Рабочие сделали в болоте страшную находку. Расследование загадки в две тысячи лет

36 146
02 января 2025 в 8:00
Автор: darriuss

Рабочие сделали в болоте страшную находку. Расследование загадки в две тысячи лет

Автор: darriuss

Тот день, 26 марта 2003 года, рабочие ирландской компании Bord na Móna запомнят надолго. Комбайн, работавший на торфянике возле местечка Клоникаван, в 50 километрах к северо-западу от Дублина, неожиданно вывернул своей фрезой на поверхность нечто странное. При ближайшем рассмотрении это оказался человек. Точнее то, что от него осталось. Нижней половины туловища и кистей рук не было, но верхняя часть сохранилась неплохо. Особенно удивительно выглядела прическа, украшавшая голову погибшего. Еще через три месяца о похожей находке сообщили другие сотрудники Bord na Móna, работавшие на болоте у холма Крохан. И вновь тело было разрублено, только в этом случае у него отсутствовала еще и голова. Состояние трупов оказалось таким, что поначалу их посчитали относительно «свежими» и расследованием занялись местные полицейские. Но вскоре им стало ясно, что в данном случае они столкнулись с убийствами, произошедшими очень давно, а значит к делу надо было подключать специалистов иного профиля. Расследование, занявшее несколько лет, позволило с очень большой вероятностью установить, кем были эти «болотные люди», а главное, как и почему они приняли мученическую смерть.

Братья по несчастью

С самого начала было понятно, что обе находки во многом похожи. И дело даже не в том, что в обоих случаях были найдены лишь половины трупов. В конце концов, в этом мог быть виноват комбайн, добывавший торф и способный легко разрезать лезвием своей фрезы все, что угодно. Оба тела нашли примерно в одном районе. Торфяники, где обнаружили останки, разделяло всего километров сорок. Оба погибших были мужчинами и, как потом стало ясно, молодыми. Им было по двадцать с небольшим лет. По всей видимости, они принадлежали к привилегированному социальному слою.

По крайней мере, ученые установили, что физическим трудом жертвы не занимались.

Исследование показало, что оба человека погибли насильственной смертью и были захоронены в болоте или заболоченном озере намеренно. Их тела после смерти еще и изуродовали, причем, опять же, сознательно. Даже время смерти относилось к примерно одинаковому диапазону, 4-му — 2-му веку до нашей эры. Этой совокупности факторов оказалось достаточно, чтобы понять, что обстоятельства убийств были не случайным совпадением, а свидетельством некой общепринятой в то время практики. Состояние останков и уровень накопленного знания о поведении современников жертв позволили сделать практически однозначный вывод о произошедшем в этом районе Ирландии примерно 2300 лет назад.

Люди из трясин

«Клоникаванский человек» (первый труп) и «Старый Крохан» (второе тело) стали далеко не первыми находками такого рода в Европе. В общей сложности археологам известно как минимум 120 таких «мумий». Практически все они были обнаружены в северной части континента, и торфяники там продолжают регулярно преподносить подобные сюрпризы. Их датировка лежит в довольно широком временном диапазоне. Самые древние относятся еще к каменному веку (8 тысяч лет до нашей эры), но есть и примеры совсем недавних «болотных людей». В 1998 году в районе карельского поселка Лоухи нашли неистлевшие останки советского летчика Бориса Лазарева, погибшего во время боевого вылета в 1943-м.

Но все же большинство таких мумий относятся к железному веку и средневековью.

Каждый раз их обнаружение – настоящий подарок для историков. Хотя слово «подарок», возможно, и не слишком уместно, учитывая, что зачастую обстоятельства смерти этих людей были весьма и весьма непростыми. Однако спустя столетия их тела способны дать ученым ценнейшие практические сведения о жизни, нравах, повседневном быте эпохи, не оставившей порой письменных источников.

Торфяная консервация

Археологи должны сказать спасибо торфу, оказавшемуся прекрасным консервантом. Из-за ряда специфических условий, которые иногда (не всегда) складываются в болотах, он оказался способен сохранять дерево, кожу, металл, кости и даже плоть, волосы, причем в состоянии, позволяющем сделать вывод о внешности человека. Самым известным «выходцем» из трясины является «человек из Толлунда», датская мумия, где погибший давным-давно мужчина выглядит спящим.

В торфе создается анаэробная среда с низким содержанием кислорода.

