также была зависимой территорией Дании. Сьюард полагал, что это поможет окружить Канаду американскими землями и поспособствует вхождению этого тогда британского доминиона в состав США. Сделка по приобретению Гренландии и Исландии, оцениваемая в $5,5 млн золотом, была практически готова, но в итоге так и не состоялась. Сьюард справедливо опасался того, что он не сможет получить ее одобрения в Конгрессе, помня о той критике, которой он подвергся за «бесполезное» соглашение по Аляске.

Фактическая оккупация

Вновь в вашингтонской администрации эта идея возникла лишь в 1910-е годы. Надо отметить, что к мысли расстаться с крупнейшим островом Земли в Копенгагене стали относиться гораздо прохладнее, но это не касалось ее других колоний. Например, во время Первой мировой, в 1917-м, королевство успешно продало Соединенным Штатам свои владения в Карибском море, т. н. Датскую Вест-Индию, превратившуюся в Американские Виргинские острова. Существовала реальная опасность их оккупации Германией, что могло поставить под угрозу судоходство по стратегически важному Панамскому каналу. Поэтому Дания предпочла получить $25 млн за несколько островов и заверение госсекретаря Роберта Лэнсинга, что США «не будут возражать против распространения политических и экономических интересов датского правительства на всю Гренландию».

Впрочем, как показало будущее, Гренландия вовсе не потеряла привлекательность в глазах вашингтонских политиков.

Уже Вторая мировая война привела к фактической оккупации острова американскими военными. Дания к этому моменту была захвачена нацистской Германией, а немецкие военные базы в Гренландии, которые могли использоваться для снабжения подводного флота Кригсмарине в Северной Атлантике и нападения на конвои союзников, были страшным сном стратегов из Пентагона. Вопрос решили превентивно: заручившись согласием датского посла в Вашингтоне, американские войска высадились в Гренландии, объявив своей миссией «защиту острова» от возможного нападения Германии.

Холодная война

В конечном счете уже послевоенное правительство Дании согласилось с тем, что в условиях конфликта американская оккупация была «военной необходимостью». Точно так же сначала британцы, потом канадцы, а затем и те же американцы поступили с Исландией. Слишком большое значение имел контроль над этими двумя островами для снабжения союзных войск на европейском театре военных действий.

Проблема заключалась в том, что и после окончания Второй мировой американцы покидать Гренландию не собирались.

Хотя в Копенгагене поначалу всерьез на это рассчитывали. Но начиналась холодная война, и теперь остров приобретал важность в противостоянии с Советским Союзом. Помимо контроля над Северной Атлантикой он позволял пристально наблюдать и за Арктикой, над которой проходили кратчайшие трансполярные маршруты между Москвой и Вашингтоном. В том числе и межконтинентальных баллистических ракет. Американские политики и военные открыто говорили, что Гренландия является «бессмысленным бременем» для Дании, а журнал Time еще в 1947-м сформулировал значение острова для своей страны, назвав его «крупнейшим в мире стационарным авианосцем».

Новая попытка

В 1946 году США попробовали еще раз сделать Дании предложение, от которого та бы не смогла отказаться. Но она смогла. На этот раз не хватило обещанных $100 млн. В Госдепе обсуждался даже вариант обмена территорий. Вместо Гренландии копенгагенским партнерам хотели отдать фрагмент территории Аляски, на котором спустя 20 лет было обнаружено нефтяное месторождение Прадхо-Бей, крупнейшее в Северной Америке. Вероятно, для Дании это была бы выгодная сделка, но не сложилось. Вместо этого США принялись развивать свою авиабазу «Туле» (сейчас «Питуффик») на крайнем северо-западе острова, заодно подписав с королевством соглашение о «защите Гренландии».

Оно позволяло Пентагону «сохранять существующие» или «создавать новые» военные базы на острове, если этого потребуют интересы НАТО.

Также остров стал частью американской системы NORAD, в зоне ответственности которой находится раннее предупреждение о ракетном нападении, противовоздушная и противоракетная оборона Северной Америки, контроль за ее воздушным и околоземным пространством. После окончания холодной войны интерес Соединенных Штатов к Гренландии существенно ослаб и фактически ограничился существованием базы «Туле». И вот новая волна ажиотажа.

логическая, жанр: коммуникация и общение/стратегическая, количество игроков: 2–4, возраст: 8 лет, партия 30–40 мин
логическая, жанр: стратегическая/дедуктивная, количество игроков: 1–4, возраст: 12 лет, партия 60–120 мин

Сделаем Гренландию снова великой

Впервые о намерении сделать Гренландию частью США Дональд Трамп заговорил еще во время своего первого президентского срока. Его претензии достаточно быстро отвергла премьер-министр Дании, и, казалось, внимание президента Соединенных Штатов переключилось на иные задачи. Вновь придя к власти, Трамп опять вспомнил об острове, но на этот раз, похоже, он настроен всерьез. «Гренландия — невероятное место, и люди получат огромную выгоду, если она станет частью нашей страны», — написал американский президент в своей соцсети Truth Social.

«Мы будем защищать ее от очень жестокого внешнего мира. Сделаем Гренландию снова великой!»

Вероятно, нынешнее население острова при всем своем патриотизме очень удивилось информации, что когда-то их родина была великой. По крайней мере, большинство опросов местного общественного мнения говорят о том, что входить в состав США люди пока не готовы. Куда более лояльно жители острова относятся к идее получения независимости от Дании. Тем более что, согласно действующему законодательству, особых препятствий для этого нет. Достаточно провести референдум, получить одобрение населения, а затем утвердить итоги в парламенте Дании. Другой вопрос, насколько готова Гренландия, в особенности ее экономика, к реальной независимости? И сможет ли новая страна быть самодостаточной без помощи извне?

Что движет США?

Если во время первого президентства Дональд Трамп говорил о покупке острова, то сейчас все чаще в риторике американских официальных лиц упоминаются также иные средства его получения, включая, судя по всему, и военный. Очевидно, что основной интерес представляет стратегическое расположение Гренландии. Не только как «стационарного авианосца», но и как ближайшей к Северному Полюсу суше. Владение островом позволит контролировать и Северо-Западный морской проход из Атлантического океана в Тихий, который, как прогнозируют, может стать работающей альтернативой тому же Панамскому каналу.

Не случайно этот стратегический объект стал другой любимой мишенью заявлений нынешнего президента США.

Интересуют американцев и запасы пресной воды, замороженной в гренландских ледниках, и полезные ископаемые Гренландии, включая редкоземельные металлы, еще один предмет особого интереса Трампа. Другой вопрос, что практически все попытки разработки минеральных богатств острова заканчивались пока ничем. По одной простой причине: в гренландских условиях при нынешних ценах на сырье это невыгодно, поэтому желающих и не находилось. Впрочем, вполне возможно, что господином Трампом при всем его декларируемом деловом подходе движет обычное желание войти в историю. В качестве президента, принесшего США крупнейшее территориальное приобретение со времен покупки Аляски в 1867 году. Получится ли это сделать или с Данией удастся договориться каким-то иным образом, всему миру еще только предстоит узнать.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by