30 417
20 февраля 2025 в 9:20
Автор: Анастасия Данилович. Фото: Анна Иванова, Влад Борисевич
Спецпроект

Крепость или клетка? Разбираем с архитектором плюсы и минусы модных закрытых дворов

Автор: Анастасия Данилович. Фото: Анна Иванова, Влад Борисевич

Закрытые дворы — тренд, который все чаще появляется в современных жилых комплексах. Первым эту новую концепцию примерил на себя Минск, за ним начали подтягиваться и регионы… Застройщики все активнее продвигают идею огороженной территории как способа обеспечить безопасность для детей и взрослых, а также создать уютное и обособленное пространство для тех, кто купил квартиру в таком доме. Вместе с жилым комплексом «Вершина» попытаемся разобраться в плюсах и минусах закрытых дворов. А поможет нам в этом архитектор Александра Антонова.

Александра Антонова — архитектор-урбанист. Окончила БНТУ, работала в государственном проектном институте БелНИИП Градостроительства.

В составе проектной группы участвовала в разработке генерального плана Слонима, а также детальных планов Лиды и Лепеля.

Что такое закрытый двор?

Закрытый двор — это пространство жилого комплекса, огороженное от внешнего мира забором, шлагбаумом или другими физическими преградами. Можно сказать, что каждый вариант задает свой уровень доступа во двор. Например, забор защищает его и от автомобилей, и от посторонних людей. А вот шлагбаум — лишь от чужих машин, пешеходы по-прежнему могут зайти на территорию.

— Сейчас застройщики все чаще создают полноценные закрытые дворы — с заборами и точками доступа только «для своих». Это могут быть калитки с кодовыми замками, домофоны с системой распознавания лиц и т. д. Подобные решения помогают защитить жильцов от нежелательных посетителей и снизить риск вандализма. Но не стоит думать, что они обеспечивают 100-процентную безопасность: если человек задался целью проникнуть на территорию, он найдет, как это сделать.

В Минске такой формат зарождался постепенно. В начале 2000-х появились первые дома закрытого клубного типа — со шлагбаумами и консьержами в подъездах. Недвижимость относилась к премиум-сегменту, и позволить себе квартиру здесь мог далеко не каждый. Зато к ней прилагалось чувство элитарности и некоторой обособленности от других.

Со временем тренд подхватили и жители панелек, но по-своему. Так, например, обыкновенный двор на улице Кунцевщина стал закрытым от машин благодаря инициативе председателя жилищного кооператива. Он заузил проезд, соорудил столбики и вынудил-таки большинство автомобилей покинуть участки возле подъездов.

— Однажды я наблюдала за похожей трансформацией двора. Правда, все было наоборот. Коммунальщики установили на дорожках полусферы, а люди их оттаскивали и снова парковали там свои машины. Эта продолжительная борьба натолкнула меня на философские рассуждения: а кто здесь прав? Водители резонно могут возмутиться: я и так плачу транспортный налог, регулярно обслуживаю авто, хочу хотя бы о парковке не думать. Пешеходы, в свою очередь, тоже имеют право гулять в своем дворе с ощущением спокойствия, не оглядываясь постоянно по сторонам. Чтобы угодить и тем и другим, застройщики все чаще проектируют стоянки за пределами двора или вовсе прячут их под землей.

Более современный вариант закрытой территории предложил минчанам крупный частный застройщик в жилом квартале под Минском. Тогда это было чем-то принципиально новым: дворы без машин, модные детские площадки и различные зоны отдыха, продуманное благоустройство — нечто подобное мы видели только за границей.

— У горожан это вызвало вау-эффект. Многим казалось, что, поселившись в таком районе, можно стать частью какого-то другого мира — приватного и обособленного — и получить ощущение спокойствия и комфорта.

Годы шли, и такое предложение перестало быть эксклюзивным на рынке недвижимости. Все больше частных застройщиков начали внедрять эту фишку в свои проекты. Предложить потенциальным покупателям просто квартиру с удобной планировкой и хорошим метражом стало недостаточно. Теперь люди обращают внимание и на то, что находится вокруг нее: на состояние подъездов, наличие лобби и дополнительных помещений (колясочных и т. д.), внешний вид и функциональность дворовой территории. Конечно, это добавило стоимость «квадрата», но а как иначе?

Идею «закрытых дворов» позже переняли и госзастройщики. Площадки без машин можно встретить и в Лошице, и в Малиновке, и в Каменной Горке.

Безопасность: иллюзия или реальность?

Главным аргументом в пользу этой концепции является повышенная безопасность. Во-первых, не нужно бояться, что во двор зайдет случайный человек, намусорит, испортит дорогое оборудование на детской или спортивной площадке… А во-вторых, больше не стоит беспокоиться о водителях, которые, возомнив себя гонщиками, «летают» по узким проездам.

— Думаю, эта опция особенно интересна родителям. Ведь теперь они могут быть спокойны за своего ребенка: он не выбежит на дорогу прямо под колеса автомобиля, нигде не потеряется, не свяжется с незнакомцами, появившимися из ниоткуда. Можно хотя бы ненадолго оставить его без присмотра и заняться своими делами, — объясняет архитектор.