Это не позволяет развиваться бактериям, участвующим в процесс разложения органики. При этом такая среда влажная (это помогает сохранить влагу в тканях) и отличается повышенной кислотностью. Грубо говоря, воздействие данных условий на тело можно сравнить с процессом мариновки фруктов или овощей. Объект уменьшается в размерах (в среднем на 15%), сморщивается, но сохраняет ткани. Однако из-за действия сфагнового моха, вытягивающего из костей кальций, «болотный человек» может лишиться своего скелета. При этом, чтобы произошла естественная мумификация, почти всегда необходимо, чтобы она случилась в прохладное время года в насыщенной солью атмосфере. Поэтому «болотных людей» и находят именно в болотах, расположенных недалеко от северных морей.

«Клоникаванский человек»

Мумии 2003 года произвели среди ирландских археологов и европейских специалистов по болотным мумиям фурор. Прежде всего из-за прекрасной сохранности тел (точнее, их остатков), которые обычно достаются ученым в куда худшем, более истлевшем состоянии. Первым в марте 2003 года нашли «Клоникаванского человека». Далее последовали многомесячные комплексные исследования. На настоящем этапе развития науки историкам приходит на помощь целый ряд методов. Проводится магнитно-резонасная томография и радиоуглеродный анализ. Гистологическая экспертиза занимается тканями. Сканирующая электронная микроскопия дает сведения о волосах. Археоботаники оценивают содержимое желудка погибшего. Судебные антропологи изучают посмертное состояние жертв, давая заключение о характере травм и обстоятельствах их нанесения.

В «Клоникаванском человеке» экспертов привлекла прежде всего его прическа.

Она была необычайно сложной для мужчины, предположительно жившего между 392 и 175 годами до нашей эры. Голова мужчины оказалась выбрита спереди и сзади, а в центральной части головы волосы оставили удлиненными, чтобы собрать их в высокий узел. Специалисты высказали несколько версий такой работы неизвестного «барбера» железного века. Возможно, прическа должна была зрительно увеличить рост погибшего парня. Он составлял всего 157 см и, вероятно, «коротышка» пытался искусственно компенсировать недостаток роста таким необычным способом. Более того, анализ волос сперва показал, что на них остались следы некого вещества, которое могло выступать в качестве своеобразного укрепляющего «геля». Это была смесь растительных масел и сосновой смолы, причем происходящих с юга Франции или севера Испании. Данный факт произвел ошеломляющий эффект, ведь свидетельствовал не только о том, что люди железного века ухаживали за собой, но и о том, что в их обществе существовали торговые связи с Южной Европой задолго до прихода в регион древних римлян.

«Старый Крохан»

Другие останки «болотного человека» извлекли из торфа в июне 2003 года. Сравнить прическу с клоникаванской находкой возможности не было, потому что у «Старого Крохана» отсутствовала голова. Впрочем, старым он был лишь по времени жизни (362—175 годы до нашей эры). На самом деле «Крохану» также едва исполнилось двадцать лет. Зато он был значительно выше своего «коллеги» — около 190 см, то есть по меркам тех лет настоящим гигантом. Если «Клоникаван» мог похвастаться изощренной стрижкой, благодаря которой археологи прозвали его «Дэвидом Бэкхемом», то «Крохан» имел на теле украшение. Плечо мужчины украшал браслет из двух полосок кожи, скрепленных нитями волокон и четырьмя бронзовыми кольцами.

Интересные данные принесло исследование желудков погибших.

У «Клоникавана» нашли остатки овощей, что позволило отнести его гибель к позднему лету – началу осени. «Крохан» же перед смертью питался ржаными злаками в какой-то форме (скорее всего, хлеба или каши) и пахтой, то есть обезжиренными сливками, которые получаются при взбивании масла из коровьего молока. Они являются ингредиентом традиционного ирландского бездрожжевого хлеба на соде. Это дало возможно датировать смерть «Крохана» поздней зимой или ранней весной. При этом оба тела были богаты протеином, то есть в рационе и «Клоникавана», и «Крохана» регулярно имелось мясо — дорогой продукт, свидетельствовавший об их принадлежности к высшему классу ирландского общества.

Жестокая смерть

Полиция Ирландии начала заниматься этим делом первой еще и потому, что даже нашедшим оба тела рабочим было очевидно, что «болотных людей» настигла насильственная смерть. Трупы были сплющены, но за это ответственно многовековое давление все увеличивающегося слоя торфа. Однако на сохранившейся голове «клоникаванского человека» с ее столь авангардной прической бросалась в глаза и глубокая рана, расколовшая череп. Эксперты потом нашли на ее краях фрагменты мозгового вещества. Кроме того, имелась и большая рваная рана на переносице, которая вела под правый глаз.

