Возможно, вы и не вспомните, но до массмаркет-эры все модники и модницы в Беларуси искали свой стиль в торговых центрах старого образца. Узкие ряды, заставленные манекенами в ярких кофточках, самодельные примерочные, картонки и комплименты от продавцов, добавляющие +100 к уверенности… Эх, какую эпоху мы потеряли! Или все-таки нет? Ведь подобные магазины все еще существуют. Журналисты Onlíner прогулялись по некогда популярным ТЦ возле Комаровки и узнали, как они выживают.
Заходя в «Импульс», ты словно оказываешься в 2000-х в компании своей гламурной подружки, которой для поддержания безупречной красоты нужно столько всего… Тонны косметики и разные бьюти-приблуды, пышный парик и стойкий парфюм, кожаный ремень и вызывающее нижнее белье… Всем этим добром забиты павильоны первого этажа. Да, мода на эпоху телефонов-раскладушек и юбок-мини вернулась, но молодых девушек у киосков мы не заметили. Ладно, одну все-таки нашли — на шпильках и в шубе: прогуливалась между рядами в поисках загадочного нечто. А вот остальные посетители явно возрастом постарше.
— За последние три года аудитория ТЦ «постарела» — приходят в основном люди 60+. Конечно, бабулечки разные бывают — кому-то джинсы с дырками подавай, кто-то тяготеет к классике. Мы стараемся привозить не только то, что модно, а вообще все: от скинни до багги, — говорит Елена, продавец Narcoz Street. — Молодых девочек среди клиентов у нас тоже много, но это уже постоянные покупательницы, которые целенаправленно идут к нам.
Просто так гулять по «Импульсу» не очень удобно: то на закрытое крыло наткнешься, то на целый коридор павильонов с опущенными роллетами. Иногда кажется — вот он, тупик! Но нет, за ним скрывается островок с сумками и женскими блузками. В общем, планировка здесь не самая очевидная, особенно после понятного кругового движения в больших «торговиках».
— Я работаю уже 15 лет. Тогда и проходимость, и заполнение «Импульса» были прекрасными. Очень хорошие времена. Люди в очередях стояли, чтобы померить одежду. Многие приезжали из регионов. Но все изменилось, когда пришли новые владельцы. Они затеяли ремонт. Сделали стену на первом этаже, закрыли все, а покупатели к этому не привыкли. Они любили побродить, посравнивать. А теперь им кажется, что тут вообще ничего нет, — разводит руками Татьяна. — В феврале я только на аренду заработала. Себе — ни копейки. Ходила каждый день, тратила свое время — и ничего. Поэтому сегодня написала заявление на расторжение договора. Поеду смотреть места в Ждановичах, «Экспобеле».
Пока у одних продавцов дела не идут и им приходится развлекать себя просмотрами роликов на YouTube, другие, как могут, обхаживают своих клиентов.
— А тестеры у вас есть? — спрашивает женщина у киоска с парфюмерией.
— Ой, я в эти джинсы не влезу, даже не доставайте, — выкрикивает из примерочной другая.
В общем, какой-никакой импульс к жизни в «Импульсе» все же имеется — все-таки центр города. В ТЦ даже две кофейни есть. Правда, одна из них, кажется, не работает: за прилавком — ни души, за столиками тоже.
— Девочки, никого здесь нет. «Импульс» умер уже давно, понимаете? Пару лет назад точно, когда началась эта катавасия с ремонтами. Продавцов гоняют туда-сюда, покупатели, привыкшие к какому-то ассортименту, уже не знают, где его искать. До третьего этажа практически никто не доходит. Вот вы со мной простояли 10 минут — видели кого-нибудь? — эмоционально реагирует на наши вопросы старожил ТЦ, представившийся Иваном Ивановичем.
Мужчина говорит, что в торговле он с советских времен. В «Импульсе» осталась последняя его точка. С женой он уже давно на пенсии, хочет все распродать и наконец закрыться:
— Жаль, у меня с собой нет тетради. А то я бы вам показал, сколько нулей подряд может быть (речь о количестве продаж за день. — Прим. Onlíner). Ты вышел на работу, отдал деньги за аренду и не получил за это ничего. А я еще за «коммуналку» плачу 700 рублей. За эту же сумму могу трехкомнатную квартиру три месяца содержать…
— А что, по-вашему, спасет «Импульс»?
— Во всем должен быть порядок, — философски отвечает Иван Иванович.
Переходим дорогу и оказываемся в «Силуэте». Здание поновее (с эскалатором, а не только с лестницами!), да и контингент помоложе. Кто-то меряет обувь, кто-то присматривается к тренчам, а кто-то залипает на сумки.
— Девчонки, берите кроссовки, — кричит нам какой-то парень. Ох уж этот агрессивный маркетинг, о котором забыли новые ТЦ.
Ходить по узким рядам, то и дело сталкиваясь с другими покупателями или продавцами, признаемся, не очень удобно. Особенно с фотокамерой. Местные сразу считывают тебя как опасный и чужеродный элемент и подозрительно поглядывают. Вдруг разгадаешь, что среди одежды и аксессуаров малоизвестных брендов скрываются паленые Armani и Balenciaga? И не просто разгадаешь, а еще и явишь это внешнему миру?
— С начала года количество людей сильно уменьшилось. Может, сказалось отсутствие солнца, но минчане были уставшие и злые и ничего не покупали… Вот летом у нас проходимый ТЦ был. Молодежи было много, — уверяет Екатерина, которая продает здесь украшения уже 12 лет.
— А разве подростки сейчас закупаются не в Zara и Bershka?
