В массовом сознании к советской архитектуре 1960—1980-х часто относятся скептически. Панельные жилые массивы, строгие железобетонные общественные здания, простые геометрические формы, минимализм и почти полное отсутствие декора — все это сформировало устойчивый образ той эпохи. И во многом такое представление не лишено оснований. Но вместе с тем именно в проектных институтах СССР порой рождались удивительно смелые концепции — здания, которые после реализации выглядели словно пришельцы из фантастических фильмов. Onlíner собрал свой список наиболее выразительных, местами дерзких, но безусловно разрушающих стереотипы объектов, созданных в хрущевско-брежневские десятилетия советскими архитекторами.
Эта статья уже публиковалась на Onlíner — теперь мы обновили ее. Рейтинг самых фантастических зданий эпохи СССР стал еще точнее и актуальнее.
На рубеже 1960—70-х годов архитектору Евгению Стамо, работавшему над застройкой жилого района Матвеевское на западе Москвы, пришла в голову интересная идея. При стыковке железобетонных панелей в типовом домостроении допускается угол в шесть градусов. Что если построить таким образом целый дом? В 1973 году идея была реализована, в центре Матвеевского появился огромный «дом-кольцо». Он был целиком реализован в типовых сборных индустриальных изделиях (серии I-515) и все равно поражает оригинальностью формы. Внутренний диаметр двора 155 метров, 26 секций, 912 квартир.
Спустя шесть лет недалеко, в районе Раменки, был построен брат-близнец матвеевского дома, но на этом история «жилых колец», увы, в советской Москве закончилась. В центре дворов этих зданий сплошная зеленая зона с детской площадкой. Автостоянки для жильцов размещены между ней и внутренней окружностью здания.
Еще в 1978 году на склоне священной для киргизов горы Сулайман-Тоо по проекту местного архитектора Кубанычбека Назарова построили новый музейный комплекс. Самый эффектный его элемент, небольшая бетонная арка с панорамным остеклением, разделенным вертикальными ребрами, по сути, закрывает вход в пещеру. Первоначально в сооружении планировали разместить ресторан, однако затем его отдали под археологическую экспозицию.
Футуристический портал в горные недра скрывает за собой двухэтажный пещерный комплекс, где нижний этаж расширен вручную, а верхний оставлен в естественном, «природном», виде. Сейчас в его 13 помещениях находятся более 400 экспонатов киргизского Музея духовной культуры.
Гостиница была построена в 1980 году в составе Центра парусного спорта для участников и гостей московской Олимпиады (соревнования по парусному спорту как раз проводились в Таллине). Два вытянутых жилых корпуса объединены блоком общественных помещений. Над всем комплексом доминирует черно-белый объем ресторана.
Гостиница, сейчас носящая название Pirita Marina Hotel & Spa, по задумке группы эстонских архитекторов должна была напоминать корабль с рестораном в качестве капитанской рубки.
Новое здание железнодорожного вокзала станции Дубулты, расположенной в курортной Юрмале под Ригой, было построено в 1977 году к столетию станции по проекту ленинградского архитектора Игоря Явейна.
Экспрессивная постройка, напоминающая застывшую в бетоне балтийскую волну, получилась одновременно и отсылкой к советскому архитектурному авангарду 1920-х годов, и своеобразным предшественником современной «космической» архитектуры, например, выдающегося испанца Сантьяго Калатравы.
Один из построенных в 1970-е павильонов ВДНХ Узбекистана в Ташкенте представлял собой сооружение из гиперболоидных конструкций-колонн с единым внутренним выставочным пространством. К сожалению, до нашего времени это здание не сохранилось.
Источником вдохновения для архитекторов павильона очевидно послужил самый известный шедевр архитектора Оскара Нимейера, коммуниста и большого друга всего советского народа, — кафедральный собор в бразильской столице Бразилиа.
В 1975 году в центре Еревана появился один из самых необычных примеров советского модернизма — двухзальный кинотеатр «Россия». Архитекторы Г. Погосян, А. Тарханян и С. Хачикян превратили участок, предназначавшийся под рынок, в монументальный культурно-развлекательный комплекс. Два объема кинозалов эффектными дугами нависают над стилобатом с вестибюлем и кассовым залом, создавая впечатление, что здание парит в воздухе. Монолитный бетон, стекло и инновационная для Армении вантовая крыша делают конструкцию легкой и технологичной: огромные тросы держат армоцементные плиты, а пустоты между стенами выполняют роль звукоизоляции от городского шума. Внутри помещались два больших зала на 1600 и 1000 мест и малый на 280.