У «Крохана», в свою очередь, нашли проникающее ранение на левой стороне груди.

Дополнительный порез зафиксировали и на его левой руке. По всей видимости, ею он защищался от нападения. В обоих случаях травмы оказались смертельными. Они не шли ни в какое сравнение с тем надругательством, которому подверглись тела уже после смерти. В конце концов специалисты установили, что расчленение не было вызвано работой машины для добычи торфа. Хотя бы потому, что других останков на месте находки так и не обнаружили. То есть обоих мужчин рассекли на две части, а у «Крохана» еще и отрезали голову. С ним вообще обошлись жестоко. В его плечах были сделаны глубокие сквозные прорези, куда продели прутья из веток орешника. Как будто и этого было мало, у обоих мужчин еще и довольно аккуратно отрезали соски.

Весь комплекс данных позволил предположить, что эти убийства, произошедшие в один исторический период, носили ритуальный характер.

Королем быть опасно

Примерно с 800—700-го года до нашей эры в Ирландии несколькими волнами высадились кельты, принеся с собой из Северной Европы и комплекс собственных верований, традиций и привычек. К моменту убийства «Клоникавана» и «Крохана» остров уже оказался разделен на полторы сотни «королевств» — небольших территориальных образований, каждое из которых управлялось собственным вождем. Это не были монархи в более позднем понимании этого слова. Одной из важных их функций являлось обеспечение благоволения богов. Само восхождение на «трон» представляло собой церемонию, обычно проходившую в священном месте (например, на вершине холма) и похожую на заключение брака между вождем и землей, которая становилась ему подвластна.

Это давало свои бонусы. «Король» мог жить припеваючи, не работать, есть мясо, ни в чем не нуждаться.

Состояние найденных в 2003 году «болотных людей» как раз об этом свидетельствовало. На их руках отсутствовали следы физического труда. Даже ногти у Крохана выглядели так, будто ему перед смертью сделали маникюр.

Но когда население сталкивалось с какой-либо катастрофой, особенно продолжительной, во всем виноват оказывался как раз вождь. Затяжная засуха или проливные дожди, приводившие к гибели урожая и голоду, эпидемии смертельных болезней рассматривались как ненадлежащее исполнение «королями» своих прямых обязанностей по заступничеству перед богиней этой земли, его собственной «супругой». И тогда спасение племени виделось в одном радикальном акте.

Жертвоприношение

Естественно, историки не могут дать стопроцентную гарантию истины, но, судя по всему, эта гипотеза является самой достоверной. И «Клоникаванский человек», и «Старый Крохан», скорее всего, были вождями своих народов, столкнувшимися с некой катастрофой. Как ответственных за благополучие подданных, их признали виновниками бедствий. Можно предположить, что жрецы-друиды в таких случаях предлагали принести их в жертву богам в надежде на возвращение плодородия земель или окончание эпидемии.

Те же продетые сквозь руки «Крохана» прутья можно интерпретировать как путы, которыми привязывались животные на пастбище или во время доения.

В данном случае вождя, не выполнявшего свою работу, ими символически «привязали» к земле. А расчленение было сделано для гарантии того, что жертва не воскреснет, не вернется из мертвых. Порталами для общения с потусторонним миром кельты воспринимали как раз болота. Именно их использовали для вотивных даров богам, данных во исполнение некоего обета. Или для захоронения людей, признанных по каким-то причинам опасными для общества – преступников, «ведьм», неудачливых вождей.

Эта версия хорошо соотносится с предполагаемым временем убийства несчастных. «Клоникаванского человека», судя по его последней трапезе, могли убить осенью, приурочив жертвоприношение к Самайну, кельтскому празднику окончания уборки урожая. «Крохана» — наоборот, в конце зимы. Возможно, 1 февраля, когда кельты отмечали Имболк, скорое наступление весны и начало сезона выпаса овец.

Тем более что торфяники, бывшие болота, где нашли наших героев, расположены рядом с кельтскими священными местами.

Тем же самым холмом Крохан, в честь которого получила свое имя вторая жертва. Его использовали для королевских инаугураций. На нем же могли принести жертву, чтобы обеспечить необходимое для выживания племени плодородие земли. Самым ценным из подношений была человеческая жизнь. А самая ценной жизнью – жизнь короля. Судя по всему, два из них, к сожалению, убедились в этом на собственном опыте.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by