Также закрытый двор позволяет сохранить общее имущество. Допустим, в комплексе есть зона барбекю, и у жильцов есть специальный чат, где они договариваются, кто и в какое время ее занимает. Вряд ли им захочется, чтобы посторонний воспользовался дорогой техникой и уж тем более испортил ее.

— Сад, где люди выращивают цветы, маленький огород с овощами, амфитеатр, где летом проходят кинопоказы, воркаут-зона с качественным оборудованием… Когда все это находится за забором, риск повреждений снижается. И даже не потому, что здесь не бывает «чужаков»: у жильцов формируется ощущение, что в их собственности не только квартира, но и то, что находится за ее пределами. И они начинают бережнее ко всему относиться.

Однако мечтать об абсолютной безопасности не стоит, считает Александра.

— Закрытый двор, безусловно, не такой доступный для маргинальных личностей, как обычный, но не является стопроцентной гарантией защиты. Всегда нужно помнить, что преступление, будь то кража или порча имущества, может произойти где угодно, даже на огороженном участке.

Как сплотить жильцов? Да легко!

— Общее пространство и ограниченный доступ способствуют формированию чувства сплоченности и соседской взаимопомощи. Можно организовывать во дворе различные ивенты и развлечения: проводить праздники и спортивные мероприятия, смотреть фильмы на большом экране, обсуждать книги, ставить спектакли. А можно просто самим заниматься благоустройством: разбивать мини-огороды и клумбы, сажать деревья…


Приватность позволяет людям чувствовать себя более комфортно и уединенно вдали от шума и суеты. Но, по мнению архитектора, это может привести и к изоляции жильцов от остального города и ограничить их социальные контакты. Поэтому важно не переборщить.

— Нельзя рассматривать микрорайон или квартал как отдельную частичку города, ведь населенный пункт состоит из множества застроек и людей. И выделять себя в какое-то обособленное сообщество, на мой взгляд, не совсем правильно. Важно создавать комфортную среду для жителей, но не за счет оторванности от других. Лично мне по душе концепция, когда часть территории, представляющая для жильцов особую ценность, не доступна для посторонних, но при этом остаются места, которыми могут пользоваться все горожане. В Минске есть примеры, когда застройщик предусмотрел несколько детских площадок в ЖК: одна полностью закрыта, а на вторую может прийти и поиграть любой ребенок. Это позволяет детям общаться с остальным миром, а не замкнуться в узком кругу.

Как правильно спроектировать закрытый двор?

Чтобы двор не был оторван от внешнего мира, необходимо правильно его организовать. Прежде всего, обеспечить к нему доступ коммунальных и экстренных служб.

— Стоит предусмотреть сквозные подъезды, чтобы вход был не только со двора, но и с улицы. Важно, чтобы пожарная машина или скорая могла подъехать к зданию и с внешней стороны, и с внутренней… Для этого архитекторы используют ограждения, которые легко преодолевает крупная техника, а также укрепленное покрытие, которое выдержит их вес.

Еще одна задача проектировщика — сделать так, чтобы комфортно было не только жильцам дома, но и окружающим.

— Если закрытый двор создает большие неудобства для горожан — например, его нужно обходить 15 минут — это ошибка архитектора, — уверена Александра. — А еще в новых высотках часто предусматривают коммерческие помещения на первых этажах. А чтобы бизнес развивался, нужен поток людей, состоящий не только из жильцов, но и из случайных прохожих. Поэтому и необходимо сразу планировать удобные пути и т. д. Грамотный специалист может направить человека куда ему надо разными способами: навигационной подсветкой, планировкой двора, ландшафтом.

Ну и самое главное — забор. Он не должен выглядеть, как сплошная непреодолимая стена, наоборот, двор должен просматриваться с улицы, а улица — со двора, чтобы пространства взаимодействовали между собой.

— Обычно используется сетка-рабица или 3D-заборы, дающие необходимую проницаемость.

Вывод

— Закрытые дворы — это набирающая популярность концепция, которая имеет как свои плюсы, так и минусы. С одной стороны, они обеспечивают безопасность и комфорт для жителей, с другой — могут усыпить бдительность людей, а также привести к социальной изоляции. Поэтому важно грамотно проектировать подобные территории и не забывать о ее интеграции в городскую среду. Должно быть удобно всем: и жильцам дома, и его гостям.


Партнер проекта — ЖК «Вершина»

«Вершина» — современный жилой комплекс с закрытой территорией, парковочными местами и комфортной инфраструктурой.

• Готовые к проживанию квартиры от 40 до 107 м² с возможностью индивидуальной планировки.

• Закрытые дворы без машин, зеленые зоны, детские и спортивные площадки.

• Удобный выезд на МКАД, школа, детский сад и ТЦ рядом.

• Паркинг на 300 мест и круглосуточное видеонаблюдение.

Все создано для вашего удобства и безопасности!

Узнайте подробности и запишитесь на консультацию здесь.

Спецпроект подготовлен совместно с ООО «Строминвест», УНП 100456708.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by