После обретения Арменией независимости кинотеатр переименовали в «Айрарат», а в 2004 году здание приватизировала частная компания. Через два года кинотеатр превратился в торгово-развлекательный центр, вернув себе имя «Россия», однако кинозалы закрыли, а декор и скульптуры были демонтированы. Сейчас здание продолжает работать как торговый центр, оставаясь при этом ярким памятником модернизма.
В 1978 году в парке Глобы появился настоящий магнит для горожан — летний театр с гиперболоидной крышей, которая местным жителям сразу напомнила ракушку. Архитектор О. Петров спроектировал конструкцию из двух стальных рам, объединенных вантами и опирающихся на железобетонный фундамент тонкими опорами. Они поддерживают нависающую трибуну и сценический блок, превращая театр в центр всей рекреационной зоны. Когда-то его даже изображали на открытках и магнитиках, а сами залы собирали зрителей на концерты и спектакли.
Летний театр давно утратил былую славу. Здание закрыто и постепенно разрушается: внутри — мусор, мертвые голуби, следы заброшенности, а крыша находится в плачевном состоянии.
Огромный, как бы сейчас сказали, многофункциональный комплекс открылся в Ереване в 1983 году на холме Цицернакаберд, господствующем над всей северo-западной зоной Еревана. Зал на 5000 мест для спортивных состязаний и зрелищных представлений расположен над вестибюлем, с которым связан системой лестниц и эскалаторов. Второй, концертный, зал на 1300 мест помещен по оси вестибюля. Поворотная трибуна, находящаяся перед залами, позволяет трансформировать вместимость каждого из них, увеличивая ее на 1000 мест.
Архитекторам (А. Тарханян, С. Хачикян, Г. Погосян), благодаря широкому применению большепролетных конструкций-оболочек, перекрывающих залы и опирающихся на мощные пилоны, удалось создать футуристический образ, в чем-то напоминающий не то цветок, не то насекомое и выглядящий современно и по сей день.
На высоком берегу Москвы-реки в районе площади Гагарина в 1994 году завершили 20-летнее строительство нового комплекса Президиума Российской академии наук. 23-этажное высотное здание и несколько малоэтажных объемов вокруг него на момент начала строительства в 1974 году не имели аналогов в практике московского строительства.
Главным декоративным элементом, и ставшим в итоге символом комплекса, являются выполненные из металла и стекла художественные композиции, украшающие основные объемы. В народе их, сообразуясь с назначением сооружения, немедленно прозвали «золотыми мозгами» и придумали немало легенд о настоящем их предназначении, включая откровенные «теории заговора».
Еще одна эффектная гиперболоидная конструкция — кафе «Жемчужина» на приморской набережной Баку. Открытый павильон, спасавший бакинцев в летнюю жару, представляет собой прекрасный образец архитектуры 1960-х годов, минималистичной в сравнении с монументальным «сталинским» неоклассицизмом и при этом незаурядной в инженерном смысле.
Аналогичное кафе-близнец появилось десятилетием позже в столице советской Киргизии городе Фрунзе, и оба здания восходят к сооружениям испанского архитектора Феликса Кандела, например его ресторану Manantiales, построенному в 1958 году в пригороде Мехико.
Музей грузинского поэта и публициста Ильи Чавчавадзе был спроектирован одним из самых авангардных советских архитекторов Виктором Джорвенадзе и сдан в эксплуатацию в 1979 году.
Сложный объем из переплетающихся белоснежных спиралей в окружении провинциальных одноэтажных домиков и древней церкви XI века выглядит инопланетным пришельцем.
Полный контраст с предыдущей постройкой представляет собой еще одна таллинская «олимпийская» гостиница. Открытая в 1980 году 28-этажная башня на 405 номеров, как будто собранная из кубов разного размера, получила облицовку из темно-серого стекла и анодированного алюминия. Мрачновато выглядящий колосс тем не менее вполне укладывается в скандинавские архитектурные традиции, продолжавшие плодоносить в Эстонии, даже несмотря на установившуюся в стране советскую власть.
Во времена строительства коммунизма «Олимпия» славилась своим откровенным варьете, сейчас, после реновации, исказившей оригинальный, брутальный облик здания, она превратилась в респектабельный бизнес-отель, по-прежнему оставаясь одной из высотных доминант эстонской столицы.
Один из самых известных образцов советской «космической» архитектуры. Строившийся по проекту С. Савина и Б. Артюшина на протяжении 14 лет (1973—1987), научно-исследовательский комплекс представляет собой сочетание протяженного изогнутого четырехэтажного лабораторного корпуса и контрастирующей с ней массивной зубчатой башней испытательного центра.
Здесь, помимо прочего, например, проводились эксперименты с 16-метровым манипулятором единственного в Советском Союзе космического корабля многоразового использования «Буран».