— А вот и нет. Буквально вчера подслушала разговор парочки на входе: «Е-мое, тут точки закрываются, теперь все будем ходить в Defacto?» Людям хочется разнообразия, хочется выделяться. Здесь работают «ипэшники», каждый привозит что-то новенькое. А в массмаркете тысяча единиц на один фасон, и потом все в городе одинаковые гуляют, как из инкубатора.
В «Силуэте» можно найти не только привозные вещи из Турции и Китая, но, как оказалось, и белорусские бренды.
— Почти все отшиваем сами, на собственном производстве: спортивную одежду, футболки, даже джинсы. Существуем уже восемь лет и от потока людей несильно зависим — у нас много «постоянников», которые советуют магазин другим. Здесь у нас две точки. Планируем расширяться, но попасть в большой ТЦ не так просто — нет нужной нам площади. Например, с Dana Mall не удалось договориться, хотим попробовать с Avia Mall, который строится в «Минск-Мире», — рассказала Евгения, продавец-консультант павильона Pullover.
Одежду выбирают целыми семьями или компаниями друзей. Кто-то даже пытается торговаться — еще один привет из прошлого (жаль, картонок нет).
— Мне его перешивать надо, — недвусмысленно намекает девушка, примеряя черное обтягивающее платье.
— Нет, я сказала: 270 рублей — конечная цена, — не сдается продавец.
У «Силуэта» есть и секретный, минус первый этаж. Судя по количеству посетителей, добираются туда не все, а лишь избранные. Но и товар здесь специфический: от автомобильных шин, источающих сильный запах резины, и футбольного мерча до музыкальных инструментов и свадебных нарядов.
— Открыла точку год назад — это мой первый опыт. До этого работала в сфере туризма. Летом все было хорошо — за выходные у меня могли 15—20 платьев купить. Но в этом году как-то совсем слабенько: в прошлую субботу — ноль продаж, — признается Марина. — Возможно, все больше людей пользуются маркетплейсами. А может, до нас все-таки дошла европейская мода на простоту и удобство, и в рестораны теперь ходят в майках и джинсах, а не в вечерних нарядах.
В «Зеркале», мягко говоря, немноголюдно. Даже рядом с милой фотозоной с пчелками никто не позирует — а ведь создатели так старались. У аквариума с живыми рыбками тоже ни одного любопытного человека.
Первый этаж витринами и планировкой напоминает современный ТЦ, только очень маленький. Тут всего несколько магазинов: Gerry Weber, «Полесье», Dominik.
Все, что выше, — классические торговые ряды. Многие из павильонов наглухо закрыты. «Аренда недорого», — кричат расклеенные по всему зданию объявления. Но, кажется, кричат напрасно.
— Никого здесь нет. Мы тут три года, и нас спасает только Instagram. Остальные кто как пытается выжить. Поток людей нулевой, рассчитывать, что кто-то придет просто так, не стоит. Разве что в уборную забегут. А так ТЦ потихоньку превращается в дом быта с бьюти-услугами, ремонтом одежды и интернет-магазинами, которые отдают свои заказы, — выглядывает из-за прилавка, заставленного турецкими сладостями, улыбчивый парень Элтун.
— А вы почему до сих пор здесь?
— Аренда дешевая, за «квадрат» всего несколько долларов (в «Импульсе», по информации продавцов, метр тянет на $20. — Прим. Onlíner).
Его слова подтверждает и табличка навигации: слово «маникюр» написано на ней около 13 раз. И это мы еще на студии ресничек внимания не обращали!
Скучающие продавцы, кажется, утратили всякую надежду что-то кому-то продать и уже не отрываются от экранов телефонов, чтобы заглянуть в лицо потенциальной «жертве» капитализма. Да и «жертв» этих здесь, скажем честно, немного — лишь парочка заблудших душ.
Гуляя по «Зеркалу», мы заметили, что постоянно возвращаемся к магазину павлопосадских платков. Это магия какая-то или просто удачная локация? Внутри — о чудо — есть покупатели.
— Мы давно работаем, нас все знают. Делаем обзоры товаров на YouTube, показываем платки… — посвящает нас в маркетинговые хитрости консультант.
— Я о вас услышала от своей новгородской подружки, которая смотрит ваши видео для развлечения. А конкретно про этот платок узнала от покупательницы, у которой целая коллекция из ста ваших изделий. Ну это же чудо! — с восторгом разглядывает платки посетительница. — Лично я три платка везу дочке в Лондон.
— Моя дочь в Америке живет и тоже просит прислать ей несколько экземпляров, — вторит собеседница.
Проход на третий этаж, где раньше был мультибрендовый магазин SMS, тоже давно закрыт. О прошлом напоминает лишь вывеска. Теперь наверху остались только офисы.
Но есть у «Зеркала» и свое очарование — какой-то дух ностальгии. Например, мы наткнулись на магазин… дисков. Да, они все еще существуют!
— Неужели кому-то еще нужны физические носители, когда есть Steam?.. — интересуемся.
— Не поверите, но есть люди, которые хотят поменяться с другом игрушкой или подарить, да и просто посмотреть и потрогать. Интернет такой возможности не дает, — объясняет Юрий.
— А как вас находят клиенты?
— Все больше покупателей узнают про нас из Google или по рекомендации — сарафанное радио хорошо работает. А вот «Зеркало» с каждым годом все больше напоминает склад для предпринимателей, имеющих точки в других ТЦ. Относительно конкурентов аренда помещений здесь стоит дешево. Но и трафик очень маленький: подъезда к зданию нет, а те, кто возвращается с Комаровки с продуктами, вряд ли задумаются о покупке куртки или бижутерии. Поэтому магазины здесь делают упор на социальные сети, какие-то акции. У нас, например, существует дисконт — каждый пятый обмен диска бесплатно.
Вот уж правда, хочешь жить — умей и дисками повертеть.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by