В последние годы много шума наделали строительные мегапроекты, анонсированные и реализуемые прежде всего арабскими странами. На слуху — саудовский NEOM и Масдар-Сити под эмиратским Абу-Даби, хотя давать окончательную оценку успешности этих идей пока еще рано. Между тем в Китае уже восьмой год тоже возводится «город будущего», который обходится без лишнего внимания СМИ, особенно международных. А ведь с ним руководство и лично председатель КНР Си Цзиньпин связывают будущее страны, по крайней мере градостроительное. Его называют ни больше ни меньше «тысячелетним проектом», который будет избавлен от недостатков современного мегаполиса и предложит своим обитателям новое качество жизни. Как возникла идея Сюнъаня, зачем в него вложили уже без малого $100 миллиардов и с какими проблемами сталкиваются его создатели?
Бурное экономическое развитие КНР на протяжении последних 30 лет было бы невозможно без интенсивного переезда десятков и даже сотен миллионов человек из деревни в город. Если в 2000 году чуть больше трети населения страны жило в урбанизированном ландшафте, то к 2020-му уже 60% китайцев могли назвать себя горожанами. Первоначально этот процесс шел во многом стихийно. Стройкомплекс стал локомотивом экономики и с удовольствием выдавал нужные квадратные метры. Мегаполисы стали все больше напоминать частокол из бесконечных высоток.
Первым ярким примером такой урбанизации стал Шэнчжэнь, превратившийся из скромного рыбацкого городка в IT-столицу КНР.
К десятым годам XXI века в руководстве страны созрело понимание, что ситуацию надо менять. «Рост ради роста» на каком-то этапе развития Китая был эффективным и уместным, но время его уходило. Наступал этап не количественного, а качественного городского развития, в центре которого находился бы человек с его потребностями, а инфраструктура была призвана удовлетворять его социальные потребности.
Сюнъань как экспериментальный и построенный с нуля город родился из более скромной по масштабам идеи. Примерно с 2014 года в правительстве КНР стали размышлять о необходимости выноса ряда столичных функций из Пекина. Речь не шла о ключевых объектах государственного управления, но даже перевод учреждений и ведомств второго и третьего порядка помог бы снизить нагрузку на пекинскую инфраструктуру. Первоначально власти рассматривали на роль вспомогательного центра один из соседних городов, но вскоре решили, что проще построить новый, который изначально был бы лишен всех накопившихся недостатков уже существовавших населенных пунктов. Его можно было бы правильно спланировать, чтобы в итоге, обеспечив контроль за всеми этапами строительства, добиться нужного результата.
Параллельно этот город стал бы испытательным полигоном для технологий, которые виделись будущим градостроительства.
Дополнительной важности проекту придавало личное внимание председателя КНР Си Цзиньпина. Глава страны всерьез увлекся этой темой и неоднократно поднимал ее на различных совещаниях и съездах. Китайская пресса писала о городе как о «личной инциативе» Си, объекте «национального значения», даже «тысячелетнем проекте». Неудивительно поэтому, что с самого начала процесс реализации идеи находился в полном ведении государственных организаций, включая партийные комитеты. Государство же осуществляло и финансирование работ.
На востоке Китая со свободным пространством, подходящим для проекта, дела обстоят сложно, но все же место для него нашлось. Речь о территории уездов Сюнсянь и Аньсинь в провинции Хэбэй. Собственно, название, которое город в итоге получил — Сюнъань, — образовано с использованием первых трех букв названий каждого из уездов. В 2017 году перспективную площадку проинспектировал лично председатель Си, давший свое добро на начало большой стройки.
Для возведения Сюнъаня выделили 1770 квадратных километров территории, включавшей озеро Байяндянь, крупнейший пресноводный водоем северного Китая.
Обводнение и озеленение будущего населенного пункта играют важную роль в его генеральном плане. К тому же это место находится на одинаковом расстоянии (100—105 километров) от Пекина и Тяньцзиня, еще одного промышленного мегаполиса страны, и в 150 километрах от Шицзячжуаня, административной столицы провинции Хэбэй. Расположение в центре этого треугольника имеет важное стратегическое значение.
В основу концепции Сюнъаня была положена идея «трех городов». Первый – «город на земле», то есть физически построенные на поверхности здания. Второй — «город под землей», разветвленная сеть транспортных и инженерных тоннелей, которые позволят убрать значительную часть автомобильного трафика с улиц и разместить там все необходимые коммуникации, включая технические. Обслуживание всей инфраструктуры, электрических сетей, канализации, водопровода будет проходить незаметно для населения Сюнъаня.
Третий город — «город в облаках».
Предполагается, что параллельно с реальным населенным пунктом будет расти и его цифровой близнец, виртуальная копия. Сюнъань проектируется как «умный» мегаполис, и «город в облаках» должен с использованием искусственного интеллекта обеспечить контроль за основными функциями городских систем: от регулирования движения в режиме реального времени до контролирования инженерной инфраструктуры, анализа ее состояния и предотвращения потенциальных аварий.
Государство контролирует все аспекты возведения Сюнъаня, включая и архитектурный. Внешний облик всех зданий должен отвечать сразу нескольким требованиям. Первое из них находится в русле воззрений главы КНР. Речь о включении элементов традиционной китайской культуры в художественный образ того или иного объекта, особенно знакового. Но это не значит, что застройка города будет копировать лучшие образцы исторического зодчества. Авторы вправе работать в современном ключе, а отсылки к прежним достижениям могут быть в отдельных декоративных элементах или даже в форме здания, которая будет считываться с высоты птичьего полета.