Здание, построенное в 1984 году (арх. А. Милецкий), представляет собой несущую бетонную трубу, на которую консольно навешены шесть жилых этажей, имеющих в плане форму эллипса. Внутри трубы находятся лифты, коммуникации и спиральный пандус, по которому можно спуститься с этажей гостиницы. На втором этаже стилобатной части здания расположен ресторан. Сверху, под крышей, предполагался второй — летний ресторан. В подвальной части находится паркинг для автомашин.
Первоначально здание проектировалось 18-этажным, но уже в процессе строительства его «урезали», чтобы оно не конкурировало высотой с колокольней Киево-Печерской Лавры. По оценкам специалистов гостиница вдохновлена архитектурой метаболизма, популярной в Японии 1960—70-х годов.
В 1969 году на склоне горы Мусса-Ачитара, на высоте 2250 метров над уровнем моря, приземлилась «летающая тарелка». Именно такую футуристическую форму выбрали архитекторы для небольшой гостиницы рядом с горнолыжным курортом Домбай.
В здании всего лишь три номера (два 2-местных и один 4-местный) и общая гостиная с камином. Конструкция отеля выполнена из полиэстера, армированного стекловолокном. Гостиница может транспортироваться целиком вертолетом или разбираться на 16 сегментов и перевозиться по частям.
Шедевр советского модернизма, возведенный в 1985 году в Тбилиси по проекту Виктора Джорвенадзе, — настоящий позднесоветский храм, только лишенный элементов религиозного культа.
В годы независимости здание выкупил авторитетный местный бизнесмен Бадри Патаркацишвили. Здесь же, на территории бывшего дворца бракосочетаний столицы советской Грузии, в 2008 году его и похоронили.
В середине 1980-х архитекторы Молдавской ССР решили бросить вызов однообразным панелькам — так в Кишиневе появилсь «Ромашка» — 73-метровый дом с ядром-«сердцевиной» и радиальными секциями-«лепестками». Около 165 квартир, панорамные виды на город и «летающая тарелка» смотровой площадки на крыше делали здание самым амбициозным и самым высоким жилым проектом Кишинева периода конца советской эпохи.
С годами «Ромашка» теряет былую красоту. Жильцы дома жалуются на аварийное состояние: фасады осыпаются, бетон крошится, а некоторые плиты начинают разрушаться из-за отсутствия капитального ремонта. На фоне экспериментального прошлого этот контраст особенно заметен — некогда дерзкий бетонный «цветок» постепенно увядает и остро нуждается в заботе.
Пансионат в форме нескольких зубчатых дисков, установленных на трех опорах, возвели совместно советские и чехословацкие специалисты. Здание было предназначено для одновременного отдыха на южном берегу Крыма 400 граждан СССР и ЧССР.
Для обеспечения максимально комфортных условий спальные комнаты расположены по внешнему периметру пятиэтажной части здания с ориентацией на живописное природное окружение.
Благодаря своей оригинальной архитектуре здание «Дружбы» умудрилось даже попасть в кинофильм Resident Evil: Retribution (2012), где выступило в роли бывшей советской военной базы на Камчатке.
Лебединая песня белорусской советской архитектуры — построенный в 1989 году на проспекте Машерова выставочный павильон архитектора Леонарда Москалевича — удалась на славу.
«Внешне сооружение очень красиво. Оно напоминает распустившийся цветок с чуть удлиненными и загнутыми кверху лепестками, который как бы накрывает собой горловину огромной хрустальной вазы», — писали газеты конца 1980-х годов. Конструктивное решение здания требовало немалого мастерства и инноваций при производстве строительных работ. Авторы проекта разработали уникальную по тем временам систему перекрытия павильона — с помощью пяти гиперболических параболоидов, выражающих живописность и легкость архитектурных форм. Между ними в строго заданной геометрии был натянут металлический каркас: ванты, на которые набрызгом укладывался бетон. Внутренняя площадь — 4500 кв. м, и при этом ни одной колонны, что достигнуто с помощью вантовой системы.
Поразительный комплекс стоит на крутом скалистом склоне над рекой Кура. Три вертикальные башни разной этажности объединены пересекающимися под прямым углом горизонтальными двухэтажными блоками. Здание было построено в 1975 году архитектором Георгием Чахава, по иронии судьбы занимавшем в то время пост министра автомобильных дорог Грузии, т. е. фактически автор проекта был одновременно и его заказчиком.
Основной идеей Чахавы было наименьшее использование земной поверхности, что освобождает место для растений. Вертикальные башни, самая высокая из которых имеет 18 этажей, визуально увеличивают постройку, вызывая аналогию с кроной дерева. Сейчас бывшее министерство принадлежит Банку Грузии.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. ga@onliner.by