А вот остальные три «нет» носят довольно жесткий характер.
Во-первых, в Сюнъане запрещены небоскребы (за редким исключением в тех местах, где необходима одиночная высотная доминанта). Во-вторых, не допускается создание «леса из цемента», под которым подразумевается большое количество однотипных зданий, сосредоточенных в одном месте. Наконец, архитекторам не разрешают использовать сплошные стеклянные фасады. Все это делает лицо города монотонным и снижает качество жизни в нем. Желая получить второй Шэньчжэнь по сути, по факту у Сюнъаня должно быть совсем иное, более гуманное лицо.
Еще одним важным отличием от прежних градостроительных практик, принятых в Китае, станет масштабное озеленение Сюнъаня. Вместо создания каменных джунглей, которые лишь изредка разбавляются пятнами парков и скверов, предлагается диаметрально противоположный подход, сразу же заложенный в генплан. Процент «зеленых» и «голубых» зон, под которыми понимаются парки и водоемы, в основополагающем документе по развитию города доведен до 70%, при этом 40% должны составлять лесопарковые участки. Установлено максимальное расстояние в 300 метров от любого здания Сюнъаня до ближайшего сквера.
Не обошлось и без по-прежнему актуальной в среде урбанистов концепции «15-минутного города».
Она предполагает, что вся необходимая для комфортной жизни инфраструктура: магазины и торговые центры, спортивные залы и культурные учреждения, больницы, школы и детсады, поликлиники — будет находиться в радиусе километра от любого жителя. То есть в 15-минутной доступности. Учитывая, что рабочие места также хотят равномерно распределить по всей застраиваемой территории, это позволит уменьшить маятниковую миграцию и снизить нагрузку на общественный транспорт.
Транспорту вообще уделяется повышенное внимание. Не случайно одним из первых построенных крупных зданий в Сюнъане стал открытый в 2020 году железнодорожный вокзал, включивший новый город в систему китайских высокоскоростных магистралей. Доля общественного транспорта во внутренней коммуникации в идеале должна составить 90%. Использование личного автомобиля или даже популярных в Китае электроскутеров будут пытаться минимизировать.
Сюнъань планируют сделать и площадкой для испытания беспилотных технологий уже в городских условиях.
Вся дорожная инфраструктура сразу же возводится с расчетом на активное использование автономного транспорта: как общественного, так и личного. Сенсоры, светофоры с камерами слежения, системы распознавания пешеходов на перекрестках — в принципе, на этом поприще Китай уже достиг больших успехов. Ожидается, что «город в облаках» позволит довести управление потоками на улицах до нужной надежности, безопасности и экологичности.
Старт этому суперпроекту был положен в 2017 году с выбора площадки. Какое-то время ушло на разработку генплана, а в 2019-м началось переселение жителей населенных пунктов, находившись прежде на территории Сюнъаня. Они же и заселились в первые жилые дома в районе Рондон. К настоящему моменту его застройка, рассчитанная на 170 тысяч человек, в основном завершена. Также построены административные здания, объекты подземной инфраструктуры. Одних тоннелей сооружено в общей сложности 141 километр. Созданы электрические сети, системы связи, отопления, газо- и водоснабжения. Все они контролируются мозговым центром Сюнъаня — его вычислительным центром, чье здание напоминает по форме человеческий глаз.
Возведено уже более 6 тысяч объектов разного рода.
Начинается переезд из Пекина и первых организаций. В конце прошлого годы сдана в эксплуатацию штаб-квартира China Satellite Network Group, государственной компании, занимающейся спутниковым интернетом. Заканчивается сооружение 150-метрового офиса химического конгломерата Sinochem Holdings, той самой редкой высотки, строительство которой все-таки разрешили в городе. Строятся и корпоративные здания для энергетического концерна China Huaneng Group и горнодобывающей корпорации Sinomine Resource Group. Все они переезжают из Пекина. При этом государство сознательно переводит в Сюнъань лишь компании, чья деятельность уже связана или будет связана с перспективными технологиями будущего: телекоммуникациями, возобновляемой энергетикой, биомедициной, космосом и т. д. Там же будет создан кампус с филиалами ведущих столичных университетов, специализирующихся на данной проблематике.
Любой крупный проект, особенно технологического характера, не может не столкнуться с проблемами. Скептики указывают, что Сюнъань реализуется медленно. Но необходимо учитывать, что на активную фазу его строительства пришлась коронавирусная пандемия с ее ограничениями, которые в КНР были одними из самых серьезных в мире. Уже построенные улицы пока пусты, населения в Сюнъане мало. Однако для активной миграции надо создавать рабочие места, которые только начали появляться.
Как показывает опыт китайских «городов-призраков», они в конце концов заполняются людьми.
Если государство продолжит уделять этому мегаполису будущего, количество жителей в котором планируют довести до 2—2,5 миллиона человек, пристальное внимание, активный интерес к нему неизбежен. Особенно с учетом того, что власти поставили там под контроль цены на жилье, не допуская спекуляций и раздувания пузыря на рынке недвижимости. Застройщикам просто запрещено продавать в Сюнъане еще не существующие квартиры. В конце концов, в проект уже вложили $85 миллиардов. Было бы крайне нерационально не довести идею до ее логического конца. Тем более такую, за которой следит высшее руководство страны.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by